Как дела у российского геймдева: 7 достойных игр последних лет

от автора

Российские разработчики уже давно разрушили стереотипы, что отечественный геймдев — это только War Thunder и мобильные симуляторы фермера. 

Анна Маврина, автор Skillfactory, подготовила небольшой обзор семи видеоигр, которые вышли в последние несколько лет. Рассказала, как создавались эти проекты и почему они заслуживают внимания.

Анна Маврина

автор Skillfactory с образованием инженера, которая любит словесные ролевые и видеоигры.

Серия Pathfinder (2018, 2021)

Разработчик серии — российская студия Owlcat Games. Первая игра под названием Pathfinder: Kingmaker вышла в 2018 году, а в 2021 студия выпустила сиквел Pathfinder: Wrath of the Righteous. Серия основана на одноименной настольной игре, которая в свою очередь основывается на ролевой системе Dungeons & Dragons.

Графика в Wrath of the Righteous приятная: динамическое освещение делает сцены живее, а детализация усиливает погружение

Графика в Wrath of the Righteous приятная: динамическое освещение делает сцены живее, а детализация усиливает погружение

Pathfinder — это изометрическая фэнтезийная RPG, где герой сражается с демонами, пришедшими из магического разлома. В первую очередь она интересна масштабом (игроку доступно 25 классов персонажей, 15 рас, 1000+ заклинаний и атак) и огромным потенциалом для прокачки героя. Особенно игра пришлась по вкусу любителям классических многовариантных RPG: можно создать любого персонажа и выбрать для него один из многочисленных путей.

В диалогах тоже видна сильная ролевая составляющая — множество вариантов реплик, как и полагается в классической RPG

В диалогах тоже видна сильная ролевая составляющая — множество вариантов реплик, как и полагается в классической RPG

Игру часто сравнивают с Baldur’s Gate. Несмотря на совершенно разный геймплей, обе основаны на знаменитой ролевой системе Dungeons & Dragons

Разработчики признавали, что писать игру по готовой ролевой системе одновременно легче и тяжелее, чем с нуля. Легче — потому что для игры уже есть сбалансированные механики. Тяжелее — потому что в готовую систему сложно вводить что-то новое

Разработчики признавали, что писать игру по готовой ролевой системе одновременно легче и тяжелее, чем с нуля. Легче — потому что для игры уже есть сбалансированные механики. Тяжелее — потому что в готовую систему сложно вводить что-то новое

Факты о производстве игры:

  • При создании обеих частей Pathfinder студия частично использовала средства материнской компании, а также запускала кампанию краудфандинга на Kickstarter.

  • Дополнения для Wrath of the Righteous выходят по сей день. Последнее на данный момент крупное DLC для второй игры выпустили в 2024 году, а в начале 2023 продажи игры превысили 1 млн копий.

  • Создатели Pathfinder в интервью признавали, что первая игра получилась даже более масштабной, чем они планировали, и вызвала много сложностей. При разработке второй игры прошлые ошибки учли и уделили больше внимания планированию.

Площадки: Steam, PlayStation Store, Xbox Store.

Deadside (2020)

Игру создала независимая студия Bad Pixel и выпустила в ранний доступ в 2020 году. В этом состоянии Deadside находится до сих пор, но не всё потеряно — к игре постепенно выпускают новый контент, механики и патчи.

Deadside можно назвать постапокалипсисом, не похожим на другие — без зомби, но с пейзажами российской глубинки

Deadside можно назвать постапокалипсисом, не похожим на другие — без зомби, но с пейзажами российской глубинки

Разработчики комментировали решение о раннем доступе так:

«Deadside — это достаточно амбициозный проект для нашей команды, и работа над ним до релиза заняла бы как минимум несколько лет. Мы же, как разработчики, заинтересованы в том, чтобы игроки из нашего коммьюнити как можно раньше смогли насладиться игрой, а мы получили обратную связь. Это значительно улучшит качество конечного продукта — ведь он будет создаваться совместно с игроками, а также ускорит поиск и исправление ошибок в ранних билдах».

Bad Pixel, Steam

Эта многопользовательская игра объединяет жанры шутера и выживания: игроки могут сражаться друг с другом на PvP-серверах или с ботами в режиме PvE. Действие происходит в постапокалиптическом мире, напоминающем российскую глубинку 2000-х годов — с обилием рек, лесов и поселков, но почти без людей и современной техники. 

Локации выглядят до боли знакомыми, но непривычно пустынными — в мире осталось не так много людей

Локации выглядят до боли знакомыми, но непривычно пустынными — в мире осталось не так много людей

Задача игрового персонажа — выживать и выполнять миссии, строить базы и тактически продумывать каждый шаг. Здесь нет зомби или мутантов, но есть дикие звери, агрессивные банды и недружелюбный мир.

Можно не только бродить по пустынному миру, но и строить базы — как в поселениях, так и за их пределами

Можно не только бродить по пустынному миру, но и строить базы — как в поселениях, так и за их пределами

Deadside хвалят за атмосферу: в игре используют модели реального снаряжения и оружия, а локации действительно напоминают пейзажи российских сёл и городов. Но игра до сих пор в раннем доступе — многих механик, запланированных изначально, в ней пока нет.

Оружие, костюмы, даже консервированная скумбрия — все приближено к реальным предметам

Оружие, костюмы, даже консервированная скумбрия — все приближено к реальным предметам

Факты о производстве игры:

  • Длительный ранний доступ — не новость для жанра. Deadside часто сравнивают с DayZ, еще одним шутером с выживанием, который провел много лет в альфе, а также с играми Scum и Rust. Обсуждения сходств и различий можно встретить даже на иностранных площадках. Правда, DayZ делает больше упора на выживании, а Deadside — на сражениях.

  • Краудфандинговых кампаний студия не проводила, а информацию о бюджете и финансировании не разглашает. Известно, что у Bad Pixel нет издателя — они выпускают игру своими силами.

Площадки: Steam.

Черная книга (2021)

Российская студия ​​Morteshka создает игры, основанные на мифологии народов разных регионов. Их дебютная работа была посвящена персонажу мифов коми-пермяков — человеколосю. Но настоящим прорывом стала «Черная книга» — приключение в духе русских народных сказок.

Графика в игре довольно простая, но гармоничная и соответствует «сказочному» духу игры

Графика в игре довольно простая, но гармоничная и соответствует «сказочному» духу игры

Это мрачная и притягательная игра, которая смешивает в себе адвенчуру и карточную RPG. Главная героиня, колдунья Василиса, пытается вернуть к жизни своего погибшего любимого с помощью загадочной «Черной книги». В ходе своего приключения она путешествует по селам и деревням, изгоняет нечисть, помогает жителям и погружается в полный тайн мир северной русской мифологии.

В боях используется «карточная» механика. Слова вроде «колдун» и «заговор» не переведены на английский и пишутся по-русски транслитом — это добавляет колорита

В боях используется «карточная» механика. Слова вроде «колдун» и «заговор» не переведены на английский и пишутся по-русски транслитом — это добавляет колорита

Игра добилась успеха и на зарубежном рынке, но иностранные пользователи часто сталкивались с культурным барьером — говорили, что в игре много непонятных моментов, которые никак не объясняют. А для пользователей из России эти детали очевидны.

Например, выражения, характерные для русского языка слова и привычные нам традиции

Например, выражения, характерные для русского языка слова и привычные нам традиции

Факты о производстве игры:

  • Разработчики рассказывали, что при создании игры консультировались с экспертами по мифологии и даже связывались с этнографическими музеями — чтобы собрать информацию и сделать игру аутентичнее.

  • Бюджет для разработки игры собрали на Kickstarter — за время кампании студии удалось собрать чуть больше 160 тысяч долларов. Изначально разработчики рассчитывали на меньшую сумму, и такой успех кампании помог им выпустить новые механики.

  • Несмотря на то что игра довольно масштабная, в команде Morteshka всего пять человек. Это сказалось на сроках разработки — идея «Черной книги» появилась еще в 2017 году, а увидела мир игра только в 2021.

Площадки: Steam, PlayStation Store, Xbox Store, Nintendo Store.

Voidtrain (2021)

Игру создала и выпустила компания HypeTrain Digital — она же издавала «Черную книгу». Сейчас компания базируется на Кипре, но имеет российские корни. Хотя HypeTrain в основном занимается изданием, Voidtrain — ее собственная разработка.

Игра для тех, кто любит поезда

Игра для тех, кто любит поезда

Главный герой игры — инженер, который оказывается в незнакомом мире Войда и должен вести через него межпространственный экспресс. Поезд герой строит сам на базе простой дрезины, а в ходе путешествия сталкивается с разными существами, сражается с врагами и открывает новые локации.

Островки земли, парящие в Войде, таят немало опасностей

Островки земли, парящие в Войде, таят немало опасностей

В геймплее есть и бои на аренах, и выживание, и много крафта — поезд и снаряжение можно улучшать и кастомизировать под свои нужды. А еще в сюжете присутствуют стимпанк и космическая акула.

Акула появляется только в первой части игры, но даже так производит сильное впечатление

Акула появляется только в первой части игры, но даже так производит сильное впечатление

Факты о производстве игры:

  • Изначально игра вышла в 2021 году на площадке Epic Games Store, а в Steam появилась только в 2023. Информацию о бюджете разработчики не раскрывают, но краудфандинговых кампаний они не запускали.

  • Voidtrain всё еще в раннем доступе, но разработчики пишут на странице в Steam, что надеются выпустить полную версию в 2024 году.

  • Игру сравнивают с Raft, симулятором выживания на плоту в океане. Но атмосфера совсем другая — не вода и острова, а загадочный Войд.

Площадки: Epic Games Store, Steam.

Atomic Heart (2023)

Эта подборка не могла обойтись без самого нашумевшего российского проекта за последние годы. Студия Mundfish — из России, но сейчас зарегистрирована на Кипре, так что игра продается и на мировом рынке.

Альтернативный Советский Союз — яркий, красочный и зловещий

Альтернативный Советский Союз — яркий, красочный и зловещий

Atomic Heart была настоящим долгостроем: ее анонсировали еще в 2018 году, и к 2023 году многие уже не верили в ее выход. Тем не менее игра вышла — и моментально вызвала ажиотаж. Споры вокруг нее стали одним из главных игровых инфоповодов 2023 года как минимум на постсоветском пространстве. 

Игру сравнивали с франшизой Bioshock — и сходство действительно есть. Атмосфера, способности героя и сюжет о превращении утопии в кошмар заставляют вспомнить классическое: there’s always a man, there’s always a city

Игру сравнивали с франшизой Bioshock — и сходство действительно есть. Атмосфера, способности героя и сюжет о превращении утопии в кошмар заставляют вспомнить классическое: there’s always a man, there’s always a city

Atomic Heart — экшн-шутер, действие которого происходит в альтернативном СССР. Сюжет начинается с того, что главный герой, агент разведки, прибывает на предприятие по производству роботов. Именно роботы стали главным символом игры: металлических балерин со звездой во лбу обсуждали далеко за пределами России.

Конкретно этот скриншот в Steam-сообществе опубликовал пользователь из Греции

Конкретно этот скриншот в Steam-сообществе опубликовал пользователь из Греции

По ходу игры сюжет открывает всё больше информации о происходящем — о том, как идея построить мир будущего оборачивается катастрофой. А финальный поворот сюжета вызывает еще больше ассоциаций с первой частью Bioshock.

Российский игрок обратит внимание не только на балерин, но и на другие отсылки к советской культуре

Российский игрок обратит внимание не только на балерин, но и на другие отсылки к советской культуре

Факты о производстве игры:

  • Предполагается, что на создание игры ушло чуть меньше 2 миллиардов рублей, хотя изначально разработчики ориентировались на гораздо более скромные суммы. Считается, что основные деньги вложил иностранный издатель, а также инвесторы — среди них есть и другие игровые студии, и инвестиционные компании.

  • Игра быстро стала топовой и заняла первое место в Steam по количеству скачиваний. В первые дни после выпуска она обошла даже проекты от гигантов рынка вроде Hogwarts Legacy. Общие продажи не раскрывают, но в 2023 году издатель игры заработал более 194 миллионов евро — и подчеркнул, что большой вклад внесла Atomic Heart.

  • Mundfish разрабатывают для Atomic Heart уже третье DLC — оно будет посвящено подводному миру. Первое дополнение рассказывало о продолжении основной истории после одной из концовок, а во втором игрок путешествовал по сюрреалистическому миру Лимбо. 

Площадки: Steam, VK Play, PlayStation Store, Xbox Store.

Torn Away (2023)

Это еще один проект прошлого года, не такой известный как Atomic Heart, но отмеченный наградами в своем жанре. Создала эту игру независимая студия perelesoq, а издать игру помог китайский паблишер Hawthorn Games.

Двухмерная графика и приглушенные цвета добавляют атмосферы

Двухмерная графика и приглушенные цвета добавляют атмосферы

Torn Away — это интерактивное кино с элементами классического квеста, которое рассказывает о Великой Отечественной войне глазами ребенка. Главная героиня, девочка Ася, пытается вернуться домой из немецкого плена, и по пути сталкивается с разнообразными испытаниями. Простая, но приятная графика и трогательная главная героиня сочетаются с глубоким и грустным сюжетом. 

«Товарищ Варежка» — воображаемый друг Аси, с которым она общается в сложные моменты. Выглядит как отсылка на старый советский мультфильм «Варежка»

«Товарищ Варежка» — воображаемый друг Аси, с которым она общается в сложные моменты. Выглядит как отсылка на старый советский мультфильм «Варежка»

Факты о производстве игры:

  • Игра стала победителем в Game Connection Europe Grand Award в сегменте инди и получила награду за лучший сторителлинг в WN Conference Belgrade 2023. Ее сравнивают с Limbo — мрачной инди-головоломкой про мальчика в мире, полном чудовищ, которая тоже заслужила немало наград.

  • На создание игры ушло четыре года. Сначала студия планировала выпустить игру в начале 2022 года, но затем ей пришлось искать нового издателя, и выпуск перенесли больше чем на год. 

  • Игру финансировал частный инвестор. Сколько ушло на разработку, создатели не разглашают. В интернет просочилась информация о 50 миллионах рублей, но представители студии опровергли ее — сказали, что фактически на игру ушло куда меньше денег.

К грустным новостям: несмотря на награды и высокую оценку критиков, коммерческого успеха Torn Away не добилась. Скорее всего, дело в неудачном моменте выхода: осенью 2023 выпустили много игр, и Torn Away просто затерялась среди них. Тем не менее игру продолжают номинировать на награды — в июне она прошла в шорт-лист премии Games for Change. Так что внимания «русский Limbo про Великую Отечественную» точно заслуживает.

Остается надеяться на лучшее — всё-таки с тех пор игру успели портировать на консоли

Остается надеяться на лучшее — всё-таки с тех пор игру успели портировать на консоли

Площадки: Steam, VK Play, PlayStation Store, Xbox Store, Nintendo Store.

INDIKA (2024)

Среди новинок этого года выделяется инди-хоррор INDIKA, который вышел в мае 2024 и уже заслужил много положительных оценок. Игру создала студия Odd Meter, а издали ее 11 bit Studios, которые выпускали Frostpunk и This War of Mine.

Начало игры намеренно затянуто: разработчики хотели показать неторопливость и монотонность монашеской жизни

Начало игры намеренно затянуто: разработчики хотели показать неторопливость и монотонность монашеской жизни

Индика — молодая монахиня, одержимая дьяволом, которая отправляется в путешествие с целью самопознания. Действие происходит в альтернативной России XIX века, а сама игра сочетает в себе сюрреализм, ужасы, головоломки и черный юмор. 

Флешбеки Индики показывают через пиксельные мини-игры — авторы говорят, что пиксельную графику легче ассоциировать с прошлым

Флешбеки Индики показывают через пиксельные мини-игры — авторы говорят, что пиксельную графику легче ассоциировать с прошлым

Сюжет сравнивают с произведениями русских классиков. Присутствуют и трагикомедия, и глубокомысленные вопросы, на которые не так легко ответить. Главная героиня борется с внутренними демонами, ставит под сомнение мир вокруг и движется к своей цели — понять саму себя.

Атмосфера и локации действительно напоминают произведения Достоевского

Атмосфера и локации действительно напоминают произведения Достоевского

Факты о производстве игры:

  • INDIKA создавалась пять лет, но ее идея, по словам разработчиков, появилась гораздо раньше. На один только сценарий ушло несколько лет — его многократно переписывали. А с издателем договаривались почти год.

  • Разработчики говорят, что игру создавали на собственные средства — использовали часть денег, которые выручили с прошлого проекта — VR-игры Sacralith: The Archer`s Tale.

  • Хотя итоги подводить рано, издатель уже называет игру успешной — по его расчетам, к концу года она полностью окупится. Разработчики не так уверены в успехе, но смотрят в будущее с оптимизмом — INDIKA уже привлекла всеобщее внимание.

Площадки: Steam, PlayStation Store, Xbox Store.

Мы написали далеко не о всех достойных проектах. Чего стоит один только «Мор», который уже стал своего рода легендой (несмотря на то, что проблемы с оптимизацией так и не позволили автору статьи поиграть во вторую часть). А в 2024 году ожидается выход долгожданной Broken Veil, работа над которой была приостановлена с 2022 года, и мрачно-фольклорного «Лиха Одноглазого» от создателей «Черной книги». Так что российский геймдев жив и продолжает удивлять пользователей.

Будем рады узнать, какие отечественные проекты вам запомнились больше всего.


Мы считаем, что рынку нужно больше интересных проектов в геймдеве, поэтому совместно с университетом Иннополис запустили первую в России онлайн-магистратуру по продюсированию игр. На программе будем учить студентов, которые хотят руководить производством, продвижением и поддержкой игр или еще амбициознее — основать свой геймдев-стартап.


ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/articles/831810/


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *