В июле 2016 года мы с коллегами ездили на VK Fest в Санкт-Петербурге. На площадке у Финского залива было много крутого и интересного в сфере VR/AR, 3D-моделирования, проектирования, социальных сетей и сообществ, Мегафон выкатил прикольный музей мемов, на локальных полянках проходили лекции уникальных спикеров. Казалось бы, достаточно впечатлений, но их все затмил Pokémon Go: забыв обо всём, окружающий мир ловил покемонов на площадях, в парках, в переходах метро, на вокзалах, — толкался, падал, врезался в живые и неживые препятствия… «Мир не будет прежним», — проносилось в голове. Конечно, мир быстро стал прежним. Ну, как минимум до марта 2020 года. Что не отменило сияющих сверхновых от мира технологий.
Самое время вспомнить приложения, которые были на пике интереса и канули в технологическую лету.
Pokémon Go
Сверхпопулярная игра с элементами дополненной реальности от компании Niantic, которая покорила рынок (достигла 10 млн скачиваний) почти в три раза быстрее рекордсмена Angry Birds 2. Игроки смотрели на мир сквозь камеру смартфона и ловили покемонов всех видов и мастей. Как и любое приложение, завоевавшее сверхпопулярность, игра подвергалась гонениям со стороны органов власти и общества: кого-то смущала работа с персональными данными, кого-то — многочисленные травмы и ДТП с участием «увлечённых» пешеходов. Игра потеряла популярность буквально за 3-4 месяца, однако отдельные фанаты продолжали ловить покемонов довольно долго.
-
Pokemon Go: давайте без истерик разберем вирусную PR-кампанию продвижения этого приложения. ver 2.0
-
Будущее безопасности мобильных приложений, или чему нас могут научить покемоны / Хабр
Vine
Приложение для создания шестисекундных роликов практически не было самостоятельным с точки зрения бизнеса, Twitter его купил ещё до массового выхода на аудиторию, в 2012 году. Рынок увидел Vine в 2013 году, оно быстро стало популярным и чем-то напоминало известные нам кружки Телеграма. «Вайны» стали социокультурным явлением и породили первый «слой» видеоблогеров, которые использовали термин «вайн», даже когда популярность сервиса ушла в прошлое. Вайном пользовались журналисты, полицейские, политики, простые граждане для различных трансляций. Сервис продержался более двух лет, накопив почти 40 млн. роликов (для 2015 года это ого!). Увы, Instagram и Snapchat не оставили Vine шанса — хотя разговоры о нём в контексте стратегии Твиттера периодически и всплывают.
GetContact
Хитро-подлый сервис, который показывал (и до сих пор показывает), как вы записаны у ваших знакомых в телефоне. Между тем, информация о контактах пользователей могла легко передаваться разработчикам и формировать актуальную и мощную телефонную базу. Это, пожалуй, обладатель самой короткой славы: популярность приложения сдулась в считаные дни, хотя оно до сих пор переживает «полезные» релизы, заявляет о 400 млн пользователей и используется для слежки со стороны рассерженных членов семьи и любопытных коллег. Впрочем, для 2023 года так себе инструмент социальной инженерии.
MSQRD
Помните милые и страшные морды животных на лицах ваших знакомых в сториз и онлайн-трансляциях? Знатный был маскарад! Приложение белорусских разработчиков позволяло пользователям накладывать на лица «маски» в режиме реального времени. По итогам 2016 года MSQRD вошло в пятерку самых популярных приложений в Google Play, а в конечном итоге его купил Facebook* (а некоторые его следы до сих пор можно найти в Instagram*).
Periscope
Ещё один проект, купленный Twitter до публичного запуска. Ультрапопулярное, взлетевшее приложение для частного стриминга: пользователь мог вещать в прямом эфире и получать различные реакции к своему видео. На короткое время Periscope переплюнул по регистрации все остальные социальные сети, но, проложив путь доступным и простым стримингам и микростримингам, не выдержал конкуренции и стал терять аудиторию. С 2021 года считается официально закрытой социальной сетью.
-
Periscope поделился статистикой в честь года с момента запуска сервиса
-
Команда Twitter запустила сервис стриминга 360° видео в своем приложении Periscope / Хабр
-
Twitter за неделю закрыла два приложения — Periscope и Squad
Clubhouse
Клабхаус — это даже не наше с вами вчера, это наше с вами «час назад». Аудио социальная сеть скрасила начало ковидного ада, самоизоляции и отчасти именно в силу такой ситуации стала сверхпопулярной. Ребята неплохо начали: призвали знаменитостей и инфлюенсеров, сделали ограничение для пользователей смартфонов на Android (изначально приложение вышло только для iOS), предложили инвайтную систему (поэтому и довольно медленно набирали пользователей — 600 тыс за 9 мес). Атмосфера изысканности, элитарности и интеллекта делала своё. Однако аудио формат быстро наскучил пользователям, выступления в комнатах стали недоступны из-за поведения участников (до «простых смертных» просто не доходила очередь), в итоге Clubhouse остаётся нишевой социальной сетью, своеобразным клубом по интересам.
-
От экрана к звуку»: аудиосоцсети рвутся к глобальной аудитории, но пока получается так себе
-
Аудиосоцсети только-только вошли в тренды, но уже успели всем надоесть — обсуждаем ситуацию
-
Петербургский разработчик сделал неофициальный Android-клиент Clubhouse / Хабр
-
Предприниматель Андрей Андреев утверждает, что придумал сервис аудиоэфиров Stereo ещё до Clubhouse
Prisma
Приложение, которое добралось даже до самых стойких: нет-нет, да все мы смотрели на себя в исполнении Ван Гога, в виде мозаики, в чёрно-белой штриховке и т. п. Рисовала, конечно, нейросеть — причём делала это очень даже неплохо. За шесть дней российская Prisma набрала 10 млн пользователей — ей на это понадобилось на один день меньше, чем Покемонам. За два месяца приложение обработало более миллиарда фотографий. Интерес к приложению тоже оказался недолгим, но оно породило целую плеяду приложений на нейросетях и отчасти — целую индустрию разработки масок и фильтров для фотографий.
Foursquare
Один из долгожителей, который активно наращивал пользователей с 2009 до 2013 года, но остановился на своих заслуженных 50 млн. Гибрид социальной сети, геоинформационного сервиса и сервиса рекомендаций, он помогал выстраивать маршруты путешествий, находить друзей и прикольные места на карте. Каждый пытался опередить друзей и стать «мэром» места — интерактивная составляющая заставляла чекиниться с неменьшей старательностью, чем прикладывать пропуск к СКУД в офисе. После 2013 года 4sq перестал наращивать активную базу, затем попытался делегировать функции «чекина» сервису Swarm, но история не взлетела. Надо ли говорить, сколько было споров, дискуссий и подозрений, связанных с 4sq — как минимум, каждый хотел зачекиниться на территориях с особым режимом охраны 😉
Plague Inc.
Просто игра, которая была. В игру играли, но особой легендарностью за 8 лет существования она не обросла. Всё просто: в 2020 году у «чумной» игры случилась масштабная пиар-кампания под кодовым названием «Пандемия COVID-19», интерес возрос до небес. Впрочем, довольно скоро он вернулся к своим нормальным значениям.
Аура от Яндекса
В 2019 году состоялся совершенно неожиданный запуск социальной сети «Аура» от Яндекса. Другие социальные сети гудели в попытках найти инвайт, самые ушлые пользователи заводили дополнительные аккаунты на Яндексе, чтобы получить побольше приглашений. «Аура» обещала стать местом общения по интересам, дать новые инструменты для развития личного бренда и создать настраиваемую ленту новостей и публикаций, исходя из интересов пользователя на территории без мата (он прикольно цензурировался) — очевидно, что для 2019 года концепция была запоздалой. Чуть позже была предпринята попытка сделать «Ауру» открытой и десктопной, но и она оказалась не совсем успешной — социальная сеть вскоре закрылась.
Хорошо помню первый суматошный день выхода «Ауры» — потому что именно я тогда написала её первый и единственный обзор на Хабре (я с такой скоростью не тестировала даже хотфиксы в телекоме). Вторую статью написала тоже я, а вот о закрытии рассказал уже мой коллега — чуть менее, чем через полтора года.
ЯRUS
ЯRUS был создан задолго до ограничений, наложенных на часть социальных сетей, и развивался ни шатко, ни валко — в IT среде и на Хабре проскальзывали какие-то интервью и даже полноценная новость-обзор, но особого интереса не было. Вспышка случилась в момент блокировки Instagram*, тогда часть запросов уходила прямо на новость на Хабре, судя по дикому приросту просмотров. Однако, похоже, любви не случилось — сеть существует, но без ярких событий и релизов. Всё же, наверное, время социальных сетей формата дружба-лента-нетворкинг уходит в прошлое.
-
ЯRUS — в России появилась новая социальная сеть (или лента?)
-
Рекомендательные системы: как алгоритмы ЯRUS подбирают пользователям новости / Хабр
Конечно, это только некоторые сервисы, о которых можно вспомнить. Есть и другие, некоторые из которых заслуживают целых статей: например, Google Wave и Google+ (а раз заслуживает, значит, на Хабре точно есть: Обзор Google Plus и Почему провалилась соцсеть Google+), Google Hangouts (который переродился во вполне достойный Google Meet), FaceApp и проч.
Можно поговорить о мессенджерах, но здесь есть картинка вместо тысячи слов:
Почему умирают приложения?
Ответить однозначно на вопрос не получится, но в целом несколько предпосылок выделить можно.
-
В мире работает модель быстрого потребления: интерес к продукту или технологии вспыхивает и угасает стоит аудитории наиграться. Вы можете заметить, что в наш дайджест попали сервисы для частных пользователей — как раз той массы аудитории, которая следует трендам и моде, не задумываясь о рациональном потреблении (особенно в виртуальной среде). В сфере бизнес-приложений всё несколько иначе: рынок переполнен долгожителями вроде Act! CRM (который помнит Rolodex), 1C, Salesforce и т. д. У бизнеса на таких системах завязана IT-инфраструктура и оперативная работа, а у пользователей не завязано ничего: даже если пропадёт медиа контент, снимут новый.
-
Приложение быстро перестаёт быть интересным разработчикам и инвесторам — как только снижаются темпы роста аудитории и, как следствие, доходность.
-
Некоторые разработчики «соскакивают» с проектов, осознавая, что их продвижение, содержание, обслуживание и поддержка — большой и дорогой геморрой. Особенно часто основателей пугают проблемы с мощностями и информационной безопасностью, за соблюдением которой привередливо и почти маниакально следят пользователи, хакеры и государство(а).
-
Приложение может быть первым, но не выдержать конкуренции: например, у того же Twitter или VK есть неограниченные ресурсы для разработки, и любой самый талантливый частный проект будет либо поглощён, либо с успехом подавлен «аналогом».
Но все перечисленные приложения, как и многие другие, оставляют огромный опыт, прокладывают путь новым решениям и меняют рынок, спрос, потребителей и разработчиков. Они предъявляют новые требования к инфраструктуре, управлению нагрузкой, безопасности и масштабированию. Возможно, для аудитории ничего и не меняется, но меняется ландшафт IT, и эта роль гораздо важнее миллиарда фоточек с собачьими ушками.
Сейчас мы с вами живёт внутри эры нейросетей, взлёта ChatGPT, Midjourney, GPT-4, DALL-E и др. Кажется, что это эпоха большого перелома: такой искусственный интеллект востребован и пользователями, и компаниями, а значит, есть множество векторов развития. Предсказать будущее этих технологий сложно: они могут через год попасть в такой же дайджест, а могут написать его сами. Всё зависит от степени сложности ИИ, готовности разработчиков вкладываться в развитие, а аудитории — находить ценные и долговременные кейсы использования. Хорошо, что сейчас не нужно долго ждать, чтобы увидеть будущее.
*принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ
ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/post/724814/
Добавить комментарий