Часть 2. TMA на KMP. Пишем кликер для Telegram

от автора

Навигация по циклу статей:

Часть 1. Пишем веб-приложение кликер на Kotlin
Часть 2. Пишем кликер для Telegram на Kotlin – текущая статья
Часть 2 с половиной. Аутентификация пользователя с rest-framework. TMA на KMP – в разработке
Часть 3. Добавляем оплату через Telegram Mini Apps на Kotlin – в разработке

Раскрытые темы в цикле

  • Web приложение на Kotlin – часть 1

  • Интеграция приложения с Telegram Mini Apps – часть 2

  • Работа с элементами интерфейса TMA приложения. Тема, MainButtonBackButton – часть 2

  • Поделиться ссылкой на приложение через Telegram. Передача данных через ссылку – часть 2

  • Аутентификации через TMA приложение – часть 2 и 2.5

  • Telegram Payments API– часть 3

Запускаем приложение в Telegram

Telegram Mini Apps (далее — TMA), если просто, то это обычные веб-приложения, которые имеют некоторый ограниченный доступ к API, определяемый Telegram. Из чего следует возможность использовать любой стек, применяемый в разработке веб-приложений. В этой статье мы запустим разработанное в предыдущей статье веб-приложение в Telegram

Для добавления веб-приложения в Telegram достаточно создать бота через BotFather по документации. Сам токен пока не понадобится, сейчас нужно настроить бота на открытие нашего приложения. В настройках бота (в чате с BotFather) переходим в меню Bot Settings >> Menu Button >> Customize menu button. Теперь нас просят ввести ссылку, по которой располагается наш бот.

localhost не подойдёт, поскольку, скорее всего, у вас он не настроен на приём запросов по https. Поэтому идём по самому простому пути, используем ngrok. Для настройки зарегистрируйтесь на сайте ngrok, установите его и пройдите первоначальную настройку. Сам запуск, последний этап, прост:

ngrok http http://localhost:8080 --host-header="localhost:8080"

После этого получаем хост, работающий с https схемой

Рисунок 2

Далее отправляем его в BotFather и задаём надпись на кнопке. Готово, теперь у нашего свежесозданного бота есть кнопка. Нажимаем и открывается наше веб-приложение.

Навигация с использованием TMA (MainButton, BackButton)

Добавим второй экран, не будем подключать никакие библиотеки для навигации, используем enum, state и when.

// Don't use in real code enum class Screen {     CLICKER,     FRIENDS_LIST, }  // Don't use in real code var currentScreen by mutableStateOf(Screen.CLICKER)  @Composable fun App() {     when (currentScreen) {         Screen.CLICKER -> ClickerScreen(             onFriendsList = {                 currentScreen = Screen.FRIENDS_LIST             }         )          Screen.FRIENDS_LIST -> FriendsListScreen(             onBack = {                 currentScreen = Screen.CLICKER             },         )     } }

Интерфейс, который ранее располагался в App()выносим как отдельный экран с callback на переход на другой экран

val score = mutableStateOf(0L)  @Composable fun ClickerScreen(     onFriendsList: () -> Unit, ) {     Div(         attrs = {             classes(ClickerStyles.MainContainer)         }     ) {         Div(             attrs = {                 classes(ClickerStyles.ClickerBlock)             }         ) {             H2 {                 Text("Score: ${score.value}")             }             Img(                 src = Res.images.click_item.fileUrl,                 attrs = {                     classes(ClickerStyles.MainImage)                     onClick {                         score.value += 1                     }                 }             )         }     } }

Вторым экраном станет самая важная функция таких кликеров – список друзей. Мы будем приглашать их в нашу игру через ссылку.

@Composable fun FriendsListScreen(     onBack: () -> Unit, ) {     Div(         attrs = {             classes(FriendsListStyle.Container)         }     ) {         H4 {             Text("У тебя пока нет друзей...")         }     }  }

Отлично! Теперь у нас есть экраны, но по ним нельзя переходить, воспользуемся стандартными средствами, которые предоставляет Telegram: это MainButton и BackButton.

Первым делом нужно подключить сам TMA API в наше веб приложение, воспользуемся сторонней, уже готовой обёрткой над JS библиотекой TMA

jsMain.dependencies {     //…     implementation("dev.inmo:tgbotapi.webapps:15.0.0") }

Однако этого недостаточно, эта зависимость является лишь врапером для API телеграмм, в наш проект нужно подключить js версию TMA API. Добавим её как script в index.html документе.

<head>     ...     <script src="https://telegram.org/js/telegram-web-app.js"></script> </head>

Теперь нам доступен глобальный объект webApp, у которого уже есть поля backButton и mainButton.

Однако проявим смекалку и адаптируем их под использование из composable функции – сделаем из них компоненты.

@Composable fun WebAppMainButton(     text: String,     onClick: () -> Unit,     visible: Boolean = true,     active: Boolean? = undefined,     loading: Boolean = false,     loadingLeaveActive: Boolean = false,     hideOnDispose: Boolean = true, // use if next screen has MainButton too     color: String? = undefined,     textColor: String? = undefined, ) {     DisposableEffect(visible) {         if (visible) {             webApp.mainButton.show()         } else {             webApp.mainButton.hide()         }         onDispose {             if (hideOnDispose)                 webApp.mainButton.hide()         }     }     DisposableEffect(         keys = arrayOf(             onClick, text, color, textColor, visible, active,             loading, loadingLeaveActive         ),     ) {         webApp.mainButton.onClick(onClick)         webApp.mainButton.setParams(             MainButtonParams(                 text = text,                 color = color,                 textColor = textColor,                 isActive = active,                 isVisible = visible,             )         )         if (loading)             webApp.mainButton.showProgress(leaveActive = loadingLeaveActive)         else             webApp.mainButton.hideProgress()         onDispose {             webApp.mainButton.offClick(onClick)         }     } }  @Composable fun WebAppBackButton(     onClick: () -> Unit, ) {     DisposableEffect(Unit) {         webApp.backButton.onClick(onClick)         webApp.backButton.show()         onDispose {             webApp.backButton.hide()             webApp.backButton.offClick(onClick)         }     } }

Теперь будет проще работать с TMA API. Добавим главную кнопку перехода в список друзей на экран кликера, а на экран списка друзей кнопку назад.

@Composable fun FriendsListScreen(     onBack: () -> Unit, ) {     WebAppBackButton(onClick = onBack)     // ... }  @Composable fun ClickerScreen(     onFriendsList: () -> Unit, ) {     WebAppMainButton(         text = "Список друзей",         hideOnDispose = false,         onClick = onFriendsList     )     // ... }
image.png

Определиться с иконкой для тапа и заскринить заново

Тема как у Telegram

Цвета этого приложения сильно выделяются, но TMA API предоставляет свои цвета для применения их в своём CSS. Добавим же эти стили к себе через CSS in Kotlin. Создадим AppStyles, где будут применяться эти значения как значения css variables

object TMAVariables {     val BackgroundColorValue = Color("#ffffff")     val BackgroundColor by variable<CSSColorValue>()     val SecondaryBackgroundColorValue = Color("#ffffff")     val SecondaryBackgroundColor by variable<CSSColorValue>()     val TextColorValue = Color("#000000")     val TextColor by variable<CSSColorValue>()     val HintColorValue = Color.gray     val HintColor by variable<CSSColorValue>()     // И т. д., полный код на github }

Для простого применения ThemeParams, предоставляемого библиотекой создаём функцию расширения для StyleScope. Поскольку поля могут быть null, нужно определить дефолтные значения для каждой variable.

fun StyleScope.applyThemeVariables(theme: ThemeParams) {     BackgroundColor(theme.backgroundColor?.toCSSColorValue() ?: BackgroundColorValue)     SecondaryBackgroundColor(theme.secondaryBackgroundColor?.toCSSColorValue() ?: SecondaryBackgroundColorValue)     TextColor(theme.textColor?.toCSSColorValue() ?: TextColorValue)     HintColor(theme.hintColor?.toCSSColorValue() ?: HintColorValue)     // И т. д., полный код на github }

Создадим новую, главную таблицу стилей, где применим созданные CSS variables для всего приложения. Дополнительно можно указать параметры для различных тегов.

class AppStyles(val themeParams: ThemeParams) : StyleSheet() {     init {         "body" style {             applyThemeVariables(themeParams)             backgroundColor(TMAVariables.BackgroundColor.value())             color(TMAVariables.TextColor.value())         }         "a" style {             color(TMAVariables.LinkColor.value())         }         "button" style {             color(TMAVariables.ButtonTextColor.value())             backgroundColor(TMAVariables.ButtonColor.value())         }     } }

Далее нужно применить этот стиль в renderComposable, передав параметры темы webApp.themeParams

renderComposable(rootElementId = "app") {     Style(AppStyles(webApp.themeParams))     // ... }

Запускаем и видим, что цвета теперь сочетаются с Telegram

Авторизация пользователя и сохранение данных

Краткая справка: каждый TMA запускается с query params, которые можно использовать для получения id и краткой информации о пользователе, а также аутентифицировать. Они хранятся в полях webApp.initData и webApp.initDataUnsafe. Причина разделения – это то, что initData – это сырые данные, которые можно отправить на сервер для валидацииinitDataUnsafe – это type-safe объект, где хранятся эти данные уже в преобразованном виде, но на самом клиенте никак нельзя безопасно проверить данные на правильность, но можно использовать их для отображения какой-либо информации о пользователе, например, username или id.

image.png

image.png

Для авторизации будем отправлять к каждому запросу заголовок с webApp.initDataTapClient создаётся в commonMain и заранее зададим запросы, которые нам понадобятся в будущем.

object TapClient {     private val client: HttpClient = HttpClient(TapClientEngine) {         // …         authConfig()     }      suspend fun sendCurrentScore(score: Long) {         client.post("/score") {             setBody(SendCurrentScoreRequest(score))             contentType(ContentType.Application.Json)         }     }      suspend fun fetchCurrentScore(): Long {         return client.get("/score").body<GetCurrentScoreResponse>().score     }      suspend fun fetchFriendsList(): List<FriendInfo> {         return client.get("/friends").body<GetFriendsListResponse>().friends     } } 

Где authConfig() определён как expect и реализуется в исходниках jsMain

actual fun HttpClientConfig<HttpClientEngineConfig>.authConfig() {     defaultRequest {         header("tma-data", webApp.initData)     } }

Теперь каждый запрос будет проверяться на то, что он запущен из Telegram с верными дынными. Подробнее в другой статье, про реализацию серверной части (статья в разработке).

Прямые ссылки, позвать друга

Direct link – возможность открывать TMA приложение по ссылке, в том числе с предопределёнными параметрами.

Для подключения прямых ссылок возвращаемся к BotFather и пишем команду /newapp, выбираем нашего бота и далее

  • задаём название нашего TMA приложению

  • Короткое описание

  • Картинку приложению 640×360.

  • Добавляем GIF

  • Ссылка, которая будет открывать (такая же что, мы задавали при подключении кнопки в приложении)

  • appname, по которому будет располагаться приложение

Теперь мы можем открывать приложение по ссылке и передавать параметр как query параметр с ключём startapp. Параметры, переданные в прямой ссылке появятся в webApp.initDataUnsafe.startParam. Так мы и будем добавлять друзей.

Сначала добавим кнопку на отправку ссылке на экран с друзьями. Это лишь пример использования TMA API и лучше реализовать генерацию ссылки на стороне сервера. Вызов buildInviteLink()создаёт ссылку, перейдя по которой открывается наше TMA приложение, а buildShareLink()использует возможности Telegram для отправки сообщения, содержащего ссылку на переход.

// Use build config instead private const val AppLink = "https://t.me/botusername/appname" private const val ShareMessage = "%D0%9F%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B1%D1%83%D0%B9+%D1%8D%D1%82%D0%BE%D1%82+%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9+%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B5%D1%80%21"  private fun buildInviteLink(telegramId: Long): String {     return "$AppLink?startapp=ref_$telegramId" }  private fun buildShareLink(telegramId: Long): String {     return "https://t.me/share/url?url=${buildInviteLink(telegramId)}&text=${ShareMessage}" }

Осталось добавить MainButton, нажатие на которую генерирует ссылку на отправку сообщения, и открывает её через webApp.openTelegramLink(). Telegram обработает такую ссылку открытием экрана “переслать сообщение“

@Composable  fun FriendsListScreen(     onBack: () -> Unit, ) {     WebAppMainButton(         text = "Пригласить друзей",         onClick = {             val id = webApp.initDataUnsafe.user?.id ?: return@WebAppMainButton             webApp.openTelegramLink(buildShareLink(id.long))         }     )     //... }

Теперь по этой кнопке можно отправить сообщение со ссылкой-приглашением любому пользователю. Обработку приглашений отдельно делать на стороне клиента (только для информирования о том, что его пригласили) не нужно, поскольку сервер и так получает все initData от клиента с каждым запросом.

Итоги

В данной статье мы научились использовать TMA API в нашем приложении на Kotlin. Самое главное, что нужно для приложения – это стили, аутентификация и какое-никакое управление интерфейсом Telegram нам предоставляет, дальше можно делать с такими приложениями, что захочет заказчик. Исходный код можно посмотреть в ветке clicker нашего проекта с шаблоном на GitHub

Мы не только делимся своим опытом в статьях, но и используем его во благо бизнеса. Возможно, именно вашего! Обращайтесь к нам для разработки мобильных приложений под ключ. Работаем на подряде, субподряде, предоставляем аутстафф.


ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/articles/831696/


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *