Часть 2. TMA на KMP. Пишем кликер для Telegram

от автора

Telegram Mini Apps (далее — TMA), если просто, то это обычные веб-приложения, которые имеют некоторый ограниченный доступ к API, определяемый Telegram. Из чего следует возможность использовать любой стек, применяемый в разработке веб-приложений. В этой статье мы запустим разработанное в предыдущей статье веб-приложение в Telegram.

Навигация по циклу статей:

Часть 1. Пишем веб-приложение кликер на Kotlin
Часть 2. Пишем кликер для Telegram на Kotlin — текущая статья
Часть 2.5. Аутентификация пользователя с DRF — в разработке
Часть 3. Добавляем оплату через Telegram Mini Apps на Kotlin — в разработке

Раскрытые темы в цикле

  • Web приложение на Kotlin – часть 1

  • Интеграция приложения с Telegram Mini Apps – часть 2

  • Работа с элементами интерфейса TMA приложения. Тема, MainButtonBackButton – часть 2

  • Поделиться ссылкой на приложение через Telegram. Передача данных через ссылку – часть 2

  • Аутентификации через TMA приложение – часть 2 и 2.5

  • Telegram Payments API– часть 3

Запускаем приложение в Telegram

Для добавления веб-приложения в Telegram достаточно создать бота через BotFather по документации. Сам токен пока не понадобится, сейчас нужно настроить бота на открытие нашего приложения. В настройках бота (в чате с BotFather) переходим в меню Bot Settings >> Menu Button >> Customize menu button. Теперь нас просят ввести ссылку, по которой располагается наш бот.

localhost не подойдёт, поскольку, скорее всего, у вас он не настроен на приём запросов по https. Поэтому идём по самому простому пути, используем ngrok. Для настройки зарегистрируйтесь на сайте ngrok, установите его и пройдите первоначальную настройку. Сам запуск, последний этап, прост:

ngrok http http://localhost:8080 --host-header="localhost:8080"

После этого получаем хост, работающий с https схемой

Далее отправляем его в BotFather и задаём надпись на кнопке. Готово, теперь у нашего свежесозданного бота есть кнопка. Нажимаем и открывается наше веб-приложение.

Навигация с использованием TMA (MainButton, BackButton)

Добавим второй экран, не будем подключать никакие библиотеки для навигации, используем enum, state и when.

// Don't use in real code enum class Screen {     CLICKER,     FRIENDS_LIST, } // Don't use in real code var currentScreen by mutableStateOf(Screen.CLICKER) @Composable fun App() { when (currentScreen) { Screen.CLICKER -> ClickerScreen( onFriendsList = { currentScreen = Screen.FRIENDS_LIST } )     Screen.FRIENDS_LIST -> FriendsListScreen(         onBack = {             currentScreen = Screen.CLICKER         },     ) } }

Интерфейс, который ранее располагался в App()выносим как отдельный экран с callback на переход на другой экран

val score = mutableStateOf(0L) @Composable fun ClickerScreen( onFriendsList: () -> Unit, ) { Div( attrs = { classes(ClickerStyles.MainContainer) } ) { Div( attrs = { classes(ClickerStyles.ClickerBlock) } ) { H2 { Text("Score: ${score.value}") } Img( src = Res.images.click_item.fileUrl, attrs = { classes(ClickerStyles.MainImage) onClick { score.value += 1 } } ) } } }

Вторым экраном станет самая важная функция таких кликеров – список друзей. Мы будем приглашать их в нашу игру через ссылку.

@Composable fun FriendsListScreen( onBack: () -> Unit, ) { Div( attrs = { classes(FriendsListStyle.Container) } ) { H4 { Text("У тебя пока нет друзей...") } } }

Отлично! Теперь у нас есть экраны, но по ним нельзя переходить, воспользуемся стандартными средствами, которые предоставляет Telegram: это MainButton и BackButton.

Первым делом нужно подключить сам TMA API в наше веб приложение, воспользуемся сторонней, уже готовой обёрткой над JS библиотекой TMA

jsMain.dependencies { //… implementation("dev.inmo:tgbotapi.webapps:15.0.0") }

Однако этого недостаточно, эта зависимость является лишь врапером для API телеграмм, в наш проект нужно подключить js версию TMA API. Добавим её как script в index.html документе.

<head> ... <script src="https://telegram.org/js/telegram-web-app.js"></script> </head>

Теперь нам доступен глобальный объект webApp, у которого уже есть поля backButton и mainButton.

Однако проявим смекалку и адаптируем их под использование из composable функции – сделаем из них компоненты.

@Composable fun WebAppMainButton( text: String, onClick: () -> Unit, visible: Boolean = true, active: Boolean? = undefined, loading: Boolean = false, loadingLeaveActive: Boolean = false, hideOnDispose: Boolean = true, // use if next screen has MainButton too color: String? = undefined, textColor: String? = undefined, ) { DisposableEffect(visible) { if (visible) { webApp.mainButton.show() } else { webApp.mainButton.hide() } onDispose { if (hideOnDispose) webApp.mainButton.hide() } } DisposableEffect( keys = arrayOf( onClick, text, color, textColor, visible, active, loading, loadingLeaveActive ), ) { webApp.mainButton.onClick(onClick) webApp.mainButton.setParams( MainButtonParams( text = text, color = color, textColor = textColor, isActive = active, isVisible = visible, ) ) if (loading) webApp.mainButton.showProgress(leaveActive = loadingLeaveActive) else webApp.mainButton.hideProgress() onDispose { webApp.mainButton.offClick(onClick) } } } @Composable fun WebAppBackButton( onClick: () -> Unit, ) { DisposableEffect(Unit) { webApp.backButton.onClick(onClick) webApp.backButton.show() onDispose { webApp.backButton.hide() webApp.backButton.offClick(onClick) } } }

Теперь будет проще работать с TMA API. Добавим главную кнопку перехода в список друзей на экран кликера, а на экран списка друзей кнопку назад.

@Composable fun FriendsListScreen( onBack: () -> Unit, ) { WebAppBackButton(onClick = onBack) // ... } @Composable fun ClickerScreen( onFriendsList: () -> Unit, ) { WebAppMainButton( text = "Список друзей", hideOnDispose = false, onClick = onFriendsList ) // ... }
image.png

Определиться с иконкой для тапа и заскринить заново

Тема как у Telegram

Цвета этого приложения сильно выделяются, но TMA API предоставляет свои цвета для применения их в своём CSS. Добавим же эти стили к себе через CSS in Kotlin. Создадим AppStyles, где будут применяться эти значения как значения css variables

object TMAVariables { val BackgroundColorValue = Color("#ffffff") val BackgroundColor by variable<CSSColorValue>() val SecondaryBackgroundColorValue = Color("#ffffff") val SecondaryBackgroundColor by variable<CSSColorValue>() val TextColorValue = Color("#000000") val TextColor by variable<CSSColorValue>() val HintColorValue = Color.gray val HintColor by variable<CSSColorValue>() // И т. д., полный код на github }

Для простого применения ThemeParams, предоставляемого библиотекой создаём функцию расширения для StyleScope. Поскольку поля могут быть null, нужно определить дефолтные значения для каждой variable.

fun StyleScope.applyThemeVariables(theme: ThemeParams) { BackgroundColor(theme.backgroundColor?.toCSSColorValue() ?: BackgroundColorValue) SecondaryBackgroundColor(theme.secondaryBackgroundColor?.toCSSColorValue() ?: SecondaryBackgroundColorValue) TextColor(theme.textColor?.toCSSColorValue() ?: TextColorValue) HintColor(theme.hintColor?.toCSSColorValue() ?: HintColorValue) // И т. д., полный код на github }

Создадим новую, главную таблицу стилей, где применим созданные CSS variables для всего приложения. Дополнительно можно указать параметры для различных тегов.

class AppStyles(val themeParams: ThemeParams) : StyleSheet() { init { "body" style { applyThemeVariables(themeParams) backgroundColor(TMAVariables.BackgroundColor.value()) color(TMAVariables.TextColor.value()) } "a" style { color(TMAVariables.LinkColor.value()) } "button" style { color(TMAVariables.ButtonTextColor.value()) backgroundColor(TMAVariables.ButtonColor.value()) } } }

Далее нужно применить этот стиль в renderComposable, передав параметры темы webApp.themeParams

renderComposable(rootElementId = "app") { Style(AppStyles(webApp.themeParams)) // ... }

Запускаем и видим, что цвета теперь сочетаются с Telegram

image.png

Авторизация пользователя и сохранение данных

Краткая справка: каждый TMA запускается с query params, которые можно использовать для получения id и краткой информации о пользователе, а также аутентифицировать. Они хранятся в полях webApp.initData и webApp.initDataUnsafe. Причина разделени – это то, что initData – это сырые данные, которые можно отправить на сервер для валидацииinitDataUnsafe – это type-safe объект, где храняться эти данные уже в преобразованном виде, но на самом клиенте никак нельзя безопасно проверить данные на правильность, но можно использовать их для отображения какой-либо информации о пользователе, например, username или id.

image.png

Для авторизации будем отправлять к каждому запросу заголовок с webApp.initDataTapClient создаётся в commonMain и заранее зададим запросы, которые нам понадобятся в будущем.

object TapClient { private val client: HttpClient = HttpClient(TapClientEngine) { // … authConfig() } <span class="hljs-keyword" style="box-sizing: border-box; font-weight: 700;">suspend</span> <span class="hljs-function" style="box-sizing: border-box;"><span class="hljs-keyword" style="box-sizing: border-box; font-weight: 700;">fun</span> <span class="hljs-title" style="box-sizing: border-box; color: var(--yfm-color-hljs-section); font-weight: 700;">sendCurrentScore</span><span class="hljs-params" style="box-sizing: border-box;">(score: <span class="hljs-type" style="box-sizing: border-box; color: var(--yfm-color-hljs-deletion);">Long</span>)</span></span> {     client.post(<span class="hljs-string" style="box-sizing: border-box; color: var(--yfm-color-hljs-deletion);">"/score"</span>) {         setBody(SendCurrentScoreRequest(score))         contentType(ContentType.Application.Json)     } }  <span class="hljs-keyword" style="box-sizing: border-box; font-weight: 700;">suspend</span> <span class="hljs-function" style="box-sizing: border-box;"><span class="hljs-keyword" style="box-sizing: border-box; font-weight: 700;">fun</span> <span class="hljs-title" style="box-sizing: border-box; color: var(--yfm-color-hljs-section); font-weight: 700;">fetchCurrentScore</span><span class="hljs-params" style="box-sizing: border-box;">()</span></span>: <span class="hljs-built_in" style="box-sizing: border-box; color: var(--yfm-color-hljs-addition);">Long</span> {     <span class="hljs-keyword" style="box-sizing: border-box; font-weight: 700;">return</span> client.<span class="hljs-keyword" style="box-sizing: border-box; font-weight: 700;">get</span>(<span class="hljs-string" style="box-sizing: border-box; color: var(--yfm-color-hljs-deletion);">"/score"</span>).body&lt;GetCurrentScoreResponse&gt;().score }  <span class="hljs-keyword" style="box-sizing: border-box; font-weight: 700;">suspend</span> <span class="hljs-function" style="box-sizing: border-box;"><span class="hljs-keyword" style="box-sizing: border-box; font-weight: 700;">fun</span> <span class="hljs-title" style="box-sizing: border-box; color: var(--yfm-color-hljs-section); font-weight: 700;">fetchFriendsList</span><span class="hljs-params" style="box-sizing: border-box;">()</span></span>: List&lt;FriendInfo&gt; {     <span class="hljs-keyword" style="box-sizing: border-box; font-weight: 700;">return</span> client.<span class="hljs-keyword" style="box-sizing: border-box; font-weight: 700;">get</span>(<span class="hljs-string" style="box-sizing: border-box; color: var(--yfm-color-hljs-deletion);">"/friends"</span>).body&lt;GetFriendsListResponse&gt;().friends }  }

Где authConfig() определён как expect и реализуется в исходниках jsMain

actual fun HttpClientConfig<HttpClientEngineConfig>.authConfig() { defaultRequest { header("tma-data", webApp.initData) } }

Теперь каждый запрос будет проверяться на то, что он запущен из Telegram с верными дынными. Подробнее в другой статье, про реализацию серверной части (статья в разработке).

Прямые ссылки, позвать друга

Direct link – возможность открывать TMA приложение по ссылке, в том числе с предопределёнными параметрами.

Для подключения прямых ссылок возвращаемся к BotFather и пишем команду /newapp, выбираем нашего бота и далее

  • задаём название нашего TMA приложению

  • Короткое описание

  • Картинку приложению 640×360.

  • Добавляем GIF

  • Ссылка, которая будет открывать (такая же что, мы задавали при подключении кнопки в приложении)

  • appname, по которому будет располагаться приложение

Теперь мы можем открывать приложение по ссылке и передавать параметр как query параметр с ключём startapp. Параметры, переданные в прямой ссылке появятся в webApp.initDataUnsafe.startParam. Так мы и будем добавлять друзей.

Сначала добавим кнопку на отправку ссылке на экран с друзьями. Это лишь пример использования TMA API и лучше реализовать генерацию ссылки на стороне сервера. Вызов buildInviteLink()создаёт ссылку, перейдя по которой открывается наше TMA приложение, а buildShareLink()использует возможности Telegram для отправки сообщения, содержащего ссылку на переход.

// Use build config instead private const val AppLink = "https://t.me/botusername/appname" private const val ShareMessage = "%D0%9F%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B1%D1%83%D0%B9+%D1%8D%D1%82%D0%BE%D1%82+%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9+%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B5%D1%80%21" private fun buildInviteLink(telegramId: Long): String { return "" class="formula inline">telegramId" } private fun buildShareLink(telegramId: Long): String { return "https://t.me/share/url?url=" class="formula inline">{ShareMessage}" }

Осталось добавить MainButton, нажатие на которую генерирует ссылку на отправку сообщения, и открывает её через webApp.openTelegramLink(). Telegram обработает такую ссылку открытием экрана “переслать сообщение“

@Composable fun FriendsListScreen( onBack: () -> Unit, ) { WebAppMainButton( text = "Пригласить друзей", onClick = { val id = webApp.initDataUnsafe.user?.id ?: return@WebAppMainButton webApp.openTelegramLink(buildShareLink(id.long)) } ) //... }

Теперь по этой кнопке можно отправить сообщение со ссылкой-приглашением любому пользователю. Обработку приглашений отдельно делать на стороне клиента (только для информирования о том, что его пригласили) не нужно, поскольку сервер и так получает все initData от клиента с каждым запросом.

Итоги

В данной статье мы научились использовать TMA API в нашем приложении на Kotlin. Самое главное, что нужно для приложения – это стили, аутентификация и какое-никакое управление интерфейсом Telegram нам предоставляет, дальше можно делать с такими приложениями, что захочет заказчик. Исходный код можно посмотреть в ветке clicker нашего проекта с шаблоном на GitHub


ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/articles/835658/


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *