Как Израиль построил самую эффективную IT-индустрию в мире

от автора

В мае 2022 года в некоторых СМИ писали, что Яндекс собирается перебраться в Землю Обетованную. Якобы Аркадий Волож написал письмо премьер-министру Израиля Нафтали Беннету с просьбой о переезде штаб-квартиры компании. И хотя осуществить задуманное не получилось, возникает вопрос: а почему именно Израиль?

Возможно, потому что Яндекс понимает, что оказались бы в стране с одной из самых развитых и защищенных IT инфраструктур в мире? Да, пожалуй. Но как получилось, что маленькая пустынная страна с населением всего 9,7 миллиона человек, находящаяся всю свою историю в состоянии войны, смогла в 2021 году привлечь 25 млрд долларов инвестиций в свои IT компании? Давайте попробуем разобраться.

Израиль действительно настолько развит?

Да, безусловно. Причем речь идет даже не об экономике в целом, а именно о науке и технологиях. Например, по данным на 2020 год, Израиль тратил 5,4% ВВП на НИОКР — это самый высокий показатель в мире, в два раза выше среднемирового показателя 2,7%. Для примера, США тратит 3,5% ВВП. Да, в абсолютных цифрах (млрд долларов) эта величина, конечно, больше. Но правильнее тут скорее говорить, что Израиль в целом больше ориентирован на НИОКР и понимает его важность для экономики государства, привлекая в том числе частные инвестиции.

Другой важный показатель — доля занятости работающего населения в высокотехнологичных отраслях. У Израиля этот показатель самый высокий в мире — 9,5% от общего числа работников. Приближается к нему только Ирландия с 9,2%. Для примера, у Великобритании этот показатель 5,5%, у Германии — 5,3%. США не входят в десятку.

Еще в Израиле в IT сфере работает больше молодых людей в возрасте 30-34 года — 14,3% от общего числа занятых в отрасли на 2021 год. За последние 10 лет этот показатель вырос на 4%. Хотя нужно отметить, что доля работников от 45 до 49 лет подтянулась и составляет 11,5% — этот показатель вырос практически в 2 раза с 2012 года.

Эти данные хорошо согласуются с общей тенденцией — больше всего людей стремится получить образование, связанное с программированием и исследованиями.

Как мы отмечали выше, в 2021 году Израиль привлек 25 млрд долларов инвестиций. Больше всего инвесторов интересовали разработка корпоративного программного обеспечения (25,3% от общего объема инвестируемого капитала), финтех (16,9%) и кибербезопасность (13,7%).

Израиль не зря называют «нацией стартапов» — это название придумали Дэн Сенор и Сол Сингер, написав одноименную книгу, посвященную истории развития экономики Израиля. В стране зарегистрировано свыше 7000 стартапов в сфере высоких технологий. В плане такого показателя, как количество стартапов на душу населения, это — с отрывом лучший результат в мире. Причем доля успешных стартапов также высока — за 2020 год появилось 12 «единорогов» (стартапов с капитализацией свыше 1 млрд долларов).

Проще говоря, из-за небольшой площади государства (всего 22 тыс. км2 — например, площадь Московской области 49,5 тыс. км2), компании расположены очень кучно — по большей части, сосредоточены в Тель-Авиве и вокруг него.

Это явление даже получило свой термин — Silicon Vadi (правда, тут нет особой оригинальности — буквально с иврита это переводится как «Кремниевая долина»). На сегодняшний день Израиль занимает третье место в мире по числу компаний, торгующихся на бирже NASDAQ, уступая только США и Китаю. А в стране, кроме местных компаний, работают научно-исследовательские центры мировых IT-гигантов: Microsoft, Apple, Facebook, Google, Cisco и IBM (имеют представительство вообще с 1949 года — практически с начала существования Израиля).

Почему так получилось?

По сути, секрет прост: когда ты стоишь на грани уничтожения, нужно адаптироваться быстрее остальных. С момента образования государства в 1948 году Израиль находился практически в постоянном состоянии войны с арабским миром, которая не прекращается и по сей день. И уже с первых лет появления Израиля туда репатриировалось 690 тысяч человек (так называемая «Алия»), в том числе талантливых инженеров еврейского происхождения.

Давайте проследим основные исторические вехи, как война и технологии шли рядом и позволили Израилю оказаться там, где он есть сейчас. Сразу оговоримся, что это лишь некоторые факты, чтобы сформировать общее понимание.

Этап 1: первый конфликт, первый компьютер (40-е — 50-е годы)

14 мая 1948 года Давид Бен-Гурион провозгласил образование сионистского государства, и на следующий день Лига арабских государств (Сирия, Египет, Ливан, Ирак и Трансиордания) напали на новую страну, не готовую к войне. Причина в том, что западный мир нарушил обещания и не создал в противовес еврейскому государству арабскую Палестину, во исполнение Британского мандата.

За год Израиль сумел переломить ситуацию и победить: в июле 1949 года было подписано мирное соглашение с арабскими странами. К прежним территориям добавилась также Западная Галилея и коридор от приморской равнины до Иерусалима, который изначально должен был отойти арабскому государству. Израиль потерял около 6 тысяч человек, арабы — от 5 до 15 тысяч. Это поражение в войне в истории арабских стран называется «Накба» (дословно — катастрофа).

Еврейский солдат в Хайфе, сразу после ее захвата в ходе войны 1948-1949 гг.
Еврейский солдат в Хайфе, сразу после ее захвата в ходе войны 1948-1949 гг.

Первый президент Израиля Хаим Вейцман в конце 1940-х годов создал институт Вейцмана и захотел, чтобы на кафедре прикладной математики был такой же компьютер, как IAS (его еще называли «машина фон Неймана») в Принстоне. В результате в 1954-1955 годах появился один из первых компьютеров с сохраняемой программой — WEIZAC. Изначальная задача, которую должен был решать компьютер: решать уравнения Лапласа для приливов океанов Земли. Проект курировал американский ученый Джеральд Эстрин, учавствовавший в проекта IAS фон Неймана.

WEIZAC был асинхронным компьютером, оперировавшим 40-разрядными словами. Инструкция состояла из 20-бит: 8-битный код операции и 12-бит для адресации. Для ввода-вывода использовалась перфолента, которую в 1958 году заменили на магнитную ленту. Он проработал вплоть до 1963 года и использовался для численного анализа, атомной спектроскопией и так далее. Еще WEIZAC обнаружил существование амфидромической точки в Южной Атлантике и рассчитал отношения между ядрами гелия и двух электронов. В общем, использовался по полной.

Компьютер WEIZAC в работе
Компьютер WEIZAC в работе

Следующий конфликт был неизбежен, поэтому Израиль начал готовиться. И в первую очередь обратил внимание на потенциал военной разведки: так сначала появилось управление «АМАН», а в нем — секретное подразделение 8200. Поначалу оно использовало устаревшее американское оборудование, но позже задействовало современный WEIZAC для обработки данных военных операций. По сути, с этого началась история взаимодействия высоких технологий и военного потенциала в Израиле.

К слову, подразделение 8200 сейчас — одно из самых продвинутых армейских структур военной разведки в мире. Например, оно причастно к так называемому вирусу «Стакснет», который заразил компьютеры ядерной инфраструктуры Ирана и отбросил их ядерную программу на несколько лет назад.

Интересный стартап: в 1953 году инженер Леви Иссар придумал первый солнечный водонагреватель (бойлер), который позволил существенно экономить электроэнергию израильских домохозяйств. Сейчас Израиль является мировым лидером по использованию солнечных бойлеров на душу населения.

Этап 2: Две больших войны и ГОЛЕМ (60-е — 70-е годы)

В 1967 году состоялась Шестидневная война между Израилем и теми же арабскими странами. Началось с того, что Египет, Сирия и Иордания стянули свои войска к границам Израиля, изгнали миротворцев ООН и заблокировали вход израильским кораблям в Красное море и Суэцкий канал. В ответ Израиль нанес превентивный удар и быстро победил в войне, захватив Синайский полуостров, сектор Газа, Западный берег реки Иордан, Восточный Иерусалим и Голанские высоты.

Израильские десантники у Стены плача в Иерусалиме
Израильские десантники у Стены плача в Иерусалиме

Но результатом войны стали дипломатические проблемы. Основные на тот момент поставщики вооружения для Израиля — Франция и Великобритания — отказались от сотрудничества. Одновременно с этим СССР осудило агрессию Израиля, разорвало с ними дипломатические отношения и начало поставки оружия и техники арабским странам. В 1973 году случилась Война судного дня, в ходе которой Израиль находился на грани поражения, но сумел победить ценой жизней 3000 солдат и крупных потерь танков и самолетов.

Стало понятно, что нужно что-то кардинально менять. И Израиль уже подготовил два пути развития.

Первый путь: в 1959 году было создано подразделение «МАМРАМ», которое позиционировалось как центр вычислительных и информационных систем. В него привлекались как ветераны ЦАХАЛ, так и научно-технические специалисты из смежных отраслей.

Изначально подразделение использовало два типа компьютеров: WEIZAC, и американского Philco. Но в 1963 году институт Вейцмана разработал новый компьютер — «ГОЛЕМ», который стали применять и для нужд армии. ГОЛЕМ имел размер слова 75 бит (в расчетах с плавающей запятой — 64 бит мантисса, 10 бит — экспонента), что на то время являлось мировым рекордом, а его скорость вычислений превышала WEIZAC в 100 раз.

Первая версия компьютера ГОЛЕМ. Позже было разработано еще две версии: Голем-бет и Голем-алеф
Первая версия компьютера ГОЛЕМ. Позже было разработано еще две версии: Голем-бет и Голем-алеф

В 1979 году появилась новая программа для обучения военных специалистов в области высоких технологий — «Тальпиот», которая с некоторыми видоизменения функционирует и поныне.

Результатом научно-исследовательской и конструкторской работ стали уникальные разработки. Например, Израиль создал:

  • первые военные радиоуправляемые дроны с фотокамерой, которые были успешно протестированы в 1969 году, чтобы определить позиции египетских войск на Синайском полуострове. Позже они были модернизированы при участии специалистов из США и активно применялись в войне Судного дня.

  • серия танков «Меркава» собственного производства Израиля, которые появились из-за того, что британцы отказались поставлять свои танки «Чиферин». Эта разработка, которая поступила в производство в 1979 году, стала настоящим символом и гордостью ВПК Израиля и показала, что военные специалисты, ученые и конструкторы могут успешно взаимодействовать друг с другом.

Второй путь: ориентация на сотрудничество с США, а не европейскими странами. В 1975 году между штатами и Израилем был подписан «Меморандум о договоренности» (Memorandum of agreement), согласно которому американцы обязались оказывать евреям экономическую и военную помощь (правда, по некоторым данным, они делали это и раньше).

Официально в период с 1976 по 2001 годы США выделили Израилю беспрецедентную сумму 81 млрд долларов, с учетом как денег, так и военной техники (например, истребителей F-16). Если сравнить эту помощь с годовыми военными расходами Израиля, то получится, что около 25% суммы компенсировалось из американского бюджета.

Истребитель F-16 ВВС Израиля во время военного конфликта в Ливии, 1982 год
Истребитель F-16 ВВС Израиля во время военного конфликта в Ливии, 1982 год

Оба независимых пути — свой собственный и сотрудничество с США — привели к тому, что в 80-е годы военный потенциал Израиля и его технологии стали серьезной силой на Ближнем Востоке.

Интересный стартап: в 1962 году образовалась компания Elron — первый высокотехнологичный стартап компании в Израиле, по сути давшей толчок для всей отрасли. Ее основали бывшие военные, и изначально она производила измерительные приборы для медицины и электроники. Но в 1966 году, при содействии министерства обороны Израиля, на базе Elron появилась компания Elbit Сomputers, занимающейся производством микрокомпьютеров для оборонной промышленности.

Этот тандем армии и частных разработок — классический пример успешных стартапов в Израиле.

Этап 3: Истребитель, спутниковая программа и венчурные фонды (80-е — 90-е годы)

На фоне успехов в разработке танка «Меркава», Израиль решил разработать и собственный истребитель. Проект назывался «Лави» (с иврита — молодой лев). Проект начался в феврале 1980 года, а исследовательские работы — в октябре 1982. В качестве поставщика двигателей выбрали американскую компанию Pratt & Whitney. Всего успели построить пять фюзеляжей самолетов и два опытных образца. Один из них 31 декабря 1986 года впервые поднялся в воздух. Проект курировал министр обороны Израиля Моше Аренс: авиационный инженер, учившийся в Массачусетском и Калифорнийском технологических институтах.

По предварительным расчетам, «Лави» имел лучшие летные характеристики, чем стоящие на вооружении в тот момент F-16, и стоил бы на 70% дешевле. Однако в 1987 году проект резко свернули, поскольку американские военные лоббисты не хотели, чтобы такой крупный заказчик, как Израиль, прекратил закупать истребители США. В знак протеста Моше Аренс подал в отставку. Более 5 тысяч инженеров и ученых, которые участвовали в проекте, остались не у дел: часть из них продолжила работу на министерство обороны, а часть — создала собственные технологические компании.

Прототип самолета «Лави», который так и не поступил в серийное производство
Прототип самолета «Лави», который так и не поступил в серийное производство

Но аэрокосмическая отрасль Израиля продолжила работу. В 1984 году при Технионе — Израильском технологическом институте — появился институт космических исследований «Ашер». Он принялся разрабатывать собственную космическую программу — в результате в 1988 году Израиль успешно вывел на орбиту свой первый спутник «Офек-1». Первоначально они не оборудовались фотоаппаратурой, но уже «Офек-3», запущенный в 1995 году, умел наблюдать за поверхностью Земли и стал инструментом разведки для Армии обороны Израиля.

Ключевым событием, которое повлияло на бум стартапов в Израиле, стал распад СССР. Тяжелая ситуация 90-х годов привела к тому, что суммарно из СССР в Израиль в период 1989-1999 годов перебралось около 890 тысяч граждан, в том числе высокообразованных инженеров и ученых. При том, что тогда население Израиля составляло около 4,5 млн человек. Такой невероятный потенциал нужно было использовать, но при этом быстро трудоустроить так много людей просто невозможно. А экономическая ситуация в стране стала тяжелой.

Репатрианты из СССР ожидают, когда можно будет вылететь в Израиль
Репатрианты из СССР ожидают, когда можно будет вылететь в Израиль

Для этого Израиль внедрил три ключевых инициативы:

Шаг 1. Придумали так называемые технологические инкубаторы для стартапов. Идея в том, что государство выделяет гранты — начальный капитал, а также технологическую и бизнес-экспертизу. В Израиле на тот момент было много образованных и предприимчивых людей с идеями, которые прошли кузницу кадров в армии Израиля. А для того, чтобы реализовывать идею, нужны квалифицированные сотрудники — они как раз приехали из СССР и их нужно трудоустраивать. В результате с 1992 по 2009 год, благодаря технологическим инкубаторам, появилось свыше 1400 новых стартапов.

Шаг 2. На базе армейских программ «МАМРАМ» и «Тальпиот» в 1994 году появилась так называемая школа цифровых профессий, где новобранцев обучают программированию. Выпускники школы, отдав долг родине, могут продолжить карьеру в армии или работать по специальности. Например, выпускники «МАМРАМ» создали такие компании, как Mirabilis (разработчики ICQ) и Check Point (компания с оборотом под 2 млрд долларов, занимающаяся продуктами кибербезопасности).

Шаг 3. В 1993 году Израиль внедрил программу Yozma Funds (в переводе с иврита — инициатива). Она помогала иностранным инвесторам вкладывать средства в израильские стартапы и предлагала страховку, покрывающую 80% убытков, а также налоговые льготы. После внедрения программы результат был потрясающим: венчурные инвестиции за 7 лет, до 1999 года, выросли с 58 млн долларов до 3,3 млрд долларов. К 1999 году Израиль занимал второе место после США по объему привлеченного частного капитала в процентах от ВВП.

Таким образом, с начала 2000-х годов Земля Обетованная уже стала настоящим раем для стартапов и сейчас является одной из самых продвинутых стран в плане IT-индустрии. И нет ничего удивительного, что Яндекс решил (точнее, не решил) перебазироваться именно туда.

Интересный стартап: в 1998 году Габи Идан, который всю жизнь проработал в военной компании Rafael и участвовал в разработке противотанковых ракет, основал компанию Given Imaging. Основное направление деятельности — производство PillCam для эндоскопических исследований. По сути это миниатюрная таблетка, внутри которой камера, беспроводной передатчик, модуль подсветки и аккумулятор. Врач может наблюдать за картинкой в режиме реального времени и исследовать ЖКТ пациента.

А какие сейчас есть крутые IT-стартапы в Израиле?

Вот некоторые знаменитые проекты, о которых многие из вас могли слышать.

Mobileye

Компания основана в 1999 году. Основное направление — это разработка развитых систем помощи водителям, предотвращающих аварии. В автомобиле устанавливается камера, которая следит за происходящим на дороге и подключается к общей системе управления машины. В результате водитель получает предупреждение, если что-то идет не так: превышается скорость, автомобиль отклоняется от полосы движения, появляется препятствие и так далее.

Компания активно развивает технологию автономного вождения и даже презентовала роботакси. К слову, стартап был выкуплен компанией Intel за $15 млрд в марте 2017 года.

Waze

Стартап придумали в 2008 году три программиста: Ури Левин, Эхуд Шабтай и Амир Шейнар. Идея в том, что водители прокладывают маршруты, по которым едут, в бесплатном навигационном приложении. А дальше система собирает координаты через сигналы GPS и направляет водителей по менее загруженным маршрутам, распределяя трафик. То есть меньше вероятность, что вы застрянете в пробке из-за дурацких светофоров или аварий.

Сейчас приложением пользуются больше 140 млн человек, а сам стартап выкупил Google в 2013 году за 1,1 млрд долларов.

WIX

Международная облачная платформа, которая позволяет конструировать сайты и их мобильные версии на HTML5 с помощью инструментов drag-and-drop, как конструктор. Сервис придумали в 2006 году Авишайем Абраами, Надав Абраами и Гиорой Каплан. Штаб-квартира расположена в Тель-Авиве. На текущий момент рыночная капитализация составляет около 3,7 млрд долларов.

Делитесь в комментариях, какие вы знаете интересные IT-стартапы из Израиля.

Компания EvaTeam заменяет экосистему Atlassian в России. EvaProject — замена Jira. EvaWiki — замена Confluence. И EvaServiceDesk — замена Jira Service Management. Бесшовная интеграция между продуктами.


ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/company/evateam/blog/712954/


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *