Учебные стенды, незаметная империя по их производству: ответы на самые частые вопросы (и про деньги тоже)

от автора

image

Наверное каждый, кто учился на какую-либо техническую специальность, выполнял лабораторные работы на учебных стендах, где нужно было применить свежеполученные знания и показать преподавателю, что ты не спал на его лекциях. Штука эта нужная и полезная, так как явно не стоит подпускать к реальному оборудованию толпы необученных парней (и иногда девушек, бывает и такое, все ж надо кому-то быть старостой). Лабораторный стенд же позволяет проверить знания и обучится в условиях безопасных, но в достаточной степени приближенных к боевым, должным образом имитируя все процессы, которые должны быть сымитированы.

image

Учебный стенд во время проведения лабораторной работы

Функционально их существует много всяких и разных, но дизайн у всех считай один – и это неспроста. Я даже больше скажу, если вы учились на инженера и выполняли советующие лабораторные работы в последние 10 лет, есть очень и очень немаленькая такая вероятность, что делали вы это за стендом моей сборки. У нас на всю нашу необъятную страну вообще всего две по-настоящему крупные фирмы, что делают эти стенды, и мне посчастливилось довольно значительное время поработать в одной из них. А теперь, соответственно, повезло иметь возможность рассказать вам про особенности этого уникальной для инженера профессии: делать учебные материалы для других инженеров.

I. Импортозаместили и перезаместили.

Есть, значится, целая легенда о том, как на земле русской появились два титана по изготовлению и продаже учебных стендов.

Долгое время каждое учебное заведение решало проблему нехватки практического учебного материала по-своему: кто-то покупал за границей проверенное и хорошее, пока другие делали сами как умели, а некоторые и вовсе решали вопрос радикально, т. е. не делали вообще ничего – нету и нету. И вот мой родной университет в далекие да бородатые годы решал этот вопрос покупкой готовых стендов из Германии, весьма хороших, надо сказать. Но малых количеством.

image

Вот эти ребята из Германии. Те, что синие.

Довольно быстро зарубежных стендов стало не хватать, и была дана команда сотрудникам университета разобрать один из купленных экземпляров, внимательно изучить зарубежный опыт, а потом собрать таких же, но уже своих собственных элементов.

image

Не украли, а изучили чужой опыт и вдохновились.

С задачей удалось справиться и получить на выходе результат не хуже, а в чем-то даже и лучше: не стыдно людям показать, не стыдно даже выставить на продажу.

Спустя какое-то время ведущий разработчик всего этого дела подумал, что он мог бы вести и собственное дело, а не чье-то другое, собрал вещи и пошел воплощать эту идею в жизнь. Воплотил удачно, и так появилась вторая большая фирма. Но и изначальная фирма без него тоже не пропала: нашлось, кому подхватить упавшее знамя и сделать не хуже, чем раньше.

С тех пор оба народа жили в мире и кроме этих двух фирм других в России, считай что, и не было. И не потому даже, что большие и злые ведущие компании давили любую наметившуюся конкуренцию. Им и не нужно, так как сборка учебных стендов куда более сложное дело, чем оно кажется на первый взгляд, и с наскоку в этот бизнес не вскочишь. Сейчас, конечно, уже есть и другие мелкие фирмочки, которые смогли таки удержаться на плаву и продолжают работать, но ни по объемам, ни по качеству (во всяком случае, из всего того, что видел лично я), к двум титанам они даже близко не подобрались.

II. Сложности бизнеса

У любого желающего открыть подобное предприятие сразу же возникает несколько проблем, и самая первая из них – сезонность у заказчиков. Не буду говорить, что в 100% случаев, но скажу правду – в 99% случаев заказчики это какие-то университеты, институты, колледжи, техникумы и другие всевозможные учебные заведения. И все они, за редким исключением, первую половину года заняты выбиванием бюджетов, получением бюджетов, освоением бюджетов и т. д., так что до непосредственно заказов они добираются лишь во второй половине года. Ну и соответственно первые 6 месяцев в году надо платить инженерам, которые почти не работают, их оклад, а во вторую половину года доплачивать им за переработки.

image

Примерно так инженера по сборке стендов и зарабатывают тяжким трудом свои 30 000 в месяц каждое первое полугодие.

При этом большие фирмы могут себе позволить держать детали и элементы про запас, пополняя склад по мере надобности. Если же собирать стенд с нуля, то на заказ всего необходимого для начала сборки может в легкую уйти целый месяц, а некоторые позиции может быть еще и проблематично найти – опять же сезонность, надо сразу и всем.

Набрать толковый штат инженеров тоже может быть проблематично, о чем мы подробнее поговорим чуть позже. Сейчас же скажу, что познания для сборки стендов нужны несколько специфичные: ты не знаешь углубленно никаких областей приборостроения и электротехники, но при этом знаешь всё по чуть-чуть. Переманить готовых специалистов будет проблематично, так как платят в крупных фирмах неплохо, плюс там есть и большой такой бонус в виде зарубежных командировок. Ездить приходится, как правило, в страны СНГ, где цены ниже, но командировочные выдают как при любой другой поездке за рубеж, то есть щедро. Чувствуешь себя королем в эти дни просто.

image

Инженер во время командировки в странах СНГ.

Еще в последнее время на рынке появились новые конкуренты – сами производители определенного оборудования. Они занимают довольно узкий сектор потребителей конкретно их оборудования, но зато занимают так, что никто другой туда уже не влезет.

Так, например, НПП «ЭКРА», делающая терминалы релейной защиты, сейчас поставляет и учебные стенды к этим терминалам. И в теории мы могли бы собрать такие же стенды, но для этого нужны будут определенные уникальные элементы, которые производит, конечно же, только сама «ЭКРА». Наши попытки заказать у них эти элементы успехом не увенчались: они сразу же поняли, что мы пытаемся сделать им конкуренцию, и в продаже отказали.

image

Учебный стенд РЗА 6-35 кВ.

В будущем, я полагаю, это будет все более частая история, и со временем каждый крупный производитель будет выпускать собственные обучающие стенды без возможности скопировать их на стороне.

Однако новые фирмы все же появляются. Как правило, их создают вчерашние инженера из крупных фирм, иногда с какими-то определенными приключениями. На моей памяти у нас ушел один такой инженер в свободное плавание, хотя ушел тут не совсем корректное слово, конечно. Этот предприимчивый товарищ сначала перетащил на свою свежесозданную фирму нашего клиента, а впоследствии собрал для них заказанные стенды с использованием наших же деталей с нашего же склада, не стесняясь просить товарищей о помощи тут и там. Когда эта предприимчивость вскрылась, то полетели головы. Фирма у этого ушлого товарища, кстати, в итоге не взлетела.

III. Не монополист, а ответственный исполнитель

Вам, наверное, любопытно, а насколько это дело вообще выгодное. Отвечаю: достаточно выгодное, чтобы один только отдел энергетики составлял 50 инженеров, и это без учета руководителей и монтажников. Количество отделов также велико, по одному на каждое техническое направление в общем-то. Однако за количество персонала в других отделах я ничего не скажу, так как не знаю – лично не видел, лично не пересчитывал. Сами отделы же делятся на отдельные лаборатории, и в нашей вот, не считая меня, было еще два инженера, начальник лаборатории, и 4-5 человек монтажников.

Монтажники вообще народ преходящий и представляющий собой студентов на подработке. Так как лаборатории обычно располагаются в стенах технических образовательных учреждений, а платят им относительно неплохо, то недостатка в монтажниках обычно нет. Плюс там свободный график, рабочее место предоставляют, приходи и работай когда хочешь и сколько хочешь. Некоторые, как я знаю, начинают лекции прогуливать ради этой подработки, и потом под конец месяца получают до 40 000 на руки, что для провинциального студента второго курса весьма неплохие деньги. Из тех монтажников, кто хорошо себя показал и кому оно интересно, потом и набирают уже инженеров.

Условный средний стенд в сборке продается за сумму в три раза большую, чем стоили его составные элементы по-отдельности. А на его сборку, если собирать всей командой, уходило 3 дня.

image

Пример большого стенда.

Простой маленький стенд собрать можно и за день, большой и сложный – за неделю, но тут сразу сделаю ремарку и добавлю, что мы говорим про такой сферический стенд в вакууме. Бывало и такое, что размер вроде был маленький и оборудования внутри немного, но собирать приходилось долго из-за определенных специфических условий и пожеланий заказчика.

image

Пример маленького стенда, собранный вашим покорным слугой от и до.

Также после сборки и пусконаладочных испытаний еще нужно потратить время на написание сопроводительной документации, её обычно пишут преподаватели университета, в котором расположена лаборатория по сборке: кандидаты и иногда даже доктора наук. Причем пишут честно, я бы даже сказал дотошно, без обмана. Если заказчик покупает что-то стандартное и типовое, то оно стоит подешевле, а если хочет странного и уникального – дороже.

image

Работа в процессе, лицевые панели перед сборкой.

Так как суммы заказов обычно значительные, да ещё и на бюджетные средства, то всё проходит через контрольные закупки и разыгрывается в честном конкурсе. Выглядит честный конкурс зачастую так: заказчик приходит к тому исполнителю, который должен будет в конкурсе победить, и этот исполнитель сам составляет конкурсное ТЗ. В итоге с одной стороны вроде никакой конкретики в ТЗ и не написано, антимонопольной службе не к чему придраться, а с другой стороны как-то оно так получается, что всем условиям конкурса соответствует всего одна фирма в стране.

image

Готовый к сдаче стенд по нашему собственному ТЗ.

Хотя в целом заказчик может и сам ТЗ написать. Зачастую так и делают, когда пожелания у них какие-то интересные, и им в целом подойдет любой, кто сможет их выполнить, ну или если хотят провести честный конкурс и взять того, кто честно подойдет под все условия с минимальной ценой. Попытка провести честный конкурс зачастую оканчивается тем, что тендер выигрывает маленькая фирма, которая может с горем пополам собрать то, что требуется по ТЗ, но довольно далекое от того, что реально нужно заказчику.

Один наш старый клиент однажды решил сэкономить и обратился к маленькой конторе, к тому самому ушлому товарищу, что делал заказ из чужих деталей и потом свалил в закат. Так вот, результаты его работы соответствовали ТЗ в лучшем случае номинально, работало все кое-как, но работы у него таки приняли и расплатились, а потом уже позвали нас, чтобы мы прибрали этот бардак. Мы посмотрели и увидели, что оно проще и дешевле будет новые стенды с нуля сделать, чем пытаться что-то путное сотворить с результатами трудов бывшего коллеги, но заказчик повторные траты на одно и то же выделить не смог. В итоге те стенды у них там так и пылятся где-то, сделанные и оплаченные, но по итогу бесполезные.

Бывает и такое, что пишут ТЗ под какие-то иностранные фирмы, но мы коварно влезаем и выигрываем этот тендер. Заказчик такому исходу событий, как правило, не рад.

image

Первая встреча с заказчиком после победы в тендере, заточенном под иностранную фирму.

Но деваться некуда, работаем, после чего нашу работу крайне придирчиво оценивают. С гордостью могу сказать, что таких заказчиков на моем веку у нас было двое, оба в итоге остались довольны и стали потом нашими постоянными клиентами.

Но дотошные приемки все же скорее исключение, чем правило. Заказчиками почти всегда выступают учебные заведения, оплачивающие работу на выделенные деньги, и потому они практически не могут не принять итоговый результат. Если он не примет работу, то он за нее не заплатит, а значит не израсходует выделенный ему бюджет и в следующем году по этой причине бюджета ему выделят меньше. Поэтому различные ВУЗы очень осторожны в выборе исполнителя, и предпочитают работать с крупными, проверенными фирмами.

IV. Что день грядущий нам готовит

С одной стороны, перспективы у производителей учебных стендов самые радужные: инженеров по-прежнему нужно учить, будущим инженерам по-прежнему нужно на чем-то учиться, а значит спрос будет всегда. Крупные производители оборудования с собственными стендами и маленькие фирмы с маленькими заказами отрезали свой кусок пирога, но пирога все еще осталось много, и он все ещё очень вкусный.

Быть инженером в одной из таких крупных фирм тоже достаточно приятно как в прошлом, так и в настоящем, да и наверное в будущем. Существенную часть зарплаты там составляют премии за работу, и тут, конечно, влияет сезонность, да и года бывают разные, но в целом по доходу там все хорошо. За восемь лет работы в свой худший год я получал столько же, сколько и средний инженер по области, а вот в лучший год – в два раза больше. Плюс командировки по нашей необъятной, но такой разной и красивой родине, и также весьма недурственному ближнему зарубежью.

Но есть и минусы.

В первую очередь это довольно низкий карьерный потолок. Добраться до должности инженера относительно несложно, но вот выше тебя только начальник лаборатории, и эту позицию можно занять лишь подсидев текущего начальника, что как-то некрасиво, либо же через создание нового направления в разработке стендов, что бывает нечасто. Последняя такая инновация была в идеи создания виртуальных стендов, например. Выше начальника лаборатории же не подняться в принципе, так как дальше уже пошли владельцы фирмы и ещё один владелец им там точно не нужен.

image

Именно так и ощущается попытка получить повышение выше инженера.

Второй минус заключается в том, что знания в ходе работы ты приобретаешь весьма широкие, но вот очень и очень неглубокие. Нет профильного образования и, что ещё важнее, нет профильного коллектива, который мог бы этому научить. По большей части мы сами чего-то наковыряли, вычитали на форумах, книжки умные почитали – это и знаем. Сборщик стендов по итогу знаком с электротехникой, пайкой, трассировкой печатных плат, программированием, проектированием деталей, пуско-наладкой и т. д. и т. п., но при этом ни в какой из этих областей он не разбирается достаточно, чтобы потом по этому направлению найти себе работу. То есть устроиться то будет можно, но на стартовую позицию или не сильно далеко от нее. А начинать всё сначала в 30-40 лет, я по опыту скажу, уже как-то тяжеловато. И производство учебных стендов это стабильное производство, конечно, но с другой стороны, что в нашей стране есть действительно стабильного? Может так случится, что ты не захочешь, но тебе придется в какой-то момент начинать всё сначала.

Особенно это актуально в связи с растущей популярностью виртуальных стендов.

image

Пример виртуального стенда с сайта одного из производителей. Будущее уже близко.

Они, по понятным причинам, дешевле в производстве, и при этом куда прибыльнее – сделал несколько разных функциональных блоков и потом собирай из них что нужно, как в конструкторе, да продавай людям ключи доступа. И наблюдая рост цифровых технологий в последнее время, лично я склонен считать это направление весьма перспективным для производителей. И угрожающим для инженеров по сборке.

Однако в заключении я хотел бы отметить, что за восемь лет работы я не могу сказать что-то плохое про своего бывшего работодателя, все было хорошо, в худшем случае – нормально. И хотя сам я там более не работаю, но с благодарностью вспоминаю прошедшие годы.

И если вы прямо сейчас еще получаете какое-то инженерное образование, то рекомендую поспрашивать в своем ВУЗе по поводу лаборатории сборщиков учебных стендов – они много где есть, и туда вполне реально попасть монтажником хоть с первого курса. Это комфортная работа за приличные, особенно по студенческим меркам, деньги, а также возможность пощупать разные стороны инженерного дела и, возможно, понять к чему у тебя лежит душа, а дальше уже как пойдет. Возможно, твоя душа лежит к сборке стендов, кто знает.


ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/company/timeweb/blog/713438/


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *