Научиться программировать может даже ребенок семи лет. В этом ему помогут вводные языки и среды вроде Scratch и Kodu Game Lab. О них и поговорим в этой статье.
Мы с коллегами в детской IT-школе «Пиксель» считаем, что даже младший школьный возраст — не причина для отказа от обучения ребенка кодингу. Особенно при условии, что он интересуется геймингом и написанием кода. Это увлечение обязательно нужно поддержать: погружение дошкольника или школьника в азы программирования в игровой форме способно приблизить к IT и заложить основы профессионального будущего в одной из востребованных профессий.
Начать осваивать направление можно двумя путями:
-
На детских онлайн-курсах. На занятиях маленькие программисты смогут обрести прочные теоретические представления о кодинге и полезные практические навыки, которые пригодятся в будущем, если захочется продолжить учебу. Плюс варианта — помощь и грамотная поддержка со стороны педагогов: если что-то не получится, они подскажут, как справиться даже с самой трудной задачей.
-
По видеоурокам. Наглядные инструкции помогут вникнуть в основы и научиться делать базовые вещи. Достаточно внимательно слушать, о чем говорит учитель, и повторять за ним совершаемые действия. Этот вариант подходит для более самостоятельных детей, которые хотят двигаться в своем темпе.
О самообучении и хочу рассказать, а также отметить 3 направления для начинающих: Scratch Junior, Kodu Game Lab и Scratch. Давайте рассмотрим каждое и ознакомимся с тематическими уроками: это поможет погрузиться в основы IT и попрактиковаться, решая различные задачи по понятным примерам.
Scratch Junior: о программе и ее возможностях + 6 видеоуроков для начинающих
Scratch JR — блочный язык и интерактивная обучающая платформа для новичков. Она была создана энтузиастами в медиалаборатории Массачусетского технологического института специально для ребят 5–7 лет, интересующихся геймингом и кодингом.
Благодаря бесплатно распространяемому приложению начинающие программисты могут освоить азы. При этом учиться будет легко: представленный язык отнесен к категории учебных и предназначен для написания кода посредством ярких конструкций. Путем их использования можно создавать:
-
Простые, но увлекательные игры;
-
Короткие красочные мультфильмы;
-
Анимацию.
Низкий уровень сложности — гарантия успешного самообучения. Однако, если нет опыта, могут потребоваться инструкции. Их мы и хотим предложить.
Давайте разберем подборку, после знакомства с которой даже дошкольник без опыта станет на шаг ближе к пониманию базовых принципов направления. Всего мы подготовили 6 видео и хотим начать двигаться от простого к сложному.
1. Установка программы
Знакомство с языком рекомендую начать с первого видео: благодаря этому удастся узнать о том, как начать использовать обучающую среду.
В видеоуроке педагог школы «Пиксель»:
-
Показывает, где можно найти установочные файлы;
-
Говорит, какую версию выбрать;
-
Дает советы и рассказывает, как установить приложение на персональный компьютер;
-
Коротко рассказывает о создании несложной игры с нуля.
2. Интерфейс и движения
Второй обучающий видеоролик посвящен важным темам. Это интерфейс программной среды и блоки движения, используемые для управления спрайтами — внутренними персонажами и объектами.
В результате просмотра можно понять:
-
Как устроен и работает язык;
-
Какие есть функции, для чего они предназначены;
-
Как загружать и делать спрайты, а также управлять ими.
3. Блоки вида
Импровизированный курс программирования для детей 7 лет предлагаю продолжить третьим видеороликом. Мы разберемся:
-
Что такое внешние блоки и какова их роль;
-
Как создать карту и добавить на нее спрайта;
-
Что нужно, чтобы написать и запустить блочную программу.
4. Пусковые блоки и первый мультфильм
А теперь предлагаю перейти к более интересным вещам и научиться делать мультфильмы. Давайте посмотрим очередной видеоролик, чтобы понять такие темы:
-
Что такое команды пуска и как их использовать при работе над подготовкой собственных проектов;
-
Как правильно писать визуальный код на языке «Скретч Джуниор»;
-
Как создать первый собственный мультфильм.
5. Блоки управления
Следующий видеоурок, подготовленный нами, поможет лучше разобраться в работе с инструментами приложения и понять:
-
Для чего нужны блочные конструкции, предназначенные для управления, как их использовать;
-
Что потребуется сделать для создания полноценной игровой карты;
-
Как запрограммировать мини-проект с собственными морскими спрайтами.
6. Блоки окончания
Предлагаю завершить короткий импровизированный курс Scratch Jr для детей роликом, который посвящен созданию собственных полноценных проектов с нуля на примере игры «Опасности на дорогах». Просмотр приведет нас к пониманию:
-
Как правильно обращаться с панелью блоков;
-
Что нужно, чтобы создать основы будущего проекта;
-
Как запрограммировать персонажей и внутриигровые объекты;
-
Какие инструменты потребуется использовать, чтобы добавить в проект новый уровень.
А теперь предлагаю рассмотреть подборку роликов о Kodu. Они дополнят обучение программированию ребенка 7 лет и выведут его навыки на новый уровень.
Kodu Game Lab: о среде и ее возможностях + 13 уроков для новичков
Kodu Game Lab — среда разработки трехмерных игр. Она, как и программа «Скретч Джуниор», подходит для обучения детей: маленьким геймерам потребуется использовать визуальные конструкции для создания собственных виртуальных миров. Начинать осваивать среду можно даже в 5-6 лет, что обусловлено простотой решений, реализованных разработчиком — командой Microsoft.
Работать с инструментами Kodu просто: внутренний «плиточный» язык напоминает конструктор, что увлекает детей и улучшает результативность самостоятельного обучения. Программой охотно интересуются как дошкольники, так и младшие школьники, потому что в ней можно:
-
Создавать простые 3D-игры;
-
Проектировать виртуальные ландшафты и менять их дизайн;
-
Программировать персонажей;
-
Продумывать и устанавливать правила для создаваемых виртуальных миров.
Итак, давайте перейдем к рассмотрению второй подборки бесплатных уроков программирования для детей 5–7 лет. Она посвящена среде «Коду» и поможет разобраться, как начать делать первые шаги в разработке игр с помощью визуальных скриптов.
1. Скачивание и установка Kodu
Давайте ознакомимся с азами и разберемся, что нужно для начала работы со средой «Коду». Об этом расскажет вводный ролик, благодаря которому мы поймем:
-
Что такое Kodu, для чего предназначена программа;
-
Как скачать приложение и установить его;
-
Как войти в среду.
2. Знакомство с интерфейсом и первый проект
Когда программа установлена на компьютер, пора приступать к ее изучению. Посмотрим второй ролик: в нем освещены основные моменты. Повторение действий за учителем научит нас:
-
Использовать элементы интерфейса;
-
Выполнять простые проекты на примере лабиринта;
-
Менять параметры игр требуемым образом.
3. Создание персонажа, способного ходить и стрелять
Обучать детей кодингу в игровой форме — значит увлекать их процессом, повышать интерес к теме. Поэтому третий ролик очень понравится даже непоседливому дошкольнику: предстоит запрограммировать стрельбу и ходьбу. А еще удастся освоить:
-
Создание игровых карт;
-
Особенности выбора и программирования персонажей, их обучение движению и стрельбе;
-
Основы написания блочного кода на примере подготовки простого game-проекта.
4. Движение с помощью мыши
Это еще один увлекательный видеоурок для самообучения, который поможет разобраться:
-
Как создать новую игровую карту и персонажа;
-
Что нужно, чтобы запрограммировать здоровье игрока;
-
Как написать код для бота, управляемого компьютерной мышкой.
5. Создание шутера и дополнительные настройки для управления персонажами
Если хочется больше нескучной практики, подойдет пятый ролик: на примере создания шутера ребенок поймет потенциал визуального кодинга. А еще каждый ученик сможет:
-
Запрограммировать виртуальную карту и героя;
-
Научиться использовать дополнительные настройки, чтобы делать персонажей более реалистичными.
6. Программирование подводного мира
Шестой обучающий ролик еще больше погрузит ребенка в практику. Просмотр и повторение действий за преподавателем приведут к пониманию того, как:
-
Создать карту подводного мира и наполнить ее игровыми объектами;
-
Написать скрипт для бота и «оживить» его;
-
Запрограммировать дополнительных персонажей и сделать их «живыми».
7. Разработка проекта «Поиски сокровищ»
Больше практики! Следующий видеоурок поможет понять, как:
-
Создать поле для игры «Поиск сокровищ»;
-
Добавить персонажей на карту;
-
Запрограммировать и настроить основные действия героев;
-
Запустить игру и отредактировать ее.
8. Добавление функции подсчета очков
На примере создания игры «Аэрохоккей» предлагаю разобраться, как использовать дополнительные инструменты среды «Коду». Интересно? Тогда рекомендую посмотреть видеоролик. В нем педагог рассказал о:
-
Создании нового игрового мира для проекта;
-
Программировании персонажа;
-
Написании скрипта для подсчета очков, набранных игроком.
9. Визуальный скриптинг таймера для игры
В некоторых 3D-играх не обойтись без таймера. Чтобы понять, как его запрограммировать «плиточным» кодом, можно посмотреть девятый обучающий ролик. Благодаря этому удастся разобраться:
-
Как создать таймер и привязать его работу к действиям персонажа;
-
Какие инструменты потребуются для разработки игры с условием ограниченного времени;
-
Как усложнить проект и сделать его более увлекательным.
10. Программа виртуального футбола
А теперь давайте сделаем виртуальный футбол. Практика — основа успешного освоения теории, поэтому чем больше задач удастся выполнить, тем лучше.
Очередное видео научит нас:
-
Программировать спортивные игры на примере футбола;
-
Создавать масштабные игровые поля;
-
Устанавливать правила и условия подсчета очков;
-
Запускать сложные блочные скрипты.
11. Создание водного поло
Чтобы самостоятельно выполнить еще один интересный игровой проект, нужно посмотреть следующий видеоурок. Он посвящен таким темам:
-
Создание карты для виртуального водного поло;
-
Написание кода для управления движениями персонажей;
-
Скрипт для функции перехода;
-
Инструменты для управления игроками, их особенности;
-
Дополнительные настройки и скрипты.
12. Уровни для игры на примере блочного скриптинга гонок
Давайте научимся создавать уровни и решим еще одну интересую задачу — запрограммируем гонки. Очередной ролик для самообучения поможет понять, как:
-
Создать карту с несколькими уровнями;
-
Установить условия перехода объекта из одного состояния в другое;
-
Написать визуальную программу для гонок;
-
Запустить готовую игру и сыграть в нее.
13. Проект «Атака клонов»
Ролики о Kodu и программировании для детей 7 лет онлайн завершаются тринадцатым видео. На этом этапе предстоит выполнить дополнительный проект «Атака клонов». Преподаватель рассказал:
-
Что такое родительская функция и как она связана с клонированием;
-
Как установить внутриигровые условия;
-
Какие инструменты потребуются для скриптинга атаки и управления персонажами;
-
Как запустить готовую игру.
Мы с коллегами надеемся, что у вас все получилось! А если нет или просто хочется учиться дальше, приходите к нам на онлайн-курс. Он посвящен Scratch Jr и Kodu и рассчитан на детей 5–9 лет. Будет много нескучной практики, что поможет довести навыки визуального программирования до совершенства.
А теперь давайте рассмотрим третье направление — Scratch. Это «старший брат» среды «Скретч Джуниор», но не стоит считать, что он более сложный: с уроками справится даже начинающий ребенок.
Scratch: о направлении + 11 обучающих видео для школьников
Scratch — блочный язык и программная среда, в которой дети учатся писать код и создают простые игры, мультфильмы и анимацию. Много говорить о ней не буду: основы и логика напоминают версию Junior.
Поэтому хочу сразу перейти к подборке. Будет интересно: минимум теории подкрепляется увлекательной практикой. Готовы? Тогда приступим.
1. Первый проект на языке «Скретч»
Погрузиться в основы направления поможет первое занятие в видеоформате. Оно посвящено:
-
Интерфейсу среды, внутреннему поиску и азам game-разработки;
-
Вопросам, касающимся регистрации на платформе;
-
Командам «Говорить» и «Сказать»;
-
Движениям спрайтов;
-
Системе координат.
В конце преподаватель расскажет о том, как стоит двигаться дальше, и подведет ребенка к следующему ролику.
2. Работа со звуком
Второй урок поможет разобраться, как устроена вкладка «Звуки». В видео учитель рассказывает о таких командах:
-
«Играть» и «Включить»;
-
«Остановить»;
-
«Изменить высоту тона»;
-
«Изменить громкость»;
-
«Установить эффект».
А еще видеоинструкция научит добавлять, выбирать и записывать собственные звуки.
3. Движения и внешний вид спрайтов
Этот видеоурок поможет понять, как управлять персонажами. В результате просмотра ребенок научится:
-
Добавлять новых спрайтов и менять их костюмы;
-
Перемещать героев по сцене;
-
Создавать эффекты, влияющие на внешний вид и движение персонажей.
4. Координаты в среде «Скретч»
Урок посвящен вкладке «Движение». Рекомендую ознакомиться с ним: это поможет понять координаты и их назначение, узнать о дополнительных инструментах для управления спрайтами и не только. Школьник разберется:
-
Для чего нужны оси X и Y, как с ними работать;
-
Какие блоки предназначены для управления движением;
-
Как решать практические задачи для выполнения проектов, где основная миссия персонажей сводится к тому, чтобы активно двигаться.
5. Погружение в циклы
В очередном видео преподаватель рассказывает о циклических конструкциях и их назначении. Предстоит узнать:
-
Что такое циклы;
-
Какими они бывают;
-
Как использовать соответствующие конструкции для автоматического повторения действий или событий ограниченное либо неограниченное количество раз.
6. Ожидание и смена костюмов
Знакомство с циклами продолжается шестым уроком, в котором преподаватель рассказывает:
-
Что такое блок ожидания и для чего он нужен;
-
Как замедлить движение спрайта и заставить его остановиться;
-
Как создавать и менять костюмы, предназначенные для разных состояний.
7. Условия и сенсоры
Пришло время познакомиться с дополнительными инструментами — условиями и сенсорами. Благодаря уроку мы сможем понять:
-
Как использовать условные конструкции;
-
Для чего предназначены сенсоры;
-
Как написать код с использованием условий и других блочных конструкций.
8. Ожидание и условный цикл
Чтобы углубить знания и отточить практические навыки использования языка, нужно посмотреть восьмой видеоролик. Вот основные темы:
-
Что такое циклы с условиями, как они связаны с ожиданием;
-
Как их использовать при визуальном кодинге;
-
Какие дополнительные операторы потребуются, чтобы выполнить проект с ожиданием и условным циклом.
9. Переменные и создание таймера
На примере кодинга таймера для собственной игры нам предстоит научиться использовать переменные. Им и посвящено девятое видеозанятие.
Вот основные темы:
-
Что такое переменные, для чего они нужны и как их создавать;
-
Какие инструменты использовать для скриптинга таймера.
10. Клоны и события
Предпоследний видеоурок из сегодняшней подборки научит ориентироваться в:
-
Клонах и событиях, их назначении;
-
Написании кода с использованием дополнительных конструкций;
-
Кодинге игр с применением клонов и команд, управляющих событиями.
11. Собственные блоки в Scratch
Наш небольшой онлайн-курс подходит к концу, поэтому предлагаю завершить его просмотром последнего ролика. Он посвящен:
-
Созданию нестандартных блоков;
-
Их использованию для управления спрайтами;
-
Примерам визуальных программ с новыми конструкциями, не входящими в стандартные библиотеки.
Все получилось? Мы с коллегами надеемся, что да. А если возникли трудности или хочется двигаться дальше, можно заручиться поддержкой опытных преподавателей.
Делитесь в комментариях, как все прошло. Удалось ли справиться самостоятельно? Если нет, то какие темы показались самыми сложными? Обязательно расскажите: это поможет нам стать лучше.
ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/articles/841482/
Добавить комментарий