История промышленного дизайна СССР неразрывно связана с каждым из нас, большинство росли в семьях полных советской утвари, каждый праздник сопровождался легендарным раскладывающимся столом, а в шкафах прятался старый хрустальный сервиз.
Советский промышленный дизайн и его становление — это сложная и многогранная тема, сочетающая в себе как вопросы эстетические, функциональные и культурные, так и вопросы идеологические и экономические. Череда изменений внутри и вне страны в период существования СССР — это причины по которым мы видим разницу в исполнили и подходе к созданию предметов быта, архитектуре или же образованию.
Промышленный дизайн СССР — это зеркало общества. Он определяет как люди живут, к чему стремится народ и государство и что у них в головах.
Со временем начнутся появляться смелые идеи, потом эти идеи будут постепенно угасать, появляться вновь и угаснут окончательно с развалом страны. Тем не менее, исследование о том как молодая страна работала над созданием предметов быта и не только, как она разрабатывала свои концепции, не похожие на другие в мире и как она воплощала их в жизнь — это история каждого из нас, нашей культуры и жизни.
Промышленный дизайн в Российской империи
Промышленный прогресс до СССР
Стоит учитывать, что формирование чего-либо значимого всегда является длительным и сложным процессом, требующим прочной основы. Как на людей, так и на государства влияют их окружение и мировоззрение, формируя направление развития.
Период конца XIX века стал важнейшим этапом индустриализации, который существенно видоизменил подходы к созданию предметов быта и технологий. Именно в это время промышленный дизайн начал оформляться как отдельная и новая дисциплина, объединяющая искусство и инженерный подход. Его развитие происходило на фоне глобальных изменений: промышленной революции, зарождения массового производства, пик империализма и быстрого роста городов. Главными приоритетами были функциональность и доступность продукции для людей разных слоев. Однако эстетическая составляющая, особенно на начальном этапе массового производства, зачастую оставалась на втором плане.
В Российской империи промышленный дизайн находился на раннем этапе развития, и его эволюция во многом была связана с социально-экономическим укладом и геополитическим положением страны. Несмотря на индустриализацию, Российская империя оставалась преимущественно аграрным государством с медленно растущей промышленностью. Однако в крупных городах, таких как Санкт-Петербург, Москва и Киев, наблюдалось стремительное развитие.
Быстрое развитие промышленности в конце XIX века, благодаря реформам Александра II и иностранным инвестициям, привело к строительству фабрик и заводов. Промышленный дизайн стал фокусироваться на утилитарных объектах — вагонах, сельскохозяйственных машинах, инструментах. Внешний вид продукции был строгим и функциональным, так как массовое производство только начинало развиваться.
Российская империя активно развивала железнодорожное сообщение, это было одним из самых перспективных направлений для такой большой страны. В этом направлении начали появляться первые элементы промышленного дизайна, например, стандартные модели вагонов и локомотивов. Московско-Казанская железная дорога, построенная в конце XIX века, была оснащена не только практичными, но и визуально привлекательными поездами.
Особенностью Российской империи был её акцент на сохранении ремесленных традиций, которые были неотъемлемой частью культуры. Гжель, хохлома, резьба по дереву — всё это использовалось как декоративные элементы в предметах массового производства.
Перед Первой мировой войной промышленный дизайн переориентировался на потребности армии. Производство оружия, униформы, транспорта для армии имело приоритет перед бытовыми товарами, что привело к упадку промышленности для людей и привело к еще большему отставанию империи в сфере создания бытовых товаров.
Таким образом, промышленный дизайн конца XIX и начала XX века в мире и в Российской империи развивался отражая экономическое, культурное и политическое положение каждой страны. Империя, находясь на стыке традиций и модернизации, сформировала свою уникальную интерпретацию промышленного дизайна, впитавшую как элементы западных стилей, так и национальные особенности.
Учебные заведения Империи
Стоит помнить, что Российская империя, хоть и отставала от темпов развития передовых промышленных держав, тем не менее и у нее были свои учебные заведения, направленные на подготовку художников декоративно-прикладного искусства.
В 1825 году была создано училище, предназначенная для обучения основам искусства и ремесленных навыков. Ее основание стало возможным благодаря инициативе графа Строганова, чье имя позже закрепилось за этим учебным заведением.
В 1876 году барон Александр Штиглиц основал Центральное училище технического рисования, которое стало одним из первых учреждений в России, сосредоточенных на подготовке специалистов в сфере искусства и дизайна. Учреждение было открыто благодаря его личному финансированию и сыграло важную роль в развитии художественного образования в стране.
Зарождение промышленного дизайна в СССР
Созидание государства и промышленности
В первые годы существования СССР дизайн рассматривался как инструмент для формирования нового социалистического образа жизни. Основные принципы, которыми руководствовались дизайнеры и инженеры, включали:
Функциональность: Предметы должны были быть простыми в использовании и отвечать реальным потребностям общества. Лишние декоративные элементы считались буржуазным излишеством.
Массовость: Продукция должна была быть доступной широким слоям населения. Это диктовало необходимость стандартизации и удешевления производства.
Идеологическая роль: Объекты дизайна должны были олицетворять коллективизм, прогресс и техническое превосходство советской системы. Последнее начало воплощаться в жизнь гораздо позже.
ВХУТЕМАС
Для достижения поставленной цели, а именно создание предметов быта, удовлетворяющих спектр условий, нужны были новые специалисты. Следовательно, нужно было разработать стратегию по взращиванию подобных кадров, надо было менять систему образования и запустить новые программы обучения.
В 1920 году был открыт ВХУТЕМАС или же Высшие художественно-технические мастерские. Это учебное заведение стало важным центром, способствующим развитию идей советского промышленного дизайна и других творческих направлений. Появление ВХУТЕМАСа связано с проведением Второй реформы художественного образования, утвержденной в 1920 году. Основной задачей ВХУТЕМАСа было обучение художников и дизайнеров, ориентированных на работу в промышленности.
ВХУТЕМАС включал в себя восемь факультетов, охватывающих практически все главные направления искусства и дизайна. Каждый факультет имел свою специфику и роль в образовательной системе:
Живописный факультет: Подготовка художников, работающих в станковой живописи. Акцент делался на цвет, форму и композицию.
Скульптурный факультет: Разработка монументальных и декоративных форм для архитектуры и городского пространства.
Архитектурный факультет: Здесь разрабатывались концепции конструктивизма в архитектуре, проекты жилых домов, фабрик, клубов и других сооружений.
Печатный факультет: Подготовка специалистов по графическому дизайну, типографике, шрифту и книжному искусству.
Текстильный факультет: Создание новых рисунков и фактур для тканей, предназначенных для массового производства.
Металлический факультет: Проектирование металлической мебели, посуды и утилитарных предметов.
Керамический факультет: Работа с глиной, фарфором и фаянсом. Создание утвари и декоративных изделий.
Деревянный факультет: Разработка мебели и других изделий из дерева для массового производства.
Во ВХУТЕМАСе проводили большую работу по разработке новых основ образования. Нужно было и вправду создать новую школу, не копируя прошлый опыт. Новые методы и подходы должны были стать основой для дизайна и искусства нового государства и идеологии.
Преподаватели
Александр Родченко
Выдающаяся творческая личность. Александр Родченко занимался фотографией, графическим дизайном, а во ВХУТЕМАСе он преподавал на деревообделочном и металлообрабатывающем факультетах. Многие его работы, как в графическом дизайне, так и в области фотографии распространены по всему миру. В 1925 году помогал оформлять павильон СССР для Всемирной выставки в Париже.
Владимир Татлин
Известный во всем мире художник и дизайнер, родоначальник и идеолог конструктивизма, одного из главных и известных направлений Советского союза. Является автором «Башни Татлина». Был участником авангардного объединения «Бубновый валет», знаменитого своими участниками и деятельностью.
Константин Мельников
Архитектор, который смог получить при жизни мировое признание и призвание как «Великий русский архитектор». Его работы были выделены коллегами всему миру, а ЮНЕСКО объявило 1990 год годом Константина Мельникова за заслуги перед мировой архитектурой. Основным стилем Мельникова был конструктивизм. В 1925 году по его проекту был возведен павильон СССР для Всемирной выставки в Париже.
Лазарь Лисицкий
Архитектор и графический дизайнер, преподаватель ВХУТЕМАСа. Это человек, который чувствовал всю силу графического дизайна для пропаганды идеологии. Его работа 1920 года «Клином красным бей белых» стала новой иконой для новой веры, иконой авангарда и социализма. Этот человек внес значительный вклад в типографику, работая над плакатами, книгами и журналами, его работы известны по миру и одной из основных задач он видел создание универсального языка для дизайна, ведь дизайн — это искусство для всех слоев общества.
Закат эпохи ВХУТЕМАСа
ВХУТЕМАС просуществовал 10 лет, с 1920 года по 1930. Произошла смена названия на ВХУТЕИН, это ознаменовало конец свободному творчеству дизайнеров, художников и архитекторов тех лет. Международное сотрудничество было сведено к минимуму, были расформированы большинство объединений, а на смену всему пришел соц. реализм, главная идеология во времена правления Сталина.
Хоть учреждение и существовало не очень долго, даже в рамках жизни человека, а не истории, тем не менее, в первые годы Советской власти, художники, дизайнеры и архитекторы почувствовали свободу, начали объединяться, а далее последовали эксперименты.
Можно с уверенностью сказать, что даже за такой короткий срок существования ВХУТЕМАС смог сильно повлиять на дизайн и архитектуру всего мира. Идеи и концепции, разработанные внутри стен мастерских, предвосхитили развитие функционализма и минимализма, выпускники продолжали влиять на союзный и мировой стили, а разработанные методики и принципы преподавания и подхода к дизайну, архитектуре и искусству оставили след на всей сфере творческого образования.
Сегодня ВХУТЕМАС многими признан важным этапом в истории искусства и дизайна, примером синтеза искусства, науки и промышленности.
После 1930 года в СССР начался период массового копирования западных товаров. Невозможно было создать исходный товар, ведь иногда не было материалов, иногда не хватало знаний и понимания, но чаще всего на ровне с вопросом материалов (нужно было создавать доступные товары для большинства людей), был и вопрос технологий.
Это касалось бытовых товаров, в военной промышленности и машиностроении были переменные, но успехи, например, создание первого в мире катера на воздушной подушке.
Война и ее последствия
Великая Отечественная война
Тяжелейшее время для страны наступило в 1941 году, когда началась Великая Отечественная война. Все заводы, фабрики и люди переключились на военную промышленность. В этот период не было ничего сколько-нибудь полезного в разработках бытовых товаров. Тогда разрабатывались форма, оружие и все что связано с обеспечением армии.
Много фабрик было расположено на территории западных частей страны. Например, рижский государственный электротехнический завод «ВЭФ», находившийся в Латвии. В 1941 году Латвия была оккупирована, а завод «ВЭФ» был передан немецкой компании «AEG».
В 1944 году, когда основные атаки врага были отражены и фронт давно двигался в сторону Германии, начались новые подвижки в промышленном дизайне.
В эти годы войны промышленность начала задумываться о будущем. В 1945 году незадолго до конца войны, Советский союз утвердил постановление о восстановлении художественно-промышленных училищ, ими были училища Строганова и Штиглица.
В результате были восстановлены два образовательных учреждения в сфере художественного и промышленного дизайна: Московское высшее художественно-промышленное училище (МВХПУ), или же Строгановское училище, и Ленинградское высшее художественно-промышленное училище (ЛВХПУ), ранее известное как Училище Штиглица.
После войны
После войны страна была в упадке, но благодаря форме правления и плановой экономике удалось в кратчайшие сроки начать возобновление промышленности. В 1946 же году вышла первая «Победа» на ГАЗе, производился автомобиль до 1958 года. Внешний вид был позаимствован с немецкого Opel Kapitan.
В 1949 году был налажен серийный выпуск первого массового черно-белого телевизора в СССР — модели КВН-49. Спустя несколько лет, в 1956 году, построили первый атомный ледокол «Ленин», а также началось производство знаменитого автомобиля ГАЗ-М21 «Волга».
В 1957 году было принято постановление «О развитии жилищного строительства в СССР», где новый генеральный секретарь Хрущев, успевший поменять многое в умах граждан, прокладывает новый путь в строительстве жилых домов, меняя облик страны и жизнь людей навсегда. Результатом постановления стали «хрущевки», типовые дома из доступных материалов.
Хрущевки изменили мир для людей в СССР и оставили глубокий след на всей продолжительности истории страны, дойдя и до нашего времени. Культ панелек и вечной ностальгии мог бы показаться людям того времени странным, ем не менее, отрицать вклад «хрущевок» в облик страны и городов невозможно. Это были дома не сложные в постройке, доступные и поистине массовые.
«Кухонные дебаты»
1959 год. В Москве а парке «Сокольники» прошла американская национальная выставка. На выставке были представлены автомобили, модная одежда, произведения американского искусства и даже образцы домов американских граждан. Выставку за 6 недель посетило примерно три миллиона человек. Именно на этой выставке граждане СССР смогли впервые попробовать пепси-колу.
Выставка известна не только из-за большого спора, важного для промышленного дизайна СССР, но и в большой степени из-за художественной выставки, в которой участвовали известные художники, скульпторы и дизайнеры.
Хоть на выставке и было представлено множество атрибутов жизни американцев, тем не менее, спор разгорелся не во время просмотра автомобилей или живописи, а из-за кухонь. Тогда, во время того как Никита Хрущев и тогдашний премьер-министр Ричард Никсон ходили по стендам современных кухонь и кухонного оборудования General Electric, разгорелся тот самый важнейший, так называемый, «Кухонные дебаты», который кардинально изменил облик промышленного дизайна СССР.
Ричард Никсон указал на превосходство американских товаров. Они удобнее, красивее, иновационнее. Как это обычно бывает, такие слова не проходят мимо ушей и бьют в сердце. Хрущев не оставил это дело нерешенным и было принято решение серьезно заняться советским промышленным дизайном, продвинутым и доступным. Для это уже были созданы учебные заведения и был опыт в новаторском подходе, хоть ВХУТЕМАС был уже давно закрыт.
ВНИИТЭ
Создание ВНИИТЭ
В 1962 году было опубликовано постановление «Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования», этот документ стал важным шагом к тому, чтобы не только перестать копировать зарубежные образцы, но и продемонстрировать преимущества социалистической системы, доказав ее способность реализовывать инновационные и амбициозные проекты.
На фоне постановления и для достижения цели был создан ВНИИТЭ, или же Всесоюзный Научно-Исследовательский Институт Технической Эстетики. Промышленного дизайна как такового не существовало, в союзе он назывался технической эстетикой. Получается, если выражаться более понятно был открыт НИИ Промышленного Дизайна.
ВНИИТЭ открыл свои филиалы в Москве, Ленинграде (Санкт-Петербурге), Киеве, Ереване, Свердловске (Екатеринбурге), Риге, Тбилиси и Баку, такие центры позволили развивать промышленный дизайн в стране более равномерно. Учреждение было открыто на пике оттепели, в момент ощущения свободы. Это было второе пришествие дизайна в СССР (первым было образование ВХУТЕМАСа и множества объединений на фоне свободного первого десятилетия Союза). Общее число сотрудников-дизайнеров составило почти 400 человек.
Была поставлена сложнейшая задача, нужно было улучшить все процессы проектирования и создания товаров. Нужна была единая система работы ВНИИТЭ и филиалов. Самые передовые люди были задействованы в этом направлении. Почти каждый завод имел при себе дизайнеров-конструкторов, но их не хватало, качество работ было удручающим. Поэтому ВНИИТЭ разрабатывал проекты, которые могли бы использовать люди на местах.
Государственная система художественного конструирования зародилась именно в тот момент и все благодаря новому подходу ВНИИТЭ.
Дизайнеры ВНИИТЭ были людьми прогрессивными и именно в этом учреждении были возможны разговоры о дизайне, искусстве, моде и развитии. Это был островок свободы творческой мысли, который существовал в идеологически закрытой стране.
С другой стороны, именно эта закрытость, плановая экономика, не готовность к кардинальным решениям и консерватизм не давали ВНИИТЭ создавать еще более уникальные продукты. Даже уже доведенные до последней стадии проекты, казалось бы, должны были выйти на внутренний рынок, но практика показала, что даже после всех проверок и стадий часто проекты не видели свет.
Юрий Соловьев
Этот человек был самой главной фигурой для второй волны дизайна СССР, а может и для всего дизайна Советского союза. Юрий Соловьев был человеком талантливым, он смог собрать лучшую команду методологов, психологов, философов, художников и дизайнеров, он тот человек без который смог поистине начать новую ветвь эволюции промышленного дизайна в стране.
Именно он создал и выстроил государственную систему дизайна в стране, вопреки всем ограничивающим факторам.
Заключение
Стоит выделить условия. Созидание государства дало, с одной стороны, тяжелую экономическую нагрузку, а с другой даровало свободу, только формируя идеологические ценности. На первых этапах дизайн СССР представлял собой кладезь новаторства. Началом истории именно промышленного дизайна Советского союза можно считать ВХУТЕМАС и его факультеты, новый подход к преподаванию, не забытый авангард, новые формы. Все это формировало новый стиль и его особенности.
Если брать путь промышленного дизайна в Союзе целиком, можно смело выделить два этапа расцвета. Самое начало существования государства и ВХУТЕМАС, а так же второй этап, который начался после спора о том кто же живет лучше и у кого товары качественнее.
Второй этап начался с постановления и организации ВНИИТЭ, основного локомотива Советского дизайна. Организованная работа, общие стандартны, многочисленные разработки и свободомыслие в стенах учреждения — это то, что создало тот самый стиль, футуристичный, необычный, но человеческий и направленный для людей.
Разобрав решения и вспомнив о людях причастных можно смело сказать, что становление промышленного дизайна СССР — это результат тяжелейшей работы многих людей, который, тем не менее, дал плоды. В то время были разработаны средства коммуникации, навигация, автомобили, бытовые товары. Знак качества придуманный во ВНИИТЭ определял реальную пригодность товара, а международные конференции, организованные Союзом были и правда известны на весь мир.
ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/articles/865878/
Добавить комментарий