1. Введение
Анализ трудов [О’Коннэл, 2005; Черников, Дашицыренов, 2017; Марченко и др., 2020; Базарова, Рочев, 2022] позволил установить, что основными технологическими свойствами ИТ-продуктов являются инкрементность и высокая технологичность.
Инкрементность ИТ-продуктов заключается в возможности добавления в программный код новых данных и команд с целью расширения функциональных возможностей и исправления программных ошибок (bug). Ярким примером инкрементности является компьютерная игра Cyberpunk 2077[1], выпуск которой состоялся в конце 2020 года. Несмотря на относительную давность релиза итоговой версии игры, организация-разработчик CD Projekt RED систематически выпускает обновления, улучшая технические характеристики, исправляя ошибки и добавляя новый контент. Например, в сентябре 2022 года разработчик выпустил патч 1.6, где был добавлен контент сериала Cyberpunk: Edgerunners, премьера которого состоялась осенью 2022 года на Netflix.
Инкрементность дает возможность декомпозировать желаемый ИТ-продукт на отдельные пользовательские истории (user stories) и по частям поставлять их заинтересованным сторонам. Как отмечают в своих трудах К. Вигерс и Д. Битти, заинтересованные стороны очень часто предъявляют большое количество противоречивых пользовательских, функциональных и бизнес-требований, которые легко устраняются за счет инкрементности. В частности, она позволяет сначала создавать пользовательские истории, которые удовлетворяют требованиям всех сторон, а затем, от обновления к обновлению, постепенно устранять критические противоречия [Вигерс, Битти, 2022].
Стоит отметить, что свойство инкрементности радикально отличает ИТ-продукт от работ, которые создаются в классических проектах (строительных, образовательных и др.). В частности, если отдельные части ИТ-продукта могут разрабатываться параллельно, то в классических проектах желаемый результат получают только при выполнении определенной последовательности действий.
Еще одним свойством ИТ-продуктов является их высокая технологичность. Это означает, что к созданию программного кода могут привлекаться только те специалисты, которые обладают необходимыми профессиональными компетенциями. Например, программист[2] должен иметь минимальный уровень профессиональной квалификации, специалист по тестированию[3], администратор баз данных[4] и системный аналитик[5] — среднее специальное образование, специалист по дизайну графических пользовательских интерфейсов[6] – профессиональную подготовку сроком до одного года, а руководитель проекта в области ИТ[7] – высшее образование по программе бакалавриата.
В работе [Черников, Дашицыренов, 2017] подчеркивается, что успех ИТ-проектов во многом зависит от профессиональных компетенций и опыта программистов. Несоответствие уровню квалификации неминуемо будет приводить к многочисленным дефектам и снижать работоспособность разрабатываемых программ.
Высокая технологичность ИТ-продуктов также проявляется в возможности создания программного кода дистанционно [Конобевцев и др., 2019]. Дистанционная форма организации команды ИТ-проекта имеет ряд преимуществ перед классическими проектами. Например, «дистант» позволяет привлекать квалифицированных работников из разных регионов и стран, производить оплату по факту выполненных работ, а также уменьшать себестоимость разработки программного кода, исключив расходы, связанные с арендой офисных помещений, оплатой электроэнергии, интернета, коммунальных услуг и др.
В связи с этим целью настоящей статьи является анализ технологических особенностей создания ИТ-продуктов в ходе выполнения ИТ-проектов. Для достижения поставленной цели автором настоящей статьи были решены следующие задачи:
-
выявлены достоинства и недостатки концепций создания ИТ-продуктов;
-
проанализированы техники создания ИТ-продуктов (XP, RUP, AUP, RAD, DSDM, SCRUM и др.);
-
идентифицированы основные модели жизненных циклов (далее — ЖЦ) ИТ-проектов.
2. Технологические особенности создания ИТ-продуктов
Инкрементность и высокая технологичность ИТ-продуктов простимулировали развитие различных концепций создания продуктов в области ИТ, таких как Waterfall и Agile.
2.1. Концепция каскадного создания ИТ-продуктов (Waterfall)
Считается, что концепция каскадного (классического, водопадного) создания ИТ-продуктов была разработана в 1970 году американским ученым У. У. Ройсом [Royce, 1970]. По мнению Ройса, процесс создания программного кода похож на непрерывный поток воды, где каждая фаза продолжает предыдущую и не начинается до тех пор, пока прошлая не заканчивается. Основные достоинства и недостатки концепции каскадного создания ИТ-продуктов представлены в табл. 1.
Таблица 1. Основные достоинства и недостатки концепции каскадного создания ИТ-продуктов
Название достоинства/недостатка |
Описание достоинства/недостатка |
Основные достоинства концепции каскадного создания ИТ-продуктов |
|
Дифференциация фаз создания ИТ-продуктов |
Ясные границы фаз дают возможность определить их точные даты начала и окончания, что не только повышает лояльность заказчиков, но и является одним из существенных условий при заключении контрактов (ст. 432 ГК РФ) |
Твердая цена (Fixed Price) |
Определение твердой цены повышает лояльность заказчиков и конкурентоспособность организаций, занятых их созданием |
Качество проектной документации |
Как правило, в процессе создания ИТ-продуктов принимают участие различные работники, поэтому качественная проектная документация необходима для их слаженной и синхронной работы |
Гармоничная интеграция новых участников в команду ИТ-проекта |
Каждая фаза завершается выпуском комплекта проектной документации, достаточной для продолжения разработки другой командой |
Основные недостатки концепции каскадного создания ИТ-продуктов |
|
Сложность изменения ранее утвержденных пользовательских, функциональных и бизнес-требований |
Как правило, изменения требований возможно только после создания определенного ИТ-результата |
Продолжительность создания ИТ-продуктов |
Каскадная разработка ИТ-продуктов является длительным процессом, что повышает вероятность наступления таких рисков, как изменение норм действующего законодательства, трансформация бизнес-структуры и интересов заказчика, уход ключевых работников и др. |
Отклонение от запланированных сроков |
Создание ИТ-продуктов редко укладывается в запланированные сроки. В частности, в аналитических докладах The CHAOS Manifesto сказано, что среднее отклонение от запланированных сроков в ИТ-проектах составляет 89% (The Standish Group International) |
2.2. Концепция гибкого создания ИТ-продуктов (Agile)
Гибкая концепция создания ИТ-продуктов была создана в феврале 2001 года К. Беком, М. Бидлом, Э. В. Беннекумом и др. [Макконнелл, 2021]. Используя свойство инкрементности, авторы сформулировали основные принципы гибкого управления ИТ-проектами, отличные от каскадной концепции. Примеры принципов концепции гибкого создания ИТ-продуктов представлены в табл. 2.
Таблица 2. Принципы концепции гибкого создания ИТ-продуктов
Название принципа работы |
Описание принципа работы |
Частые и непрерывные поставки частей ИТ-продукта |
Частые и непрерывные поставки ИТ-продукта важны для заказчиков и пользователей, т. к. благодаря им заинтересованные стороны могут уточнить пользовательские, функциональные и бизнес-требования, а также сократить срок возврата инвестиций |
Максимальная открытость для возможности изменения требований |
Наивысшим приоритетом для концепции гибкого создания ИТ-продукта является удовлетворенность заинтересованных сторон; по этой причине Agile стремится по возможности учесть все пользовательские, функциональные и бизнес-требования |
Гибкость процессов |
Принцип максимальной открытости для возможности изменения требований на любой фазе ЖЦ ИТ-проекта подразумевает, что процессы обязаны оперативно адаптироваться под новые и/или измененные требования |
Систематическая поставка действующего ИТ-результата |
Для нивелирования таких рисков, как ошибки, дефекты, неточности и уязвимости программного кода, несоответствие ожиданиям заинтересованных сторон, судебные споры и др., Agile предусматривает систематическую поставку действующего ИТ-результата |
Максимальная вовлеченность заинтересованных сторон |
Сотрудничество и открытость коммуникаций в Agile важнее иерархии и контрактных ограничений, потому процесс создания ценного ИТ-продукта для всех заинтересованных сторон возможен, если были учтены все интересы и мнения |
Самоорганизация команды ИТ-проекта |
Agile не формализует конкретные процессы реализации ИТ-проекта, а только задает общий вектор разработки: планирование, анализ требований, проектирование, программирование, тестирование, документирование. Например, декомпозиция пользовательских историй осуществляется силами команды ИТ-проекта. Под пользовательскими историями понимается описание требований к разрабатываемому ИТ-продукту. В качестве примера пользовательской истории можно привести кейс, когда клиент банка хочет получать сообщения об изменении статуса заявки на кредит, чтобы оперативно распоряжаться денежными средствами. Также стоит отметить, что во время спринта участники ИТ-проекта самостоятельно принимают решения, какие запланированные работы и в какой последовательности будут выполняться |
Общение лицом к лицу |
В Agile считается, что самый эффективный и результативный способ взаимодействия между заинтересованными сторонами — это личное общение |
Результативность |
Главной мерой прогресса является работоспособные части ИТ-продукта, которые систематически поставляются заинтересованным сторонам |
Постоянное профессиональное развитие участников ИТ-проекта |
Максимальная открытость для возможности изменения пользовательских, функциональных и бизнес-требований стимулирует участников команды ИТ-проекта к непрерывному профессиональному развитию и изучению новых особенностей создания ИТ-продукта |
Keep it short and simple (KISS) |
Э. Рэймонд в своих трудах отмечает, что при проектировании ИТ-продукта необходимо обеспечивать максимальную простоту и прозрачность программного кода [Raymond, 2003] |
Стоит отметить, что в отечественной литературе концепцию Agile принято называть методологией гибкой разработки программного обеспечения [Обри, 2019]. Однако, согласно классическому толкованию, под методологией понимается совокупность методов, средств и технологий познания, применяемых с целью организации и построения исследования [Лузгина, 2018; Смагина, 2020]. По мнению автора настоящей статьи, использование понятия «концепция» является более приемлемым, так как Agile представляет собой совокупность принципов, подходов, лучших практик, идей и способов создания ИТ-продуктов. В связи с этим под Agile необходимо понимать концепцию гибкого создания ИТ-продуктов, включающую в себя совокупность специальных принципов, подходов, лучших практик, идей и способов достижения проектных целей.
2.3. Техники создания ИТ-продуктов
Помимо технологических свойств, которые стали причинами дифференциации концепций создания ИТ-продуктов, на ход реализации ИТ-проектов также оказывают влияние неопределенность и изменчивость пользовательских, функциональных и бизнес-требований, интеллектуальный труд, различные стили управления, ограниченные ресурсы, кросс-коммуникация с заинтересованными сторонами и др. Учет этих факторов в управлении простимулировал развитие множества различных техник создания ИТ-продуктов: XP, RUP, AUP, RAD, DSDM, SCRUM и др.
Перечень техник создания ИТ-продуктов представлен в табл. 3.
Таблица 3. Техники создания ИТ-продуктов
Название техники |
Описание техники |
Экстремальное программирование (eXtreme Programming, XP) |
Название основывается на идее использовать только лучшие практики создания программного кода, выводя процесс его создания на новый уровень – экстремальный. Например, при проверке созданного программного кода рекомендуется привлекать одновременно двух программистов, для того чтобы один был занят созданием программы, а его напарник — ее проверкой [Бек, 2003]. Эту лучшую практику принято называть парным программированием. Среди достоинств техники XP следует отметить оперативное получение первой версии ИТ-продукта, что дает возможность пользователям приступить к ее апробации |
IBM Rational Unified Process (RUP) |
Включает в себя 9 процессов и 4 фазы создания ИТ-продукта. К основным процессам относятся: бизнес-моделирование, управление требованиями, анализ и проектирование, реализация, тестирование, развертывание, управление проектными работами, управление изменениями и инфраструктурой (внутренняя среда создания программного кода). Среди фаз выделяются: начальная фаза, уточнение, конструирование и внедрение |
Agile Unified Process (AUP) |
AUP – это упрощенная версия RUP. AUP, включающая в себя 7 процессов: моделирование, реализация, тестирование, развертывание, управление конфигурациями, управление проектом и создание инфраструктуры [Edeki, 2013] |
Rapid Application Development (RAD) |
RAD рекомендуется применять для краткосрочных ИТ-проектов, для которых характерны сжатые сроки, ограниченный бюджет, небольшой объем работ, наличие графического интерфейса и низкая вычислительная сложность [Beynon-Davies et al., 1999] |
Dynamic Systems Development Method (DSDM) |
DSDM базируется на концепции быстрой разработки приложений RAD. Инструментарий базируется на своем собственном ЖЦ, который состоит следующих фаз: оценка возможности технической реализации; экономическое обоснование; создание функциональной модели; проектирование; разработка. |
Scrum |
Scrum состоит из таких элементов, как роли, артефакты и процессы. В Scrum принято выделять три основных роли – это менеджер продукта (product owner), scrum-мастер и команда проекта. Артефактами принято называть приоритизированный перечень требований (product backlog), перечень требований, которые были отобраны на спринт (sprint backlog) и инкремент программного кода. Процессы в Scrum связаны с коммуникациями. В частности, короткое собрание команды проекта с целью синхронизации работ (scrum meeting), спринт-планирования (собрание команды проекта с целью декомпозиции user story) и проведения ретроспективного анализа [Кон, 2011] |
Disciplined Agile Delivery (DAD) |
Инструментарий DAD, разработанный IBM, основан на Scrum. Основным отличием является расширенный ЖЦ ИТ-проекта, который начинается классической инициацией проекта и заканчивается использованием полученного ИТ-результата пользователем |
Kanban |
Kanban основан на японской технологии бережливого производства – «точно в срок». Главным достоинством инструментария является равномерная нагрузка между участниками команды проекта. Работы (tasks) по мере их поступления заносятся в отдельный список (pull) |
Бережливая разработка программного обеспечения (Lean SD) |
Lean SD был разработан в [Поппендик, Поппендик, 2010]. Техника основана на традиционных принципах бережливого производства, таких как исключение потерь и пауз в процесс разработки, акцент на обучение, предельно отсроченное принятие решений основанное на фактах, предельно быстрая доставка работающего ИТ-результата заказчику, мотивация команды проекта, интегрирование, целостное видение |
Feature Driven Development (FDD) |
FDD для удобства контроля за ходом создания ИТ-результата использует идеальную модель трудозатрат, где на анализ предметной области отводится 1%, дизайн – 40%, проверку и доработку дизайна 3%, создание программного кода – 45%, тестирование и доработку программного кода – 10%, внедрение – 1% |
Model Driven Development (MDD) |
Для этой техники создания ИТ-продуктов характерно абстрактное описание желаемого результата, где могут быть не учтены некоторые аспекты. Это делается для того, чтобы упростить процесс проектирования и документирования |
Development and Operations (DevOps) |
Главной особенностью DevOps является максимальная интеграция между программистами и специалистами по информационно-технологическому обслуживанию информационных систем |
Microsoft Solutions Framework (MSF) |
Корпорация Microsoft предлагает MSF для управления работой команды программистов уровня организации. По мнению авторов MSF, существует множество причин, приводящих к неудачам: ошибки в прогнозах, изменение требований, неточные спецификации и др. MSF состоит из 3 моделей: модель команды, модель проектной группы и модель процесса проектирования |
Oracle Custom Development Method (Oracle CDM) |
Oracle CDM состоит из 3 моделей: классическая модель (Classic), быстрой разработки (Fast Track) и облегченной разработки (Lite). Для каждой модели существует свой набор фаза и процессов. Например, Classic имеет 6 фаз и 11 процессов. Classic применяется для долгосрочных (длительность более 6 месяцев) и сложных ИТ-проектов. Fast Track ориентирован на заказные разработки длительность которых не превышает 6 месяцев. ЖЦ быстрой разработки состоит из 3 фаз (моделирование требований, проектирование и создание, внедрение) и 11 процессов. Lite применяется для краткосрочных проектов и состоит из 2 фаз (прототипирование и построение, внедрение) и 9 процессов |
2.4. Модели жизненных циклов ИТ-проектов
Технологические свойства, дифференциация концепций и множество техник создания ИТ-продуктов оказали влияние на логические связи между фазами в ИТ-проектах, что простимулировало создание различных моделей жизненных циклов.
Жизненный цикл проекта – это совокупность фаз, через которые проходит проект от старта до завершения. Под фазой проекта (стадией проекта) понимается совокупность операций, которые завершаются достижением запланированных результатов. Фаза проекта, как правило, заканчивается контрольной точкой (вехой) [Исаев и др., 2021]. В фазы проекта могут быть последовательными, итеративными и/или накладываться друг на друга [Полонский, Васильев, 2018]. Примеры моделей ЖЦ, актуальных для ИТ-проектов, представлены в табл. 4.
Таблица 4. Модели жизненных циклов ИТ-проектов
Модель ЖЦ |
Описание модели ЖЦ |
V-образная |
Фазы ИТ-проекта следуют друг за другом последовательно в строго определенном порядке [Balaji, Sundararajan, 2012]. Тестирование требований в ЖЦ происходит слишком поздно, вследствие чего невозможно внести изменения, не повлияв на план проектных работ |
Спиральная |
Спиральная модель делает упор на анализ, проектирование и управление рисками [Boehm, 1981]. На каждом витке спирали выполняется создание новой версии ИТ-продукта. Один виток спирали представляет собой законченный проектный цикл, основывающийся на каскадной концепции |
Итеративная |
Принцип работы итеративной модели ЖК аналогичен спиральной. Отличие заключается в том, что в итеративной модели результатом работ является макет-прототип фрагмента будущего ИТ-продукта. В процессе разработки итерации выполняются, пока макет-прототип не приобретет все необходимые свойства в соответствии с ТЗ. Как правило, итеративная модель применима для краткосрочных (менее 2 месяцев) и среднесрочных (2–6 месяцев) ИТ-проектов |
Каскадная |
Фазы ЖЦ идут друг за другом последовательно. Несмотря на ряд недостатков, каскадная модель ЖЦ может быть применима для любого типа, размера и сложности ИТ-проекта. Универсальными считаются следующие фазы: начало проекта, организация и подготовка, выполнение работ и окончание проекта |
Для правильного выбора модели ЖЦ ИТ-проекта обычно руководствуются четырьмя критериями: стоимостью, риском, качеством и скоростью разработки. Эти критерии взаимосвязаны, поэтому нельзя достичь всех четырех целей одновременно. Например, если дату получения итоговой версии программы необходимо форсировать, то это потребует привлечения дополнительных кадровых ресурсов, а значит, приведет к увеличению стоимости ИТ-проекта.
Анализ национальных стандартов позволил установить, что отечественная проектная практика создания ИТ-продуктов базируется на каскадной модели ЖЦ[8], в которой выделяется 8 фаз[9]. Примеры фаз отечественной каскадной модели ЖЦ создания ИТ-продуктов представлены в табл. 5.
Таблица 5. Фазы каскадной модели ЖЦ создания ИТ-продуктов согласно отечественным стандартам
Модель ЖЦ |
Описание |
Формирование требований (предпроектная фаза) |
Претендент в подрядчики (исполнители) проводит обследование существующей инфраструктуры заказчика, идентифицирует текущие проблемы, угрозы и возможности, обосновывает необходимость создания ИТ-результата, выявляет пользовательские, функциональные и бизнес-требования |
Разработка концепции автоматизированной системы |
Претендент в подрядчики (исполнители) создает модель As Is («Как есть»), например в виде IDEF0-модели, прорабатывает варианты возможных ИТ-решений, которые удовлетворяют пользовательским, функциональным и бизнес-требованиям, и разрабатывает модель «To Be» («Как должно быть») [Коваленко, Чокла, 2020] |
Разработка ТЗ |
В силу ГОСТ 19.101-77 и ГОСТ 15.016-2016 под техническим заданием понимается документ, где формализованы назначение и область применения ИТ-продукта, технические и специальные требования. В литературе также можно встретить другие название ТЗ. Например, в [Вигерс, Битти, 2022] техническое задание называется спецификацией требований к ИТ-продукту |
Разработка эскизного проекта |
Согласно ГОСТ 2.119-2013 и ГОСТ 2.103-2013 под эскизным проектом понимается совокупность проектных документов, которые содержат принципиальные решения, дающие общее и предварительное представление о назначении, устройстве, принципе работе ИТ-продукта, а также данные, определяющие их основные параметры. Эскизный проект позволяет выбрать подходящее ИТ-решение для последующей разработки |
Разработка технического проекта |
В соответствии с ГОСТ 2.120-2013 технический проект – это документ, где в соответствии с ТЗ и эскизом проекта закрепляются окончательные технические решения. Стоит отметить, что концепция, ТЗ, эскизный и технический проект являются частями проектной документации. Под проектной документацией понимается документация в текстовой и графической форме, содержащая сведения, необходимые для разработки, сопровождения и эксплуатации ИТ-результата |
Разработка рабочей документации |
Рабочая документация – это материалы в текстовой и графической форме, в соответствии с которыми осуществляется создание ИТ-результата |
Ввод в действие |
На этой фазе осуществляются монтажные и пусконаладочные работы, проводятся предварительные испытания и опытная эксплуатация, подготавливается и обучаются работники, осуществляется приемка созданного ИТ-продукта. В силу п. 1.4 ГОСТ 34.201-89 разрабатываются акты завершения работ, приемки в опытную эксплуатацию, приемки в промышленную эксплуатацию и др. |
Сопровождение |
Для этой фазы характерно выполнение работ (оказание услуг, поставки товаров) в соответствии с гарантийными обязательствами, а также послегарантийное обслуживание |
На основании проведенного анализа национальных стандартов, систематизирующих способы создания ИТ-продукта, автор настоящей статьи выделяет шесть фаз ЖЦ, актуальных для любого проекта ИТ-проекта:
-
начало ИТ-проекта,
-
определение требований к создаваемому ИТ-продукту,
-
планирование,
-
кодирование,
-
тестирование,
-
окончание ИТ-проекта (табл. 6).
Таблица 6. Фазы жизненного цикла ИТ-проекта
Фаза ЖЦ |
Описание |
Начало ИТ-проекта |
Для этой фазы характерно проведение переговоров между заинтересованными сторонами, обычно между заказчиком и подрядчиком (исполнителем, поставщиком), в рамках которых утверждаются требования к ИТ-продукту, даты начала и окончания работ, цена, способы нивелирования и ослабления коммерческих, комплаенс и проектных рисков и др. Как правило, по окончании фазы между сторонами заключается гражданско-правовой договор (контракт) |
Определение требований к создаваемому ИТ-продукту |
Выявленные пользовательские, функциональные и бизнес-требования формализуются в ТЗ |
Планирование |
На основании ТЗ и коммуникаций с заинтересованными сторонами руководитель ИТ-проекта определяет концепцию и технику создания ИТ-продукта, подготавливает необходимые ресурсы и основные проектные документы |
Кодирование |
Фаза предусматривает создание программного кода в соответствии с пользовательскими, функциональными и бизнес-требованиями требованиями |
Тестирование |
На этой фазе проводятся испытания созданного программного кода для установления соответствия между реальным поведением разработанных алгоритмов с их ожидаемым поведением. Согласно п. 4.2 ГОСТ 34.603-92 для проведения испытаний необходима такая документация, как ТЗ, акт приемки в опытную эксплуатацию, рабочие журналы опытной эксплуатации и др. |
Окончание ИТ-проекта |
С учетом комплаенс-особенностей на этой фазе осуществляется приемка созданного ИТ-продукта с подписанием соответствующих актов |
Заключение
На основании анализа технологических особенностей управления ИТ-проектами можно заключить следующее.
-
Основными особенностями создания ИТ-продуктов в ходе выполнения ИТ-проектов являются инкрементность и высокая технологичность [Николаенко, 2020; Nikolaenko, Sidorov, 2023].
-
Для создания ИТ-продуктов применяют каскадные и гибкие концепции (Waterfall и Agile), порядка четырнадцати техник (XP, RUP, AUP, RAD, DSDM, SCRUM, DAD, Канбан, Lean SD, FDD, MDD, DevOps, MSF и Oracle CDM) и более четырех моделей ЖЦ (V-model, модель ЖЦ Боема, итеративная и каскадная модели ЖЦ).
-
Любой ИТ-проект, реализуемый согласно каскадной модели ЖЦ, независимо от его масштаба, сложности, длительности, типа и способов управления, проходит шесть фаз: начало ИТ-проекта, определение требований к создаваемому ИТ-продукту, планирование, кодирование, тестирование и окончание ИТ-проекта.
На основании сказанного также можно заключить, что концепции и техники создания ИТ-продуктов, а также модели ЖЦ являются необходимыми знаниевыми компетенциями, которыми обязаны владеть все участники ИТ-проектов. Недостаточное владение либо отсутствие этих компетенций ставит под угрозу возможность достижения запланированных проектных целей, получения работоспособного программного кода, а также исполнения ковенант сделки, что, в свою очередь, может спровоцировать последующую материализацию комплаенс и проектных рисков.
[1] https://www.cyberpunk.net/ru/ru/.
[2] Профессиональный стандарт 06.001 «Программист». https://clck.ru/PaFBJ.
[3] Профессиональный стандарт 06.004 «Специалист по тестированию в области информационных технологий». https://clck.ru/PaFa5.
[4] Профессиональный стандарт 06.011 «Администратор баз данных». https://clck.ru/qNbpz.
[5] Профессиональный стандарт 06.022 «Системный аналитик». https://clck.ru/PaFVa.
[6] Профессиональный стандарт 06.025 «Специалист по дизайну графических пользовательских интерфейсов». https://clck.ru/PaFGs.
[7] Профессиональный стандарт 06.016 «Руководитель проектов в области информационных технологий». https://clck.ru/PaFDk.
[8] Национальный стандарт Российской Федерации. Информационные технологии. Системная и программная инженерия. Управление жизненным циклом. Ч. 2. Руководство по применению ИСО/МЭК 15288. ГОСТ Р 57102-2016/ISO/IEC TR 24748-2:2011. М., Стандартинформ, 2016.
[9] Государственный стандарт Союза ССР. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания. ГОСТ 34.601-90. М., Стандартинформ, 1992.
Литературa
Базарова А.М., Рочев К.В. (2022). IT-технологии в управлении производственными процессами на предприятиях топливно-энергетического комплекса. В: Управление устойчивым развитием топливно-энергетического комплекса-2021: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Ухта, 97-103.
Бек К. (2003). Экстремальное программирование: разработка через тестирование. СПб., Питер.
Вигерс К., Битти Д. (2022). Разработка требований к программному обеспечению. СПб., БХВ.
Исаев Е.А., Первухин Д.В., Рытиков Г.О., Филюгина Е.К., Айрапетян Д.А. (2021). Оценка эффективности информационных систем. Бизнес-информатика, 15(1): 19-29.
Коваленко В.В., Чокла Д.С. (2020). Трансформация процессов и организационной структуры WEB-системы модельного бизнеса по результатам бизнес-анализа. В: Современные технологии в науке и образовании-2020: III международный научно-технический форум, сборник трудов. Рязань, Book Jet, 195-198.
Кон М. (2011). Scrum. Гибкая разработка ПО. М., Вильямс.
Конобевцев Ф.Д., Ласс Н.А., Гурова Е.В., Романова И.А. (2019). Удаленная работа: технологии и опыт организации. Вестник университета, 7: 9-16.
Лузгина Я.А. (2018). Концепция, методология и методы информационного обеспечения инновационной деятельности. В: Проблемы развития экономики и предпринимательства, материалы 16-й Всероссийской научно-практической конференции. C. 58-64.
Макконнелл С. (2021). Еще более эффективный Agile. СПб., Питер.
Марченко Д.С., Григорьевых А.В., Рочев К.В. (2020). Информационная система хранения авторотационных данных. Информационные технологии в управлении и экономике, 3(20): 21-39.
Николаенко В.С. (2020). Риск, риск-менеджмент и неопределенность: уточнение понятий. Государственное управление. Электронный вестник, 81: 91-119.
О’Коннэл Ф. (2005). Как успешно руководить проектами. Серебряная пуля. М., Кудиц-Образ.
Обри К. (2019). Все об Agile. Искусство создания эффективной команды. М.: Эксмо.
Полонский А.Ю., Васильев М.М. (2018). Анализ методологий разработки программного обеспечения. Аллея науки, 6(22): 1084-1094.
Поппендик М., Поппендик T. (2010). Бережливое производство программного обеспечения: от идеи до прибыли. М., Вильямс.
Cмагина С.М. (2020). О понятиях «метод научного исследования», «методология научного исследования» и «логика научного исследования». В: Логика и методология научных исследований: сборник научных статей и докладов международной научно-практической конференции. Орел, Среднерусский институт управления – филиал РАНХиГС, 112-116.
Черников Б.В., Дашицыренов З.Д. (2017). Анализ современных методов управления качеством и их применение к области высшего образования. В: Управление развитием крупномасштабных систем MLSD’2017: материалы 10-й международной конференции. М., Институт проблем управления им. В. А. Трапезникова, РАН, 217-219.
Balaji S., Sundararajan M.M. (2012). Waterfall Vs V-model Vs Agile: A comparative on SDLC. International Journal of Information Technology and Business Management, 2(1): 26−30.
Beynon-Davies P., Carne C., Mackay H., Tudhope D. (1999). Rapid application development (RAD): Аn empirical review. European Journal of Information Systems, 8: 211–223.
Boehm B.W. (1981). Software engineering economics. Englewood Cliffs, NJ, Prentice-Hall, 1−42.
Edeki C. (2013). Agile unified process. International Journal of Computer Science and Mobile Applications, 1(3): 13-17.
Nikolaenko V., Sidorov A. (2023). Analysis of 105 IT project risks. Journal of Risk and Financial Management, 16(1), 33: 1-20.
Raymond E. (2003). The art of Unix programming. Addison-Wesley.
Royce W.W. (1970). Managing the development of large software systems.
ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/articles/859094/
Добавить комментарий