Suno: "… если бы я так мог, …"

от автора

Mark Shiloh, Влад — наш бывший соотечественник, более 20 лет живущий в Новой Зеландии (Окленд), профессиональный музыкант, мульти-инструменталист с большим практическим опытом, ныне преподаватель и директор музыкальной школы… Более 30 лет назад мы вместе работали в Новосибирской консерватории. Когда в моей команде разрабатывали программу морфинга параметров синтеза для Yamaha DX7, Влад приобрел редкий и крутой SY99. Этот одаренный и энергичный парень поражал меня тем, что до мельчайших деталей штудировал толстенную инструкцию SY99 и задавал такие вопросы, которых я никогда больше не слышал ни от одного музыканта. Я бы сказал, что он, благодаря своему пытливому характеру, к профессии музыканта добавил квалификацию sound-инженера…

Сейчас мы в контакте и я, как и другим знакомым, периодически посылаю ему примеры, которые сгенерил в Suno… Две песни Влада «зацепили». У меня, честно говоря, отношение к генерациям более спокойное, особенно, когда их 50 в неделю и больше… Вот, пишет: «Сколько стоят эти твои песни?» ( Странная девушка v2.1 и Бледно-розовый оттенок v2.1 ). Я ему: «У меня нет на них прав, т.к. аккаунт Free» … Потом, раз в неделю он писал/говорил о каких-то фишках во 2-й: «Посмотри, как здесь пропето …, а вот здесь гитара» и т.п. Ну, на самом деле, мне не до этих нюансов — слишком много текущей работы… и я предложил ему записать наш разговор — получится что-то вроде интервью 1,2, наверное, кому-то будет интересно. Он сказал «окей» и мы созвонились 14 октября 2024 г.

1 я этот же текст выложил на сайте.
2 мои вопросы/реплики пронумерованы.

Качество аудио фрагментов невысокое — я просто записал разговор на второй телефон.

#1 Привет, о какой песне мы говорим?

Мы говорим о коленках. Бледно-розовый оттенок …

Бледно-розовый оттенок v2.1 (video)

#2 Хорошо, давай так, что в этой песне интересного для тебя в музыкальном плане?

Самое главное, что босса-нова не загружена перкуссионными инструментами, как это было, скажем, в 80-м году. Но есть совершенно яркая, выраженная «босса-новость». Барабанная партия, не барабанная, а перкуссионная, она как бы на втором плане… Очень мягко сделано, скорее всего, кахон-бокс, я имею ввиду по звуку. Очень мягкий бас, все очень современно…

Само настроение музыки в целом, когда песню прослушиваешь, оно такое очень легкое из-за того, что она не перегружена инструменталом. Это очень большой вкус проявлен, если бы мы о человеке говорили.

#3 Ладно, вот для музыканта, скажем, чтобы достигать такого уровня какая практика нужна? Закончить музыкальную школу по гитаре или ему нужно лет 10-15 играть подобное?

Это сделано по принципу «отсечь все лишнее», поэтому, конечно большой опыт. Когда музыкант только формируется, он старается показать все, на что он способен — стукнуть там лишний раз, брякнуть на клавишах. А здесь оставлены только самые необходимые вещи, то есть минимум средств выразительности, которые приводят к такому хорошему спокойному чувству босса-новы.

Тут гитара играет совершенно по-другому и она удивительно сочетается с басом. И это очень сложно сделать на самом деле. Вот я занимаюсь неделю, я понимаю головой, как это сделано, все-таки образование, какой-то опыт…

Аудио фрагмент #1

Ну, конкретно я тебе говорю: 1-й, 2-й, 3-й, 4-й такт. В 4-м такте зависает функция и ты начинаешь свой вокал на паузе, т.е. инструментал просто останавливается. «Светло-розовый оттенок», вот эта 1-я фраза просто в пустоте сделана, там никто не мешает, и даже нет сустейна какого-то на инструментале. Т.е. просто есть пауза, где человек начинает петь. Потом, во 2-м такте этой музыки сделан такой ход басовый, который висит на ноте Ми, а функция уже поменялась. И вот это очень привлекает, ну, до безобразия. Вот смотри, как получается играет — 1-й аккорд [guitar] …, ставится 2-й аккорд и … бас, по идее, должен был уйти сюда [guitar] … вот на эту ноту. Но этого не происходит. И он этим привлекает, потому что он играет вот отсюда [guitar] …, но берет из предыдущего аккорда ноту басовую. Получается [guitar] …

#4 Ну,… ты мне со звуком, о каких-то деталях … Можно сказать, что это высокого уровня профессионализм, как-бы тонкое чувство?

Да, человек, если бы это человек создавал, было бы ощущение, что он не только очень хорошо ориентируется в гармонии, но привнес какую-то … свежесть. При этом у него, скажем, очень хорошее чувство меры, вкуса. Аранжировка сделана действительно профессионально, с ощущением, что человек очень долго попрактиковал босса-нову в латиноамериканском вот этом стиле.

Впереди у нас три гитары. Первая гитара четко играет ритм. Вторая гитара, которая выдает вот это соло — вступление и развернутое соло. И бас-гитара. И вот эти три инструмента вместе, они в основном и делают эту картину музыки.

#5 Слушай, а скажем, из известных артистов, из того, что ты слышал, это ближе всего к чему? Ведь фишка то в том, что Suno делает это все на основе реальных треков, значит где-то существует прототип.

Думаю это бразильская система, явно бразильские музыканты, путешествующие музыканты… Я их вижу у себя здесь, они около океана играют. Играют вот именно в этом стиле, это именно бразильский такой вариант музыки…

Та босса-нова, которая классическая, Жобимом3 была сделана. Она была очень насыщенная перкуссией, там и пианисты играли, и другие… А вот такую выжимку из босса-новы я услышал в первый раз именно в твоей песне. И то, что это именно бразильская стилистика у меня никаких сомнений нет. У меня много есть таких примеров, когда играет 2-3 гитариста и звучит такая похожая латино-американская красивая музыка и танцевальная, и живая… Ну, у меня просто есть разные отзывы от разных людей. Одному знакомому послал, врачу, но серьезно музыкой занимается, говорит «… какая удивительная поэзия и какой мелодизм… » он просто был в восторге. В таком, знаешь, так по-детски, искреннем…
3 Antônio Carlos Jobim (примеч. AU)

#6 Хорошо,… про поэзию — спорно, это была шутка, я же не поэт. Давай про мелодизм.

Да, мелодизм в этой песне меня, честно говоря, приятно удивил. Особенно тем, что он использует альтерированные ноты в таком совершенно уверенном ключе. Вот в соло гитаре есть ноты альтерированные, но они звучат как будто музыканты экспериментируют. Потому, мне кажется, они не были на 100% прочитаны стилистически.

А вот мелодия, особенно там, где припев. Вот … ноты передо мной, вот 4-я строка: «в Википедии, возможно, есть подробная статья»… Там Соль# стоит нота. «подробная статья» — вот это отпевание, это абсолютно, ну, как бы не типично. Если это человек сочиняет, можно сказать, что он из джаза. Потом, вот это «у тебя, не у подруг» — там тоже стоит Ми-b, Ре, Ми-b, Ре… и Ми-b, Ми-бекар(!) и только потом последняя нота. То есть вот это «пятый год я замечаю у тебя, не у подруг». Ну, вот бл@ха-муха, извини, ведь это именно так спеть трудно человеку неподготовленному!

#7 Мне кажется, подобное встречается в русских романсах, когда наши классики писали, а не то, что просто в народе. Ну, и у советских сильных авторов, может немного в «Подмосковных вечерах» Соловьева-Седого…

Да, есть такое… Вот, пониженные ступени, опевания, т.е. это уже говорит о более изысканном владении материалом. Это не просто A,B,C … это очень по-музыкантски… Подожди, я сейчас подойду просто к инструменту, смогу проиллюстрировать, как это действительно красиво звучит…

Аудио фрагмент #2

А вот мелодия, особенно там, где припев. Вот … ноты передо … вот эта мелодия [piano]… «Я не знаю, кто здесь болен, может ты, а может я, в Википедии, возможно, есть подробная статья» и дальше вот это [piano]… последний момент, но мне это просто охренительно нравится [piano]… Вот это вот: [piano]… «… твоих щёк и нежных рук»… «твоих щёк и нежных рук пятый год я замечаю у тебя не у подруг», ну это вообще, ну не знаю даже, как это назвать [piano]… Т.е. это использование низкой 5-й ступени [piano]… «у тебя не у подруг». [piano]… «Я не знаю, кто здесь болен…»

Т.е. это просто говорит о том, что у этой программы есть очень хороший ресурс, музыкальных фрагментов, образцов, который она проанализировала. Чтобы так сочинять, это действительно нужно … Во-первых в этом легко запутаться, когда появляются такие альтерированные ноты. Это либо дело вкуса тончайшего. Либо человек по случайности что-то такое напортачил, но воспринимается это не очень хорошо на слух, а здесь все сделано с мерой, очень красиво, музыкально. Эстетически это очень красиво сделано… вот эти мелизмы — «у тебя не у подруг».

Причем, спето очень точно, я даже не включал пониженную скорость на Logic’е, чтобы прослушать — считал прямо в реальном времени. Только зачем ты сделал 88,1 bpm?

#8 Я вообще к темпу, да и к музыке не имею никакого отношения! Может косвенно, я задал стиль и вбил текст, а Suno уже генерирует, исходя из задания… Ну, я еще выбрал версию, т.е. генерацию, которая мне понравилась. Кстати, там их всего (у меня на сайте), кажется, 12-ти в разных стилях …

А, … ну я два слова скажу по этому поводу. Эта система предохраняет от того, чтобы не гоняли это вместе с музыкантами, чтобы музыканты под это не играли. Они специально записывают на несколько центов либо выше, либо ниже, чтобы не строило. Чтобы музыканты напрямую не могли это использовать.

#9 Какая проблема сейчас подстроить, хоть темп, хоть тональность?

Да, конечно, но я когда это увидел, я подумал, что думаю, ну, значит, они тоже так делают, как фирменные фонограммы. Ок… Вообще-то, знаешь, ощущение от музыки очень сильное. А уж если она у меня в голову засела, и я вот больше месяца её кручу и не устал от этого… Уже сам аранжировок, черновых, штук 5 сделал на нее… думаю, а как бы привнести что-нибудь свое и сказать, что это Алекс мне разрешил исполнять? Я же это вот придумал тут, в аранжировке.

#10 Да, … мне все-равно, точнее, приятно. Исполняй! Но я на бесплатном аккаунте, т.е. без коммерческого использования и по-любому надо указывать, что это Suno. Платный не дорого, только платить от нас сложно… Нужна опция типа «выкупа отдельной песни»… Есть у знакомого платный, я бы его попросил, но нет функции «сочинить также «…

Ну,… знаешь, тут с этим, т.е. с копирайтом очень строго. Вот один местный перец, педагог, скопи-пастил пол-страницы для своей статьи, накатали (коллеги, похоже) на него заяву, комиссия разобралась и … штраф в $10К, не слабо так!

Ладно, еще хотел по голосоведению сказать… машина эта, в гитаре очень хорошо следит за мелодией — тот, кто это создавал, просто в совершенстве знает гитарные позиции. Чтобы в этом разобраться, надо перебрать много примеров… т.е. очень хорошо голосоведение сделано… Голосоведение гитары на 100% зависит от мелодии, это очень, очень красиво. Ясно то, что я не могу так сочинить, если бы я так мог, мне было бы приятно.

#11 Понятно, спасибо. А вокал тебя не смущает, у них во всех песнях какой-то хоровой, немного ансамблевый характер.

Нет, наоборот. Сейчас так модно, 4 года назад заказывал аранжировку тут для одной местной певицы… да, в Новосибирске заказывал. Так мне парень ваш такой же эффект сделал… Смешано три вокала там, одинаковых. Без искажений и без обработки центральный вокал, т.е. с панорамой 0, потом одновременно, с небольшой задержкой, несколько миллисекунд, буквально, левый. И правый канал прописан тоже с задержкой небольшой. Они как бы немножечко отстают от оригинала и объем, плотность добавляют… Ну, может ревер где-то совсем чуть-чуть.

#12 А я думал, что у Suno просто так генерация вокала работает, что это или косяк, или как признак, что синтез от Suno, или чтобы немного скрыть первоисточник, или что это из-за микширования моделей разных голосов — типа один мужской из трех… Хотя, конечно, проще один трек синтезировать, а потом с ним уже играть.

Не знаю про Suno, я почитал других там музыкантов, они говорят, да сейчас это так модно. Все западники делают так, и в Америке так пишут вокал. Программа, которая музыку сочиняла, она в курсе всех модных дел, это 100%.

#13 Ага, в курсе… Ну, что, спасибо за твое время, успехов. Как что-то доделаешь с «коленками» — присылай 🙂

Конечно пришлю, когда что-то закончу… И тебе спасибо, не часто удается по таким моментам с кем-то тут пообщаться… Действительно хорошо поговорили… Хочу подчеркнуть по сути. Аранжировка сделана настолько со вкусом, что она не мешает вокалу, чётко следует за вокалом в голосоведении аккордов и мастерски передаёт стиль, именно стиль… Да, если будет что новое по авторским — пиши/звони.

#14 Хорошо,… бай-бай!

Хорошо, bye-bye…

P.S.

Самые последние мои записки по Suno у меня в Дневнике на сайте.


ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/articles/851358/


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *