В августе 2021 я с горящими глазами ехал в аэропорт родного Воронежа. Менее чем через сутки протягивал паспорт пограничнику в Хитроу. Я уезжал за новой работой, новой культурой, новой жизнью. Лучшей жизнью.
Спустя три года, в том же Хитроу я поднялся на борт самолета, который отвез меня в Москву. Поднялся с чувством завершенности и глубокой веры в правильность точки назначения.
Мир >— Я
Мне повезло родиться в меру умным и любознательным. Не настолько, чтобы засиживаться часами за олимпиадными задачками с самых юных лет, но достаточно, чтобы отучиться в одной из лучших гимназий родного Воронежа, а потом и закончить региональный ВУЗ, практически его не посещая (о чем я позже очень сильно пожалею).
Школа и университет не приучили меня работать. Более того, во мне окончательно укоренилось ощущение того, что все дается легко. Обольстительная простота жизни заботливо и неотвратимо взращивала непомерное эго.
На самом деле далеко не все давалось легко. Скорее раздутое самомнение услужливо находило причины почему то, что требует усилий, не нужно. Я легко обосновал бесполезность вышмата ровно в тот момент, когда перестало хватать школьной программы. Впрочем, это не столь важно для дальнейшего повествования.
Не поймите неправильно. Я сталкивался с трудностями и так или иначе умел их преодолевать. Правда, горизонт планирования ограничивался, максимум, неделей. И через неделю я ожидал обязательную отдачу.
Таким образом, спустя несколько итераций, у меня получилось устроиться на отличную работу и залететь в веб, несмотря на зияющую черную дыру вместо университетских знаний.
Мне везло с командами. Мне везло с окружением из великолепных инженеров и наставников. Мне везло с интересными проектами.
Краткосрочные вызовы и победы лишь способствовали развитию комплекса Бога. Я все меньше умел ценить старания других людей, проявлять эмпатию, попросту слушать. Я разучился быть благодарным. Может и попросту не умел.
Когда в офис купили кофемашину, первой реакцией была не радость и благодарность, а царственное «фи». Они (администрация) позволили себе обеспечить нас только кофе и совершенно не подумали о печеньках! Печеньки потом появились, но, конечно же, я воротил носом, потому что не тот сорт.
К счастью, полнейшим мудаком я не стал. Отсутствие хоть сколько-нибудь адекватной оценки воздействия социальных институтов и структур на мою жизнь удивительным образом уживалось с желанием сказать спасибо самым близким — родным и друзьям. Впрочем, сказать спасибо в формате откликающемся именно мне. Если уж не полный мудак, то сойдемся, как минимум, на полумудке?
Как человек, который рос без излишеств, как сын своего отца, который поклонялся деньгам как некому божеству, как юноша, который в старших классах не мог дать сдачи хулиганам и которому было крайне необходимо самоутвердиться, я сделал главной ценностью толщину ежемесячной пачки хрустящих зеленых бумажек.
Погрязший в гедонизме, привыкший заливать проблемы деньгами и откупаться от эмоциональных потребностей близких, я дотолкал карьеру до нового уровня — оффер на синьора-помидора в FAANG в Лондоне.
Я уезжал с ожиданием того, что, наконец, достиг олимпа, где меня оценят по достоинству. Я уезжал с ощущением того, что мир мне должен. Впрочем, смелости в этом признаться в первую очередь самому себе тогда решительно не хватало.
Прошло два года. Развод. И все-все-все поменялось.
Я —< Мир
Кажется, каждому человеку важно чувствовать себя нужным, важно понимать, что его жизнь имеет значение. Ранее эта потребность закрывалась нехитрой схемой: я зарабатывал деньги, на которые мог в той или иной мере обеспечивать своих близких. Теперь же, жены не стало. Родителям тоже больше не нужна было помощь в прежних объемах. Просчитался, но где?
Я отправился искать ответы. Опускался на дно мании величия вместе с Раскольниковым. Проникался христианской любовью к миру вместе с Мышкиным. Наблюдал течение вечности в хитросплетениях облаков с Болконским. Восторгался последовательностью мысли и смирением Сократа перед лицом смерти.
Финальным аккордом и одним из важных кирпичиков, формирующих фундамент новой системы ценностей, стали мысли Питерсона.
Современное общество — общество эгоистов, которые слишком сконцентрированы на себе. В какой-то момент идея удовлетворять только свои потребности перестает работать. Следующий шаг — влиять на социум вокруг в разном масштабе, начиная семьи, продолжая каким-то локальным сообществом, заканчивая страной и миром. Только помощь другим людям по-настоящему наполняет жизнь, когда фундаментальные потребности индивидуума и его близких удовлетворены.
Модель мира решительно перевернулась. Раньше это было противопоставление себя миру.
А стало осознание себя частью этого сложного, но удивительного мира.
При чем здесь Лондон, Москва, работы, переезды и прочее?
Вышеизложенное было лишь необходимой преамбулой, которая ведет к главной мысли. Прошу прощения, если она вышла чересчур длинной в силу ограниченности моих литературных талантов.
По-настоящему ощутив себя частью мира, осознав, что в социуме мы не только потребители, но и производители, поняв, что нет монолитной сущности государства, но есть миллионы людей, объединенных общим культурным наследием, невольно задаешься вопросом: частью какого общества хочу быть я? И не только с точки зрения того, что можно получить. Кому именно я хочу отдавать в первую очередь?
Стоит заметить, что под «отдавать» я не имею в виду что-то эпохальное и великое (Достоевский и Раскольников ярко показывают куда может привести подобная категоричность). Если вы добропорядочный гражданин, который платит налоги, любит свою семью, уважает окружающих и носит под сердцем кусочек тепла и сострадания, то вы уже делаете много!
Для того чтобы я оказался в Лондоне, имел возможность работать в крупнейшей корпорации мира, получил отличное образование (и не раз), мог позаботиться о близких материально, многие поколения неустанно трудились в течение столетий!
Мы сделали феноменальную систему технического образования. Культура олимпиад, лицеи и гимназии, сильнейшее фундаментальное высшее образование — и все это бесплатно! В то время как в большей части мира многие не могут себе позволить высшее образование из-за дороговизны, у нас студентам платят стипендии! Мало того, что есть формальные бюджетные институты. Коммерческие компании организуют великолепные технические школы. Инициативные преподаватели занимаются дополнительным образованием на базе институтов. ШАД, AI Masters, Академия Авито, Академия ВК, образовательные проекты Т-Банка, и многие другие (не кидайте помидорами, если кого забыл), — всех не счесть!
Вы уже поняли, что у меня пунктик на образовании, да?
У нас доступная бесплатная медицина, удобнейшая электронная бюрократия, программы поддержки деторождаемости, — лишь первое, что приходит в голову. За все это, и за многое из того, что я забыл упомянуть или еще не успел осознать, я бесконечно благодарен своим соотечественникам!
Если столько людей приложило титанические усилия для того, чтобы у меня были все те возможности, что есть сейчас, то не будет ли лучшим способом им отплатить — сделать ровно то же самое для будущих поколений? Что если начать задаваться не только вопросом того, что какое-то место может дать мне, но и что я могу дать ему? Что если вместо того, чтобы переезжать куда-то, где, кажется, будет лучше, постараться сделать лучше там, где мы живем?
Обойдя половину земного шара, я возвращаюсь домой с глубоким осознанием себя русским человеком. Я хочу жить среди этих людей, хочу приносить пользу окружающим в том немногом, что будет мне доступно, хочу вырастить здесь своих будущих детей. Скорее всего, я еще неоднократно уеду в поисках профессионального, культурного и духовного развития, но знаю, что обязательно вернусь. Вернусь домой.
ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/articles/833372/
Добавить комментарий