Reuters: OpenAI станет коммерческой организацией, её глава Сэм Альтман получит долю в компании

от автора

Слева направо: Мира Мурати, Сэм Альтман, Грег Брокман, Илья Суцкевер. С изображения вырезаны все, кроме Альтмана. @ChrisJBakke

Слева направо: Мира Мурати, Сэм Альтман, Грег Брокман, Илья Суцкевер. С изображения вырезаны все, кроме Альтмана. @ChrisJBakke

Согласно сообщению Reuters, компания OpenAI, создатель ChatGPT, планирует реструктуризацию своего основного бизнеса в коммерческую корпорацию. По окончании этого процесса коммерческая структура больше не будет контролироваться советом директоров некоммерческой организации. Генеральный директор OpenAI Сэм Альтман впервые получит долю в коммерческой компании. Издание Bloomberg утверждает, что ему выдадут 7 % акций.

OpenAI — один из ключевых игроков нового лета искусственного интеллекта. В ноябре 2022 года компания запустила сервис ChatGPT, в котором на вопросы пользователей в режиме текстового чата отвечает большая языковая модель. Огромная популярность этого и других продуктов принесла относительно небольшой OpenAI огромные деньги. Как сообщает New York Times, в текущем раунде инвестиций компания собрала $6,5 млрд при общей оценке стоимости около $150 млрд.

Однако OpenAI — это далеко не обычный стартап. OpenAI основали в декабре 2015 года Илон Маск и Сэм Альтман как некоммерческую организацию. На момент основания сайт нонпрофита выглядел как простая веб-страница с минималистичным дизайном, где была заявлена цель: создать безопасный и полезный для человечества универсальный искусственный интеллект. Этот пресс-релиз провисел на сайте openai.com первые несколько месяцев.

С самого нача́ла своего существования OpenAI получала вложения. Не сто́ит переоценивать их размер. Суммарно за первые три года в проект влили $130 млн, которые приходилось тратить на зарплаты высокооплачиваемых специалистов по машинному обучению — в 2017 году сотрудников было 45.

Часть ресурсов OpenAI забирала «натурой», но даже в этом случае размер подарков не поражал размахом. К примеру, в 2016 году глава Nvidia Дженсен Хуанг передал для OpenAI компьютер для нейросетевых моделей DGX-1. Единственный компьютер принимал лично Илон Маск. Amazon и Microsoft бесплатно предоставили вычислительные мощности в своих облаках. Кто-то покупал контроль над организацией: фонд Open Philantropy дал ₽30 млн за кресло в правлении OpenAI на 3 года.

2016 год. Nvidia

2016 год. Nvidia

В 2018 году по результатам разногласий с Сэмом Альтманом из совета директоров OpenAI выходит Илон Маск, общее состояние которого в том году оценивали в $22,5 млрд. Сам миллиардер говорил, что дал OpenAI $50 млн или даже около $100 млн, хотя анализ издания TechCrunch приходит к выводу, что Маск занёс лишь $15 млн.

В любом случае уже в 2019 году OpenAI заявила, что формирует коммерческую дочку OpenAI LP. Описание сложностей организации занимает отдельную страницу на сайте OpenAI. Cтруктура выстроена так, чтобы все рычаги управления над коммерческой частью оставались у некоммерческой организации OpenAI Nonprofit и её совета директоров. Вводится понятия ограничения по прибыли [capped profit] для инвесторов и сотрудников: все деньги сверх лимита (обговаривается индивидуально для партнёров) возвращаются в распоряжение Nonprofit.

Это были не пустые слова, ядро организации действительно сохраняло некоммерческую структуру. В 2019 году в компанию вложилась Microsoft, а в начале 2023 размер этого сотрудничества разросся до многомиллиардного. При этом Microsoft формально имеет мало контроля. Часто Microsoft ошибочно приписывают долю в 49 % в OpenAI, хотя на деле техногигант имеет право на 49 % дохода коммерческой структуры компании.

Структура компании. OpenAI

Структура компании. OpenAI

В ноябре 2023 года Альтмана попытались сместить из компании. Сэма уволили из OpenAI, но через 5 дней он вернулся. После этого постепенно поменяли многих старых членов правления. Из компании ушли Илья Суцкевер и Хелен Тонер. Сооснователь OpenAI Грег Брокман места в правлении тоже лишился и остался в OpenAI в должности президента, но в августе 2024 заявил, что уходит в отпуск до конца года.

На данный момент в совет директоров OpenAI входят 8 человек:

  1. Брет Тейлор (председатель);

  2. Сэм Альтман (исполнительный директор);

  3. Сью Десмонд-Хеллман;

  4. Пол Накасоне;

  5. Николь Селиган;

  6. Фиджи Симo;

  7. Ларри Саммерс;

  8. Зико Колтер.

Также OpenAI просто теряет ключевых сотрудников. В августе соучредитель и один из ключевых исследователей компании Джон Шульман объявил о переходе в Anthropic. Несколько часов назад о своём уходе рассказала технический директор OpenAI Мира Мурати.

Сегодня, ссылаясь на собственные анонимные источники, издание Reuters сообщило, что OpenAI планирует провести реструктуризацию своего основного бизнеса. Источники говорят, что некоммерческая организация сохранится, но будет обладать миноритарным пакетом в коммерческой компании.

Сам Альтман получит часть компании, утверждают инсайдеры. О размере его доли у Reuters данных нет. Bloomberg называет число 7 %, которое пока что обсуждается. Известно, что текущая оценка стоимости всей OpenAI составляет $150 млрд, то есть Сэм может получить кусок стоимостью в $10 млрд.

Любопытно, что это идёт вразрез с предыдущими заявлениями Альтмана. Микроблогер Ашатош Шривастава приводит фрагмент слушаний 2023 года в сенате США на тему регулирования искусственного интеллекта. В слушаниях тогда принимал участием Сэм Альтман.

Сенатор Джон Нили Кеннеди спросил у Альтмана, зарабатывает ли тот много денег. Сэм отвечал, что зарабатывает немного (хватает на страхование здоровья) и не имеет доли в OpenAI. На удивлённый возглас сенатора Альтман добавил, что занимается компанией потому, что ему нравится.

Состояние Альтмана без OpenAI оценивается в $1 млрд или $2 млрд. Предприниматель основал и продал компанию Loopt, несколько лет возглавлял инкубатор стартапов Y Combinator и сейчас владеет долями в Stripe, Reddit и фирме ядерного синтеза Helion.

Сотрудники OpenAI получают в дополнение к основному денежному окладу похожий на акции бонус Profit Participation Unit. В комментарии для Bloomberg представитель OpenAI рассказывал, что у Альтмана подобного PPU нет. Также Сэм не вкладывался в OpenAI Startup Fund, поэтому хотя формально владеет им на 75 %, никакой части доходов фонда не получит.

Как заявляет Reuters на основании своих источников, юристы и акционеры всё ещё проясняют детали реструктуризации, и конкретные временные рамки пока не установлены.

Reuters указывает, что OpenAI пытается избавиться от ограничения по прибыли для инвесторов. Издание считает, что уход от контроля совета директоров некоммерческой организации сделает компанию более похожей на типичный стартап, что понравится инвесторам. Однако Reuters замечает, что у сообщества безопасности ИИ могут возникнуть опасения, сможет ли OpenAI контролировать сама себя в процессе гонки за универсальным искусственным интеллектом.

Reuters напоминает, что OpenAI в этом году расформировала команду Superalignment по выяснению долговременных рисков искусственного интеллекта. Проект Superalignment начали Илья Суцкевер и Ян Лейке. Если Суцкевер воздержался от негативных комментариев о своём уходе из OpenAI, то Лейке после перехода в Anthropic резко раскритиковал культуру бывшего работодателя. Как заявил Ян, в последние годы в OpenAI вопросы безопасности отошли на второй план в пользу привлекательных продуктов.


ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/articles/846144/


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *