В очередной раз залипли на несколько суток в Far Cry, завалили все сроки, играя в Biomutant, или забыли про важную встречу, погрузившись в Resident Evil Village? Спокойно, вы просто очень бережны к своему психическому здоровью.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/0d5/626/557/0d5626557154ef7511998ed86a277be9.jpg)
Если вы до сих пор считаете видеоигры всего лишь способом развлечься или убить время, спешу вас расстроить (или обрадовать?):
Вопреки мнению дилетантов, что игры — это низкоинтеллектуальное, успокаивающее занятие для лентяев, все больше научных публикаций показывают, регулярное геймерство развивает широкий спектр когнитивных навыков, таких как контроль внимания, пространственные способности, навык решения проблем и креативный подход к задачам.
TRIGGER WARNING! Вероятен высокий уровень академической тошноты.
Особенно показательными являются исследованиях шутеров, которые носят насильственный характер (например, Halo 4, Grand Theft Auto IV). Доказательства получают путем проведения обучающих исследований, в которых набирают наивных игроков (тех, кто никогда раньше не играл) и случайным образом распределяют на 2 группы, после чего просят их играть либо в шутер, либо в видеоигру другого жанра в течение аналогичного периода времени. По сравнению с контрольной группой, игроки в “стрелялки” демонстрируют более быстрое и точное распределение внимания, а так же лучше пространственные способности.
Пространственная способность — это навык, отвечающий за мысленное оперирование пространством и расположением предметов. Когда человек представляет себе трехмерную фигуру или ориентируется по карте, он применяет пространственную способность.
В недавнем метаанализе был получен вывод о том, что улучшение пространственных способностей, полученное во время игр в коммерческие шутеры, сопоставимо с эффектами формальных (школьных и университетских) курсов, направленных на развитие этих же способностей. Улучшение пространственных способностей с помощью видеоигр не только достигается за относительно короткий период и сохраняются в течение длительного времени, но, что особенно важно, успешно реализуются при выполнении других задач вне видеоигр. Последнее объясняют тем, что поведенческие изменения сопровождаются постоянным физическим и функциональным неврологическим ремоделированием.
Насколько пространственные способности важны в реальной жизни? Невероятно. 25-летнее лонгитюдное исследование продемонстрировало силу пространственных способностей в прогнозировании достижений в науке, технологиях, инженерии и математике (STEM). Области знаний STEM неоднократно связывались с долгосрочными карьерными успехами и, по прогнозам, станут особенно важными в следующем столетии.
Когнитивные преимущества видеоигр проявляются и в измеримых физически изменениях в нейронной обработке и ее эффективности. Например, недавнее исследование с помощью фМРТ показало, что игроки в шутеры распределяют свое внимание более эффективно, а так же более эффективно отфильтровывать нерелевантную информацию.
К другим интересным физически находкам можно отнести результаты исследования, проведенного учеными из Университета электронных наук и технологий Китая. В нем с помочью МРТ сканера проанализировали мозг 27 профессиональных геймеров (выигравших региональные и национальные чемпионаты по League of Legends или DOTA2). Снимки игроков продемонстрировали повышенную связь между определенными участками коры островковой области головного мозга, а также увеличенную толщину, площадь поверхности и объем серого вещества.
Нано экскурс в нейробиологию: как считается, кора островковой области связана с «высшими» когнитивными функциями, которые наблюдаются только у людей и человекообразных обезьян, такими как обработка речи, сочувствие и сострадание. Она также связана со способностью сосредотачивать внимание на задачах и мелкой моторикой, такой как движения рук и глаз.
Интересно отметить, что именно шутеры, а не, например, головоломки или логические игры, сопровождаются значимым развитием когнитивных функций. Улучшения, вероятно, являются продуктом визуально насыщенных трехмерных навигационных пространств и быстро меняющихся требований, которые требуют мгновенного принятия решений и пристального внимания к непредсказуемым изменениям в контексте (никаких сходств с Судоку, правда?).
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/034/18d/dd4/03418ddd48288f974d39c80e213c5062.jpeg)
-
Академические плюшки
Помимо пространственных навыков, видеоигры являются отличным средством для развития навыков решения проблем.
Сложность игровых заданий часто доходит до комплексных последовательностей действий, основанных на запоминании и аналитических навыках. Кроме того в играх часто есть лишь малое количество инструкций о том, как решать задачу, что предоставляет игрокам почти пустой холст, на котором они могут опробовать огромный спектр возможных решений, основываясь на прошлом опыте и интуиции.
Такой подход привел к появлению поколения «цифровых аборигенов»: вместо линейного обучения (сначала прочитав руководство) многие дети и молодежь решают проблемы методом проб и ошибок, рекурсивно собирая доказательства, которые затем проверяют путем экспериментов. Так, одно лонгитюдное исследование задокументировало корреляцию времени, проведенного за стратегическими играми, не только с субъективной оценкой навыка решения проблем, но и с объективными данными академической успеваемости.
-
Креативные плюшки
Наконец, видеоигры связаны с еще одним когнитивным преимуществом: творческим потенциалом.
Появляются новые доказательства того, что любые виды видеоигр, положительно сказываются на развитии творческих способностей детей. В пользу этого выступает исследование с выборкой из более чем 500 12-летних школьников. Использование детьми других форм технологий (компьютера или телефона) не связано с повышением творческих способностей.
-
Эмоциональные плюшки
Игры могут по праву считаться одним из самых эффективных средств для улучшения эмоционального состояния. С их помощью люди не только могут целенаправленно вызывать положительные эмоции, но и развивать навык их контроля.
Исследования показывают, что игры-головоломки — аппы с минимальным интерфейсом, краткосрочными целями и высокой доступностью (например, Angry Birds, Bejewled II) — могут не только улучшить настроение, но и способствуют расслаблению и избавлению от беспокойства.
В ходе опросов Gaetan et al. обнаружили, что люди, регулярно играющие в видеоигры, лучше регулировали и определяли свои эмоции, а так же были менее склонны к излишней эмоциональной реактивности.
Что касается детей: Hinkley et al. провели лонгитюдное исследование, результаты которого показали, что видеоигры положительно связаны с внутриличностными навыками, навыками управления стрессом и эмоциональным интеллектом.
Внутриличностные навыки — это персональные способности и поведение, которые помогают управлять эмоциями, справляться с проблемами и изучать новую информацию.
Во время игры можно ощутить и качественно новые эмоциональные состояния, одно из которых — состояние потока. В психологии переживания потока неоднократно связывались с множеством положительных исходов, включая приверженность учебе и успеваемость в старшей школе, более устойчивую самооценку и низкие уровни беспокойства.
-
И, напоследок.
Иногда игры позволяют совершать революционные прорывы. Например, в биологических исследованиях.
В 2008 году исследователи из Вашингтонского университета создали онлайн-игру под названием Foldit (Cooper et al., 2010), в которой они могу моделировать генетический состав белков.
В конце трехнедельного соревнования игроки, набравшие наибольшее количество баллов, получили оценки фаз, которые позволили исследователям быстро определить кристаллическую структуру обезьяньего вируса, связанного со СПИДом, которая ускользала от ученых более 10 лет.
![Цель головоломки состоит в поиске трёхмерной структуры определённого белка с самым низким уровнем свободной энергии. Каждое задание публикуется на сайте на определённый срок, в течение которого пользователи соревнуются между собой. Цель головоломки состоит в поиске трёхмерной структуры определённого белка с самым низким уровнем свободной энергии. Каждое задание публикуется на сайте на определённый срок, в течение которого пользователи соревнуются между собой.](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/5ce/ae0/afa/5ceae0afa8b14f5d3abecf49783ae6a2.png)
Спасибо за внимание 🙂
ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/articles/571128/
Добавить комментарий