Программист-4chan’овец

от автора

Введение

Мы используем Go для создания Dolt, первая в мире БД SQL с контролем версий. Как и большинство кодовых баз, основанных Go, мы используем каналы и горутины(от переводчика, автора этой статьи на Хабре: у меня есть хорошая статья на тему параллелизма в Go) для реализации параллелизма. Как правило мы используем эти конструкции очень скучным и обычным путем, ведь параллелизм и так сложен без всяких выдумок. Но в одном месте мы все-таки взяли маленький кусочек кода из другого open-source проекта, который использует каналы очень интересным способом: канал используется для отправки другого канала:

var c chan chan struct{} 

Это канал, который отправляет другой канал, который отправляет структуру. По факту, это способ передачи каналов между разными горутинами, чтобы реализовать паттерн fan-out . Думайте о «центральном» канале как о посреднике в рабочем процессе: его работа заключается в том, что бы передавать новые каналы по мере их поступления вплоть до рабочих, которые взаимодействуют с ними что-либо выполняя реальное. Например: записывать число в него.

Это работало, но идея была чересчур специфична, с которой было трудно работать, учитывая утечки горутин. Мы переписали это, но chan chan struct{} исчезло.

Эта идея заставила меня подумать. Насколько далеко можно зайти в этой глупой идее? Узрите то, чего не ожидали, но за чем пришли. 4-chan:

_4chan := make(chan chan chan chan int) 

Зачем это

Это старая шутка из времен, когда C и подобные доминировали. Много людей долгое время не могли понять принцип указателей(pointers), наверное потому, что у них не было этого мема:

Из-за того, что указатели были сложны для понимания многим людям, а использовались они для важных и полезных вещей в C, новички иногда делали довольно глупые вещи, например: объявляли переменные следующим образом:

int****

Эти новички не понимали, какую глупость они делают, считая это признаком опыта. Таких несчастных называли «4-звездочными программистами»(4-star programmers).

Так как Go тоже поддерживает указатели, у Вас есть возможность сделать такую же вещь:

func main() {   i := 1setInt(&i)fmt.Printf("переменная i равна %d", i) } func setInt(i *int) {   setInt2(&i) } func setInt2(i **int) {   setInt3(&i) } func setInt3(i ***int) {   setInt4(&i) } func setInt4(i ****int) {   ****i = 100 } 

После запуска эта программа выведет переменная i равна 100. Вы тоже можете быть 4-звездочным программистом, это не сложно.

Но мы можем зайти дальше и использовать конструкцию, которая есть в Go, но которой нет в C: каналы. В коде они обозначены как chan.

Понимаете к чему я веду?

Программист 4-chan’овец

Идея заключается в том, что мы будем использовать 4 слоя канала для выполнения какой-то задачи. Наш верхний уровень канала будет четвертым, поэтому обозначать его будем так:

_4chan := make(chan chan chan chan int) 

(тут немного раздражает то, что Go не разрешает начинать переменные с цифры, но ничего не поделаешь, такова жизнь).

Данные, которые будем посылать в этот канал будут выглядеть так:

_3chan := make(chan chan chan int) 

А в этот канал будем отправлять _2chan и так далее до самого конца, где будем записывать int.

На каждом слое обращения к другому каналу будем создавать продьюсеров(producers) по некоторому постоянному фактору factor. У нас это будет const factor = 3:

func sendChanChanChan(c chan chan chan chan int) {   for range factor {     go func() {       logrus.Debug("стартую 3chan producer")       _3chan := make(chan chan chan int)       sendChanChan(c, _3chan)     }()   } } 

И похожее для консюмеров(consumers):

func receiveChanChanChan(c chan chan chan chan int) { for _3chan := range c { logrus.Debug("получено сообщение с 4chan") for range factor { logrus.Debug("стартую 3chan consumer") go receiveChanChan(_3chan) } } }

Продолжаем дальше:

func sendChanChan(_4chan chan chan chan chan int, _3chan chan chan chan int) { _4chan <- _3chan for range factor { go func() { logrus.Debug("стартую 2chan producer") _2chan := make(chan chan int) sendChan(_3chan, _2chan) }() } } 

И по такому принципу до sendChan и receiveChan.

В самом конце очереди мы высылаем фактическое значение, а не еще один канал. К этой функции(send) будем обращаться из sendChan():

func send(_2chan chan chan int, _1chan chan int) { _2chan <- _1chan for range factor { go func() { logrus.Debug("стартую int producer") for range factor { go func() { logrus.Debug("отправляю число") _1chan <- 1 }() } }() } }

Для консюмеров(consumers) мы должны что-то сделать с данными, которые получили в каналы. Давайте их сложим.

func receive(c chan int) { for s := range c { logrus.Debug("получено число") sum.Add(int32(s)) } } 

Теперь все это объединим:

const factor = 3  var sum = &atomic.Int32{}  func main() { logrus.SetLevel(logrus.DebugLevel)  _4chan := make(chan chan chan chan int)  go sendChanChanChan(_4chan) go receiveChanChanChan(_4chan)  time.Sleep(500 * time.Millisecond)  fmt.Printf("%d ^ 5: %d", factor, sum.Load()) }

Эта программа печатает 3 ^ 5: 243. Все правильно! Она представляет собой обобщенный способ вычисления пятой степени числа максимально распределенным способом. Вы можете потыкать это здесь (или посмотреть с подсветкой синтаксиса тут). Для более крупных факторов Вам может потребоваться увеличить длительность «засыпания» в функции time.Sleep().

Если Вы включите логгирование(раскомментировав первую строку в main), Вы получите примерно такой вывод, что помогает посмотреть на все слои каналов:

      стартую 3chan producer        стартую 2chan producer       стартую 3chan consumer          стартую 2chan consumer        стартую chan producer          стартую 1chan consumer         стартую int producer          получено число         отправляю число

Комментарий к этому всему

Есть много причин не делать этого в реальном коде: сложность реализации и отладки, наличие небольшого самоуважения, нежелание быть забитым до смерти клавиатурами Ваших коллег и т.д.

С другой стороны, это весело делать и забавно осознавать, что это вообще работает.

Одна из лучших практических причин не отправлять каналы по каналам заключается в том, что это действительно затрудняет закрытие любого из них, что, очевидно, Вы хотели бы сделать в реальном коде, верно? В какой-то момент я фактически реализовал логику закрытия, что потребовало добавления sync.WaitGroup буквально везде, чтобы я мог отслеживать, когда все отправленные каналы были завершены для их закрытия, но остановился на time.Sleep().


ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/articles/845678/


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *