Виниловый звук. Доработка проигрывателя, сборка лампового усилителя-корректора

от автора


Отправная точка — преобразование аналогового сигнала (звук) в цифровой, неизбежно приводит к потерям и искажениям, тем более что конечный результат стараются тем или иным способом сделать покомпактнее. Обратный процесс тоже ничего хорошего не добавит. Трагично и поучительно, что и сегодня, для «звуковоспроизведения высокой верности» наиболее близким к оригиналу массовым способом сохранения звукозаписи, как и при царе Горохе, остаётся грампластинка.

Как говорит наш дорогой шеф, в нашем деле главное — этот самый реализьм!
К/ф «Бриллиантовая рука».

На виниловой пластинке звук записан механически, это микроскопические канавки с рельефом, по которому скользит алмазная игла (обычно электродинамического) звукоснимателя; колебания её преобразуются в сигнал электрический. Воспроизведение грамзаписи, её проигрыватель — тонкая и точная электромеханическая система. Добавим, весьма уязвимая для внешних неблагоприятных воздействий и паразитных явлений, борьба с которыми — дело муторное и мало технологичное, а результат слишком громоздок и дорогостоящ для обычной гражданской аппаратуры. При этом причину основной массы призвуков, повозившись, можно нейтрализовать весьма простыми домашними средствами. Борьба же с остальными, едва слышными на очень высококачественной аппаратуре, стоит драконовских сил и средств. Замечу, мы говорим о составляющей объективной, без учёта понтов.

Ниже речь пойдёт о такой балконно-кухонной доработке проигрывателя грамзаписи Электроника ЭП-017 Стерео.

Фото 2. Электроника ЭП-017 Стерео. Высшая группа сложности, микролифт и кнопочное наведение иглы на нужную дорожку в случае дрожащих рук, кварцевая стабилизация и прямой привод вращения пластинки, электронный компенсатор скатывающей силы. Чужое фото из сети

К делу.

Фото 3. Доставшийся по случаю, не вполне работоспособный проигрыватель оживил заменой пары подозрительных электролитов и двух светодиодов в стробоскопе

Фото 4. Блок тонарма. Кроме прочего, имеет сложную сигнальную проводку, в том числе и реле, закорачивающее звукосниматель в режиме «Стоп». Сигнал с головки через разъём на задней стенке подаётся на внешний усилитель-корректор, своего у проигрывателя нет

▍ Демпфирование элементов проигрывателя

Это основная доработка, коснувшаяся проигрывателя — заглушить заметные вибрации у более или менее крупных поверхностей, тем более что некоторые из них весьма тонкие и лёгкие.

Фото 5. Изменения в тонарме — укорочение и упрощение сигнальных проводов, замена облегчённого сломанного табельного звукоснимателя ГЗМ-043 на имеющийся ГЗМ-005, демпфирование трубки тонарма. Узел пришлось частично разобрать

Фото 6. Трубку тонарма обернул малярным скотчем и заполнил монтажной пеной, пшикнул и на площадку для установки головки

Фото 7. Сняв платы, нанёс на все свободные места, возможно, более толстый слой акрилового герметика, дождался его затвердения, подрезая лишнее, установил элементы обратно

Фото 8. Края пластиковой крышки предохранил малярным скотчем и обработал внутреннюю сторону монтажной пеной

▍ Сборка проигрывателя

Фото 9. Срезая слой затвердевшей пены с крышки, по чуть-чуть и с тысячью примерок, добился посадки крышки на место

Фото 10. При этом верхний и нижний демпфирующие слои смыкались почти без зазора

Фото 11. Конструкция внешней сигнальной проводки от звукоснимателя. Выполнена двумя попарно экранированными, очень тонкими и мягкими проводками со множеством посеребрённых жил каждый. Обрезок выводов от какого-то промышленного датчика. На трубке тонарма провода закреплены тонкими колечками термоусадки, большая завитушка позволяет тонарму свободно поворачиваться. На разъёмах проводки закреплены за изоляцию капельками эпоксидной смолы (отмечено). На фото виден дополнительный грузик — пара пятирублёвых монет, компенсирующих больший вес нештатного звукоснимателя (отмечено)

Фото 12. Доработанный проигрыватель с откинутой верхней крышкой. На ней аналогично освободил от демпфирующего слоя пены, минимально возможное место для установки модулей стробоскопа с регулятором и платки с кнопками управления. На задней стенке нижнего алюминиевого шасси-корытца взамен мудрёного сетевого разъёма установил отдельную колодку для предохранителя и мощный несъёмный шнур питания. Сделал вывод-клемму от общего провода

Фото 13. Доработанный проигрыватель в сборе. Не установлен диск-платформа для пластинки. После доработки проигрыватель заметно потяжелел и по ощущениям стал напоминать этакий монолитный кирпич

▍ Усилитель-корректор RIAA

Механическая запись звука на виниловом диске имеет два трудно устранимых резонанса. Дешевле и проще их подавить и восстановить электрически, при помощи фильтров, в случае воспроизведения обычно представляющих собой частотно зависимую цепь обратной связи — дёшево и сердито. Лучшими звуковыми параметрами обладают схемы усилителей с пассивными цепями коррекции. Здесь изготовление такого рода необычного усилителя-корректора на вакуумных триодах 6Н9С.

Описание идеи, принципа работы, расчёта и выбора элементов с настройкой схемы в [2]. Настоятельно рекомендуется к прочтению, хотя бы как выдающийся образец технического одесского юмора. Прототип экспериментального усилителя описан в части №4, стр. 45. Его вариант на более распространённых лампах 6Н9С с корректировкой величин некоторых элементов [3].

Рис. 14 Усилитель-корректор RIAA «Гусь-Хрустальный-БМ» с пассивными и распределёнными цепями коррекции, использующими и «природную» индуктивность звукоснимателя. Схема электрическая принципиальная. Подробное описание, в том числе и рекомендуемые типы элементов [2, 3]. По сравнению с исходными в схеме оставлена только коррекция по Одесским Лаборантам, «с τ1 на входе». R12 настраивается [2, часть №5] для каждого звукоснимателя индивидуально

Фото 15. Корпус усилителя — открытое массивное деревянное шасси с лампами наружу. Собрано без затей, на столярный ПВА и саморезы, из 15-мм берёзовой фанеры с отделкой подкрашенным лаком. Почти весь монтаж изнутри на верхней крышке — входные и выходные гнёзда, панельки ламп и крупные ёмкости закреплены механически, мелочи распаяны на их выводах объёмным манером. Несколько дополнительных опорных точек — специальные изолированные контакты. Отверстия и пазы в фанере сделаны ручным фрезером, панельки и конденсаторы вклеены эпоксидной смолой. На фото — начало. Отмечены часовые гальванические элементы, с припаянными индиевым, легкоплавким припоем, проволочными выводами

Фото 16. Один из ключевых моментов сборки и большое неудобство — весьма точное соответствие элементов фильтра расчётным и нестандартным. Для этого нужные номиналы заранее и приблизительно подбирались из ряда обычных 10%. Каждая деталь приобреталась в десятке или более экземпляров, всё это добро перемерял на мосту В7 с точностью до 3 знаков после запятой. Из этого количества удалось подобрать или составить набор элементов для фильтров обоих каналов усилителя, с отклонением величин от расчётных не более 1%

Фото 17. Основная часть монтажа усилителя в сборе

Фото 18. Один из оригинальных моментов схемы — использование индуктивности звукоснимателя как элемента фильтра. Логично и компактно, но по специальной методике [2, часть №5] приходится подбирать соответствующий резистор (R12, рис. 14) индивидуально к используемой головке. На фото — импровизированный стенд для операции

Фото 19. Волнующий момент, первые прослушивания! К панели винил-корректора (отмечен на фото) на живую нитку прикрутил импровизированные ножки из кусочков фанеры, чтобы не помять монтаж, ещё нет покаскадных блокировочных ёмкостей, рядом макет блока питания. Проигрыватель только-только ожил после многих лет забвения

Фото 20. Усилитель-корректор грамзаписи в сборе, вид на монтаж. На деревянных площадках-ножках для виброразвязки корпуса отлил из силикона эластичные сантиметровые прокладки

Фото 21. Весь «короткий тракт» в сборе, общий блок питания усилителей — в макете. От звукоснимателя до АС три триодных каскада. Справа налево, снизу вверх — доработанный проигрыватель Электроника ЭП-017, усилитель-корректор RIAA, однокаскадный усилитель мощности на 6Э5П [5]

Фото 22.

▍ Блок питания (БП) усилителя-корректора RIAA

Выполнен аналогично и в одном корпусе с таковым для усилителя мощности [5].

Рис. 23. Выпрямитель, стабилизатор питания накалов ламп. Схема принципиальная. Обе нити соединены последовательно, кремниевый диод в «земляной» цепи 7812 повышает её выходное напряжение до требуемых 12,6 В

Рис. 24. Выпрямитель, стабилизатор питания анодных цепей. Простой, удобный, надёжный. Диодный мост, полевой транзистор и конденсаторы выбираются с учётом выходного тока и напряжения, цепочка стабилитронов его задаёт

Фото 25. Общий БП для усилителя мощности и корректора RIAA. Сборка, финишная прямая

Фото 26. Общий БП для усилителя мощности и корректора RIAA. Внешний вид. Многообмоточные стандартные трансформаторы позволили удобно реализовать мягкий старт всех напряжений и режим ожидания с пониженным напряжением накала и анодного — уменьшение износа ламп при недолгих перерывах в работе

▍ Итого

Некоторые характеристики усилителя в виде цифр — [2, 3]. Оценка проигрывателя до и после доработки приборно и даже на слух не проводилась, эффективность принятых мер неизвестна, но смею надеяться, что как минимум стало не хуже.

Усилитель-корректор играет хорошо, а на ряде записей демонстрирует истинные чудеса — невероятно живые, до шевеления волос на затылке, голоса, «глубину сцены», «пространство», где можно точно указать расположение инструментов и так далее. Несмотря на деревянный корпус и работу с микросигналом, фона нет совершенно, при этом отдельные выводы от «общего провода» схемы проигрывателя и усилителя-корректора и их соединение, обязательны.

С другой стороны — применение в проигрывателе нештатной головки заставило утяжелить рычаг тонарма, неровные пластинки теперь играют хуже задуманного. Сюда же и применение более толстых проводков в экране поверх тонарма. Простая схема усилителя-корректора обернулась большой и кропотливой работой по подбору элементов и настройкой. Из-за звукоснимателя, участвующего своей индуктивностью в коррекции, спонтанно подключить усилитель к другому проигрывателю нельзя. Некоторые экземпляры ламп, даже хорошего исполнения, в корректоре могут здорово микрофонить. Совмещённый БП позволил упростить и сэкономить, но в перспективе оказался неудобным. Раздельное ручное ступенчатое включение питания и режима ожидания требует инженерного образования и внимательности при эксплуатации. Монтаж усилителя получился неремонтопригодным.

▍ Литература

1. Проигрыватель грамзаписи «Электроника ЭП-017». Руководство по эксплуатации, инструкция по ремонту.
2. Е. Бабиченко, И. Гапонов. Усилители RIAA – коррекции на вакуумных триодах для «скоростных» (электродинамических) звукоснимателей. Некоторые принципы построения схем без обратных связей. Расчёт и настройка корректирующих цепей. Одесса, 2004 г.
3. В. Сёмин. Предусилитель-корректор RIAA «Гусь-Хрустальный» на 6Н9С.
4. 6Н9С справочный листок.
5. Однокаскадный ламповый усилитель для квартирной музыки. Авторский конспект.

На благо всех разумных существ. Babay Mazay, август, 2024 г.

Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT 💻


ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/articles/834660/


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *