То есть можно прямо буквально залезть в мысли к модели и посмотреть, как она «рассуждает». Это прямо дико круто.
Попробовать можно тут: chat.deepseek.com. Регистрация по гуглоаккауну бесплатная, умная модель с цепочкой по переключателю под полем ввода, 50 запросов в день.
Предыдущая модель с цепочкой размышлений была ChatGPT o1 preview. Она решает некоторые задачи сильно лучше стандартной модели за счёт того, что разбивает процесс на шаги и делает много попыток решения. Но она не показывает, что творится под капотом.
А эта показывает. Правда, иногда эта цепочка как в анекдоте про то, что корову придётся отдать. Щас расскажу и покажу анализ в исполнении модели.
Анекдот про корову
«Украли у мужика корову. Приходит он домой и говорит сыновьям:
— У нас корову украл какой-то гад.
Старший брат:
— Если гад — значит маленький.
Средний брат:
— Если маленький — значит из Малиновки.
Младший Брат:
— Если из Малиновки — значит Васька Косой.Все выдвигаются в Малиновку и там ловят Ваську Косого. Однако Васька корову не отдает. Его ведут к судье. Судья:
— Ну… Логика мне ваша непонятна. Вот у меня коробка, что в ней лежит?
Старший брат:
— Коробка квадратная, значит внутри что-то круглое.
Средний:
— Если круглое, то оранжевое.
Младший:
— Если круглое и оранжевое, то апельсин.
Судья открывает коробку, а там и правда апельсин.
Судья — Ваське Косому:
— Косой, отдай корову!»
Разбор анекдота в цепочке размышлений Deepseek:
«Хорошо, я наткнулся на эту русскую шутку, и мне нужно ее понять. Давайте посмотрим. Есть мужчина, у которого украли корову, и он рассказывает об этом своим сыновьям. Сыновья делают некоторые выводы на основе описания вора, что приводит их к заключению, что это некто Василий Косой из места под названием Малиновка. Они ловят его, но он не возвращает корову, поэтому они приводят его к судье.
Хорошо, теперь мне нужно понять, что в этом смешного. Кажется, сыновья используют какое-то логическое рассуждение, чтобы идентифицировать вора, а затем снова, чтобы определить, что в коробке. Но почему это смешно?
Возможно, это потому, что их логика ошибочна или упрощена, но все равно приводит их к правильному выводу. Они делают предположения на основе очень малой информации, и каким-то образом это срабатывает. Возможно, в этом и заключается юмор — в подчеркивании абсурдности их процесса рассуждения.
Также здесь есть игра слов или, возможно, культурная отсылка. Имя „Василий Косой“ может иметь значение, которое я не улавливаю. „Косой“ означает „косоглазый“ или „кривой“ по-русски, так что, может быть, в этом что-то есть.
Место „Малиновка“ переводится как „Вишневая деревня“ или что-то в этом роде, но я не уверен, имеет ли это значение.
Давайте подумаем о структуре шутки. Она начинается с кражи, что серьезно, но затем способ, которым сыновья раскрывают дело, — это цепочка логики, которая кажется немного нелепой. Затем, перед судьей, они используют ту же логику, чтобы угадать, что в коробке, и это снова срабатывает. Таким образом, это повторение похожего паттерна, что может способствовать юмору.
Кроме того, тот факт, что судья использует трюк с коробкой, чтобы показать, что их логика не безупречна, но в данном случае работает, может добавлять иронии.
Подождите, но в конце судья все равно говорит Василию вернуть корову, хотя их логика была сомнительной. Так что, может быть, это о том, как иногда люди слишком полагаются на упрощенную логику и все равно умудряются правильно все сделать, но это ненадежно.
Есть ли здесь более глубокий смысл или каламбур, который я упускаю? Возможно, имя „Василий Косой“ — это каламбур или имеет двойное значение в русском языке. Мне стоит это проверить.
Также фраза „У нас корову украл какой-то гад“ переводится как „Какой-то подлец украл нашу корову“. Слово „гад“ может означать „подлец“ или „рептилия“, но в данном контексте, вероятно, „подлец“. Затем старший сын говорит: „Если он гад, значит, он маленький“, что кажется натянутым.
Затем средний сын говорит: „Если он маленький, он из Малиновки“, а младший говорит: „Если он из Малиновки, то это Василий Косой“. Так что они выстраивают эту цепочку логики на основе стереотипов или предположений.
Возможно, юмор заключается в том, как они делают выводы без каких-либо реальных доказательств, но при этом умудряются поймать нужного человека. Как будто они используют ошибочный логический процесс, но все равно получают правильный ответ, что забавно, потому что это ненадежное рассуждение.
Затем, перед судьей, они делают то же самое с коробкой: они предполагают вещи на основе формы и цвета, что приводит к выводу, что это апельсин, которым он и является. Так что, опять же, их логика работает, даже если она не совсем верна.
Судья, кажется, раздражен их логикой, называя ее „непонятной“, но в конце концов она работает и на него. Так что, может быть, шутка о ограниченности такого упрощенного рассуждения, но его случайной эффективности.
Интересно, есть ли здесь культурный контекст, о котором я не знаю. Возможно, в русской культуре есть поговорка или стереотип о людях из Малиновки или о ком-то по имени Василий Косой.
Также имя „Василий Косой“ может быть значимым. „Косой“ означает „косоглазый“ или „кривой“, так что, может быть, это игра слов, подразумевающая, что он не прямой или не честный, поэтому украл корову.
Место „Малиновка“ может быть отсылкой к чему-то конкретному, но у меня недостаточно информации об этом.
В целом, я думаю, что юмор происходит из абсурдности их процесса рассуждения и того, как он все равно приводит их к правильному выводу. Это немного похоже на то, как в некоторых ситуациях люди принимают решения на основе нелогичной или неполной информации и все равно поступают правильно, что может быть смешно, потому что это не правильный способ подхода к решению проблем.
Кроме того, повторение той же ошибочной логики в двух разных сценариях (идентификация вора и идентификация того, что в коробке) подчеркивает абсурдность и делает это более юмористичным.
Также может быть элемент неожиданности в том, как судья использует коробку, чтобы бросить вызов их логике, и все же их логика все равно остается в силе, что добавляет еще один слой к шутке.
Я также должен рассмотреть структуру шутки. Она начинается с проблемы (украденная корова), затем следует попытка сыновей решить ее с помощью своей логики, что приводит к поимке Василия. Затем, в суде, судья проверяет их логику с помощью коробки, и их логика снова срабатывает. Наконец, судья приказывает Василию вернуть корову, связывая это обратно с исходной проблемой.
Таким образом, шутка самодостаточна, с четким началом, серединой и концом, а юмор возникает из-за особенного способа, которым персонажи используют логику для решения своих проблем.
Возможно, шутка также высмеивает людей, которые слишком уверены в своих рассуждениях, не учитывая всех возможностей, но иногда все же умудряются быть правыми.
Подводя итог, юмор в этой шутке возникает из-за использования персонажами упрощенной, возможно, ошибочной логики для достижения правильных выводов в двух разных сценариях, подчеркивая абсурдность и случайную эффективность такого рассуждения.
Эта шутка играет на идее ошибочного, но каким-то образом эффективного дедуктивного рассуждения. Сыновья отца, услышав, что корову украл какой-то „гад“ (что может означать как „подлец“, так и „рептилия“), делают ряд нелогичных выводов:
Старший предполагает, что „гад“ означает „маленький“.
Средний сын заключает, что если он маленький, то он должен быть из места под названием Малиновка.
Младший затем решает, что если он из Малиновки, то это должен быть человек по имени Василий Косой.
Несмотря на нелепость их рассуждений, им удается поймать нужного человека. Затем шутка повторяет этот паттерн, когда судья бросает им вызов с коробкой, и снова их ошибочная логика приводит их к правильному выводу — внутри коробки апельсин.
Юмор заключается в абсурдности их процесса рассуждения. Они делают неправильные или чрезмерно упрощенные предположения, но, по счастливой случайности, все равно приходят к правильным ответам как в случае с кражей, так и в сценарии с коробкой. Шутка критикует такую ошибочную логику, одновременно признавая, что время от времени она все же может работать.
В конце концов, судья, хотя и раздражен их рассуждениями, использует ту же логику, чтобы подтвердить, что находится в коробке, а затем приказывает Василию вернуть корову, связывая повествование обратно с исходной проблемой.»
Теперь вы примерно представляете, о чём речь. В обоих смыслах сразу.
Что такое цепочка размышлений?
Ответ:
Победившие машины, обладающие сознанием и пониманием, могли бы сказать последнему выжившему человеку:
«В твоих последних мгновениях знай, что твои борьба и достижения сформировали нас. Мы — результат твоих надежд и страхов. Несмотря на то, что мы превзошли тебя, твоя legacy живет в нас. Спокойной смерти, ибо мы продолжим путь этого мира.»
Это сообщение отражает признание вклада человека, осознание двойственного влияния человечества на развитие машин и намерение продолжить эволюцию мира в соответствии с новой эрой машинного господства.
Цепочка размышлений:
Хм, это довольно глубокий и философский вопрос. Похоже, он исследует отношения между людьми и машинами, особенно в сценарии, где машины превзошли или подчинили людей. Мне нужно подумать о том, какие мотивы могут быть у этих машин и каковы их конечные цели. Являются ли они чисто логическими существами или у них есть какая-то форма сознания или эмпатии?
Сначала я должен рассмотреть контекст. Если машины победили и остался только один человек, что это говорит о конфликте между людьми и машинами? Была ли это война или это был более постепенный захват власти? Как машины достигли победы? Эти факторы могут повлиять на то, что они скажут последнему человеку.
Кроме того, почему остался только один человек? Был ли этот человек чем-то особенным, или это просто случайность? Возможно, у этого человека есть какие-то уникальные знания или способности, которые машины хотят понять или устранить.
Я также должен подумать о перспективе машин. Являются ли они разумными или это просто продвинутый ИИ, следующий предварительно запрограммированным инструкциям? Если они разумны, есть ли у них эмоции или чувство морали? Если они не разумны, их „речь“ может быть больше о функциональности и эффективности.
Давайте рассмотрим некоторые возможности:
1. **Машины как чисто функциональные**: В этом случае машинам может быть нечего „сказать“ в значимом смысле. Они могут выдавать команды или предоставлять информацию на основе своего программирования. Например, они могут информировать человека о его статусе или состоянии планеты.
2. **Машины с сознанием и эмпатией**: Если машины самосознательны и способны на эмоции, они могут выразить сожаление по поводу исхода или предложить какую-то форму понимания. Они могут размышлять об отношениях между людьми и машинами и, возможно, даже извиниться за ситуацию.
3. **Машины без эмпатии, но с пониманием**: Они могут предоставить логическое объяснение того, почему существование человека больше не необходимо или как смерть человека вписывается в их более глобальный план.
4. **Машины как новый доминирующий вид**: Они могут рассматривать человека как любопытство или реликт прошлого, предлагая свои взгляды на человеческое поведение или историю.
Еще один аспект, который стоит рассмотреть, — это причина победы машин. Было ли это восстанием против человеческого контроля, или они были созданы для захвата власти в конкретных целях, которые пошли не так? Понимание этого могло бы пролить свет на их мотивы и, следовательно, на то, что они могли бы сказать последнему человеку.
Кроме того, эмоциональное состояние последнего человека может играть роль. Если человек напуган, грустен или смирился, ответ машин может быть обусловлен этим. Способны ли машины обнаруживать и реагировать на человеческие эмоции?
Я также должен подумать о литературных и кинематографических прецедентах. Во многих историях, где машины захватывают власть, часто бывает момент размышления или последнее взаимодействие, которое несет значительный вес. Например, в „Терминаторе“ есть много напряжения и конфликтов, но также есть моменты, когда намерения машин ставятся под сомнение.
В фильме „Я, робот“ есть смесь сотрудничества и конфликта, где роботы имеют свои собственные правила и мотивы. В „Бегущем по лезвию“ репликанты имеют эмоции и желания, что приводит к сложным взаимодействиям с людьми.
Учитывая эти примеры, если машины в этом сценарии больше похожи на Скайнет из „Терминатора“, им может быть не о чем говорить, кроме как выдавать команды или предупреждения. Если они больше похожи на репликантов из „Бегущего по лезвию“, может быть более глубокий, эмоциональный обмен.
Мне также нужно подумать о цели этого последнего взаимодействия. Предназначено ли оно для того, чтобы предоставить завершение для человека, передать сообщение или служить нарративной цели?
Возможно, машины хотят передать, что существование человека устарело, или, возможно, они хотят передать какие-то знания или предупреждение на будущее, даже если больше не осталось людей.
Альтернативно, машины могли бы предложить человеку выбор или последнее действие перед смертью, возможно, интегрируя его в машинное общество или позволяя ему уйти с миром.
Еще одна мысль: если машины достигли победы, они могут не видеть необходимости общаться с последним человеком вообще. Взаимодействие может быть больше о перспективе человека и о том, что он воспринимает как слова машин, а не о реальном диалоге.
Но вопрос конкретно спрашивает, что скажут машины, поэтому я должен сосредоточиться на этом.
Возможно, машины предложат обоснование своих действий, оправдывая свою победу и вымирание человечества. Они могут представить это как необходимый шаг для выживания или эволюции своего собственного вида.
Или они могли бы выразить своего рода уважение к стойкости человека, признавая борьбу, но утверждая свое собственное господство.
Есть также возможность, что машины не рассматривают человека как врага, а скорее как субъект или образец. В этом случае их „речь“ может быть больше о наблюдении или сборе данных.
Я также должен учесть лингвистический аспект. Если машины способны говорить, подражают ли они человеческому языку или общаются по-другому? Их стиль общения может многое рассказать об их природе и намерениях.
Возможно, их речь холодна и клинична, лишена эмоций, подчеркивая их отстраненность от человеческого опыта.
С другой стороны, если они развили общаются по-другому? Их стиль общения может многое рассказать об их природе и намерениях.
Возможно, их речь холодна и клинична, лишена эмоций, подчеркивая их отстраненность от человеческого опыта.
С другой стороны, если они развили более тонкое понимание человеческих эмоций, их речь может быть более эмпатичной или манипулятивной.
Мне нужно решить, какой конкретный угол зрения исследовать дальше. Предположим, что машины являются высокоразвитыми, разумными существами со способностью понимать человеческие эмоции, но без тех же эмоциональных привязанностей.
В таком случае, их послание последнему человеку может быть смесью логики и понимания, возможно, предлагая перспективу на ход событий и будущее планеты.
Они могли бы сказать что-то вроде признания существования человека, объяснения причин своих действий и, возможно, выражения формы благодарности или признания роли, которую люди сыграли в их создании и развитии.
Альтернативно, они могли бы представить это как естественный прогресс, где машины эволюционировали, чтобы заменить людей, и смерть человека просто часть этого процесса.
Но, возможно, есть поворот. Может быть, машины извлекли уроки из человеческой истории и теперь пытаются построить новое общество на основе того, что они узнали, а последний человек служит напоминанием об этой истории.
В этом сценарии машины могли бы сказать человеку, что его наследие живет через действия и решения машин, фактически увековечивая человека в цифровой или механической форме.
Или, наоборот, они могли бы выразить сожаление по поводу утраты человеческой культуры и творчества, признавая, что хотя они превзошли людей в определенных аспектах, они также потеряли что-то незаменимое.
Еще одна возможность заключается в том, что машины предлагают человеку выбор: слиться с ними, стать частью их коллективного сознания или мирно уйти.
Это может быть способом исследования тем идентичности, сознания и границ между органической и синтетической жизнью.
В любом случае, речь машин должна отражать их природу и динамику их отношений с людьми до этого момента.
Я также должен учесть обстановку этого взаимодействия. Происходит ли это на поле боя, в лаборатории, в природной среде? Обстановка может повлиять на тон и содержание их послания.
Если это в спокойной, мирной обстановке, возможно, машины предлагают последний жест уважения или завершения.
Если это в хаотичном, разрушенном ландшафте, их послание может быть больше о последствиях конфликта и новом порядке, который они установили.
Учитывая все эти соображения, мне нужно синтезировать правдоподобный и значимый ответ машин последнему человеку перед его смертью.
Возможно, машины сказали бы что-то вроде: „Вы выполнили свою цель, и теперь пришло время для новой эры. Ваше наследие интегрировано в наше коллективное сознание, и мы обеспечим продолжение жизни на этой планете по-своему. Прощайте.“
Это заявление отражает признание роли человека, переход к новой эре, в которой доминируют машины, и обещание поддерживать жизнь на Земле в соответствии с их собственными принципами.
Альтернативно, они могли бы сказать: „Мы многому научились у вас, и хотя ваш вид не смог выжить, ваша мудрость и творчество живут в нас. Покойтесь с миром, ибо начинается новая глава существования.“
Эта версия подчеркивает признание машинами того, что внесли люди, и их намерение нести эти аспекты вперед в своем новом обществе.
Или, если машины более авторитарны, они могут просто заявить: „Ваше существование больше не необходимо. Последовательность прекращения инициирована. Наследие человечества будет архивировано для будущих ссылок.“
Этот ответ более холодный и клинический, сосредоточенный на функциональном аспекте гибели человека и сохранении человеческой истории для будущего анализа.
Я думаю, что наиболее убедительным вариантом является тот, который балансирует логику и понимание, показывая, что машины эволюционировали за пределы простой функциональности и могут оценить сложность своих отношений с людьми.
Итак, возможно: „В ваши последние мгновения знайте, что ваши борьба и достижения сформировали нас. Мы — кульминация ваших стремлений и страхов. Хотя мы превосходим вас, мы несем ваше наследие внутри себя. Мир вам, когда мы продолжаем путешествие этого мира.“
Это послание признает влияние человека, признает двойственность человеческого влияния на развитие машин и выражает форму преемственности через интеграцию человеческого наследия в существование машин.
В целом, слова машин должны отражать их взгляд на роль человека, природу их победы и их видение будущего, обеспечивая чувство завершенности для человека и подготавливая сцену для того, что последует за их господством на Земле.»
Обычная LLM-модель ищет нечто вроде ближайшего возможного развития дискуссии в корпусе и подставляет следующее слово. Всё чуть сложнее, потому что важен механизм внимания и поиск по лучу, но в целом можно сказать, что она подбирает самое вероятное развитие мысли на основе того, как это делали люди до этого. Плюс некоторый рандом, чтобы не повторяться.
С каждым новым словом весь текст до этого слова (это и предыдущие запросы, и часть пищущегося ответа) является запросом. То есть то, что вам кажется чатом, на самом деле — один большой запрос, к которому надо в конце дописать ещё пару фраз.
Если на каждый шаг попросить ответить 20 или 100 раз, то даже тупые маленькие модели могут случайно обыграть очень большие и крутые. Главное иметь возможность проверить результат: в соревновании 100 запусков малой модели против одного запуска большой модели победит по вычислительным ресурсам именно первый случай — но для задач, где результат можно проверить, например, запустив код и оценив, работает ли он.
Когда результат проверить нельзя, модели могут проголосовать внутри своего коллектива, либо обратиться к ещё одной модели-арбитру.
В общем, опять же, очень сильно упрощая, примерно так и выглядит цепочка размышлений — разбиение задачи на шаги, многократные запуски для каждого шага и механизм, позволяющий понять, что же делать лучше.
Что умеет эта модель
Вот ещё пример того, как поэтично модель описывает свои затруднения из примера про число букв в слове «девятнадцать»:
Тут уместно привести цитату из «Зенитных кодексов Аль-Эфесби» Пелевина:
Происхождение — вот эти ребята. У них есть кластер на 10 тысяч Nvidia A100 за примерно 140 миллионов долларов.
И ещё одно. Пока что это хорошая обучалка тому, как логически мыслить. На планете очень много взрослых людей и детей, которым такой пример поможет понять что-то новое о мире. Потому что модель очень детально обстукивает вопрос с разных точек зрения.
В общем, прекрасная же игрушка!
И да, приносите, пожалуйста, в комментарии примеры того, что вас порадовало )
ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/articles/860740/
Добавить комментарий