Психология выбора. Как использовать особенности мозга, чтобы повлиять на выбор покупателя в нашу пользу?
Пока маркетологи борются за конверсию всеми правдами и неправдами, за бортом все ещё остается практика поведенческого маркетинга. А зря, поведенческая экономика, бихевиористская психология и иже с ними дают массу готовых решений для коммерции. Часто даже не требующие серьёзных затрат на внедрение.
Рассмотрим несколько практик, помогающие оптимизировать процесс выбора покупателя в вашу пользу (вы продавец).
Показывайте 4 варианта на выбор или даже меньше
Люди страдают от слишком большого выбора. Когда вариантов навалом, мы просто сдаёмся. А когда много становится чересчур много? Кажется, больше четырёх уже перебор.
Посмотрите на эти квадраты:
Вот вы видите 4 элемента, и мозгу даже не надо их считать. Он сразу знает, что их четыре. Это фишка называется параллельной индивидуализацией (Галливан и др., 2011 (ссылка)).
Люди обладают этой способностью до 4 элементов, но с 5 элементами она исчезает:
Пять позиций — это тот самый момент, когда всё начинает казаться «множеством» — вроде бы куча, но сколько точно, непонятно без подсчёта. Поэтому выбор из более чем пяти вариантов становится сложным.
Что делать, если нужно показать больше 5 вариантов? Просто сгруппируйте их. Например, меню на HubSpot разделяет 12 ссылок на 4 категории.
Выбор делится на два этапа:
Какую категорию выбрать? (4 варианта)
На какую ссылку нажать? (3 варианта)
Хотя всего 12 вариантов, выбор выглядит простым, потому что каждая часть остается в рамках восприятия.
Разбейте варианты на небольшие группы, по максимуму 4 штуки в каждой. Даже случайные группы могут быть более эффективными (Могильнер, Рудник и Айенгар, 2008 (ссылка)).
Исключения
Конкретные поисковые запросы: Когда ищешь что-то конкретное, перегрузка вариантом не так сильно ощущается. Это называется каскадным распределением внимания (сверху-вниз).
Выбор удовольствия: Разглядывание блюд в меню может доставлять удовольствие. Тут, возможно, больше — это даже интереснее.
Активируйте мышление покупателя, отвечающее за выбор
Вот спросишь, например: «Какое животное выберешь?»
Исследование показало, что те, кто ответил на такой вопрос, потом скорее купят себе компьютер (Xu & Wyer, 2008, (ссылка)).
Есть три стадии покупки:
-
Реально нужно покупать?
-
Что именно купить?
-
Как это купить?
Когда выбираешь между, скажем, слоном и бегемотом, мозг автоматически переходит к мысли «что выбрать». Если человек заинтересован в товарах, он может легко миновать первый вопрос (нужно ли вообще покупать) и сразу перейти ко второму — что же взять.
Оказывается, когда высказываешь предпочтения, это как бы настраивает на мысль, что ты уже решил что-то приобрести (Xu & Wyer, 2007, с. 564 (ссылка)).
Когда думаешь молотком, все вокруг — как гвозди.
Так же, когда принимаешь решения, все вокруг кажется доступным для выбора.
Поддержите клиентов на этапе симуляции
Клиенты принимают решения с помощью симуляции. Сначала представляют выгоды, потом — затраты, а затем сравнивают эмоции.
Вы читаете этот пост и думаете: «Почему я его читаю?» Ответ — вы используете воображение.
Перед тем как начать, вы представили, что читаете его. Мозг оценил ваше желание на основе этих образов.
Понравилась перспектива? Тогда начали читать.
Когда принимаете решение, моделируете два сценария:
Результат: что будет после решения?Процесс: какие шаги нужны?
Сначала выгодные стороны, потом издержки. Вычитаете эмоции и смотрите, что сильнее.
Например, нужен ли вам новый костюм? Представили позитивы (выглядите классно), затем минусы (тратите деньги и время). Сравнили. Если минусы перевесили — отказываетесь.
Ищете дешевле? Новая симуляция. Чувства изменились к лучшему? Продолжаете, пока не найдете оптимальный вариант или не откажетесь.
Так же и с вашим решением читать этот текст.
Вы читаете, потому что результат вашего моделирования оказался положительным. Получение знаний и развлечений перевесило затраченное время на чтение и отказ от других дел.
Разложите важные продукты на большее количество элементов
Когда вы распределяете ресурсы, например, деньги, люди обычно делят их поровну между категориями:
…для решения задач, в которых люди должны распределять ограниченный ресурс (например, деньги, выбор, убеждения) по фиксированному набору возможностей (например, инвестиционные возможности, варианты потребления, события)… они склонны к равномерному распределению. (Фокс, Бардоле и Либ, 2005, с. 338 (ссылка))
Например, если есть акции и депозиты, вы, скорее всего, разместите одинаковые суммы в каждом.
Если появляется третий вариант, например, казначейские облигации, вы снова распределите деньги равномерно между всеми тремя.
Та же логика применима и к еде. Если у вас есть выбор между здоровой и нездоровой пищей, вы, вероятно, возьмете поровну из каждой.
Но если сделаем больше категорий, например, разделим полезную еду на овощи и фрукты, то вы, скорее всего, возьмете больше из этих подкатегорий, и меньше — из нездоровой пищи.
Геймифицируйте выбор с помощью наклеек-указателей
В баре посетители давали больше чаевых, когда могли выразить своё мнение деньгами (Рифкин, Дю и Бергер, 2021 (ссылка)).
Это работает как голосование по интересным вопросам, например: кошки против собак или ваниль против шоколада. Людям нравится делать выбор ради впечатлений и удовольствия, а не только ради пользы (Чой и Фишбах, 2011 (ссылка)).
Чтобы использовать этот эффект, сделайте выбор более увлекательным и занимательным. Например, в кафе установите две баночки, чтобы посетители могли определить свои предпочтения и тем самым дать чаевые. Это превращает ситуацию отказа от денег в позитивное самовыражение.
Помимо кафе, такой подход можно применить и в интерфейсах сайтов или приложений. Обычно они настроены на утилитарный выбор, но небольшие изменения в формулировках могли бы сделать процесс более личным и выражающим индивидуальность пользователя.
В итоге, поощряя пользователей к выбору, который отражает их личные вкусы и предпочтения, вы можете усилить их намерение действовать в соответствии с этим выбором:
…поощрение потребителей к выбору, направленному на выражение их вкусов, является эффективной стратегией… предоставление потребителям возможности делать такой выбор, не испытывая на них давления, приводит к усилению намерения действовать в соответствии с этим выбором. (Чой и Фишбах, 2011 (ссылка))
Добавьте сенсорные фишки, чтобы привлечь внимание
Люди чаще выбирают то, на что смотрят дольше.
Хотите, чтобы клиенты выбрали ваш вариант? Сделайте его заметным: измените цвет, размер, форму или добавьте звук.
Например, в одном исследовании люди чаще выбирали автомат, который стоял под громкоговорителем. Хотя звук и не был связан с автоматом, он привлекал внимание именно к нему (Shen & Sengupta, 2014 (ссылка)).
Подтолкните к решению через сравнение
Люди часто оценивают вещи, сравнивая их между собой.
Например, два словаря в объявлении:
Словарь А: 10,000 слов. Как новый.Словарь Б: 20,000 слов. Хорошее состояние.
Когда предлагали только словарь А, за него давали больше. Но если оба словаря были вместе, выбирали словарь Б (Hsee, 1996, ссылка). Оценить что-то сложно без сравнения, поэтому контекст сильно влияет на наш выбор, а не только логика (Rooderkerk et al., 2011, ссылка).
Есть два эффекта выбора:
Эффект компромисса: люди выбирают средний вариант между крайностями. Например, три блендера за 1500, 2900 и 3500 рублей, и человек выбирает тот, который за 2900.
Эффект притяжения: выбираются те варианты, которые выглядят лучше по сравнению с похожими. Например, три блендера: 1500, 3500 и 3700 рублей. Блендер за 3500 как «приманка», чтобы склонить выбор в пользу блендера за 3700 рублей.
Маркетологи используют этот эффект, чтобы направить внимание на нужный продукт.
Бесполезные открытия поведенческого маркетинга. Но очень увлекательные
🚩 В солнечную погоду люди реже бросают корзины — исследования показывают, что в хорошую погоду вы с большей вероятностью совершите онлайн-покупку. (Chenxi Li, Jing (Elaine) и др (ссылка).).
🚩Смайлики увеличивают чаевые — люди оставляют больше, когда видят смайлик рядом. Он просто поднимает настроение! (Sarah Lefebvre, Laura Boman, Marissa Orlowsk (ссылка)).
🚩Перевернутая иллюзия: когда лица перевёрнуты, они выглядят больше, а вот буквы и слова, наоборот, кажутся меньше. (Eamonn Walsh, Carolina Moreira, Matthew R. Longo (ссылка)).
🚩 Сторителлинг помогает людям почувствовать связь с брендом. Но они же могут распространять фейковую информацию (Oliveira Jr и др., 2022, (ссылка)).
🚩 Новые технологии позволяют круто взаимодействовать с клиентами, но при этом многие из нас начинают стрессовать. Усиленные маркетинговые усилия могут снизить этот «техностресс» (Kumar и др., 2022, (ссылка)).
🚩 Поколение Z не любит инфлюенсеров и плохо относится к брендам, которые их используют. Они считают, что бренды, контролирующие инфлюенсеров, поступают нехорошо, поэтому их избегают (Pradhan и др., 2022, (ссылка)).
Вредный совет (как повысить конверсию, причинив неудобство покупателям)
Продаёте через свой сайт? Тогда исправьте проблемы в браузере, которые снижают конверсию:
Сравнение цен в Яндекс браузере. Любой пользователь интернет-магазина в один клик может уйти с вашего сайта к конкуренту за более дешевыми товарами (или просто аналогичными). Пользователю через виджет показываются все возможные предложения Яндекс Товаров.
Google Объектив и Поиск по картинке в Яндексе. У каждого пользователя есть возможность кликнуть по иконке поиска, появляющейся на изображении товара.
Другие браузерные приложения, подкидывающие похожие товары. Например, Авито Помощник.
Лучшим решением будет заблокировать все возможности браузера уводить клиентов к себе. Модератор: тут была рекламка.
ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/articles/858610/
Добавить комментарий