Проект цифрового рубля скоро из сказки станет былью. Недавно Центробанк России заявил, что предлагает запустить его оборот уже летом 2025 года.
В цифровых валютах центральных банков (ЦВЦБ) Россия — отнюдь не первопроходец, хотя и в авангарде. Впрочем, странам-пионерам ЦВЦБ не позавидуешь. Все они столкнулись с одной фундаментальной проблемой, которая скорее всего проявится и в России — воспетый чиновниками и финансистами инновационный инструмент оказался вовсе не интересен простым потребителям. Рассказываем о том, как различные государства внедряли аналоги цифрового рубля, и что из этого получилось.
Что такое ЦВЦБ
Цифровая валюта центральных банков (CBDC, ЦВЦБ) — это цифровой аналог национальных валют, выпускаемый и контролируемый центральными банками. ЦВЦБ описывают как полноценную разновидность обычных фиатных денег — наличных или безналичных. Современные проекты ЦВЦБ используют блокчейн, хотя ранее были попытки создать такую валюту без него.
Идея ЦВЦБ появилась на фоне стремительного развития безналичных расчетов, на которые в некоторых странах приходится больше 90% финансовых операций, а также интереса к частным криптовалютам.
Среди возможных сценариев внедрения рассматриваются как ограниченные модели для использования банками и финансовыми организациями — оптовые ЦВЦБ, так и более широкие, с доступом для крупных предприятий и физических лиц — розничные ЦВЦБ. Также существуют проекты международных ЦВЦБ для расчетов в рамках внешнеэкономической деятельности — но это уже совсем другие механизмы.
ЦВЦБ эквивалентны единице национальной валюты и свободно конвертируются как в наличные, так и в безналичные. Как правило, хранение денег в них не подразумевает выплаты процентов, а оплата ими — кэшбека.
У государств много причин внедрять ЦВЦБ:
-
Дешевое обслуживание. Даже сегодня государства тратят на обслуживание наличного обращения примерно 1,5% их ВВП. Переход на цифровую валюту позволит существенно сократить расходы на производство, транспортировку, хранение и уничтожение наличных денег. Также обслуживание ЦВЦБ должно быть дешевле, чем издержки традиционной системы безналичных расчетов;
-
Упрощение внешнеэкономических операций. ЦВЦБ можно применять для трансграничной торговли напрямую и с минимальными издержками, лишая акторов необходимости привлекать посредников, например корреспондентские банки. Правда, это касается не розничных ЦВЦБ, а особых цифровых валют для международных расчетов;
-
Расширение доступа к финансовым услугам. В странах с низким уровнем финансовой инклюзии цифровые валюты могут помочь охватить большее количество людей. Часто о них задумываются развивающиеся страны, где банковские счета есть далеко не у каждого;
-
Повышение ликвидности. ЦВЦБ позволяют внедрить новые цифровые инструменты для автоматизации операций. В первую очередь речь про смарт-контракты на блокчейне. Они автоматизируют выполнение обязательств, например, могут перечислять налог сразу после получения оплаты за товар. Более того, на их основе можно создавать сложные инструменты, оптимизирующие многоуровневые процессы;
-
Повышение безопасности и контроль над экономикой. ЦВЦБ служат инструментом повышения госконтроля над экономической деятельностью и позволяют регуляторам эффективнее бороться с теневой экономикой, выявлять налоговые уклонения и отмывание денег, а также лучше отслеживать подозрительные транзакции;
-
Ослабление влияния криптовалют. Децентрализованные активы ставят под угрозу стабильность финансовой системы с государством во главе. ЦВЦБ как инструмент, также основанный на блокчейне, может стать им альтернативой.
Проще говоря, ЦВЦБ могут сделать финансовую систему гораздо более быстрой и дешевой в обслуживании, но и в то же время — более наблюдаемой и прозрачной (что безусловный плюс для государства, но минус для многих потребителей).
По оценке консалтинговой компании «Яков и Партнеры», экономический эффект цифрового рубля может составить до 328 млрд руб ежегодно. В первую очередь за счет снижения тарифов на эквайринг и трансграничные платежи, повышения эффективности управления ликвидностью и снижения уровня кредитной нагрузки за счет ускорения взаиморасчетов.
География ЦВЦБ выглядит весьма необычно, и совсем не перекликается с перечнем самых инновационных стран, геополитическими лагерями или экономическими системами. О планах разработать ЦВЦБ объявили 130 государств, на которые приходится 98% мировой экономики. Большое исключение — США, где резко против ЦВЦБ выступают Республиканская партия и Трамп, а также ряд демократов и значительная часть бизнес-элиты — они критикуют цифровой доллар как метод правительства усилить контроль за финансовыми рынками.
На сегодняшний день они полноценно запущены лишь в трех странах: Багамы, Ямайка и Нигерия. Еще 44 государств инициировали пилотные проекты ЦВЦБ разных уровней готовности — от небольших экспериментов до массовых систем, которые распространяются на целые мегаполисы или регионы. Среди них — Россия, Китай, Индия, Казахстан, Бразилия, ЮАР, Иран, Израиль, государства-члены ЕС.
Багамы — песчаный доллар сквозь пальцы
На Багамах в октябре 2020 года запустили первую в мире полноценную CBDC, которая используется по сей день — песчаный доллар (Sand Dollar). Она понадобилась, чтобы решить дефицит банковских услуг — страна с населением около 400 тыс человек состоит из более 700 островов. Поэтому банки не спешат открывать отделения на далеких малонаселенных клочках суши или в труднодоступных регионах.
Кроме того, частые ураганы постоянно разрушают инфраструктуру, в том числе и банковскую. Поэтому Багамы — далеко не самая бедная нация, где ВВП на душу по ППС сравним с такими странами как Польша и Португалия, имеет довольно низкий уровень включенности потребителей в финансовую систему. Так, согласно исследованию 2018 года, 18% багамцев не были охвачены банковскими услугами.
А то, что есть, работает из рук вон плохо. В начале этого года в округе Северный Андрос вандал разрушил единственный банкомат, который связывал с финансовой системой примерно 4000 жителей. Оказалось, что разгромил его один из местных из-за злости на то, что тот не работал уже три недели. В итоге людям пришлось на свой страх и риск давать свои карты и пароли от них тем, кто путешествовал на более крупные острова, чтобы те привезли заветную наличку.
Поэтому «песчаный доллар» был ориентирован прежде всего на рядовых потребителей. Он функционирует либо через мобильное приложение, либо через специальную платежную карту. Пополнить кошелек можно либо с банковского счета, либо наличными через авторизированные финансовые организации. При этом возможность переводить песчаные доллары на банковский счет для всех типов кошельков «песчаного доллара» добавили лишь в 2023 году.
В марте 2024 года представитель ЦБ Багамских островов рассказал о результатах, которые система достигла за три с лишним года — и мало кого обрадовал. Сумма песчаных долларов в обращении достигла всего $2,1 млн (багамский доллар привязан к американскому один к одному), что составляет всего 0,5% денег в обороте. Количество кошельков выглядит чуть более позитивно — 120 тыс при населении около 400 тыс. Впрочем, кошельки могут загружать не только граждане, но и туристы, которых на островах довольно много.
Среди ключевых причин такой низкой популярности песчаного доллара — беспокойство по поводу того, что с помощью этого инструмента правительство будет отслеживать их финансовые операции. Кроме того, банки очень неохотно участвуют в проекте — для них слишком большое распространение ЦВЦБ означает снижение ликвидности и доступных активов, ведь Sand Dollar, по сути, хранится на счету ЦБ.
Летом этого года багамское правительство, отчаявшееся привлечь в систему ЦВЦБ пользователей и компании пряником, перешло к кнуту — обязало банки обеспечить доступ к кошелькам песчаного доллара. Сегодня их открывают сторонние компании, но кошельки можно пополнить с банковского счета.
Нигерия — eNaira, подавленная инфляцией и криптой
Центральный банк Нигерии запустил цифровую валюту страны eNaira в октябре 2021 года, став серебряным призером в гонке за первенство в ЦВЦБ. Мотивации у нигерийского ЦБ были схожие с багамскими — повысить доступ к финансовым услугам, снизить издержки, связанные с наличкой и ограничить серый сектор экономики.
В республике лишь 64% населения имеют доступ к формальным финансовым услугам. eNaira позволяет людям без банковского счета завести кошелек, на который в том числе могут зачисляться соцвыплаты — для этого надо лишь зарегистрироваться в приложении eNaira Speed Wallet, которое работает даже на кнопочных телефонах через USSD-код. Еще одна задача — упрощение переводов иммигрантов. На переводы диаспоры из-за рубежа в стране приходится более 4% ВВП.
ЦБ Нигерии оказался немного прозорливее багамского, и сразу заключил ряд партнерств с несколькими банками, финтех-компаниями и ритейлерами, которые должны были содействовать развитию инфраструктуры eNaira. Кроме того, он ввел небольшие финансовые стимулы, поощряющие людей за использование eNaira — к примеру, отменил комиссии на транзакции.
Тем не менее, это не помогло. Стимулов оказалось недостаточно. В итоге, очень небольшое количество продавцов добавили возможность расплачиваться eNaira. На одного продавца с поддержкой оплаты ЦВЦБ в 2023 году приходилось 11 продавцов с PoS-терминалом. В 2024 году ситуация мало отличается от багамской — на eNaira приходится лишь 0,36% от общего объема нигерийской найры в обращении.
Еще одна причина неуспеха eNaira — высокая инфляция, которая в прошлом году достигла 24%. В какой бы форме ни существовала национальная валюта, с такой волатильностью она не будет востребована. Из-за этого республика лидирует по использованию криптовалют в регионе — в них не только совершают переводы и платежи в неформальной экономике, но и хранят накопления.
Появление eNaira сопровождалось мерами, которые многие нигерийцы сочли репрессивными — в феврале 2021 года ЦБ страны запретил финансовым учреждениям проводить платежи с криптовалютой, а в июне 2021 года правительство заблокировало Twitter. Оба запрета были сняты — первый в 2024 году, а второй — спустя семь месяцев. У общественности выработалась ассоциация цифровой валюты с этими ограничениями, что ударило по доверию к ней.
Правительство объяснило первые неудачи eNaira поэтапным внедрением этого платежного средства. Действительно, в первой версии 2021-2023 годов ей могли пользоваться лишь владельцы банковских счетов. В 2023 году правительство запустило особый вид кошелька Agro eNaira, предназначенный для фермеров. В январе 2024 года ЦБ одобрил запуск стейблкойна, привязанного к наире — он задуман как мост между фиатными деньгами и криптовалютами.
А осенью 2024 года ЦБ добавил меры по поддержке eNaira в руководящие принципы кредитно-денежной политики. Госорганам разрешено проводить в eNaira платежи поставщикам и бенефициарам. Также ЦБ анонсировал, что в функционал нигерийской ЦВЦБ добавят новые возможности — оплату через NFC, удобные P2P-переводы, а также возможность организациям программировать ограничения на платежи. Последняя функция позволит, к примеру, выдавать в eNaira кредиты фермерам, исключив нецелевые траты средств.
Поэтому некоторые эксперты считают, что при всех особенностях нигерийской экономики у eNaira все же есть шанс — просто нигерийцы долго запрягают.
Китай — слишком подозрительный цифровой юань
В апреле 2020 года в КНР стартовал пилотный проект по внедрению цифрового юаня (e-CNY). Де-юре он продолжается и по сей день. Окончательно этот инструмент так и не запущен в масштабах всей страны. Но пилот разросся до неприличных размеров — сегодня цифровой юань принимают в 29 городах, включая почти все крупнейшие. Доступ к нему имеет примерно каждый пятый житель Поднебесной.
Китайский ЦБ обосновывал создание цифрового юаня необходимостью расширить доступ населения к финансовым услугам. Но это звучит не очень убедительно — КНР в лидерах по доступности цифровых финансовых инструментов. 84% потребителей используют для платежей цифровые кошельки, такие как Alipay от Alibaba и WeChat Pay от Tencent. Таким способом оплачивают 82% покупок в интернете и две трети — в оффлайне.
Вероятно, реальные мотивации были другие — уменьшить влияние корпораций на рынке цифровых платежей, и увеличить госконтроль за этим сектором. Китайские власти уже много лет ужесточают регулирование цифровых кошельков.
Изначально цифровой юань (e-CNY) задумывался для использования в розничной торговле и платежах. Жители городов, где был запущен пилот, получили возможность обменивать традиционные юани на их цифровой аналог через банковские приложения, а также участвовали в лотереях, где можно было выиграть определенное количество e-CNY.
Постепенно функционал цифрового юаня расширили. В него добавили межбанковские операции, оплату товаров и услуг в магазинах и онлайн, оплату ЖКХ, налогов и других платежей госорганам. Операторы E-CNY — это не ЦБ напрямую, как в Нигерии, а компании-посредники и коммерческие банки.
Успехи цифрового юаня превосходят eNaira и песчаный доллар разве что за счет масштабов экономики Поднебесной.
Первоначальные поощрительные меры показали весьма скромные результаты — именно поэтому пилот и растянулся на пять лет. Приучать китайцев к новому инструменту пришлось принуждением. В 2021 году сотрудники крупных компаний начали получать заработную плату в цифровых юанях, а с 2023 года некоторые города платят зарплаты госслужащим в этом формате. Тем не менее, многие из них тут же переводят цифровые деньги в другие формы.
С каждым годом пилота китайский ЦБ публикует все меньше данных о его результатах, что красноречиво указывает на проблемы. Так, если в 2020 году он называл и количество персональных и корпоративных кошельков, и число, и объем транзакций, и средний размер транзакций, то в последнем отчете июля 2024 года ограничился лишь данными об объеме транзакций.
Конкретно эта цифра растет — совокупный объем транзакций составил 6,6 млрд юаней ($910 млн) с 1 января по конец мая 2024 года. За год цифра выросла в 7,3 раза, однако все равно остается мизерной на фоне общего объема денежной массы в стране — около 240 трлн юаней.
Несмотря на все потуги правительства, китайские потребители тоже в массе своей не поняли, зачем им нужен цифровой юань. E-CNY не удалось пошатнуть господство цифровых кошельков. Возможно, дело в том, что они присутствуют на рынке гораздо дольше цифрового юаня и прекрасно интегрированы везде, где только можно. Они удобны и привычны. Китайцы им доверяют, а цифровой юань кажется им очередным инструментом госконтроля, основанным на принудиловке, но при этом не несущим никаких серьезных преимуществ.
Пока все идет к тому, что цифровой рубль ждет та же судьба. Августовский опрос ВЦИОМ показал, что лишь 16% россиян обладают «сфокусированными знаниями» о цифровом рубле. Остальные либо не слышали о нем, либо знакомы лишь мельком, и не вдавались в детали. Лишь 30% хотели бы воспользоваться им. А назвать преимущества цифрового рубля перед другими формами денег смогли лишь 17%.
Впрочем, российские цифровые финансы последние годы на высоте, а экономика консолидирована как никогда — поэтому не исключено, что Россия станет первой страной, преодолевшей ЦВЦБ-апатию.
Внесите софт в Реестр отечественного ПО и сэкономьте на налогах
ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/articles/864164/
Добавить комментарий