Израильский банк заблокировал все деньги нашей семьи без какой-либо внятной причины

от автора

Ксения с семьей продала квартиру в России и планировала переезд в Израиль. Уже после получения денег израильский банк внезапно решил «блокирнуть» перевод – в этой статье мы рассказываем историю вызволения этих денег (в какой-то момент дело дошло практически до жалоб в ЦБ Израиля).

Это Ксения (имя изменено для легкой конспирации – а то мало ли, вдруг банк воспримет публикацию не очень адекватно)

Это Ксения (имя изменено для легкой конспирации – а то мало ли, вдруг банк воспримет публикацию не очень адекватно)

Моя подруга рассказала мне свою историю в жанре «адовые денежные переводы», которая происходила в мае-июне этого года. Я попросил ее разрешение выложить этот текст публично – думаю, многим будет полезно узнать, как оно бывает (чтобы заранее подстелить соломку). Далее идет рассказ Ксении – ну а картинки с сопутствующими «пояснениями» уже от меня.

Завязка истории

Мы с родителями продали квартиру в России и отправили деньги оттуда в Израиль (планировали переезжать туда жить). Все необходимые документы были согласованы заранее, предоставлены банку – и приняты им в качестве доказательства «чистого» происхождения денег. Доллары через SWIFT успешно прошли по США, зашли в Израиль и попали из головного офиса израильского банка в сниф.

Сниф – это не только ушастый персонаж из «Муми-троллей», но и название отделений банка на иврите (всё, минутка лингвистического образования закончена)

Сниф – это не только ушастый персонаж из «Муми-троллей», но и название отделений банка на иврите (всё, минутка лингвистического образования закончена)

Однако, непосредственно перед зачислением денег на счет, банкир из снифа потребовала предоставление доказательств моего проживания в Израиле. У меня этих доказательств нет, так как я не живу в Израиле с октября 2023-го: тогда мои билеты отменила авиакомпания из-за начала войны в Израиле – а я, оставшись в Москве, занималась сделкой по продаже квартиры и дописывала PhD-диссертацию в МГУ. Мы планировали всей семьей переехать в Израиль в июле и остаться там – об этом я честно и рассказала в банке.

Как только банкир услышала, что у меня нет доказательств постоянного проживания в Израиле, она сразу перестала слушать какие-либо дальнейшие мои объяснения – просто начала твердить, что на этом основании она посылает деньги обратно в Россию в банк-отправитель. А с момента отправки денег уже: 1) Райф перестал делать исходящие переводы в долларах, и 2) на Мосбиржу ввели санкции и поменять доллары на бирже по нормальному курсу стало невозможно. В случае возврата денег было непонятно, сможем ли мы их вообще отправить еще раз (и с какими потерями).

Я срочно купила билеты и приехала в Израиль – заключила договор аренды на комнату, который сразу же принесла в банк. Это помогло: по крайней мере, деньги оставили в отделении на какое-то время. Но при этом стали требовать документ о том, что я за год находилась в Израиле более 180 дней (что в моем случае уже просто не соответствует действительности). Ссылку на закон, по которому всё это нужно, мне дать отказались.

В этот момент я, признаюсь честно, уже приуныла. Пришлось разбираться, как в такой ситуации быть: практически все (знакомые, помогайки, менеджеры банков) мне говорили, что для положительного решения почти нет шансов.

Кстати, как в вашей стране текущего проживания называют «помогаек» – людей, которые помогают решать типичные возникающие у эмигрантов бюрократические проблемы? На Кипре слышал, как таких зовут «кабанами» (ну типа, «метнуться кабанчиком», вот это всё)

Кстати, как в вашей стране текущего проживания называют «помогаек» – людей, которые помогают решать типичные возникающие у эмигрантов бюрократические проблемы? На Кипре слышал, как таких зовут «кабанами» (ну типа, «метнуться кабанчиком», вот это всё)

Чем всё закончилось

В ответ на рассказ Ксении я посоветовал ей, что мог (ну, по крайней мере, что я сам бы делал в такой ситуации). Две недели спустя она написала мне продолжение своей истории.

В итоге, я принесла в банк всё, что могла – включая справку о въездах и выездах из Израиля, а также подробное письмо для комплаенса с объяснением моей ситуации, в том числе:

  • доказательства моей прописки и жизни по адресу из внутреннего паспорта;

  • причины въезда и выезда;

  • доказательства планирования жизни в Израиле (контракт на аренду, оффер на работу);

  • указание, что ни я, ни моя семья не являемся политическими и подсанкционными лицами;

  • описание вероятных финансовых потерь от возврата денег в РФ.

Также я успела:

  • поговорить с Софьей Туполевой из Startup Nation (организации, выступающей в том числе против беспредела банков);

  • дать комментарий журналисту в местную газету «Детали»;

Статья в «Деталях» тоже, кстати, весьма познавательная

Статья в «Деталях» тоже, кстати, весьма познавательная
  • сходить в отделение с адвокатом, который подписал мою декларацию об основных фактах прямо на глазах у банковского сотрудника.

Что именно из этого дало результат – до конца не понятно. Я уже не верила, что что-то вообще получится. Целый день готовила жалобу в сам банк и отдельно в Банк Израиля (местный ЦБ). Для ее подготовки я изучила все законодательные и регуляторные акты, чтобы аргументировать свои претензии. Дальше планировала браться за иск в суд.

И так получилось, что именно к тому моменту, как у меня была назначена встреча в банке и мой номер вызвали к стойке, у меня уже было всё готово к отправке жалобы – оставалось буквально кнопку нажать, чтобы ее отправить. Меня вызывают – и я решаю, что отправлю сразу после встречи.

Подхожу, а меня сама менеджер отделения (снифа) ждёт – женщина, с которой у меня до этого хуже всего коммуникация протекала. В этот же раз она сидит супер-спокойная и располагающая. Спрашиваю: «есть ли новости?». А она говорит, что всё ок, и деньги будут уже завтра на моем счете. От такого поворота я аж потерялась. ? Я готовилась сражаться и отстаивать свои права, чтобы победить «главного босса». А в итоге мне говорят, что всё успешно разрулилось. Мне до сих пор в это не верится.))

Итоговые выводы

Тут я (Павел Комаровский) перехвачу у Ксении микрофон и попробую резюмировать краткие выводы, которые можно сделать из этой истории:

  • У Ксении, как и у большинства людей, поначалу была иллюзия, что если сделать всё «правильно» (собрать все документы, согласовать их с банкирами, изучить применимые законы) – то это даст гарантию того, что с деньгами в банке ничего плохого не случится. К сожалению, современный банкинг и комплаенс работают совсем не так.

  • Подробнее я писал про это в отдельной статье про банковский комплаенс. Рекомендую с ней ознакомиться, чтобы понять суть проблемы, но если совсем кратко: каждый банк устанавливает свои правила проверки счетов и денежных потоков – они могут быть любыми, буквально максимально абсурдными. Нет конкретного закона, который можно прочитать и удостовериться, что к тебе не предъявят странные претензии. (Заодно еще может оказаться полезной статья про то, почему застревают SWIFT-переводы.)

  • Если проблемы всё-таки возникли, то надо пытаться отстаивать свою позицию до последнего, всеми доступными методами. Ксения молодец, что не опустила руки, и задействовала по нарастанию все рычаги. В итоге банку оказалось проще пойти навстречу клиенту, чем разруливать последствия жалоб во все возможные инстанции.


Если материал оказался для вас интересным и полезным, буду благодарен за подписку на мой ТГ-канал RationalAnswer, где я публикую другие статьи на схожие темы (ссылки на пару из них я приводил выше – см. здесь и здесь).


ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/articles/847522/