Советская космонавтика — действительно удивительная часть нашей истории. За сценой, на которой происходили великие достижения, скрывался целый клубок личных амбиций, дрязг, интриг, а также курьёзных случаев. Как это часто бывает, происходящее за кулисами не может не отражаться на действии на сцене. Классический пример — проигрыш в лунной гонке, который не в последнюю очередь произошёл, из-за того, что ключевые фигуры космонавтики перессорились между собой.
Однако речь сегодня пойдет о другой истории, когда желание взять реванш у американцев любой ценой привело к фактически захвату проекта одного КБ другим и чем это в итоге закончилось.
“Алмаз” — орбитальная станция, создаваемая ОКБ-52 под руководством Владимира Николаевича Челомея. Старт проекту был дан в середине 60-х годов. Стимулом для создания станции были неограниченные возможности для разведки из космоса, которые начали осознавать ведущие мировые державы. Вся станция была построена вокруг уникальной шпионской аппаратуры, жемчужиной которой был фотоаппарат «Агат-1». По сути своей — это телескоп с диаметром зеркала 1.9 метра, который смотрел не на далекие галактики, а на авианосцы вероятного противника в мировом океане.
Просто для справки и понимания крутости “Агата” — диаметр зеркала телескопа “Кеплер” — 1.4 метра, а “Хаббла” — 2.4. Причем все эти аппараты были запущены десятилетия спустя после “Алмаза”!
Естественно, для своего времени это была сложнейшая аппаратура, а это лишь один из примеров устройств, которые хотели установить на станцию. Из-за этого разработка “Алмаза” продвигалась небыстро. Но постепенно все технические проблемы решались, а станция медленно, но верно двигалась к летным испытаниям.
Но грянул гром с небес. Прям таки из космоса. С Луны, если совсем конкретно. 21 июля 1969 года Нил Армстронг впервые ступил на поверхность Луны, прервав серию побед Советского Союза в космосе. Национальной гордости и мировому престижу СССР был нанесен сильнейший удар. А на горизонте замаячил следующий. В Штатах активно велась разработка орбитальной станции Skylab. Отрасль получила недвусмысленный сигнал — допустить первенство США в этом направлении было нельзя!
Все взгляды пали на “Алмаз”, не первый год разрабатывавшийся в цехах ОКБ-52. Правительство требовало любой ценой ускорить разработку станции, даже за счет демонтажа части целевого оборудования. Наиболее радикальное предложение внес Константин Петрович Феоктистов — один из ведущих специалистов “Королевского” ОКБ-1. Он предложил изъять у ОКБ-52 уже готовые корпуса “Алмазов”, ударными темпами допилить её напильником, выбросив то, что не было готово, и начинив её оборудованием от космического корабля “Союз”
Естественно, подобное предложение встретило сопротивление у Челомея, однако у Феоктистова было два туза в кармане — прямая линия к министру обороны СССР Устинову, которому он пообещал доделать станцию за год, а также приближающееся столетие со дня рождения Ленина, которое не могло не быть отмеченным. Феоктистов добился своего. Правительство постановило передать восемь корпусов орбитальных станций в ОКБ-1. Впоследствии Челомей назвал этот акт «пиратским набегом на его остров».
Что же ОКБ-1 сделало с корпусами «Алмазов»? Станцию срочно полностью переделали, оставив только гермокорпус, да и то не весь. Всю внутреннюю компоновку выкинули на мороз, взамен спешно сделав новую. К станции приклепали агрегатный отсек от “Союза”, который несложно заметить на приложенном к заметке рисунке. Спереди к зоне малого диаметра пририсовали переходный отсек на базе верхней ступени ракеты УР-100. Антураж завершали два комплекта неповоротных панелей солнечных батарей от “Союза” и другие системы корабля.
Для переделки, естественно, нужны были не только корпуса, но и конструкторская документация. По указанию Устинова, они были переданы в ОКБ-1. Спешка была такая, что на скопированных чертежах, на основе которых доделывали станцию, даже не вычистили старые подписи.
Но самое печальное, что несмотря на рэкет, спешку, срезание углов и работу круглые сутки и без выходных — сроки по созданию станции были благополучно сорваны. К столетию Ленина — старт не состоялся. В космос станция полетела лишь 19 апреля 1971 года, опоздав почти на год. Первоначально станцию хотели назвать “Заря”. Такая надпись даже была нанесена на корпус. Однако в последний момент вспомнили, что уже есть спутник с таким именем, запущенный КНР. Тогда станция получила своё новое название, уже оставшееся в истории — “Салют-1”.
Несмотря на то, что американцев действительно удалось опередить, судьба у орбитальной станции оказалась проблемной. Первая экспедиция к ней провалилась из-за неисправности стыковочной системы. Экипажу «Союза-.10» пришлось безрезультатно возвратиться на Землю. А следующая экспедиция на станцию стала одной из самых известных за всю историю Советского космоса, но, к сожалению, по трагическим причинам. Экипаж Добровольского, Волкова и Пацаева после 24-х суток пребывания на “Салюте” погиб при возвращении с орбиты из-за разгерметизации спускаемого аппарата. Космонавты, не имевшие скафандров, задохнулись.
А что «Алмаз»?
Вопреки тому, что программе был нанесен сильнейший удар Челомей приложил неимоверные усилия к её возобновлению. Ему это удалось. 28 мая 1973 года на стартовый стол была вывезена ракета со станцией «Салют-2», которая на самом деле была первым «Алмазом». По программе было выполнено три пуска станций, в которых нашлось место полетам космонавтов на пылесосах, стрельбе на орбите из авиационной пушки и случайным звонкам обычных советских граждан в космос.
Но это уже совсем другая история…
Автор: Фёдор Васильев
ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/articles/823088/
Добавить комментарий