Конец  фотокомпактов. Взгляд из эпохи “вычислительной фотографии”

от автора

В продолжении заметки о Сони r1 решил написать обзор более широкий. О любимом классе фототехники, предназначенном специально для «продвинутых» «потребителей»- фотолюбителей.  Тем более, что есть ощущение- пора.

Почему пора? Потому что развитие этой техники, практически остановилось.  Как и в целом камер с несъёмной оптикой. Заодно и уменьшился размера рынка камер с оптикой съёмной.  Если лет 10 назад будучи на мероприятия можно было наблюдать толпу людей с мерами, то последние несколько лет большая часть посетителей предпочитают снимать смартфоном. 

 

Посмотрим, когда были представлены последние камеры с несъёмной оптикой:

Sony RX100 VII -2019

Sony Cyber-shot DSC-RX10M4- 2017  год

Canon g 1/3/5/7/9 [mark 2-3] -17-19 год

Panasonic DC-LX100 II – 2018, LX-15- 2016

Panasonic FZ2000 -2016 год

Ricoh GR III, IIIx -19 год

 

 

Можно предположить, что эпоха компактов, практически завершена. Что не только повод посетовать, но повод возможность выйти из ситуация перманентного поиска новых, функциональных и дающих лучшую картинку камер.  Вы принимаете как факт- видео будет хуже, чем на последнем айфоне (ну или виво x100 ultra).  Примерно, как принимает этот и любитель съёмки на пленку с её многочисленными ограничениями- начиная с того что цветная плёнка делается уже с жестко “прошитым” ББ/ Но люди снимают. С просюмерками (продвинутыми компактами)-аналогично. Вы можете выбрать себе камеру от взаимодействия с которой Вы получите удовольствие. Тем более, что и по эргономике примерки часто находиться на уровне продвинутых зеркалок. И по качеству, особенно ранние модели -тоже. В эпоху, когда за камеру продавали под 2 тыс долларов (в нынешних ценах) на материалах не экономили.  Берешь в руку- маешь вещь. При этом цены, бывают на ретро камеры весьма симпатичные- от парытысяч руб. Люди продают ненужное и лежащие на полки. А для вас это новая игрушка

 

 

От плёнке к “полу цифре”, а от неё к вычислительной фотографии

Очевидно и банально писать, что камеры были вытеснены смартфонами.

На эти были объективные причины:

1. Товар более массовый, а значит, при прочих равных – дешёвый в производстве. И чем дальше – тем более выражено это .

2. Качество камер на смартфонах существенно выросло . И за счёт технологий. И за счёт размера матрицы – на флагманах уже 1” . И объективы  уже светосильные –до 1/1.4 Более того- эти матрицы дают фору уже не только львиной доли компактов, но и древним старых кроп зеркалкам, на которые снимали и профи (свадьбы, например). .

3.  Цифровая революция.  Формально «Цифровые» камеры вытеснили пленку почти полностью довольно давно. Но эти камеры длительное время были условно цифровыми. Пленку заменили на полупроводниковую матрицу. А в остальном устройство камер поменялась не настолько радикально-  зеркало(если зеркалка, датчики автофокуса, механический затвор. Для среднеформатных камер даже цифр задники создавались – хочешь на пленку снимай, а хочешь на цифру. . Задача  камеры —  сфокусироваться, снять сигнал с матрицы,  прогнать через АЦП и сохранить в raw. или более-менее удобоваримый jpeg. И уже ручное «проявление» и обработка на ПК. С современными смартфонами -иначе. Можно сделать за долю секунду десяток кадров и сравнивая сигнал с разных кадров уменьшать шумы. Или HDR.  Или постоянно снимать в ОЗУ и по нажатию кнопки сбросить дамп памяти на диск,а не начинать фокусировку (лаг затвора – давняя беда компактов). Или прогонять входной сигнал матрица, прогонять через фильтры и нейросетки.Если раньше качества картинки зависело а от объектива и матрицы, то сейчас, часто уже процессора и иногда специального чипа, а также алгоритмов.. Картинка в полном разрешении в  raw, при этом, может выходить так себе, но вот jpg “вкусная”.  Если совсем печально-, камера дорисует картинку. Предельный случай -это скандал с рисованием луны флагманами самсунг. Дамп  света дошедший до матрицы и считанный- уже не снимок, а входные данные для его получения. 
        Или взять  настройки- компакты предлагали, в своё время режиме зелёной зоны- портрет, спорт.. чем дальше тем больше режимов было- я наблюдал до 20 (включая “домашние животные”). Параметров в традиционном фото не то что бы много –выдержка, диафрагма, способ замера экспозиции, а фокусировка. Но переход к цифре дал возможность не выбирать, положившись на распознавание образов камеры. И дополнительно получить адекватную обработку внутри устройства. Скажем на коже девушки может быть актуально сглаживание дефектов,   брутальный бородатый мужик с такой “гламурной” обработкой  будет выглядеть странно, эффект “сияющая кожа”  на пейзаже  испортит всю картинку, но там может быть актуальна корректировка цветов, причем, условно   большая  яркость у осенней листвы  может сделать кадр лучше, то тот же эффект применённый к лицу человеку её испортит. Пока, что обработка  смартфонов часто корява,  и нередко чрезмерно. Но очевидно в эту сторону развитие идёт.  

Ну а традиционные камеры менялись довольно слабо. Для сравнения- пленочный canon eos 5

Производители фототехники за последние 15 лет убрали зеркала и сделали камеры компактней. Но вот, чего-то прорывного увы не создали. Прорыв происходил в других местах- в первую очередь смартфоны. Но не только они. Производитель дронов DJI снял своё камеру с дрона и дал покупателю удобную рукоятку со стабилизатором. И получил миллионы довольных видео блоггеров-  это то что им было нужно. И деньги клиентов ушли к нему а не к кенон с никоном

Пора списывать всю фототехнику и выкидывать?

Не совсем

1. И в смартфонах и камерах, пока, что используется традиционная оптика. Объектив на камере 2024 года, не сильно отличается от того что был на объективе вашего дедушки. А, что это значит? что за характеристики продеться платить не только ценой, но и размерами.  А производители, в угоду потребителю стремиться сделать смартфон тонким. А оптика требует места. Особенно, если размер сенсора, не совсем уж мал. Остановились варианте с выпирающими камерами, но дальше увеличивать размер матрицы уже не выйдет.

         Решение, возможно в какой то момент и будет- разработки по линзам с управляемыми оптическими характеристиками уже ведется.

Вторая беда Отсутствие зум объектива. В эпоху наших родителей(а у кого то бабушек и дедушек), когда снимали на зенит/ФЭД, доминировали объективы с фиксированным фокусным. к 90тым производители научились неплохо рассчитывать и делать зумы. И типичным стал штат ник, вроде 28-75/2.8.  Для съёмки в жизни (тревел, репортаж, дети) этого хватало.  Ну а кому не хватало –брали суперзумы, вроде 28-420. Но из-за размеров смартфоны нас вернули в эпоху фикс объективов. Правда, эквивалентное фокусное основной камеры стало не 50   мм (что считалось “нормальным”, близким к восприятию глаза, как   для пленочной, а потом и цифровой камеры), а 24-28 мм . Что по старым “каноном” являлось сверширокоугольным объективом.  На которые можно снять пейзаж. Но никак не индивидуальный портрет -перспектива искажена слишком сильно, для портретов использовали “портретики” с ФР- 80-135. Причина изменение фокусных физика. Ширикоугольный объектив, проще без дополнительных ухищрений сделать тоньше.  Пока нашли временное решение- набор матриц с объективами

Эргономика. Камера имеет   удобный хват.  Телефон -нет. многочисленные физически элементы убавления- два кольца на объективе, колёсики, кнопочки, селекторы.  Что делает съёмку более удобной, управление параметрами оперативной.  И, мне лично доставляет удовольствие. Снять прея ярком свете, когда экран слепнет и бликует –видеоискатель поможет, снять с нестандартного ракурса –поворотный экран. У смартфонов ничего такого нет.  У них эргономика ужасна, поскольку основное его назначение не фотосъёмка, мы имеем плоский брусок с закругленными краями, который для использования в качестве камеры просто неудобен.
Для меня эргономика важна. Тут не только «приятно работать с устройством» и «эффективно быстро перенастроить», но и результативность -чаще снимаешь на камеру которая нравиться и больше получаешь хороших кадров

Несовершенство алгоритмов. Многие смартфоны слишком уж сильно редактируют картинку. При этом алгоритмы не совершенны. И ночное почти темно серое оказывается ярко голубым, а алгоритм портрета сделанный для глумурных див превращает портрет и бородатого брутального мужика в такую диву- выглядит комично. Через какое то, время думаю научатся и будут обрабатывать разные сильно объекты по разному, и давать владельцу выбирать, что он хочет. Но, пока с этим у многих камер проблеммы

 

Некоторые интересные «ретро» камеры

На полноту обзора не претендую. Тут те камеры, которые у меня были или меня интересовали.

 

Epson R-D1

цифровая дальномерка. И параллельно первая беззеркалка. Объективы подходят с лейковским байонетом. Модель 2004 года. До сих пор стоит не дешево. Не компакт, но говоря о интересных старых камерах, она стоит упоминание. Производилась аж 10 лет

 

Panasonic Lumix LC1

 

2005 год. Матрица в 2/3. Несъёмный объектив, с шилдиком лейка. Просят уже сейчас за неё немало. Качество картинки не впечатляет- но красива.

 

 

Olympus Camedia E-20P

2001 год. Зеркалка с пентопизмой, вместо поднимающегося зеркала. С отличным объективом, но маленькой матрицей 2/3. Камера из золотой эпохи примерок. Если зеркалки предполагали, в ту эпоху, что кит объектив 18-55, это была временная дешёвая затычка, на смену которой фотограф купит, что то достойное и по своим потребностям, то в силу низменности оптики на таких камерах её старались делать качественно. На авито можно купить за 3 тыс. Единственное- медленная. И Тяжеленная. Если хотите, что бы Вас принимали прохожие за профи- хороший вариант

 

Из этой же эпохи ответ от кенон

Сапоп PowerShot Pro1.2004 год. Вариант от кенон. Всё таже матрица 2/3  

Olympus C-8080,  5x opt. zoom 28 — 140 mm equiv. F 2.4 — 3.5.2004. Характеристика как, видите схожи, даже матрицы у разных производителей часто были одни и те же

 

Sony Cyber-shot F828. Оригинальная конструкция, когда матрица встроена в объектив, а поворотным является не краник, а весь задник камеры. В раннюю эпоху цифровой фототехники, не было устоявшихся стандартов

 Следующая итерация развития- это сони r1, но не буду тут повторяться. До  сих пор считаю её лучшей старой камерой с несъёмной оптикой.

 

Minola a1/a2. Всё также матрица  ПЗС, 2/3.Оптика экв. 28-200 мм f/2,8-f/3,5-f/11,0.2004 год видите справа круглый разъём из металла? Это синхронизатор студийного света.  Камеры из этого раздела, что показывает. Что рассчитана далеко не на домохозяек. Снимали за них и за деньги. Из особенностей, хочу отметить относительно компактные размеры, сдвигающийся вверх видоискатель и приличную скорость серийной съёмки в RAW (что редкость в ту эпоху). Относительно компактный. Если хочется интересного опыта и готовы мириться с ограничением камер из той эпохи- стоит присмотреться к камерам из этого раздела. Более новые камеры уже часто были ориентированный на сегмент менее требовательный.  И объектив хорош- выдаёт пластичную картинку, с “пленочным” вкусом

 Пример, в крайне сложных для него условиях

 а здесь, напротив- исо минимальное

Для тех кто любит подлинее

И камеры поновее (но в среднем классом ниже).

panasonic fz 50. Гиперзум.2005 год. Матрица 1/1.8 топовое управление. Матрица, позволяющая снимать только, но ниских исо.   Исключительно резкий объектив. И. символическая цена. Использовал его имея зеркалку, на него снимал чаще.

 

Снимал на него довольно долго, хотя паралельно была зеркалка. Примеры

fudjifim s100fs (2008 год), s200exr,  s1 (последняя версии камера серии)   Первые модели можно на авито купить за 3-5 тыс. Что разумно. За s1, просят >10,что неадекватно. У камер лучше матрицы были чем у панасоника, но объектив, на мой взгляд проигрывал.  Сам снимал довольно долго на гиперзум, на пришел к тому что фокусное >135 мне нужно довольно редко.

 

fudjifim- x10/20/30. Выходили в 12-15 года. На 10 модели была известна проблема с белыми кружками на источниках света. Карманная камера с ретро дизайном. Матрица 2/3.   У остальных камер раздела, чуть меньше 1/1.6-1.8

 

Samsnung ex1,ex2- качественно изготовлены и отличаются приятным амолед экраном, но посредственной, непродуманной  эргономикой.  Попытка самсунга выйти на рынок фототехники- на момент выхода они имели, ещё и довольно приятные цены.

 

Canon g1-g15.  Довольно крупные камеры с хорошей эргономикой и неплохими объективами.

У линейки был аналог Nikon P серия. Владел p7100, но его эргономика, по мне, была существенно хуже.

У Кеона была, также s серия, к примерно s110. Компактна. Матрица, также 1/1.8, но куда меньше органов управления, хуже хват и менее интересный объектив. Но, в карман рубашки влезает

Olympus XZ-1-  форм фактор, подобен s серии кенон- маленький, тонкий.. Но крайне приятная цветопередача.

panasonic lx1-lx7- зум объективы, хорошая эргономика, ретро стиль

Качества картинки  у камер одинаковых годов выпуска +/- сопоставимы. Но ждать высоко качества картинки, особенно в сложных условиях не стоит. Да и быстродействие часто страдает- от нажатия на копку спуска до снимка может пройти ощутимое время. Тогда это было проблемой, но лишь иногда (репортаж), а сейчас даже людей позирующих снимать не всегда легко т к любая девушка с инстой знает, что её айфон фокусируется за доли секунды.

 

Компакты с большой матрицей  и фикс объективом

Высокое качество картинки, при компактных размерах. Близнецы тройняшки от разных производителей:

Nikon Coolpix A, серия Ricoh GR, Fujifilm X70

 Качественная картинка, но низкая универсальность. Полная противоположность гиперзумам Самый интересней из них Ricoh GR. У него, также есть вариант IIIx с ФР объектива 40 мм. Рико делает не очень массовые камеры, но для продвинутого стрит фотографа они подходят идеально. К примеру, можно настроить по включении установку фокусировки на гиперфокален, для необходимого расстояния. Такие камеры стоит брать лишь, при наличие уверенности. Что вам нужно именно это. Стрит фотографы многие любят

Были ещё фиксы от сигма с их трёхслойной матрицей фоверон. На любителя из за специфика. А также  компакты от лайки- но там хорошая переплата за бренд

 

Более крупные варианты с фикс объективами

 

Серия Fujifilm x100 — законодатель мод на ретро в фототехники, с гибридным оптикоцифровым видоискателям. Матрица форм фактора кроп зеркалки. Но и размеры уже не столь компактны –в карман рубашки уже не влезет, а в кармане куртке. Можно yосить если не жалко.

4. И Sony rx1-  редкий представитель класса ФФ компактов (единственный известный конкурент- от лайки). Великолепная картинка. Но, совсем не компактные размеры. В карман не положить. Цена порядка 60-70 тыс за камеру 13 года и посредственная ремонтопригодность (как говорят сервис инженеры), и неспешным автофокусом. Объектив,  2/35  с шилдиком цейса, даёт красивую картинку . Была вторая версия Sony rx1 mark 2 16 года, но его цена, до сих пор составляет, даже на авито от 150 тыс. А модели уже 8 лет С одной стороны- лучшая по картинке камера из этой статьи.

 

Относительно свежие зумы.

1.        Panasonux lx100,lx100 mark 2. Кроп 2.  Ретро дизайн,  при этом, объектив. Но lx200 дорог, а lx100 имел не самую передовую матрицу, даже на момент выхода, к тому же выдвижной объектив «любит» всасывать внутрь себя пыль, которая могла осесть на матрице или оптике.  При этом чистка матрицы, по хорошему, требует полной разборки камеры. Из неудобств- привод зума и тем более автофокус электронные. Стиль визуально ретро, но по ощущением- совсем не ретро. К тому же репортаж, когда хочется переключаться быстро между общим планом и портретным положением менее удобен

Примеры (буквально пару недель назад снял)

2.       Компакты с дюймовым сенсором.
Есть серия от сони-  Sony RX100

Есть одна камера от панасоник Lx10/15

Tесть 4 линейки он кенона

Canon g 1x –матрицы в 1.5 дюйма. Но меньшей светосилой оптики и размерами которые ближе к беззеркалки

 Canon g 5x компакты с видоискателем

Canon g 7x – компакты без видоискателя, но с поворотным дисплеем и приемлемой эргономикой
 Canon g 9x  –самые маленький. но не видеоискателя как у 5x, ни поворотного как у 5x или откидывающегося как у 7x экрана. И даже объектив по резкости 5 и 7x уступает. Резкость лишь в центре, а переферия принесена в жертву компактности.

Сам я снимал несколько лет на 7x, снимая в десятки раз больше чем на зеркалку. Сейчас приобрёл sony rx100

3 Гиперзумы

Canon g 3x. Этакий g5x к которому прикрутили здоровый объектив

Panasonic TZ- неплохой вариант, если хочется совместить компактность размеров и дюймовый сенсор. Камера для ленивого отпускника

Panasonic FZ1000/FZ2000. Довольно крупные камеры, дюймовая матрица и размашистый объектив. Продолжение традиции fz50

Cyber-shot DSC-RX10. Последняя версия M4- Дорого. Но качественно. Самая функциональная камера с дюймовой матрицей. Которой можно даже любительски снимать спорт.

 

 

 

Вместо заключения

 

Моделей много. В единый рейтинг свести не выйдет. Зависит от того, что Вам нравиться и какие приоритеты.

Если выбирать по:

качеству фото –sony rx1

В категории ретро, мой лидер  sony r1. Он же лидер по цене/качества

Если хочется универсальный гиперизум дешево-  fudjifilm s200

А если функционально и дорого — Sony Cyber-shot DSC-RX10M4 — самая универсальная камера из современных

 

По цене/качеству на вторичном рынке- надо мониторить авито.  Они могут весьма отличаться, Последние несколько лет в качестве карманной камеры я снимал на первый canon g7x- дюймовая матрица, приемлемая скорость и размеры, позволяющие носить в кармане джинов. Но она 5 лет назвал на авито стоила 12 тыс  . А сейчас за неё просят уже 40.    Из ретро –поиграть можно взять почти любую- это были добротные камеры высокого класса. На авито сейчас можно  и соньки и минолту и 20 олимпус по 2-3 тыс найти. Иногда- в идеале. Красивые и интересные игрушки. Со светосильным оптикой. И первоклассным управлением. Хотя и с разрешением ниже и скоростью работы хуже чем у среднего смартфона.

 


ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/articles/844578/


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *