Продовольственная безопасность. Часть I

от автора

Карта стран мира по проценту населения, страдающего от голода по данным WFP? 2020 ujl

Карта стран мира по проценту населения, страдающего от голода по данным WFP? 2020 ujl

Продовольственная безопасность — элемент национальной безопасности государства.  Продовольственная безопасность является одной из главных целей аграрной и экономической политики государства.
Продовольственная безопасность РФ
В России основным документом, определяющим совокупность официальных взглядов на цели, задачи и основные направления государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности страны, является Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная указом президента Дмитрия Медведева от
1 февраля 2010 года. В 2019 году в Совете Безопасности РФ начата разработка новой редакции доктрины, которую предполагается принять до конца года.

Россия по итогам 2020 года заняла по уровню продовольственной безопасности 24-е место среди 113 стран, по уровню продовольственной безопасности превзошла Польшу, а доля населения, живущего за глобальной чертой бедности, в России втрое меньше, чем в Польше. Это следует из Глобального индекса продовольственной безопасности, который уже в девятый раз подготовили аналитики The Economist Intelligence Unit при поддержке Corteva Agriscience. 2020 году Россия почти в два раза улучшила свои позиции в Глобальном индексе продовольственной безопасности — в 2019 году Россия занимала только 42-е место

Введение

Определения продовольственной безопасности, сформулированные на Римской встрече (1996 г.), содержат указания на следующие элементы:

1.     физическая доступность достаточной в количественном отношении, безопасной и питательной пищи;
2.     экономическая доступность к продовольствию должного объема и качества, всех социальных групп населения;
3.     автономность и экономическая самостоятельность национальной продовольственной системы (продовольственная независимость);
4.     надежность, то есть способность национальной продовольственной системы минимизировать влияние сезонныхпогодных и иных колебаний на снабжение продовольствием населения всех регионов страны;
5.     устойчивость, означающая, что национальная продовольственная система развивается в режиме расширенного воспроизводства[3].

Продовольственная политика соответственно рассматривается как комплекс мер, призванных системно и эффективно решать задачи развития не только производствавнешней торговлихранения и переработки, но и справедливого распределения основных продуктов питания, а также социального развития сельской местности.

Основной ресурс продовольственной безопасности — земля


Доля находящихся в частной собственности земель в РФ. Согласно опубликованным данным, из 1 млрд 709 млн га всех российских земель в государственной и муниципальной собственности находится 92,2% (1 млрд 576 млн га). В собственности граждан — 7,2% (123 млн га), в собственности юридических лиц — 0,6% (10,2 млн га).15 июля. 2010 г.

В России 123 млн гектаров земель в сельхозобороте. Это 9% всего мирового потенциала. Из них обрабатывается лишь 43 млн гектаров. Пашня без обработки зарастает мелколесьем, бурьяном, заболачивается. Такого запустения русская земля не знала со времен Смутного времени. А начались беды агропрома с невежественных «младореформаторских» затей-утопий еще в 90-е годы. Были упразднены как пережиток механизированные и высокотоварные хозяйства совхозов и колхозов, а земельный национальный фонд раздробили на мельчайшие паи. Миллионы паев отписали в условную собственность крестьянским дворам.

Распределение 222 млн.га сельскохозяйственных угодий РФ по видам собственности

Распределение 222 млн.га сельскохозяйственных угодий РФ по видам собственности

 Среди развитых стран нет ни одной, где земледелец (фермер) работает на свой страх и риск, как в сегодняшней России. Земледельца обирают банкиры, оптовики, поставщики удобрений и топлива. В добротных хозяйствах урожай пшеницы достигает 53,8 центнера с гектара, гречка 26,6 центнера.

 Российский зерновой союз (РЗС) – крупнейшее аграрное корпоративное объединение. Заправилы его – магнаты зернового экспорта (президент Аркадий Злочевский). Они держат и внутренний оборот зерна, и, косвенно, хлебопродуктов. В Госдуме они агитировали принять поправку к закону, разрешающую выпекать хлеб из фуражного сорного зерна. Зерна самой низшей 5-й категории, пригодной только на корм скоту. Эта мера якобы замедлит рост цен на хлебопродукты в стране.

Для РФ с ее территориальной уникальностью на транспорте основная проблема – авиастроение. Только авиация обеспечивает оперативную связь с отдаленными районами. Основными заказчиками в СССР для авиапрома являлись МО и Министерство гражданской авиации, которые через Госплан формулировали заказ – какие самолеты будут нужны через 5-7 лет с какими характеристиками, дальностью полета, вместимостью в каждом классе и т.п. Конструкторские бюро конкурировали между собой. Авиапром имел целеполагание, которое сейчас отсутствует, авиапром не знает, что потребуется авиаторам. (ближнемагистральный SSJ-100 и среднемагистральный узкофюзеляжный МС-21-300)

 Руководители правительства и министры финансово-экономического блока как будто застряли в 90-х годах. Как и ранее, ими исповедуется парадигма мышления: нужна либерализация экономики, устранение барьеров во внешней торговле, продолжение приватизации (государственный сектор очень велик), полностью отпустить цены, чтобы их регулировала «невидимая рука рынка», бороться с инфляцией исключительно через ставку рефинансирования ЦБ и поддерживать малый и средний бизнес, будто они могут выжить в условиях, когда нет «большой экономики».

 Почти миллион гектаров, по данным председателя аграрного комитета Госдумы академика Г. Кашина, российской пашни через цепочку посредников принадлежит агрохолдингам из недружелюбных стран. Формально собственник российский, по факту же владелец либо из Евросоюза, либо из США. На самом деле (мнение экспертов) фактически отчужденных от России земель, гораздо больше. В режиме секретности и повальной офшоризации агрохолдингов невозможно проверить – кому на самом деле уже принадлежат миллионы гектаров российской пашни.

 То ли российскому аграрному жирному коту с кипрской пропиской, то ли неким пенсионным фондам США, Норвегии и Швеции, которые через подставные фирмы скупают наши сельхозземли. Сегодня мы не видим конечного бенифициара (выгодоприобретателя) этих земель, реальных хозяев. Они спрятаны. Многие губернаторы признавались в частных разговорах, что под видом псевдороссийских агрохолдингов или якобы российских компаний и юридических лиц реально землей владеют иностранцы. Но закон запрещает продажу земли иностранцам.

 Об этом же со ссылкой на чиновников из регистрационных палат и других местных органов власти говорят наши фермеры из Рязанской, Курской, Воронежской областей, с Дальнего Востока. Мало того, что иностранцы незаконно владеют землей, но снимают с нее урожай, вывозят его за рубеж, туда же отправляют прибыль. При этом еще зачастую получают погектарную и иную поддержку из федерального и региональных бюджетов – возмущается председатель Совета Ассоциации крестьянских кооперативов России (АККОР) Вячеслав Телегин.

Удивляться такому положению дел не приходится, если ознакомиться со списком бывших вице-премьеров и стран их проживания:

1.  Илья Клебанов – Израиль;
2. Альфред Кох – Германия;
3. Аркадий Дворкович – США;
4. Александр Хлопонин – Израиль;
5. Алексей Кудрин – Израиль;
6. Яков Уринсон – Израиль;
7. Максим Акимов – Израиль;
8. Игорь Шувалов – Австрия;
9. Виктор Христенко – Израиль;
10. Ольга Голодец – Испания;
11. Анатолий Чубайс – Италия

Институт конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) считает, что примерно 2,7 млн гектаров контролируются иностранными «партнерами», а авторитетный «Форбс» пишет о 4 млн га. Эта информация взята из материалов «АН» «Не наша Россия» от 18 марта 2018. Спустя 6 лет в официальной «Российской газете» был признан сам факт творимого безобразия. Академик Кашин призвал национализировать отданные чужакам земли и сельхозпредприятия. Законодательная база для этого уже выстроена.

Списки, конечно, не полные, только то, что удалось установить

Есть датские, нидерландские, немецкие компании. На Дальнем Востоке растёт число китайских.

Самые дорогие землевладения. АХ-агрохолдинг, ГК-группа компаний

Чтобы обрабатывать землю нужна техника, а чтобы ее купить нужны свободные или кредитные деньги у сельхозпроизводителей. Центробанк после того, как позволил обвалиться рублю, поднял ключевую ставку до 16%. Аграрии не самоубийцы и под такой процент не берут кредиты и, следовательно, приемлемой рентабельности производства сельхозпродукции не получают.

Выручка растет, а доходность падает. Издержки аграриев значительно выше официальной инфляции. Логистика, ГСМ, оборудование и запчасти, оплата труда. Больше всего (50 млн гектаров) ежегодно засевается зерновыми и зернобобовыми культурами, а у них самая низкая рентабельность. В тепличном овощеводстве рентабельность на уровне 10% без господдержки. В растениеводстве в лидерах – рис (рентабельность 59% 2023 год); сахарная свекла (38%), масличные: соя (40%), рапс и подсолнечник (34-36 %).

 В сельхоз фауне первенство по рентабельности в свиноводстве (50 %), в мясопереработке (26 %) с такими показателями еще можно жить и развиваться. В птицеводстве (18,16 %). Совсем плохи дела в производстве КРС и овцеводстве рентабельность стремится стать отрицательной.

Если говорить о причинах ситуации, то как ни парадоксально, но это рекордный урожай зерновых 2022 года (собрали 153 млн тонн в чистом весе). «Зерновая сделка» сыграла свою роль, а внутри страны цены рухнули. Закупочные цены на пшеницу 3-го класса в России ныне составляют примерно 15000 рублей за тонну, а для сравнения в Казахстане – 24600 рублей за тонну, в Китае – аж 29800 рублей. Справедливой ценой на пшеницу называют 20-25 тыс. рублей тонна. Но как ее получить?

Правительство к плавающим экспортным пошлинам на зерно ввело еще и квоты на экспорт зерна за пределы ЕАЭС. Разрешено отправлять туда не более 24 млн тонн. По оценкам экспертов мы можем отправлять на экспорт не 24 млн, как велит квота, а минимум 64 млн тонн. Тогда возможно поднимутся и внутренние цены на зерно, аграрии вздохнут посвободнее. Появятся деньги на новую технику и заказы отечественному сельхозмашиностроению.

Сейчас они не в простой ситуации. Господдержка 2013- 2022 годов позволила производителям техники для села увеличить свою долю на внутреннем рынке с 24 до 61%. Аграрный сектор привлек вложения   инвесторов в тракторные и комбайностроительные заводы. Развивался лизинг, была принята «Госпрограмма №1432», по которой фермеры могли купить технику российского производства с серьезной скидкой.

Но с 2021 года что-то случилось, субсидии по годам стали убывать 21год –10 млрд, 22 – 8млрд, 23 – 3млрд, но с дополнительным финансированием  все же до 8 млрд подняли.
Сказалось это сокращение сразу: доля российской техники на внутреннем рынке упала с 59 до 53 %. Производство зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов снизилось на 5,1% и 0,7% соответственно.

Выпуск других видов сельхозтехники – плугов, культиваторов, сеялок, прессподборщиков – начиная с 2021 года показывает отрицательную динамику. А импорт только растет. В 2022 году из-за рубежа было завезено техники на сумму 102, 6 млрд рублей, а к 2023 показатель возрос до 163 млрд. Открывается широкая дорога импортной сельхозтехнике. Причем, если раньше импорт был все-таки более приемлемого по качеству европейского уровня, то сейчас, скажем мягко, не очень надежного китайского.

Деофшоризация

Огромная часть крупного российского бизнеса, имеющего в России активы, работающего и получающего прибыль здесь, по-прежнему зарегистрирована в офшорах. Государство сделало немало для облегчения перерегистрации бизнеса из офшоров в Россию, но почти весь ретейл остается пока там. Владельцы просто не хотят, не желают возвращаться на свою Родину, к источнику своих прибылей.

Бюджет страны при этом лишается колоссальных доходов, немалые средства в том числе под видом завышенных роялти и платежей за юридические услуги, выводятся из страны. А главная беда – искажение мотиваций и самой идентичности крупных частных капиталов, работающих на территории нашей страны. Россию они воспринимают как нечто постороннее – как объект эксплуатации, существующий лишь для выкачивания из него прибыли.

Понятно, что интересы России объективно чужды офшорному капиталу, а учитывая ее потребность в налогах – прямо враждебны им. Активы в офшорах, составляющие основу ряда отраслей России, вне зависимости от воли их владельцев  управляются на основе интересов, чуждых интересам нашей Родины, а во многом и враждебны им. Большинство офшорных зон контролируется спецслужбами США и Англии и прозрачны для них.

Под благовидными предлогами такие производства на время могут закрываться, например, уже закрывались НПЗ на ремонт – разом и прямо перед топливным кризисом, усиливая его; ликвидировались птицефабрики – разом и прямо перед яичным кризисом, тоже усиливая его. Подобные механизмы уже отработаны против народа России могут быть применены и применяются в больших масштабах и под внешним управлением.

Добровольные возможности деофшоризации очевидным образом уже исчерпаны и необходима принудительная. Предлагается давать полгода на перерегистрацию активов, расположенных в России, из офшоров в Россию. Все активы, расположенные в России и до сих пор находящиеся в собственности, либо в управлении офшорных компаний, следует передать в управление Росимуществу. При этом все решения собственников в их отношении должны утверждаться последним. Активы, не перерегистрированные в России за полгода, должны быть конфискованы (разумеется, на основании решений судов).

Пора признать стандарт в отношении к частной собственности, по которому частная собственность священна и неприкосновенна, лишь пока она служит интересам государства. Российские нефтяники, чьи активы были конфискованы в Германии, ощутили, что это не риторическое положение, а эффективно действующая правовая норма.

Точно также должны быть конфискованы активы, перерегистрированные из офшорных зон в третьи страны, не являющиеся офшорами. После возврата в нашу юрисдикцию активы не только станут объектами налогообложения, но и будут управляться в интересах России.

Заключение

Продовольственная безопасность — это необходимость для суверенного государства, его населения и каждого отдельного жителя страны.
В комплекс мер продовольственной политики необходимо включить такие, которые обеспечат прозрачность владения землей и деятельность владельцев земли в интересах государства на территории которого они ведут свой бизнес.
Прекратить практику ухода от налогов, практику вывоза продукции и вывода капиталов за рубеж.

Литература

1. https://rb.ru › article › dolya-nahodyashhihsya-v-chastnoy
2. Авторство заставки: Allice Hunter. Hunger Map 2020 | World Food Programme.Empty map: File:World map (Miller cylindrical projection, blank).svg, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=94959963


ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/articles/857916/


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *