Zero Tolerance Underground: постигая тайну дополнения

от автора

Когда речь заходит о истории формирования видеоигрового жанра FPS на ум всегда приходят такие шутеры как Doom и Wolfenstein 3D. Но был еще один тайтл находящийся на рубеже становления жанра о котором может помнить юный обладатель 16‑битной приставки Sega Mega Drive и Genesis в далеких 90‑х и нулевых годах. Многие называют его как «Doom моего детства», так оно и было для геймеров нового тысячелетия. Имя этого шедевра Zero Tolerance.

Фанаты вселенной всегда считали Beyond Zero Tolerance прямым продолжением игры, но оставалось много вопросов. Например, как элитный ударный отряд узнал о родной планете пришельцев и как добрался до того самого мира, где происходит действие не вышедшего продолжения? Как будто существовала некая нерассказанная история между этими двумя частями.

На закате 1994 года, после выпуска первой части нулевой терпимости, а также хорошим показателям продаж, компания Technopop планировала выпуск дополнения к игре. Оно должно было выйти на Genesis 32X и Sega CD. Работа велась активно. Так, например, Дезо Молнар со своей группой Rocket Science записал все саундтреки из первой части в инструментальном исполнении в формате Red Book Audio, который поддерживался на консолях Sega CD. Кроме того, встречались демо‑картриджи с демонстрацией некоторых уровней нового дополнения.

Скриншот лота из интернет аукционе Ebay

Скриншот лота из интернет аукционе Ebay

Однако что конкретно должно было содержать это самое дополнение, как должна была продолжиться история – оставалось тайной, которая сохранялась почти 30 лет.

И вдруг, словно гром среди ясного неба, появилась шокирующая новость об анонсе некоего продолжения Zero Tolerance, но не в виде Beyond. Оказывается, до Beyond Zero Tolerance история имела продолжение в виде ещё одного не вышедшего тайтла под названием Zero Tolerance Underground, который должен был подвести игрока к сюжету, разворачивающемуся в мире Beyond.

Я, как фанат вселенной Zero Tolerance, постарался разобраться в истории ранее никому неизвестного тайтла которому впоследствии посвятил целый эпизод моего документального фильма “Inside Zero Tolerance”.

В ходе подготовки материалов для публикаций мне удалось поговорить не только с авторами дополнения, но и инженерами, дизайнерами и композиторами из компании-разработчика Technopop, комментарии которых помогли понять историю вселенной, а также благодаря которым материалы стали целостными и завершенными.

Всё началось с того, что главный продюсер Zero Tolerance и основатель компании Technopop Рэндл Рейс в июле 2018 года опубликовал пост в сети LinkedIn. Он сообщил, что практически завершил сделку по продаже своей любимой вселенной «Нулевой терпимости» американской компании Piko Interactive, специализирующейся на переиздании ретроигр на современных платформах.

Фотография поста в социальной сети Linkedin

Фотография поста в социальной сети Linkedin

В августе 2020 года Piko Interactive выпустила в Steam цифровую версию игры Zero Tolerance. Это издание представляло собой полноценную версию игры.

Летом 2022 года Piko совместно с Strictly Limited Games и разработчиком Qubyte Interactive анонсировали предстоящий релиз Zero Tolerance Collection. Он был выпущен на четырёх платформах: Nintendo Switch, PlayStation, Xbox, а также были выпущены лимитированные физические копии картриджей для Sega Mega Drive и Genesis.

Фото издания для Nintendo Switch из личной коллекции

Фото издания для Nintendo Switch из личной коллекции

В Zero Tolerance Collection вошли три игры: оригинальная Zero Tolerance, незавершённая бета‑версия Beyond Zero Tolerance и ранее неизвестная игра Zero Tolerance Underground. Лимитированные физические версии Zero Tolerance Collection назывались Zero Tolerance Origins и включали только оригинальную игру в виде картриджа для Sega и меню с возможностью выбора игры.

Фото картриджа для Sega Mega Drive из личной коллекции

Фото картриджа для Sega Mega Drive из личной коллекции

По сюжету, в начале игры Zero Tolerance Underground становится ясно, что инопланетяне устроили засаду в метро Земли и перекрыли все транспортные пути. К счастью, человечество смогло перехватить сообщения инопланетных агрессоров и раскрыть их замысел. Оказывается, пришельцы планируют атаковать все города планеты Земля через систему метро. Элитному ударному отряду Zero Tolerance поручается зачистить метрополитен и выяснить, как инопланетяне туда попали.

Скриншот вступительной заставки Zero Tolerance Underground

Скриншот вступительной заставки Zero Tolerance Underground

Уже на первом уровне игры можно увидеть множество новых элементов: рекламные щиты на стенах метро, подсобные помещения, торговые автоматы, которые можно разрушить, и, конечно же, вагоны поездов, в которые после остановки состава можно зайти. К сожалению, перемещаться между локациями, как это было возможно в метро из Beyond Zero Tolerance, здесь нельзя, но реализация всё равно выглядит очень убедительно.

Скриншот приходящего поезда из Zero Tolerance Underground

Скриншот приходящего поезда из Zero Tolerance Underground

Команда Technopop активно работала над дополнением и уже создала два уровня, но вскоре проект был закрыт, и команда переключилась на другие продукты. Завершением Zero Tolerance Underground, который был выпущен уже в наши дни, занимался в основном отечественный программист Михаил с ником Segaman. Pika Interactive передала ему исходные материалы, созданные Technopop в 90‑х годах, преимущественно для версии игры на Sega CD.

Многие игроки недовольны, что в финальной версии Zero Tolerance Underground нет новых врагов и оружия, не встречающегося в первой части, и даже графические заставки остались прежними. Более того, после уничтожения отряда «Нулевой терпимости» пришельцами запускается вступительная заставка из первой части игры, что выглядит совершенно неуместно для финального продукта.

Действительно, после прохождения двух уровней метро, разработанных в основном в Technopop, геймплей становится довольно однообразным. Финальный босс такой же, как на последнем уровне первой части Zero Tolerance. Местами дизайн уровней кажется странным: текстурные боксы расположены нелогично, а торговые автоматы не всегда можно разрушить.

Большая часть критики, которую игроки высказывают в адрес Zero Tolerance Underground и Collection в целом, вполне обоснована. Однако стоит учесть, что над оригиналом работала большая команда, включавшая художников, аниматоров, музыкантов, дизайнеров уровней и тестировщиков из компании разработчика — Technopop и издателем — Accolade, а также многих других участников этого потрясающего продукта, созданного в 90‑х годах.

Над современной версией Underground в основном работал один человек при поддержке небольшой группы энтузиастов. Самой большой сложностью, с которой столкнулся Михаил при доработке продолжения, было запустить старый софт на новом оборудовании. Программы прошлых лет были недокументированы и не компилировались.

Музыкант с псевдонимом Vld, помогавший Segaman в создании новых композиций для игры, столкнулся с похожей проблемой. Поскольку в Zero Tolerance Underground используется звуковой движок GEMS, основная сложность заключалась в том, чтобы запустить старый софт, работающий под DOS. Кроме того, музыканту было непросто разобраться, как его использовать.

Разработчик музыкального сопровождения вспоминает, что программа GEMS записывает команды, отправленные от миди‑секвенсора. Затем эти данные можно отредактировать в программе: добавить темп, громкость, ноты (если это требуется) и приоритеты каналов. После всех необходимых манипуляций компилируется ASM‑файл, который Михаил уже встраивал в игру.

Благодаря Vld, фанаты Zero Tolerance могут услышать в игре две абсолютно новые композиции: одна звучит в заставочных титрах, другая – непосредственно на уровнях.

При создании новых треков музыкант старался не слишком отходить от оригинала, поскольку атмосфера игры и без того довольно мрачная. Он стремился к тому, чтобы мелодия не отвлекала от игрового процесса и звучала просто фоном.

Михаил работал над проектом более восьми месяцев, совмещая эту деятельность с основной работой. Segaman занимался и разработкой новых уровней, и адаптацией существующего контента в локации – можно сказать, выполнял всю работу над проектом.

Segaman вдохновлялся работами своих коллег. Так, например, в финальных титрах в разделе «Благодарности» можно увидеть никнейм DrMefistO. Владимир Кононович, известный как DrMefistO, является автором цикла видеороликов на тему реверс‑инжиниринга Sega, а также создателем софта, который помогает писать специфические плагины для помощи ромхакерам SMD. Вероятно, Segaman использовал эти инструменты в своей работе над проектами.

С отладкой Михаилу помогал тестировщик с никнеймом “Minty”. Михаил предоставив ему тестовые ромы Zero Tolerance просил при помощи инструментария для разработчиков UMDK передать ему trace файл который впоследствии использовался Segaman‑ом как процесс отладки.

В дополнении Zero Tolerance была реализована возможность изменить управление. Игроку предлагалось три варианта на выбор: современный, ретро и стандартный трёхкнопочный.

Скриншот меню опций из Zero Tolerance Underground

Скриншот меню опций из Zero Tolerance Underground

В опциях также была предусмотрена возможность управлять фрейм‑скипером. При его включении тормоза на уровнях значительно сокращаются за счёт пропуска кадров.

Ещё одна интересная особенность – это секретные ходы и комнаты, которых не было в первой части Zero Tolerance, но которые встречались в Beyond Zero Tolerance. Чтобы попасть в такие комнаты, нужно выстрелить в определённые стены – они исчезают и дают игроку возможность пройти.

Также в Underground можно найти оружие, лежащее на земле, например, лазерный пистолет или обычный пистолет. В первой части игры такое оружие можно было подобрать только с поверженных врагов.

Скриншот с лежащим оружием из Zero Tolerance Underground

Скриншот с лежащим оружием из Zero Tolerance Underground

Zero Tolerance Collection была выпущена на разных платформах, и для адаптации серии игр под эти платформы потребовалось немало работы. Например, Pika Interactive наняла Александра с ником shiru8bit для адаптации релиза игры для ПК. Александр вспоминает, что у него было много планов по проекту, но всё ограничилось внедрением игры в эмулятор для ПК.

Если обратить внимание на детали контента в главе Underground, можно сделать новые выводы о вселенной. Например, разработчики из Technopop интегрировали карту метро, благодаря которой игрок может ознакомиться с подземной транспортной системой, которая, как оказалось, присутствует в мире нулевой терпимости.

Скриншот с схемой метро из Zero Tolerance Underground

Скриншот с схемой метро из Zero Tolerance Underground

В Zero Tolerance есть три ветки метро: синяя, красная и оранжевая. В релизной версии Zero Tolerance Underground по левел‑дизайну нельзя понять, как они называются. Но если посмотреть на текстуры, которые не были использованы в финальной версии игры, можно увидеть, что разработчики планировали установить дисплеи с информацией о прибытии и отправлении поездов на линии A, B и C. Вероятно, эти дисплеи должны были располагаться на платформах метрополитена.

Рудимент в ресурсах игры - экраны

Рудимент в ресурсах игры — экраны

В финальной версии продукта на уровнях всё же можно заметить знаки A, B и C, расположенные довольно хаотично. Судя по всему, их планировали поставить на платформах определённых линий метро. Если присмотреться к ним повнимательнее, то по фону самого знака можно понять, какая линия как называется. Синяя ветка обозначена буквой A, красная – B, а оранжевая – C.

Скриншот с знаками линий метро из Zero Tolerance Underground

Скриншот с знаками линий метро из Zero Tolerance Underground

Длина каждой из веток неизвестна, но из вступительных титров можно узнать, что пришельцы планировали атаковать города через метро. Это означает, что вагоны метро могли использоваться для перевозки пассажиров между городами. В пользу этой идеи говорит небольшое количество станций – всего десять – и большие расстояния между ними, как будто метро действительно служило транспортной связью между городами во вселенной Zero Tolerance.

Перерисованная схема метро в векторе

Перерисованная схема метро в векторе

Создаётся впечатление, что метро должно было переносить игрока в разные локации, прямо как в не вышедшем продолжении Beyond Zero Tolerance про которое я рассказывал в одной из глав книги посвященной вселенной Zero Tolerance

Печатная копия книги "Zero Tolerance на рубеже игрового жанра"

Печатная копия книги «Zero Tolerance на рубеже игрового жанра»

Знаки и дисплеи, по всей видимости, служили бы ориентирами. Но, к сожалению, в финальной версии игры нет настоящих линий метро, и вагоны не могут переместить персонажа.

Изучая новый контент дополнения, можно сделать новые выводы о вселенной Zero Tolerance. Например, если присмотреться к рекламным щитам, то на одном из них можно увидеть надпись «Распродажа», что позволяет задуматься об экономической системе в мире Zero Tolerance.

Скриншот с билбордом в метро из Zero Tolerance Underground

Скриншот с билбордом в метро из Zero Tolerance Underground

Сложно сказать, в какое время суток элитный ударный отряд выполняет свою миссию, потому что часы в локациях показывают погоду: где‑то это около 5 часов вечера или утра, а на каких‑то часах – без пятнадцати двенадцать.

Скриншот с часами в метро из Zero Tolerance Underground

Скриншот с часами в метро из Zero Tolerance Underground
Скриншот с часами в метро из Zero Tolerance Underground

Скриншот с часами в метро из Zero Tolerance Underground

Если обратить внимание на торговые автоматы, которыми заставлены перроны метро, и на то, что в них продают, можно предположить, какая флора существует во вселенной Zero Tolerance. Некоторые цветы похожи на представителей семейства астровых, также есть тюльпаны и незабудки.

Скриншот с торговыми автоматами в метро из Zero Tolerance Underground

Скриншот с торговыми автоматами в метро из Zero Tolerance Underground

Судя по вендинговым аппаратам с книгами, население вселенной Zero Tolerance любит читать, значит, литература пользуется спросом.

Скриншот с торговыми автоматами в метро из Zero Tolerance Underground

Скриншот с торговыми автоматами в метро из Zero Tolerance Underground

В целом всё приближено к нашей реальности, поскольку действие в главе метро происходит на Земле, но стоит помнить, что вселенная Zero Tolerance всё‑таки имеет футуристический характер, и может произойти всякое.

В дополнении разработчиками из Technopop были оставлены различные рудименты, по которым можно сделать много выводов. Например, есть экран, который показывает текущее положение состава на схеме метрополитена, а также компьютер с кнопками управления направлением. Вполне возможно, предполагалась реализация кабины машиниста, но в релизе войти в эту кабину не получится.

Рудимент в ресурсах игры - экраны и кнопки управления

Рудимент в ресурсах игры — экраны и кнопки управления

Также в неиспользованных ресурсах была найдена текстура разрушенного салона метро, где верхний рекламный баннер отсутствует и есть явное повреждение обшивки салона. К сожалению, в финальной версии игры разрушить внутреннюю часть поезда невозможно.

Рудимент в ресурсах игры - разрушенная обшивка салона вагона

Рудимент в ресурсах игры — разрушенная обшивка салона вагона

Двери вагона метро в выпущенной версии сильно выбиваются из общего концепта.

Скриншот с дверьми в вагон состава из Zero Tolerance Underground

Скриншот с дверьми в вагон состава из Zero Tolerance Underground

Если анализировать рудименты, оставшиеся в доработанной версии дополнения, то среди них можно найти отрисованные двери в цвет поезда, но по какой‑то причине они не были добавлены в игру.

Рудимент в ресурсах игры - двери в вагон состава

Рудимент в ресурсах игры — двери в вагон состава

Также встречаются текстуры разрушенных рекламных щитов, которые не использовались в финальной версии продукта.

Возможно ли, что проект Zero Tolerance Underground мог быть более масштабным, чем когда‑либо выпускалось на 16‑бит? Дело в том, что в ресурсах были найдены знаки, указывающие направление к поездам и выход из метро.

Вполне возможно, проект должен был быть куда больше. Были ли у первоначальных разработчиков мысли реализовать открытый мир с уличной частью? К сожалению, ответов на эти вопросы не найдено.

В заставках Zero Tolerance Underground нет новых графических концепт‑артов, поскольку в Technopop их не создали. Текст для заставок Михаил получил от Pika Interactive. Segaman не знает, был ли сюжет придуман самой Piko или они опирались на документы, полученные при покупке прав на вселенную.

За техническую помощь с текстом вставок отвечал человек с ником Ekonoms. Его псевдоним также можно увидеть в финальных титрах.

Когда отряд «Нулевой терпимости» полностью зачищает метро от инопланетных агрессоров, из финальной заставки становится ясно, что пришельцы попали на Землю через открытый ими портал. С его помощью они хотели переправить все свои военные силы на планету Земля для полномасштабного вторжения.

Скриншот финальной заставки Zero Tolerance Underground

Скриншот финальной заставки Zero Tolerance Underground

Далее сообщается, что отряду нужно вернуться на главную базу, чтобы получить всю необходимую подготовку для проникновения на планету пришельцев. Там и разворачивается действие Beyond Zero Tolerance.

Сюжетное повествование чем‑то напоминает вселенную Half‑Life, где Гордон Фримен случайно открывает портал в инопланетный мир, через который начинают проникать пришельцы. Но стоит отметить, что первая часть периода полураспада была выпущена в 1998 году, то есть вселенная Zero Tolerance появилась гораздо раньше.

Скриншот каскадного резонанса из Half Life

Скриншот каскадного резонанса из Half Life

Хотя финальная версия дополнения Zero Tolerance получилась довольно сырой, фанаты вселенной всё же смогли узнать, над каким дополнением работала команда из Technopop в далёком 1995 году. И хотя в прошлом инноваторам не удалось реализовать продукт, спустя много лет его всё‑таки увидел мир, пусть и не таким, каким он был задуман изначально.


ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/articles/859172/


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *