Кузов Атома: создание, тестирование и эргономика на макете «Березка»

от автора

В нашей предыдущей статье мы обсудили методы тестирования платформы электромобиля без серийного кузова. В этом материале мы сосредоточимся на ключевом аспекте разработки — создании и тестировании кузова, включая эргономику, экстерьер, интерьер, навесные элементы и электронные блоки, которые формируют функциональность автомобиля и пользовательский опыт.

Для этих целей мы используем полноразмерный макет «Березка», который позволяет проводить всесторонние испытания и оценивать характеристики кузова в условиях, максимально приближенных к реальным. 

Трехмерная визуализация компонентов макета «Березка».

Трехмерная визуализация компонентов макета «Березка».

«Березка»

Для проведения тестов и оценки реальных впечатлений используются физические макеты, которые эмулируют форму и расположение основных элементов будущего кузова. Макеты могут быть выполнены из легких материалов, таких как пластик или композиты и спроектированы с учетом основных дизайнерских решений.

Один из таких макетов мы называем «Березкой», так как его каркас изначально был сделан из деревянных компонентов. Со временем она обросла пластиком и металлом благодаря появлению целевого дизайна. Сейчас доля дерева составляет всего 40% от общего объема.

Точки на макете «Березка». Они необходимы для точного позиционирования деталей в пространстве, что позволит выполнить валидацию с цифровой моделью.

Точки на макете «Березка». Они необходимы для точного позиционирования деталей в пространстве, что позволит выполнить валидацию с цифровой моделью.

Дерево было выбрано, так как этот материал оказался более быстрым и удобным для начала исследований. Кроме того, оно облегчало подгонку по размерам, так как композиты требуют больше времени на создание форм, а 3D-модели финальной версии еще не существовало — дизайн не был утвержден. Поэтому мы решили использовать деревянный макет, который постепенно трансформировался, обрастая новыми материалами.

Монтаж платы блока управления автоматических дверей. 

Монтаж платы блока управления автоматических дверей. 

После проведения многочисленных тестов и итераций наша «Березка» успешно обросла финальными компонентами, значительная часть которых была изготовлена с использованием 3D-печати. В настоящее время мы полностью закончили работу над передней частью, которая состоит из капота, бампера, крыльев и фар. Все элементы соответствуют концептуальному дизайну, подтверждая высокий уровень точности и качества нашей работы.

Кроме того, были напечатаны крыша, потолочный светильник, элементы дверных карт и вся внутренняя часть автомобиля. Также практически завершен процесс печати багажного отделения с крышкой и задними фарами, в которые будет интегрирована электроника.

Каркас макета распашных дверей. 

Каркас макета распашных дверей. 

В нашем макете предусмотрен задний пассажирский диван с центральным подлокотником, а также полностью напечатан центральный подлокотник между водителем и пассажиром. В настоящее время мы приступили к печати блока зарядки и центрального тоннеля.

Также были интегрированы два передних несерийных сидения, которые полностью совпадают с нашими по геометрическим параметрам. Несмотря на то что дизайн будет видоизменен, размеры останутся практически идентичными, с допустимым отклонением в пределах одного сантиметра. Наклон спинки и положение сиденья также соответствуют оригиналу.

Рулевая колонка пока не серийная, но руль полностью напечатан на 3D-принтере и успешно смонтирован. Он обладает функциональностью, соответствующей логике работы нашего Атома. На руле расположены тач-кнопки, поворотники и сенсорный экран. Руф-консоль скрывает камеру, которая будет следить за салоном и дорогой, это часть системы ADAS. 

Передняя панель в салоне Березки. 

Передняя панель в салоне Березки. 

Также в консоли будет установлено цифровое зеркало. Оно будет помогать водителю во время движения, предлагая рекомендации по оптимальным местам и методам парковки. Дополнительно, зеркало позволит видеть, что происходит как в салоне, так и за пределами автомобиля, а также будет выполнять функции стандартного зеркала заднего вида.

Все компоненты дверей предцелевые и работают также, как в будущем Атоме. Двери оснащены электроприводами, доводчиками и датчиками, которые функционируют в связке с усовершенствованной системой помощи водителю (ADAS), обеспечивая высокий уровень безопасности. В дополнение предусмотрен аварийный режим, который позволяет открыть дверь механически в случае обесточивания электромобиля.

Процесс настройки логики работы распашных дверей. 

Процесс настройки логики работы распашных дверей. 

Сейчас мы практически завершили работу по установке динамической подсветки салона и внешнего освещения электромобиля. Это необходимо для проверки систем визуального восприятия при доступе к автомобилю и для оценки их эффективности в аварийных ситуациях во время движения.

Валидация работы многофункциональной световой панели. 

Валидация работы многофункциональной световой панели. 

Совсем недавно в «Березку» был интегрирован AR HUD (Augmented Reality Head-Up Display) вместе с лобовым стеклом. Напомним, электромобиль Атом будет оборудован проекционным дисплеем AR HUD. Эта технология синхронизируется со всеми системами Атома и отображает на лобовом стекле информацию о скорости движения электромобиля, навигацию, интерфейсы приложений и другие важные уведомления. 

Благодаря такой детализации, тесты более релевантны, поскольку респонденты могут «погрузиться» в интерьер электромобиля. В качестве респондентов, мы приглашаем людей, которые никак не связаны с проектом. Каждый из испытуемых имеет разные параметры: рост, вес, возраст. Различные физические характеристики помогают выявить, как те или иные группы пользователей могут воспринимать и использовать электромобиль.

Их мнение и опыт позволяют определить оптимальные параметры для обеспечения комфорта и безопасности будущих пассажиров. Если какие-то конструктивные аспекты не удовлетворяют необходимым требованиям, мы их видоизменяем и усовершенствуем. 

Тестирование

Особое внимание уделяется взаимодействию человека с электромобилем. Тестированием пользовательского опыта занимаются  в московском Инженерном центре Атома. В исследованиях принимают участие как внутренние специалисты, так и внешние респонденты, которые проходили тестирование на полноразмерных прототипах-симуляторах. Основной задачей было обеспечить комфорт и снизить когнитивное отвлечение, когда водитель не может сосредоточиться на процессе управления.

Важно отметить, что при отборе респондентов необходимо учитывать их опыт вождения. Предпочтительно, чтобы у них был собственный автомобиль или хотя бы постоянный опыт управления транспортным средством. Ключевым фактором является то, что респонденты не должны быть новичками в управлении автоматическими трансмиссиями. Также необходимо, чтобы участники имели действующие водительские права, иначе они не смогут участвовать в тестировании.

Что касается продолжительности тестов, весь цикл испытаний составляет около месяца. Обычно мы проводим испытания на основе недельных сессий, в течение которых респонденты работают ежедневно. В каждой сессии участвуют три-четыре испытуемых, а иногда и больше. Мы предлагаем задания, которые имеют жизненный и контекстный характер, что позволяет участникам максимально погрузиться в привычную для них обстановку. Затем мы наблюдаем за процессом выполнения заданий, чтобы понять, как можно улучшить систему, а не просто следовать заранее прописанным сценариям.

Комбинация внутренних и внешних респондентов позволяет получить более полное представление о продукте, выявить его сильные и слабые стороны, а также улучшить качество и соответствие потребностям конечных пользователей. Так, внутренние респонденты необходимы для валидации эргономических гипотез, где критически важно учитывать не поведение и контекст, а чисто перцентильные данные (габариты и размеры участников). Внешние респонденты привлекаются для валидации фиджитальных и цифровых взаимодействий, поскольку именно их контекст, опыт и восприятие играют ключевую роль в формировании поведения пользователей в автомобиле.

Например, у нас есть внутренняя команда, которая ежедневно тестирует систему ADAS, что позволяет нам собирать необходимые данные. Если в симуляторе происходит ДТП, либо загорается красный сигнал светофора, система начинает мигать красным цветом в салоне, сигнализируя о тревоге. А если в «Березке» играет музыка, подсветка изменяется в соответствии с контекстом, создавая дополнительный визуальный эффект.

Для тестирования эргономики нам не обязательно привлекать внешних респондентов. Мы можем найти различных людей в рамках офиса. Однако второй тип исследований — исследование интерфейсов — требует немного больше усилий. У нас два основных экрана: HUD (Head Up Display) и SWP (Steer Wheel Panel или планшет). Очень важно, чтобы эти интерфейсы были синхронизированы между собой. Например, в паркинге основной экран — это SWP и цифровое зеркало, которое  может использоваться в пробке, на круиз-контроле и идлинге (с зажатым тормозом, когда стоишь на светофоре). Отметим, что в режиме движения SWP выключается, и вся важная информация отображается на Head-Up Display. При этом необходимо обеспечить передачу информации от SWP на HUD и наоборот, а также взаимодействие с выключенным SWP, чтобы информация на HUD-дисплее могла изменяться. Так как у нас заложена концепция синхронизации двух этих экранов, то для того, чтобы это корректно сделать — необходима валидация пользователями. 

После тестов люди удивляются, что у нас есть такие интересные функции. Например, экран в руле многие не воспринимают всерьез. Но потом, садясь за управление, они удивляются: «Неплохо, удобно, эргономично». Форма руля, его хват и толщина — это результат долгой работы, а не случайное решение. На его разработку ушло два года. Было создано около сорока различных концептов. Руль рисовали на бумаге, «лепили» из глины и моделировали в 3D, постоянно меняя его форму. В итоге мы получили серьезный и удобный орган управления.

Что касается фиджитальных продуктов, таких как зеркало и SWP, основное тестирование проводится с внешними респондентами — нашей целевой аудиторией. Это важно для понимания взаимодействия физического мира и цифровых интерфейсов. Мы должны видеть, как наши решения работают в реальных условиях и как пользователи взаимодействуют с ними в автомобиле. Даже такие мелкие детали, как кнопка настройки кресла, имеют важное значение.

Методология, которую мы используем

Существует методология, известная как RITE (Rapid Iterative Testing and Evaluation) — итеративное исследование. Она подразумевает, что один день посвящается исследованию, следующий — внесению изменений, а потом снова исследованию. Это очень строгий ритм работы. Мы реализовали эту методику сразу с шестью командами параллельно. Обычно подобные исследования проводятся в рамках одной команды, и даже в этом случае работа может быть напряженной. В нашем случае нам было необходимо организовать несколько команд так, чтобы они все работали в согласованном ритме и вносили изменения эффективно.

Это позволяет в очень короткие сроки проводить множество изменений интерфейса и на выходе иметь решение, которые будет максимально близко к тому, которое будет удовлетворять пользователей и нас, соответственно. В результате у нас происходят интересные итерации: дизайнеры предлагают концепции экранов или механик, а мы тестируем на респондентах, которые за рулем «Березки» выполняют привычные для них задачи в новом для них режиме или контексте. Благодаря регулярности и итеративности таких тестирований мы находим решение, которое будет наиболее понятным и комфортным для целевой аудитории Атома.

Таким образом, тестирование на «Березке» значительно улучшает процесс разработки, делая его более ориентированным на потребности пользователей. Каждая итерация предоставляет нам возможность глубже понять их предпочтения и выявить потенциальные проблемы на ранних стадиях. Этот подход способствует созданию продукта, который не только соответствует требованиям пользователей, но и обеспечивает комфортное и интуитивно понятное использование.


ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/articles/852936/