Выбор курсов по айти с нуля для школьников – спорная и сложная задача. Важно учитывать возраст и увлечения, интересы ребенка, уделять внимание содержанию направления и другим моментам. Каким именно и почему? Давайте разбираться.
Курсы или самообучение? Айти или другое направление? Когда начинать и что нужно, чтобы первые шаги ребенка стали успешными? Мы в школе Pixel считаем, что в этих вопросах важна предельная аккуратность. Необходимо двигаться поступательно и отталкиваться от:
-
Возраста;
-
Интересов ребенка;
-
Содержания выбранного направления, его соответствия образовательным способностям и познавательным потребностям школьника.
Но это ограниченный ряд факторов, требующих внимания. Занятия, какими бы они ни были, должны давать ребенку то, что он сможет понять, запомнить и полезно применить в будущем. Но обо всем по порядку: дойдем до этого момента позже и поделимся соображениями.
Сегодня хотим рассмотреть все обозначенные вопросы и в качестве примера взять IT, ведь именно информационные технологии – неотъемлемая часть объективной реальности XXI века. Техника, электроника, телекоммуникации, цифровизация – все это окружает детей и взрослых, требует развития компьютерной грамотности и понимания, как устроен современный мир.
Какие факторы учитывать при выборе IT-курсов для школьников или направления для самостоятельного обучения
Совместно с нашими преподавателями выделили 5 наиболее весомых факторов. Рекомендуем уделить внимание каждому, если планируется обучать ребенка в рамках IT.
1. Возраст: когда подойдут курсы айти для детей с нуля или самообучение
Это достаточно щепетильный и серьезный вопрос. Пока одни дети успешно выполняют первые проекты с помощью Scratch Jr в дошкольном возрасте, другие, даже будучи подростками, с трудом осваивают Python. Отчасти это обусловлено как интересами, о которых поговорим позже, так и возрастной характеристикой. Очевидно, что предлагать дошкольнику, скажем, C#, нецелесообразно, как и давать ребенку 15 лет писать игры на языке Scratch Jr.
«Перед полноценным изучением программирования и других IT-направлений необходимо подготовить основы. Без них ни один урок не будет полезным. Так, в случае с кодингом речь об алгоритмическом мышлении и понимании принципов и структурного аспекта построения программ. В этом помогает Scratch, но можно использовать Code Builder на примере выполнения проектов в Minecraft Education Edition.
Если брать среднее, то в данном контексте 6–7 лет – вполне нормальное время для освоения основ блочного программирования, после чего можно двигаться дальше и переходить к тому же Python».
Сапожкова К. С., преподаватель школы Pixel
Действительно, Scratch Jr и так называемый старший брат среды – Скретч – помогут начать даже дошкольникам и младшим школьникам. Бесплатные видеоуроки, занятия с учителем в классе в какой-либо школе или онлайн – не играет роли: погрузиться в IT и обрести первые соответствующие навыки способен даже маленький ребенок.
Здесь же отметим другие ориентировочные возрастные периоды, подходящие для старта в различных IT-направлениях. Перечень основан на методических планах Pixel. Вот о чем речь:
-
6–9 лет – нормальный период для погружения в айти на примере использования Scratch Jr и TinkerCAD;
-
7–10 лет – хорошее время для знакомства со Scratch и Code Builder;
-
В 9–13 можно приступать к Python, в том числе на примере создания модов для Майнкрафта, а также к веб-дизайну, к кодингу на Lua в Roblox Studio и не только;
-
В 12 лет, о чем говорит практика наших педагогов, подростки справляются с созданием сайтов, Figma и углубленным курсом Python, а к 13 годам успешно выполняют проекты в Blender.
Промежуточный тезис следующий: при выборе айти-направления дополнительного обучения необходимо отталкиваться от возраста школьника. Это критерий, определяющий образовательные способности и познавательные потребности. Но важно смотреть и на интересы: без их учета ребенок вряд ли будет с охотой писать код на Python или заниматься разработкой игр в Roblox либо на Unity.
2. Интересы: почему важно учитывать увлечения ребенка
Если кажется, что айти-курсы для подростков или детей младше интересны в принципе, то стоит остановиться и задуматься. Отдавать ребенка на обучение только с оглядкой на личные субъективные соображения не стоит.
«Изучать программирование или другое IT-направление нужно тогда, когда хочется. И здесь упор делаю не на возраст, а на желание. Многие люди обходятся без каких-либо знаний в программировании, другие же чувствуют, что это их сфера. И если ребенок относится ко второй группе, его стремление необходимо поддерживать и развивать».
Шиманович О. В., преподаватель Pixel
Согласимся с утверждением и подчеркнем, что интерес – основа основ, поэтому без лирических отступлений представим примеры направлений с привязкой к соответствующему критерию и возрастам. Указание последних важно уже по причине связи с методическими планами. Вот условные ситуации:
-
Ребенок увлекается разработкой игр. Если это дошкольник или младший школьник, подойдут Scratch Jr, Scratch и Code Builder. Подростки лучше воспринимают язык «Питон» на примере кодинга в Майнкрафте, а также создание игр на Unity с помощью C#;
-
Ребенок демонстрирует интерес к творчеству. В этом случае в подростковом возрасте рекомендуем изучать веб-дизайн, работу с Adobe Photoshop и Illustrator, трехмерное моделирование в Blender.
Представлены только примеры: направлений, основанных на IT-технологиях и предназначенных для школьников, предостаточно. Выбор – задача, решаемая с учетом возраста и увлечений конкретного ребенка. Но внимания заслуживают и прочие детали, скажем, содержание искомой образовательной программы.
3. Содержание учебных программ: пристальное внимание к деталям – важный момент при выборе школы айти для подростка или ребенка младше
Мы считаем, что преимуществом будет следующий сценарий: ребенку предлагается минимум нескучной теории на фоне преобладания практики. В этом случае конкретный детский курс станет максимально полезным. Особенно тогда, когда можно создавать первые проекты под чутким руководством опытного преподавателя: он направит, поможет исправить ошибки и просто поддержит, если что-то не получится сделать правильно.
Мы в Pixel делаем упор на практику и после введения в теорию учим детей повторять за педагогами: это формирует основы и первичное понимание принципов того же программирования. А уже потом в группах или индивидуально ученики выполняют первые самостоятельные проекты, прикладывают к этому знания и навыки, полученные при работе со взрослыми. Подход может вызвать вопросы, но наша практика показывает, что именно представленный вариант действий приводит к лучшему закреплению освоенной теории и пройденной практики.
Отметим, что есть 2 пути: самообучение или запись на курсы. Первое возможно по книгам, бесплатным урокам и другими способами. С курсами (онлайн или офлайн – не столь важно) все проще: материалы уже подготовлены в верной последовательности и просто преподносятся ученикам. В каждой из вероятных ситуаций необходимо уделить внимание содержанию.
На примере выбора в пользу курсов считаем преимуществами:
-
Подробные описания направлений. Современные IT-школы часто публикуют образовательную программу на собственных сайтах. Чем подробнее информация, тем лучше;
-
Указание на практику. Если платный или бесплатный курс – просто набор сухой теории с малым количеством примеров и проектов, учиться будет скучно. Особенно маленькому ребенку;
-
Наличие примеров методических материалов. Знакомство с ними поможет понять, что именно делают учащиеся на занятиях;
-
Указание на возрастные рамки, уровень, предлагаемые языки и среды, их потенциал и т. д.
Если коротко, то чем подробнее школа рассказывает о предложенных направлениях, тем лучше. Понимание соответствующих моментов здорово помогает как детям, так и их родителям. Даже если дело касается бесплатных курсов или пробных уроков: тратить время на явно неподходящее направление не потребуется.
4. Геймификация как способ проработки неусидчивости: ребенок не бросит занятия, если будут дополнительные стимулы и мотивы
Дети, проходящие IT-обучение, не бросают занятия, больше вовлекаются в процесс, если присутствуют элементы геймификации. Речь не столько о подоплеке в виде возможности создать игру или выполнить подобный проект, сколько о наличии дополнительных стимулов и мотивов, скажем, баллов за активность и добросовестную учебу.
При выборе курсов обучения школьников айти онлайн или офлайн рекомендуем уделять внимание обозначенному моменту. Особенно при условии, что ребенок пока совсем маленький.
Мы, например, поощряем учеников – начинающих программистов, создателей сайтов, игр и не только – за:
-
Посещение занятий;
-
Выполнение домашних заданий;
-
Активное участие в сменах онлайн-лагеря.
Это стимул и мотив: ребята охотнее и лучше справляются с учебой, копят баллы, а потом обменивают их на подарки. В результате количество учеников, отказывающихся от занятий и бросающих их, становится минимальным, а по ряду направлений и вовсе сводится к нулю.
Еще один способ геймификации — внедрить систему достижений: по мере того, как ребенок проходит образовательный трек, он собирает ачивки (например, бейджи). Это мотивирует учеников не бросать обучение на половине пути, а дойти до конца.
5. Учиться самому или с педагогом: на что влияет наличие наставника
Уроки программирования для школьников и айти в целом – сложная комплексная тема. Последний вопрос в ее рамках, который хотим рассмотреть сегодня, связан с критерием самостоятельности.
Подчеркнем, что действительно способные ребята легко справляются с учебой даже без помощи педагогов: они с охотой осваивают различные среды и языки по видеоурокам, читают книги и используют интерактивные тренажеры. Но получается не у всех: вероятны ошибки, особенно в случае с кодингом. Они гасят интерес и заставляют прекращать занятия.
Наличие наставника – преимущество. Он:
-
Поможет найти ошибки и устранить их;
-
Покажет наглядные примеры;
-
Расскажет, как лучше выполнить конкретный проект.
Долго разбираться и сталкиваться с дополнительными трудностями ребенку не придется, что сделает первые шаги на пути в IT уверенными и простыми.
Считаем обязательным наличие профильного образования и опыта работы с детьми. Поэтому плюс, если выбранная школа предоставляет соответствующие сведения о преподавателях. Благодаря их анализу можно прийти к выводу, действительно ли стоит отдавать ребенка на обучение или лучше построить самостоятельный образовательный маршрут.
Итак, хотим подвести итог и еще раз подчеркнуть: выбор IT-направления дополнительного образования для школьника должен быть ответственным и базироваться на учете его возраста, интересов, а также содержания конкретной программы и иных факторов. Такой подход сделает учебу действительно увлекательной и полезной: ребенок не просто будет высиживать часы на уроках, как в общеобразовательной школе, а заниматься с повышенным интересом и обретать полезные знания и навыки.
А как вы учите своих детей? Что учитываете или учитывали при выборе направления? Анализируете ли представленные нами критерии?
Материал подготовлен школой Pixel. Если хочется сделать ребенка начинающим айтишником и привить интерес к информационным технологиям, заглядывайте к нам.
ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/articles/853874/
Добавить комментарий