В РФ предложили распространить правовую охрану на цифровые образы человека

от автора

Гендиректор Национальной федерации музыкальной индустрии (лейблы «Блэк Стар», «Лотус Мьюзик», «Медиа Лэнд», «СП Диджитал») Никита Данилов рассказал «Ъ», что ассоциация предложила Совету федерации доработать законопроект о синтезированных голосах. НФМИ, в частности, предлагает расширить его действие на охрану не только голоса, но и в целом цифрового образа гражданина. В объединении полагают, что такая норма лучше защитит музыкальных исполнителей от дипфейков.

О том, что Совет федерации готовит изменения ст. 152.1 ГК, которые закрепят в законодательстве понятие синтеза голоса при помощи искусственного интеллекта, а также урегулируют вопрос охраны голоса наравне с изображением, в октябре 2023 года писали «Известия».

Ключевой принцип законопроекта — получение согласия гражданина на обнародование и использование его голоса, в том числе записи с воссозданным голосом с помощью ИИ, отметили в аппарате зампреда совета по развитию цифровой экономики при Совете федерации Артёма Шейкина.

«Предложения НФМИ будут рассматриваться при формировании итоговой версии законопроекта», — добавил представитель сенатора.

Законодательно закрепить запрет на отчуждение прав исполнителей при использовании технологии голосового синтеза и перейти на лицензионные договоры с определенным сроком действия, по аналогии с защитой прав на товарные знаки и изобретения ранее предлагал Союз дикторов. Председатель правления союза Александр Лапшин сказал «Ъ», что сенаторы планировали внести поправки в Госдуму весной, затем в начале лета, «но до сих пор не внесли».

Представители киноиндустрии в целом скептично оценивают инициативу НФМИ. Ряд собеседников «Ъ» в сегменте кинопроизводства говорят, что мера больше касается зарубежного рынка: «В России скандалы с незаконным использованием дипфейков — единичные».

В киноиндустрии регулированием правовых вопросов использования образов известных людей занимаются студии кинопроизводства, говорит топ‑менеджер одной из студий, остальные участники рынка закупают у них готовый контент. Собеседник «Ъ» отметил, что дипфейки позволяют кинопроизводителям снижать издержки. «Тебе не нужно подстраиваться под занятость актёра, выплачивать ему вознаграждение за смену», — объясняет он.

Предложение НФМИ распространить правовую охрану на цифровые образы «достаточно сбалансированно», считает ведущий юрисконсульт практики интеллектуальной собственности юридической компании ЭБР, эксперт Moscow Digital School Спартак Хулхачиев: «Точечные запреты являются неэффективными, необходимо ввести общее правило. Например, по каким признакам определяется образ человека и в каких случаях физлицо может защищать атрибуты своей идентичности».


ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/articles/826160/


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *