Чтение на выходные: «Великий Китайский Файрвол. Как создать свой собственный интернет и управлять им» Джеймса Гриффитса

от автора

Сегодняшняя рекомендация в рубрике — не инструкция к действию, как могло показаться из второй части заголовка. Эта книга — скорее путеводитель или справочник о сицзиньпинь-паутине, известной на весь мир своей закрытостью и цензурой.

Джеймс Гриффитс — корреспондент в Гонконге от канадского издания The Globe and Mail. Ранее — старший продюсер азиатского направления CNN International. Автор двух книг по двум принципиально разным темам: о валлийском языке и этой, про китайский «интернет».

Для понимания темы приведем пару цитат о предмете книги:

  • «На международном уровне Великий файрвол, по сути, представляет собой обычный файрвол, то есть программное оборудование, которое блокирует определенный контент и пропускает все остальное. Для этого файрвол проводит анализ всех входящих пакетов данных. В основном входящий контент пропускается, но все, что можно отнести к запрещенной информации, блокируется»;

  • «Великий файрвол действует сразу на нескольких уровнях. Он распределен по множеству маршрутизаторов и коммутаторов, составляющих основу всего китайского интернета. На пользовательском уровне его поддерживают местные интернет-провайдеры. Когда пользователь на территории Китая загружает страницу, его провайдер проверяет запрос на совпадение со списком запрещенных адресов и видов информации. Если страницы нет в этом списке, запрос передается дальше, на пункт доступа в интернет (IAP), где трафик перенаправляется на серверы по всему Китаю и по всему миру. На этом этапе происходит анализ пакетов по ключевым словам и подозрительным маркерам. Трафик, который сервер-адресат возвращает пользователю, снова анализируется. Только в случае успешного прохождения всех этих барьеров пользователь сможет что-то увидеть в окошке браузера. Именно поэтому сайты с совсем невинным содержанием загружаются целую вечность, если у них хостинг на серверах вне Китая».

Если вы хотите узнать главное о Файрволе — можно ограничиться саммари. Однако если вы готовы к погружению в детали хронологии и имеете иммунитет к политическим ноткам — читать однозначно стоит. На страницах автор собрал ключевое из вех внутренней сетевой кухни Китая и объяснил, как работает этот феномен в четырех частях. Можно сказать, через введение, основной сюжет, кульминацию и развязку. «Когда в 1990-х в Китай пришел интернет, руководство страны почувствовало угрозу не в том, что он посягнул на их контроль над информацией, а в том, что он мог дать людям возможность объединить усилия и направить их против власти. К сожалению для сторонников идеи демократии, в Китае цензура не позволила претворить эту угрозу в жизнь. К ужасу остального мира был создан образец подражания всем диктаторам», — пишет он не без драмы. Однако, если отбросить в сторону трагизм, то можно присмотреться и к очевидным плюсам сверхцензуры. Например, таким как снижение уровня киберпреступности и практически полное отсутствие доступа к нездоровому контенту для детей.

В журналистском стиле Джеймс Гриффитс пишет и о проколах такого подхода. Буквально раскрывает аверс и реверс этой китайской монеты. На страницы попали самые разные факты: от «революции зонтиков» до катастрофы на железнодорожных путях, о которой писали в интернете, но почему-то не на передовицах местных и коммунистических газет. Запаситесь беспристрастностью, чтобы сложить впечатление о Великом Файрволе самостоятельно.

На страницах не обошлось и без аналогий с упоминаниями российских политиков и пионеров цифровых технологий. Наша рубрика не предусматривает разговоров на пикантные темы, поэтому мы скромно обойдем это стороной. Однако упомянем, что в книге есть примечательные детали о том же Павле Дурове. К примеру, про то, как он дерзко ответил на попытку Алишера Усманова купить ВКонтакте. «Дуров разместил в Twitter фотографию своего среднего пальца с подписью “официальный ответ”», — пишет Джеймс Гриффитс. В общем, и о соотечественниках в книге про китайскую цифровизацию почитать можно.

Бесплатный поиск, мониторинг и регистрация товарных знаков  и других объектов интеллектуальной собственности.

Больше контента о сфере интеллектуальной собственности в нашем Telegram-канале


ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/articles/857076/