Сетевые протоколы и модели OSI: как всё устроено

от автора

Как всё на самом деле работает в этом вашем TCP/IP и зачем ему столько уровней. Разбираем на простых примерах.

Пётр Емельянов — эксперт по информационным технологиям в Skillbox. Для комьюнити Skillbox Code Experts он провёл эфир о сетевых протоколах и моделях OSI или Open Systems Interconnection model. Речь про модель взаимодействия открытых систем, которая описывает, по каким правилам взаимодействуют разные устройства в компьютерных сетях. Основные мысли и объяснения из эфира Пётр рассказал в этой статье. До карьеры в машинном обучении Пётр около 10 лет проработал системным программистом в компании, которая специализировалась на анализе сетевого трафика. Занимался тарификацией и разводил потоки трафика. В статье Пётр рассмотрит, как появилась модель OSI, кому и зачем она нужна, какие у неё уровни и как ей пользоваться.

Комьюнити экспертов «Программирования» в Skillbox — это сообщество для взаимодействия авторов, спикеров, амбассадоров и кураторов образовательных программ направления. Сообщество включает порядка 200 участников из Сбера, Яндекса, Авито и других компаний с экспертизой в разных ИТ-сферах. Специалисты общаются на профессиональные темы, обмениваются опытом, получают помощь в развитии личного бренда, выступают с докладами по hard- и soft-скиллам на внутренних мероприятиях и внешних конференциях, публикуют свои материалы в медиа.

Как появилась модель OSI 

В 1957 году СССР запустил первый искусственный спутник Земли. Это стало отправной точкой развития сетевых технологий и интернета. Поэтому за интернет мы должны благодарить, как ни странно, Сергея Павловича Королёва.

Когда спутник взлетел, вышел на орбиту и заработал, другие державы не на шутку обеспокоились, потому что СССР приобрёл практически исчерпывающее и полное превосходство в космосе — ни одной другой страны на тот момент в космосе не было.

Тогда, в 1958 году, США создали специальное исследовательское агентство DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency), которое занималось перспективными разработками, R&D в области национальной обороны. Одна из первых задач агентства – построить сеть, которая позволит удалённым друг от друга географически юнитам связываться между собой. Одним из амбициозных требований было, чтобы сеть могла пережить ядерный взрыв. Потому что ядерное оружие, спасибо Оппенгеймеру, в те годы уже было, как и понимание, что это такое и какие последствия несёт.

Так появился ARPANET. Это был довольно простой и надёжный прототип сети, из которого впоследствии и развился интернет. Отмечу любопытную деталь: практически любая инициатива, которая приводит к технологической революции, начинается из вооруженных сил, а потом постепенно приходит в бизнес частных корпораций.

ARPANET была довольно кустарной сетью, но работала. В дальнейшем к развитию сети подключились и другие страны, в частности, Великобритания и Франция.

В какой-то момент создатели обнаружили, что сеть вышла за границы Соединенных Штатов и позволяет общаться межконтинентально. Но при этом каждый вовлечённый в её функционирование делал кто во что горазд, ведь не было ни стандартов, ни единого понимания. Сеть росла и распространялась по миру, но её дальнейшее развитие и применение ещё никому не было понятно. Великобритания, Франция и Соединенные Штаты выступали со своими стандартами. Советский Союз в этой инициативе не участвовал, потому что его не позвали, но тоже исследовал это направление. 

В конце концов, Великобритания, Франция и Соединенные Штаты создали комитет по стандартизации технологических решений. Решили придумать некую модель, согласно которой и предполагалось строить сеть дальше, то есть будущий интернет. Слова «интернет» тогда ещё не было, строили интернациональную вычислительную сеть и её модель, которую как раз назвали OSI. 

Семь уровней OSI

Модель OSI появилась в 1983 году и состояла из семи уровней:

  1. Физический — это сигналы, электричество, свет, радиоволны, звук, да хотя бы два спичечных коробка, соединенные капроновой нитью, это неважно. То есть передавать сигнал можно было совершенно по-разному. Это самый низкий уровень абстракции. Для остальных уровней способ передачи сигнала — не важен.

  2. Канальный — уровень физической адресации, поскольку сеть — это устройства, которые соединяются друг с другом. Сейчас они могут соединяться и радиоволнами, но в те годы — только проводами. И по этим проводам, благодаря физическому уровню, передавался сигнал, преобразуемый в биты. Этот поток битов нужно было разделить на более или менее автономные части, так называемые фреймы. А ещё устройства должны были знать друг друга, как-то друг к другу обращаться, то есть адресоваться.  Эта адресация между устройствами называется «физическая», к ней относятся MAC-адреса. Производитель вшивает в устройство шесть байт с этим адресом ещё при изготовлении. Считается, что MAC-адрес нельзя менять, и это практически так и есть. Один из вариантов устройств реализации канального уровня — протокол Ethernet.

  3. Сетевой — уровень логической адресации. Со временем стало понятно, что сеть — большая, интернациональная, соединяет разные страны. Поэтому пакет будет перемещаться от устройства к устройству и каждое из них будет видеть другое по MAC-адресу. Но если нужно отправить пакет из Москвы в Санкт-Петербург, то как это сделать? Стало понятно, что нужен ещё один логический уровень. Представьте, фельдъегерь в красивом мундире и с кожаной сумкой скачет на лошади из Москвы в Санкт-Петербург. В среднем лошадь с всадником может проскакать километров 25, так что егерь вынужден останавливаться и менять лошадей на почтовых станциях. Получается, егерь скачет от станции к станции, пока не прибудет в Санкт-Петербург. В компьютерных сетях все похоже: почтовые станции – это устройства канального уровня (коммутаторы, они же – свитчи), а маршрут, заложенный в голове егеря, то есть последовательность станций на пути из Москвы в Питер – это логическая адресация. Понятно, что логическая адресация в принципе не должна зависеть от физической. То есть, если, например, изменится протокол физического уровня и вместо MAC-адресов будут какие-то другие, то уровень логической адресации измениться не должен. И, наоборот, логической адресации совершенно безразлично, как обстоят дела на уровне физической адресации, и как устройства находят друг друга.

Так выглядели королевские фельдъегеря, Вюртемберг, 1840

Так выглядели королевские фельдъегеря, Вюртемберг, 1840
  1. Транспортный — предполагалось, что устройств много, сеть — разветвлённая, и должно быть что-то, что будет давать «гарантии» доставки пакета из точки А в точку Б, через большую цепочку разных устройств по логической адресации сетевого уровня. Представьте, что егерей на лошадях много, и каждый везёт кусочек одного большого письма. Нужен механизм, позволяющий получателю собрать большое письмо из кусочков, которые могут прийти в разном порядке (егеря скачут разными маршрутами и лошади у них разные), вообще не прийти (егерь на станции выпил лишнего, и всё проспал) или прийти несколько раз (отправитель, чтобы подстраховаться отправил несколько егерей с одним и тем же кусочком). А ещё важно отличать кусочки одного большого письма от кусочков другого большого письма. Эти задачи решают протоколы транспортного уровня, самый заметный представитель которых – конечно же – TCP. А последовательность кусочков, на которые разбито большое письмо, называется TCP-сессией. 

  2. Сеансовый — предполагалось, что на этом уровне будет происходить магия, которая выстроит логический канал связи между двумя пользователями в точке А и точке Б. Пусть например, существует длительная переписка между Чеховым и Буниным. Они пишут друг другу объёмные письма, которые не помещаются в сумку одного егеря, поэтому письмо разбивается на фрагменты, каждый из которых везёт отдельный фельдъегерь. Протоколы транспортного уровня позволяют Чехову и Бунину собирать письма из кусочков. Однако сами письма могут объединяться одной темой. Например, писатели обсуждают новое сочинение Ивана Алексеевича. Антон Павлович критикует и даёт советы, Бунин к ним прислушивается или как-то оппонирует. Вот такая переписка – это целая группа писем, или сеанс. Сеанс живет дольше, чем TCP-сессия, поэтому в модели OSI сеансами управляют протоколы пятого, сеансового уровня. Например, L2TP или PPTP.         

  3. Представления — этот уровень определял преобразования, которым могут подвергаться данные, передаваемые из точки А в точку Б — например, форматы данных. Ведь можно передавать картинку или текст, стримить видео, архивировать то, что передаёте, шифровать с помощью криптографии и так далее. Например, если Бунин с Чеховым обсуждают что-то очень личное, и не хотят, чтобы их письма прочитал кто-нибудь другой. А вредный начальник крупной почтовой станции просматривает содержимое кожаных сумок всех фельдъегерей, останавливающихся на этой станции. Писатели могут договориться о некоторой схеме шифрования, известной только им двоим. Это подразумевает, что письма должны как-то видоизменяться. Вот за это преобразование информации в OSI отвечает уровень её представления.   

  4. Приложения — то, что мы наблюдаем, когда пользуемся сетью — браузеры, мессенджеры, разные сервисы, криптовалютные кошельки. Что угодно, что мы сегодня используем на своих компьютерах, соединённых друг с другом через глобальную сеть Интернет. А наши друзья-писатели могли читать свои письма с помощью специальных приспособлений. Например, Антон Павлович использовал своё знаменитое пенсне. И вот если предположить, что существует некоторая форма писем, в которой их удобнее всего читать через пенсне Чехова, то это и будет задачей уровня приложений.

На момент запуска модели OSI ещё не было единого понимания, как сеть должна развиваться дальше, и как будет в итоге выглядеть. Поэтому уровней добавили чуть больше, чем нужно. Но, тем не менее, эталонная модель именно такая. Предполагалось, что все будут на неё ориентироваться — и разработчики ПО, и инженеры, разрабатывающие устройства. То есть каждое устройство должно работать на своём уровне. И устройству, работающему, например, на третьем уровне должно быть более или менее всё равно, что происходит на других.

Зачем нужен стандарт 

Стандарт — это всегда хорошо. Благодаря ему у производителей оборудования и программистов, разрабатывающих ПО, есть чёткая инструкция. Они ей следуют и благодаря этому делают совместимые устройства, где бы те не находились физически. Это упростило работу программистов и инженеров, которые разрабатывали устройства и приложения. 

Например, если вы делаете свитч-устройство, которое работает на втором, канальном уровне модели OSI, то вам не важно, какой провод в этот свитч вставлен: витая пара, оптоволокно или ещё что-нибудь. Не важно и то, какую полезную нагрузку содержит L2-фрейм, который вы на этом свитче получили. Всё, что вам нужно сделать — пойти в конкретные места этого фрейма, достать из них конкретные последовательности, два MAC-адреса, и посмотреть, на каком порту какой находится. А затем переложить пакет из одного порта в другой.

Аналогично это работает и на уровне L3. Если человек делает маршрутизатор, он не смотрит на второй уровень — только на третий. Берет IP-адреса, заходит в таблицу маршрутов и определяет, в какой порт ему этот пакет приложить согласно таблице маршрутизации. То же можно сказать и про программное обеспечение. 

TCP/IP вместо семиуровневой OSI

Но семь уровней модели — это действительно много. Например, несмотря на длительный опыт работы с сетевыми протоколами, я, не подглядывая в википедию, не назову ни одного, работающего на уровне L5 или L6.

Реальность внесла свои коррективы и эту модель упростила. Сегодня повсеместно используется сетевая модель TCP/IP, в которой вместо семи уровней всего четыре.

Первые два уровня TCP/IP объединяются в «Уровень доступа к сети», затем следует «Сетевой» и «Транспортный», то есть L3 и L4 остаются без изменений, а последние три — объединяются в один, который называется «Уровень приложений». В остальном назначение практически не меняется. 

Модель TCP/IP не интересует разница между средой передачи данных и принципами физической адресации (которая почти всегда – MAC-адресация b  Ethernet). Всё низкоуровневое происходит на «Уровне доступа к сети», это достаточная детализация. 

 

Кроме того, TCP/IP делегирует задачи сеансового уровня и уровня представлений уровню «Приложений». Передаёте вы картинку, звук или текст — неважно. Шифруете что-то – тоже неважно. Логика тут примерно такая: задача сети – доставка сообщений, разбитых на пакеты, а всё остальное, например, длительные сеансы или криптографическая защита – это задача конкретных приложений, пусть программисты и возятся. На самом деле это правильно, потому что перераспределяет ответственность. Производители оборудования могут не заморачиваться на конкретных алгоритмах шифрования, а программисты не зажаты в узкие рамки стандартов и правил. 

В результате современная сеть делится на четыре уровня модели стека TCP/IP.

Виды протоколов: L2, IP, TCP

В компьютерных науках протокол — это набор правил, которые регулируют взаимодействие разных программ и устройств. Если два устройства взаимодействуют, следуя протоколу, они понимают друг друга, и всё работает. В нецифровом мире всё похоже: например, если дипломаты разных стран соблюдают дипломатические протоколы, им проще понять друг друга и договориться. Протоколов существует много. Пройдёмся по основным.

Структура или формат данных Ethernet-фрейма 

L2 – Ethernet — протокол канального уровня. На картинке структура фрейма Ethernet. Он состоит из:

  • Двух MAC-адресов — Destination и Source, то есть адреса отправителя и адреса получателя.

  • Специальной преамбулы, в конце которой должен быть Interpacket Gap. Это важно, но можно их воспринимать как магические последовательности битов. Оборудование (свитчи, коммутаторы, работающие на уровне L2) эти биты воспринимает как начало и конец Ethernet-фрейма. Оборудование видит преамбулу и считывает последовательность до её окончания. Всё, что между началом и окончанием — Ethernet-фрейм, оборудование его парсит, достаёт MAC-адреса и служебную информацию.

Структура или формат данных заголовка IP-пакета.

IP (L3)  (IPv4) — формат заголовка IP-пакета. IP-протокол сложнее, чем Ethernet. Он состоит из:

  • Двух логических IP-адресов: Source Address и Destination Address. 

  • Версии протокола, в случае IPv4 — это всегда будет четвёртая версия. 

  • IHL – это Internet Header Length, длина заголовка. Эта структура может быть разной длины, потому что в IP-протоколе предусмотрены такие необязательные параметры, как опции, в которые можно вместить всё, что хотите. От количества опций меняется размер этого заголовка. Заголовок нужен, чтобы устройство понимало, откуда читать — где находится полезная информация. Checksum можно воспринимать как хэш от всего, что было до. Благодаря ему устройства могут проверять, что пакет не изменялся по ходу путешествия из пункта А в пункт Б.

  • TTL — счётчик, который уменьшается, когда происходит маршрутизация. То есть каждый раз, когда пакет, согласно таблице маршрутизации, скачет от роутера к роутеру, TTL уменьшается.

TCP (L3) — это ещё более сложный протокол, чем IP. TCP-порты предоставляют адресацию между приложениями внутри одного компьютера, который принял TCP/IP-пакет. TCP-протокол обеспечивает абстракцию соединения и более или менее постоянный поток данных от одной точки к другой. Внутри этого потока протокол гарантирует определённую последовательность, в которой идут пакеты. Но «гарантирует» — слишком громкое слово. Мы знаем, что гарантировать в нашем мире вообще ничего нельзя, а в случае протокола TCP — уж тем более. Скорее, он делает всё от него зависящее, чтобы сделать доставку пакетов из точки А в точку Б более надежной.

В теории вычислительной техники есть такой мысленный эксперимент — классическая задача двух генералов. Она звучит так: есть две армии, которые находятся по разные стороны горного коридора. По центру этого коридора стоит третья армия, с которой первые две находятся в состоянии войны. По отдельности ни одна из этих двух армий разгромить третью не сможет, их единственный шанс победить — напасть вместе. Первая и вторая армии могут посылать лазутчиков, которые могут пройти через третью армию, а могут попасть в плен или быть убитыми. Задача этих двух армий договориться об одновременном нападении, а договариваться они могут, посылая лазутчиков, которые могут дойти, а могут и нет. Как это сделать? Ответ — никак. То есть эта задача строгого математического решения не имеет. Послав лазутчика, как узнать, дошёл ли он? Допустим, встречная армия пошлёт лазутчика навстречу, но и он может не дойти. Поэтому договориться в математическом смысле не получится, можно только приблизиться к согласованному состоянию, пожертвовав каким-то количеством своих солдат.

Эта задача прекрасно иллюстрирует работу TCP. Вы отправляете пакет и дожидаетесь подтверждения от принимающей стороны. Но ваш пакет может не дойти, и тогда вторая сторона не отправит подтверждения. Или, например, ваш пакет может дойти, но подтверждение от подтверждающей стороны не дойдет, и вы не узнаете, дошел ли ваш пакет.

Количество таких подтверждений регулируется в протоколе TCP с помощью настроек, но их не так много. Отправив пакет вы какое-то время ждёте подтверждения, а если оно не приходит, то считаете, что пакет не дошёл и отправляете дубликат. Затем снова ждёте подтверждения и если оно не пришло — повторяете отправку. А если пришло — отправляете следующий пакет. В настройках вы можете определить, сколько повторных отправок нужно, чтобы сделать вывод, что связь разорвалась и её нужно устанавливать заново. 

Часто на собеседованиях спрашивают о таком параметре TCP как Window Size — размер окна. Речь про количество байт, которое вы можете отправить, не дожидаясь подтверждения. Когда на собеседовании этот вопрос задавали, показывали график, напоминающий пилу. И это типичное поведение TCP-протокола — он идёт вверх, падает и затем снова идёт вверх.

Это происходит потому, что когда TCP-соединение только устанавливается, TCP-протокол не знает, насколько оно надёжно. Поэтому отправляет небольшое количество данных и дожидается подтверждения. Получив подтверждение, увеличивает порцию данных, которые можно отправить прежде, чем получишь подтверждение. Этот параметр и называется Window Size. Если соединение относительно надёжно, вы получаете подтверждения, у протокола увеличивается Window Size, а значит скорость растёт, вы отправляете много данных и подтверждаете много данных. А падает она в тот момент, когда с сетью что-то происходит. Если принимающая сторона не отправила подтверждение или передающая сторона это подтверждение не получила, TCP-протокол автоматически сбрасывает размер окна до минимального, и опять начинается разогрев.

Знание работы сетевых протоколов позволяет глубже понимать, как работают ваши приложения и устройства. Это основа для всех, кто работает с устройствами, подключенными к единой сети. Поэтому базовое понимание работы сетей нужно не только SRE- и DevOps-инженерам, но и разработчикам. Надеюсь, что эта статья помогла вам разобраться в этой непростой теме.


ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/articles/835496/


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *