Привет, Хабр!
Создание домен‑специфических языков — это интересная и сложная задача. В этой статье рассмотрим, как с помощью Rust создать интерпретатор и компилятор для DSL на основе абстрактного синтаксического дерева.
Начнем с создания абстрактного синтаксического дерева, которое будет основой для всех дальнейших операций. В контексте создания DSL, AST представляет собой дерево, в котором каждый узел соответствует элементу языка.
pub enum Expr { Literal(i32), Variable(String), Binary { op: BinaryOp, lhs: Box<Expr>, rhs: Box<Expr>, }, FunctionCall { name: String, args: Vec<Expr>, }, } pub enum BinaryOp { Add, Subtract, Multiply, Divide, }
Создали структуру AST для простого языка, поддерживающего переменные, функции и бинарные операции. Каждый узел дерева может содержать другие узлы.
Чтобы создать AST из исходного кода, необходимо разработать парсер. В Rust это можно сделать с помощью nom
или pest
:
fn parse_literal(input: &str) -> IResult<&str, Expr> { map(digit1, |s: &str| { Expr::Literal(s.parse::<i32>().unwrap()) })(input) } fn parse_variable(input: &str) -> IResult<&str, Expr> { map(alpha1, |s: &str| { Expr::Variable(s.to_string()) })(input) } fn parse_binary_expr(input: &str) -> IResult<&str, Expr> { let (input, left) = parse_atom(input)?; let (input, op) = parse_operator(input)?; let (input, right) = parse_atom(input)?; Ok((input, Expr::Binary { op, lhs: Box::new(left), rhs: Box::new(right), })) }
Используем библиотеку nom
для разбора простых выражений, состоящих из литералов и переменных. Более сложные выражения, например бинарные операции, разбираются рекурсивно.
После создания AST, следующим шагом будет интерпретация, выполнение команд, закодированных в дереве. Интерпретатор обходит дерево и выполняет действия, соответствующие каждому узлу.
impl Expr { pub fn evaluate(&self, context: &mut Context) -> i32 { match self { Expr::Literal(val) => *val, Expr::Variable(name) => context.get_variable(name), Expr::Binary { op, lhs, rhs } => { let lhs_val = lhs.evaluate(context); let rhs_val = rhs.evaluate(context); match op { BinaryOp::Add => lhs_val + rhs_val, BinaryOp::Subtract => lhs_val - rhs_val, BinaryOp::Multiply => lhs_val * rhs_val, BinaryOp::Divide => lhs_val / rhs_val, } }, Expr::FunctionCall { name, args } => { let func = context.get_function(name); let arg_vals: Vec<i32> = args.iter().map(|arg| arg.evaluate(context)).collect(); func(&arg_vals) }, } } } struct Context { variables: HashMap<String, i32>, functions: HashMap<String, Box<dyn Fn(&[i32]) -> i32>>, } impl Context { fn get_variable(&self, name: &str) -> i32 { *self.variables.get(name).expect("Variable not found") } fn get_function(&self, name: &str) -> Box<dyn Fn(&[i32]) -> i32> { self.functions.get(name).expect("Function not found").clone() } }
Реализовали простой интерпретатор, который поддерживает переменные и вызовы функций. Контекст хранит переменные и функции, доступные во время выполнения.
Компиляция предполагает преобразование AST в машинный код или промежуточный код, который затем может быть выполнен виртуальной машиной. Процесс компиляции включает в себя генерацию инструкций на основе структуры AST.
Компилиция на структуре AST:
enum Instruction { LoadLiteral(i32), LoadVariable(String), Add, Subtract, Multiply, Divide, CallFunction(String), } fn compile_expr(expr: &Expr, bytecode: &mut Vec<Instruction>) { match expr { Expr::Literal(val) => bytecode.push(Instruction::LoadLiteral(*val)), Expr::Variable(name) => bytecode.push(Instruction::LoadVariable(name.clone())), Expr::Binary { op, lhs, rhs } => { compile_expr(lhs, bytecode); compile_expr(rhs, bytecode); bytecode.push(match op { BinaryOp::Add => Instruction::Add, BinaryOp::Subtract => Instruction::Subtract, BinaryOp::Multiply => Instruction::Multiply, BinaryOp::Divide => Instruction::Divide, }); }, Expr::FunctionCall { name, args } => { for arg in args { compile_expr(arg, bytecode); } bytecode.push(Instruction::CallFunction(name.clone())); }, } }
Компилятор генерирует байткод, который затем может быть исполнен VM. Каждое выражение в AST преобразуется в одну или несколько инструкций, которые добавляются в конечный список команд.
При создании интерпретатора и компилятора важно учитывать производительность.
-
Свертка констант: вычисление выражений, которые содержат только константы, на этапе компиляции, чтобы уменьшить нагрузку во время выполнения.
-
Вывод типов: использование системы типов для оптимизации вызовов функций и доступа к переменным.
-
JIT‑компиляция: использование Just‑In‑Time компиляции для генерации машинного кода.
Пример сверстки констант:
fn optimize_expr(expr: &Expr) -> Expr { match expr { Expr::Binary { op, lhs, rhs } => { let lhs = optimize_expr(lhs); let rhs = optimize_expr(rhs); if let (Expr::Literal(lhs_val), Expr::Literal(rhs_val)) = (&lhs, &rhs) { return Expr::Literal(match op { BinaryOp::Add => lhs_val + rhs_val, BinaryOp::Subtract => lhs_val - rhs_val, BinaryOp::Multiply => lhs_val * rhs_val, BinaryOp::Divide => lhs_val / rhs_val, }); } Expr::Binary { op: *op, lhs: Box::new(lhs), rhs: Box::new(rhs) } }, _ => expr.clone(), } }
Здесь компилятор свертывает константные выражения в единичные значения, уменьшая количество вычислений во время выполнения.
Всем вдохновения и поменьше багов!
Подробнее про архитектуру приложений вы можете узнать в рамках онлайн-курсов от практикующих экспертов отрасли. Подробности в каталоге.
ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/articles/840190/
Добавить комментарий