Быстрый старт с OODA Loop

от автора

Автор статьи: Михайлов Артём

Привет, Хабр! Сегодня в коротком формате ознакомимся с инструментом, который может изменить командную динамику и повысить эффективность принятия решений.

Если вы еще не знакомы с OODA Loop, давайте кратко разберемся. OODA Loop — это циклический процесс принятия решений, разработанный американским военным стратегом Джоном Бойдом. Аббревиатура расшифровывается как:

  1. Observe — наблюдение.

  2. Orient — ориентация.

  3. Decide — решение.

  4. Act — действие.

Простыми словами, это процесс, который помогает быстро адаптироваться к изменениям и принимать обоснованные решения. Но как это применимо к команде?

Разбор циклов OODA к команде

Наблюдение

На этапе наблюдения важно собрать всю доступную информацию о текущей ситуации. Это могут быть данные о проекте, обратная связь от пользователей, рыночные тенденции или внутренние метрики.

Практические шаги:

  • Сбор данных: Инструменты мониторинга (например, Grafana, Prometheus), опросы, аналитику (Google Analytics, Mixpanel).

  • Визуализация информации: Дашборды с ключевыми метриками, используйте графики и отчеты для наглядности.

  • Коммуникация: Доступность информации для всей команды через общие ресурсы (например, Confluence, Notion).

Ориентация

На этапе ориентации команда анализирует собранные данные, определяет приоритеты и понимает контекст. Это время для обсуждений, мозговых штурмов и стратегического планирования.

Практические шаги:

  • Анализ данных: SWOT‑анализ (Сильные и слабые стороны, возможности и угрозы), анализ причинно‑следственных связей.

  • Обсуждение: Проводите регулярные встречи для обсуждения текущих проблем и возможностей (ретроспективы, планирование спринтов).

  • Обучение: Постоянно обучайтесь и развивайтесь, чтобы лучше понимать рынок и технологии. Вебинары, курсы, чтение профильной литературы и т. п.

Допустим, вы заметили снижение активности пользователей в вашем приложении. На этапе ориентации проведите анализ причин: изменения в UX, действия конкурентов, технические проблемы или внешние факторы. Используйте данные из аналитики и фидбэк пользователей, чтобы понять, что именно пошло не так.

Решение

На основе проведенного анализа команда принимает решение о дальнейших действиях. Важно, чтобы решения были обоснованными и согласованными с целями проекта.

Практические шаги:

  • Генерация идей: Используйте техники креативного мышления, например как мозговой штурм или тот же метод шести шляп.

  • Оценка вариантов: Сравнивайте плюсы и минусы различных подходов, используйте матрицы принятия решений.

  • Принятие решения: Используйте метод консенсуса или голосования для выбора наилучшего варианта.

К примеру после анализа причин снижения активности пользователей, команда решает провести A/B тестирование нового дизайна интерфейса. Генерируете несколько вариантов, оцениваете их потенциальную эффективность и выбираете наиболее перспективный для тестирования.

Действие

Команда реализует принятое решение. Этот этап включает планирование, распределение задач и мониторинг выполнения.

Практические шаги:

  • Планирование: Разработайте четкий план действий с конкретными задачами и сроками. Плюсом подключается инструменты управления проектами, тот же Trello.

  • Распределение ролей: Назначьте ответственных за каждую задачу, чтобы избежать перекрытия или пропуска важных этапов.

  • Мониторинг: Отслеживайте прогресс выполнения задач, используйте регулярные проверки и обновления статуса.

Например, команда запускает A/B тестирование нового дизайна. Разработчики начинают внедрять изменения, дизайнеры готовят альтернативные макеты, а аналитики настраивают метрики для измерения эффективности. Вы устанавливаете четкие сроки и назначаете ответственных за каждый этап, чтобы гарантировать своевременное выполнение.

Пример интеграции OODA Loop в существующие процессы

Представим, что команда работает над платформой «КотоКорм Онлайн», и нужно быстро адаптироваться к изменениям рынка, улучшать пользовательский опыт и увеличивать продажи. Как OODA Loop может помочь в этом?

Текущие процессы команды «КотоКорм Онлайн»

Перед внедрением OODA Loop, команда использует традиционные методы управления проектами:

  • Scrum: Регулярные спринты, ежедневные стендапы, ретроспективы.

  • Инструменты: Jira для управления задачами, Google Analytics для отслеживания пользовательской активности, Slack для коммуникации.

  • Коммуникация: Еженедельные встречи для обсуждения прогресса и планирования.

Однако, команда сталкивается с рядом проблем:

  • Медленная адаптация к изменениям: Новые тренды на рынке корма для котиков появляются быстро, а реакция команды запаздывает.

  • Неэффективное принятие решений: Решения часто принимаются без достаточного анализа данных.

  • Недостаточная прозрачность процессов: Не все члены команды понимают, как их работа влияет на общие цели.

Чтобы решить эти проблемы, команда решает интегрировать OODA Loop в свои существующие процессы. Рассмотрим, как это происходит на каждом этапе цикла.

Наблюдение

Цель: Сбор максимально полной и актуальной информации о состоянии проекта, рынке и поведении пользователей.

Действия:

  • Мониторинг пользовательской активности:

    • Использование Google Analytics для отслеживания поведения пользователей на сайте.

    • Интеграция Hotjar для получения тепловых карт и записи сессий пользователей.

  • Анализ рыночных трендов:

    • Подписка на отраслевые новости и отчёты.

    • Мониторинг социальных сетей и форумов для понимания предпочтений владельцев котиков.

  • Сбор обратной связи:

    • Проведение регулярных опросов клиентов с помощью Typeform.

    • Анализ отзывов и рейтингов на сайте и сторонних платформах.

Команда заметила через Google Analytics, что показатель отказов на странице «Каталог» вырос на 15% за последний месяц. Hotjar показал, что пользователи часто не находят нужные товары из‑за сложной навигации.

Ориентация

Цель: Анализ собранных данных, определение приоритетов и понимание контекста.

Действия:

  • Анализ данных:

    • Проведение SWOT‑анализа (сильные и слабые стороны, возможности и угрозы).

    • Использование Python и библиотек Pandas для обработки и визуализации данных из Google Analytics.

  • Обсуждение и мозговой штурм:

    • Организация специальных встреч для обсуждения выявленных проблем и возможностей.

    • Использование Miro для коллективного создания mind maps и flowcharts.

  • Обучение и развитие:

    • Проведение внутренних тренингов по аналитике данных и UX‑дизайну.

    • Поощрение участия в вебинарах и конференциях по электронной коммерции и маркетингу.

После анализа данных команда выявила, что сложная навигация приводит к высоким показателям отказов. На встрече по ориентации обсуждаются возможные решения: упрощение меню, внедрение поисковой строки с автодополнением и улучшение фильтров товаров.

Решение

Цель: Принятие обоснованных решений на основе проведённого анализа.

Действия:

  • Генерация идей:

    • Проведение мозгового штурма для поиска решений проблемы навигации.

    • Использование техники шести шляп мышления для всестороннего рассмотрения вариантов.

  • Оценка вариантов:

    • Сравнение плюсов и минусов каждого предложенного решения.

    • Использование матрицы принятия решений для определения наиболее эффективного подхода.

  • Принятие решения:

    • Голосование команды за лучший вариант.

    • Документирование принятого решения и обоснования выбора.

Команда решает внедрить улучшенную поисковую строку с автодополнением и добавить более интуитивные фильтры товаров. Решение принимается на основе того, что это наиболее быстрый способ снизить показатель отказов.

Действие

Цель: Реализация принятого решения и мониторинг его эффективности.

Действия:

  • Планирование:

    • Создание подробного плана действий с конкретными задачами и сроками в Jira.

    • Назначение ответственных за каждую задачу.

  • Реализация:

    • Разработка и внедрение новых элементов навигации.

    • Тестирование изменений на стадии staging перед деплоем на продакшен.

  • Мониторинг и оценка:

    • Отслеживание показателей отказов и времени на сайте после внедрения изменений.

    • Сбор обратной связи от пользователей о новых функциях.

Команда разработчиков внедряет улучшенную поисковую строку и новые фильтры. После деплоя изменений в Jira создается задача по мониторингу показателей. Через неделю показатели отказов снижаются на 10%, а пользователи оставляют положительные отзывы о новой навигации.

Интеграция OODA Loop в Scrum

Чтобы OODA Loop гармонично вписался в существующую методологию Scrum, команда проводит следующие шаги:

  1. Observe:

    • Ежедневные стендапы используются для быстрого обмена наблюдениями и данными.

    • Регулярные обзоры метрик в конце каждого спринта.

  2. Orient:

    • Ретроспективы спринта включают глубокий анализ собранных данных и обсуждение стратегий.

    • Планирование спринта основывается на текущих приоритетах, выявленных через OODA Loop.

  3. Decide:

    • Решения принимаются коллективно на планировании спринта, учитывая результаты предыдущих циклов OODA.

  4. Act:

    • Реализация задач спринта с четким пониманием их влияния на общие цели команды.

После этой интеграции OODA Loop в существующие процессы команды «КотоКорм Онлайн» продемонстрировала свою эффективность. Команда смогла быстрее реагировать на изменения, улучшить пользовательский опыт и увеличить продажи.

Помните, что ключ к успеху — это систематический подход и постоянное совершенствование процессов. Не бойтесь экспериментировать и адаптировать OODA Loop под нужды вашей команды.


Подробнее про управление командой и проектами вы можете узнать в рамках онлайн-курсов от практикующих экспертов отрасли. Подробности в каталоге.

А также всем тимлидам, начинающим и опытным, рекомендуем посетить открытый урок 5 ноября — «Секретное оружие тимлида: искусство продуктивного пофигизма». Поговорим о том как выглядит зона ответственности тимлида, как бороться с гиперответственностью и где баланс между правильным и излишним пофигизмом. Запись на урок на странице курса «Team Lead».


ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/articles/855680/