На первый взгляд, программирование кажется дисциплиной, где доминируют строгая логика, четкие правила и постоянная борьба за производительность. В мире доминируют Python, Java и C++ — инструменты, на которых строятся технологии, изменяющие нашу повседневную жизнь. Однако многие программисты экспериментируют с языками и бросают вызов существующим стандартам. Языки, созданные ради искусства и развлечения, называются эзотерическими языками программирования.
Они почти никогда не используются для создания приложений или анализа данных. Они бесполезны с точки зрения практичности, но бесценны в своей способности вдохновлять. Они исследуют границы того, каким может быть код, превращая программирование в пространство для творчества, экспериментов и иногда — в чистую насмешку над самим понятием «полезности».
В этой статье мы рассмотрим несколько из них. Каждый из этих языков — это не просто способ «сказать компьютеру, что делать». Это отдельная философия, идея, которая заставляет задуматься о природе программирования как такового.
Brainfuck: минимализм как искусство боли
В 1993 году Урбан Мюллер решил задать себе вопрос: «Сколько минимализма можно внедрить в язык программирования, чтобы он всё ещё оставался функциональным?» Так появился Brainfuck — язык, который имеет всего восемь команд, представленных символами >, <, +, -, [, ], . и ,.
Программы на этом языке выглядят как набор случайных знаков. Вот пример кода, который выводит «Hello, World!»:
++++++++++[>+++++++>++++++++++>+++<<<-]>++.>+.+++++++..+++.>++.<<+++++++++++++.>.+++.------.--------.>+.>.
На первый взгляд кажется, что это не код, а результат сбоя клавиатуры. Но каждая команда имеет строгую логику и управляет движением указателя по массиву. Brainfuck — это своего рода вызов программистам: «Достаточно ли ты хорош, чтобы создать что-то сложное с помощью такого простого инструмента?»
Shakespeare: код как пьеса
Теперь представьте, что вы пишете программу, которая выглядит как литературное произведение. Shakespeare — это язык программирования, где код оформлен в виде пьесы в стиле Уильяма Шекспира.
Каждая переменная — это персонаж, вроде Ромео или Джульетты. Команды выполняются через их диалоги. Например, вот как выглядит часть программы на Shakespeare:
Romeo, a young man with remarkable patience. Juliet, a likewise young woman of remarkable grace. Act I: Hamlet's insults and flattery. Scene I: The insulting of Romeo.
Этот язык одновременно шутка и шедевр. Он бесполезен для написания реальных приложений, но идеально подходит для тех, кто хочет взглянуть на программирование с литературной точки зрения.
Chef: код, который вы захотите съесть
Кулинария и программирование обычно никак не пересекаются. Но что, если бы можно было написать программу, которая выглядит как рецепт блюда? Именно так работает Chef.
Ингредиенты программы — это переменные. Шаги приготовления — логика кода. Вот как может выглядеть пример программы:
Hello World Souffle. Ingredients. 72 g chocolate 101 ml sugar 108 ml butter [...] Cooking time: 25 minutes.
Chef — это игра с восприятием. В конце концов, кулинария тоже требует четких инструкций и логики, не так ли?
Piet: программирование через картины
Теперь представьте, что вместо строк кода вы создаете программу, которая выглядит как абстрактная картина. Вдохновленный работами художника Пита Мондриана, язык Piet использует цветовые блоки для представления команд.
Каждый цвет имеет свое значение, а переходы между ними задают логику. Чтобы написать программу на Piet, вы буквально «рисуете» ее.
Этот язык подчеркивает, что программирование — это не только текст. Это визуальное искусство, где логика и креативность сливаются воедино.
Befunge: программирование в четырех измерениях
Если вам кажется, что программирование слишком линейно, попробуйте Befunge. В отличие от большинства языков, здесь команды могут исполняться не только слева направо, но и в других направлениях: вверх, вниз и даже назад.
Программы на Befunge выглядят как запутанные лабиринты. Вот пример простого кода:
>987v>.v v456< : >321 ^ _@
Это язык, который бросает вызов не только вашему мышлению, но и самим принципам компиляции.
Еще несколько примеров странных языков программирование
Whitespace: пустота как искусство
Как думаете, можно ли создать язык, где код состоит только из пробелов, табуляций и переносов строк? Ответ: да, и это Whitespace.
Созданный в 2003 году, этот язык делает все символы, видимые глазу, бессмысленными. Интерпретатор реагирует только на «пустоту». Это означает, что ваша программа может быть невидимой для любого, кто открывает ее в текстовом редакторе.
Пример:
(здесь ничего не видно, но это программа на Whitespace)
Whitespace — это одновременно шутка и способ подчеркнуть, что даже пробелы в коде могут иметь значение.
Ook!: язык для орангутанов
Если вы считаете, что программисты иногда перегибают с абсурдностью, вам точно понравится Ook!. Этот язык был создан как шутка и является вариантом Brainfuck, где команды заменены на «Ook.»
Пример программы:
Ook. Ook? Ook. Ook. Ook! Ook? Ook. Ook.
Создатели утверждают, что он предназначен для «орангутанов-программистов». Конечно, это чистая ирония, но Ook! отлично иллюстрирует, как можно брать существующую идею (в данном случае, Brainfuck) и добавлять в нее юмор.
Malbolge: язык, который никто не мог понять
Malbolge — это темная сторона программирования. Созданный в 1998 году Беном Олмстедом, этот язык был специально разработан так, чтобы на нем было невозможно программировать.
Его синтаксис — это хаос, а сами программы самомодифицируются в процессе выполнения. Первый работающий код на Malbolge был сгенерирован… компьютером, а не человеком.
Пример (если вы готовы сломать мозг):
('&%:9]!~}|z2Vxwvutsrponm<kjihe?dcba`_^]\[ZYXWVUTSRQPONMLKJIH
Malbolge — это не просто язык, а испытание. Сможете ли вы написать хоть одну работающую программу?
LOLCODE: мемы и код
LOLCODE — это язык, который говорит на языке мемов. Все команды оформлены в стиле интернет-сленга «лолкэтов». Например, «начать программу» выглядит как HAI, а «завершить» — KTHXBYE.
Пример программы, выводящей «Hello World!»:’
HAI 1.2 VISIBLE "HAI WORLD!" KTHXBYE
LOLCODE — это язык для тех, кто хочет напомнить себе, что программирование может быть веселым, а не только серьезным.
NTERCAL: язык, который ненавидит программистов
Если Malbolge был создан, чтобы запутать, то INTERCAL — чтобы издеваться. Этот язык пародирует всё, что вы привыкли ценить в программировании: удобочитаемость, ясность, логику.
Например, чтобы программа на INTERCAL заработала, иногда нужно добавлять в код слово PLEASE. Если вы будете недостаточно вежливы, интерпретатор просто откажется запускать ваш код.
DO ,1 <- #13 PLEASE GIVE UP
INTERCAL — это саркастичная насмешка над «идеальными» языками, где программисты мечтают о простоте и удобстве.
ArnoldC: код в стиле Терминатора
ArnoldC — это язык, который использует цитаты Арнольда Шварценеггера из фильмов для написания кода. Например, команда IF
заменена на BECAUSE I'M GOING TO SAY PLEASE
, а RETURN
— на I'LL BE BACK.
IT'S SHOWTIME TALK TO THE HAND "HELLO WORLD" YOU HAVE BEEN TERMINATED
Этот язык напоминает: иногда нужно подходить к программированию с юмором и вдохновением, даже если вы пишете код для «Терминатора».
GolfScript: для минималистов
GolfScript — это язык, созданный для решения задач «code golf» (максимальное сокращение длины кода). Он настолько минималистичен, что часто программы выглядят как набор случайных символов.
Пример программы, выводящей числа от 1 до 100:
1,{.}100*
Если вам кажется, что вы устали от громоздких языков, попробуйте GolfScript — здесь каждый символ имеет значение.
Почему программисты создают такие языки?
На первый взгляд кажется, что эти языки — просто развлечения для людей с избыточным количеством свободного времени. Но у них есть важная роль.
-
Эксперимент. Многие из этих языков исследуют границы минимализма, сложности или визуализации в программировании. Они показывают, насколько гибким может быть подход к созданию алгоритмов.
-
Творчество. Shakespeare и Piet доказывают, что код может быть формой искусства.
-
Обучение. Работая с такими языками, программисты учатся нестандартно мыслить и решать задачи под давлением ограничений.
-
Юмор. Некоторые из них, как Chef, просто напоминают, что технологии могут быть веселыми.
Эзотерические языки программирования — это не про пользу. Python и JavaScript могут спать спокойно: их хлеб с маслом никто не отнимает. Эти штуки не про сайты, не про большие данные и даже не про задачу. Это протест против скуки. Это искусство ради искусства, абсурд ради абсурда, код ради кода.
ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/articles/862326/
Добавить комментарий