В конце лета этого года ГК «Роскосмос» заключила госконтракт с Институтом медико-биологических проблем (ИМБП) РАН на отработку технологий освоения космического пространства для пилотируемых миссий. Это был первый прямой заказ на научно-исследовательские работы, составленный «Роскосмосом» в отношении ИМБП РАН. О контракте, направлениях исследований, новых разработках и перспективах дальних космических полётов в материале «Роскосмоса» рассказал Олег Орлов — директор ИМБП, академик РАН и доктор медицинских наук. Выбрали главное.

Работы по контракту должны завершиться до 2025 года. Особое внимание в нём уделяется вопросам управления радиационным риском при осуществлении полётов за пределы магнитосферы Земли. Также высокое значение имеет развитие бортовых систем поддержки принятия решений и обеспечения деятельности экипажа, которые исследователи называют «интеллектуальным телемедицинским контуром», и биологические системы жизнеобеспечения, которые по мере удаления от Земли должны стать самодостаточнее.
Олег Орлов выделил ещё несколько направлений, в числе которых оказалось продолжение работ по искусственной гравитации, а также новые для ИМБП РАН направления: изучение гипомагнитного риска полётов за пределы магнитного поля Земли и «поисковый» раздел определения возможности использования некоторых нетрадиционных подходов к развитию технологий перспективных систем гибернации. В вопросе об изучении гибернации Орлов указал, что исследователи в работе обратили внимание на некоторые практики традиционных религий.
«Исследования, которые помогут ответить на этот вопрос, а главное — подсказать механизм и инструмент воздействия на него, ведутся. Всем хорошо знакомы аналоги такого состояния в природе – зимняя спячка некоторых видов животных. Мы же обратили внимание на некоторые практики традиционных религий. Изучая совместно с представителями этих школ физиологические процессы, происходящие во время их духовных практик, мы рассчитываем найти подсказки для дальнейших исследований в области искусственной гибернации», — отметил Орлов.
На вопрос о роли Российской орбитальной станции (РОС) в исследовании Орлов заявил, что РОС «позволит моделировать в какой-то части условия межпланетных миссий, станет своеобразной лабораторией для испытаний новых технологических элементов перспективных систем». При этом учёный отметил, что проведение медико-биологических исследований требует постоянного присутствия экипажа на борту станции. Для РОС выбрали солнечносинхронную орбиту высотой 372 км от Земли и наклонением 96.9° (на первом этапе 334 км и 96.8°), что менее безопасно для экипажа, чем на МКС, из-за повышенного уровня радиации. Таким образом, станцию планируется сделать посещаемой, а не постоянно обитаемой.
Орлов рассказал, что на текущий момент активно обсуждается тема внедрения генных и клеточных технологий в отбор космонавтов.
«Воздействия на отдельные органы могут иметь достаточно широкую палитру, например в вопросах радиационной безопасности – от локальной защиты до превентивного удаления. Генные технологии, безусловно, могут оказаться перспективными. В частности, активно обсуждается необходимость их внедрения в отбор космонавтов, что может быть востребовано, когда будет экспериментально доказана целесообразность и эффективность такого подхода. Применение клеточных технологий, в частности стволовых клеток, также активно рассматривается.
Любые вновь открывающиеся возможности воздействия на организм человека должны проходить оценку их перспективности с точки зрения повышения безопасности межпланетных миссий».
Также учёные обсуждают вариант размещения на РОС центрифуги короткого радиуса (ЦКР), однако, как ответил Орлов, в настоящее время практические работы в этом направлении не ведутся. Отстаивать это направление планируется на этапе эскизного проектирования.
Среди ключевых мировых тенденций в космических медицинских исследований Орлов выделил:
-
медико-биологическое обеспечение текущих миссий и перспективных программ (на Луну и Марс);
-
изучение влияния комплекса факторов космического полёта на организм человека и биологических объектов в более широком понимании;
-
внедрение результатов космических исследований в интересах земных задач и использование условий космического полёта для прикладных исследований.
Орлов указал, что сейчас международное сотрудничество проходит «испытание на прочность». При этом чаще всего учёные и специалисты разных стран заинтересованы в контактах и взаимодействии, что нельзя сказать об официальных кругах. Он не исключает, что в перспективе участники международной кооперации и формат сотрудничества могут измениться.
ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/articles/699292/
Добавить комментарий