Маркетплейсы занимают ключевую роль в цифровой экономике: на площадках проще покупать и продавать. На Wildberries и Ozon пришлось 78% всех заказов в российской электронной торговле за второе полугодие 2023 года, а количество заказов увеличилось до 5,1 млрд.
В этом материале мы рассмотрим основные шаги для запуска мобильного приложения своего маркетплейса. Статья охватывает разные методы разработки — от nocode-платформ до кастомных решений и гибридных подходов с использованием headless CMS. Это поможет выбрать технологии и стратегии для проекта.
Шаг 1. Выбор подхода для разработки
Разработка мобильного приложения для маркетплейса требует тщательного планирования и выбора методологии. Основные подходы — Design First, Backend First и интегрированный подход — имеют свои плюсы и минусы. Design First фокусируется на пользовательском опыте и интерфейсе: приложение будет удобным, но его разработка — долгой из-за сложного проектирования и UX-исследований. На старте нужны большие вложения, но так вы снизите расходы на исправление ошибок в будущем.
Backend First экономически выгоден для сложных систем, где важна безопасность. Подход ориентирован на серверную архитектуру и бизнес-логику, что создаёт надёжную основу, но задерживает обратную связь от пользователей. Это может привести к затратам на доработки.
Часто лучшего результата достигают благодаря комбинации подходов — параллельная работа над интерфейсом и серверной частью позволяет учитывать потребности пользователей, возможности бэкенда и улучшать общую согласованность.
Использование микросервисов Docker, Kubernetes и CI/CD ускоряет разработку и повышает качество продукта. Итеративный процесс и обратная связь способствуют более гибкому адаптированию функциональности под изменения потребностей пользователей.
Таким образом, комбинация Design First и Backend First, с интеграцией параллельной разработки и автоматизации, помогает создать качественный и конкурентоспособный продукт и ускоряет релиз приложения.
Шаг 2. Выбор технологий
Создание мобильного приложения требует специфического подхода для эффективной работы на разных устройствах и платформах.
Нативная разработка
Swift для iOS и Kotlin для Android обеспечивают высокую производительность и полный доступ к функциям устройства. Этот подход требует множества ресурсов, но подходит для приложений с геолокацией, уведомлениями и другими системными функциями.
Кросс-платформенная разработка
React Native и Flutter позволяют использовать единый код для разных платформ, обеспечивая почти нативный опыт. Ограниченный доступ к функциям, таким как Bluetooth и NFC, может потребовать доработок. Это экономически выгодно благодаря сокращению ресурсов.
Гибридная разработка
Подходит для быстрого создания при ограниченном бюджете. Использует веб-технологии (HTML, CSS, JavaScript) внутри нативного контейнера через WebView. Фреймворки Cordova или Ionic позволяют использовать один код для всех платформ, но снижают производительность и требуют плагинов для сложных функций.
Nocode-платформы
С FlutterFlow и Bubble можно создавать приложения с помощью визуальных редакторов, что удобно для малого бизнеса с небольшим бюджетом, но будьте готовы к ограничениям в кастомизации и масштабируемости. В блоге Exolve составляли подборку подобных сервисов.
PWA
Этот гибрид сайта и мобильного приложения работает через браузер, без установки из магазина, но для приложения маркетплейса, на наш взгляд, такое решение сомнительно.
Рекомендации по выбору подхода
Выбор зависит от сложности проекта и бюджета. Нативная разработка подходит для высоких требований к производительности. Кросс-платформенный метод сокращает время и затраты при сохранении качества. Гибридный — обеспечит быстрое создание приложения с базовыми функциями. Nocode-платформы удобны для малого бизнеса, но ограничены в кастомизации.
Шаг 3. Моделирование данных
Моделирование данных — критически важная часть проектирования мобильного маркетплейса.
Выбор базы данных
На выбор влияет множество факторов, включая требования к согласованности данных, скорость доступа, масштабируемость и сложность запросов. Рассмотрим две основные категории баз данных: реляционные (SQL) и нереляционные (NoSQL).
Реляционные базы данных
Используют строгую систему с таблицами, строками и столбцами. Данные в этих таблицах связаны между собой через ключи.
Примеры:
-
PostgreSQL — мощная, открытая, объектно-реляционная база данных, известная своей надёжностью и мощными возможностями, такими как поддержка JSON и геопространственных данных.
-
MySQL — популярный инструмент для веб-приложений из-за своей производительности и простоты использования.
-
Oracle Database — предлагает расширенные функции для больших предприятий и идеально подходит для сложных транзакционных систем.
Нереляционные базы данных
NoSQL-базы обеспечивают гибкость в работы с данными и часто без строгой схемы.
Примеры:
-
MongoDB — документоориентированная и хранит данные в формате, похожем на JSON. Отличается высокой гибкостью схемы.
-
Cassandra — подходит для решений, где требуется большая масштабируемость и доступность без компромиссов в отношении производительности.
-
Redis — часто применяется для кеширования и в качестве очереди сообщений, хранит данные типа «ключ — значение».
-
Neo4j — идеально подходит для анализа сложных связей между данными.
Выбор ORM
Object-Relational Mapping позволяет программистам работать с данными как с объектами в коде, а не через SQL-запросы. Правильный выбор ORM очевидно ускоряет разработку, упрощает поддержку и масштабирование приложения.
Язык программирования
ORM должно соответствовать языку программирования, который вы используете в проекте. Например:
-
JavaScript/Node.js: Sequelize, TypeORM, Mongoose (для MongoDB), Prisma.
-
Python: Django ORM (часть Django Web Framework), SQLAlchemy.
-
Java: Hibernate, JPA (Java Persistence API).
-
Ruby: ActiveRecord (часть Ruby on Rails), Sequel.
Поддержка базы данных
Не каждое ORM поддерживает все типы баз данных. Поэтому, если вы используете PostgreSQL, выберите ORM, которое хорошо с ней интегрируется, например Sequelize или TypeORM для Node.js.
Масштабируемость и производительность
Разные ORM предлагают определённые уровни производительности и масштабируемости. Некоторые могут лучше справляться с большими объёмами данных или сложными запросами. Проанализируйте, хорошо ли ORM масштабируется вместе с вашим приложением.
Лёгкость использования и сообщество
Оцените, насколько легко использовать выбранное ORM; есть ли подробная документация и обучающие ресурсы, активное сообщество.
Функциональность
Разные ORM предлагают те или иные функции:
-
Миграции. Возможность управлять изменениями в базе данных по мере развития приложения.
-
Ассоциации/связи. Осуществление сложных связей между данными, таких как «один ко многим», «многие ко многим».
-
Транзакции. Поддержка транзакций для обеспечения целостности данных.
Примеры популярных ORM
-
Sequelize. ORM для Node.js, поддерживает все основные SQL-базы данных. Хорошо документировано и имеет широкое сообщество.
-
TypeORM. Ориентировано на TypeScript, работает с SQL и NoSQL базами. Поддерживает активные записи и репозиторий паттернов.
-
Prisma. Современное ORM для Node.js и TypeScript, автоматически генерирует клиентскую библиотеку на основе схемы базы данных, что упрощает запросы и миграции.
Выбор паттерна проектирования
Архитектурные паттерны упрощают поддержку и масштабирование кода. Рассмотрим популярные паттерны для бэкенда маркетплейса.
Model-View-Controller
MVC разделяет приложение на Model, View и Controller, что улучшает масштабируемость и тестирование.
Плюсы: чёткое разделение обязанностей, улучшенная масштабируемость и тестирование.
Минусы: сложные зависимости между компонентами могут затруднять разработку.
Model-View-Presenter
MVP использует Presenter для обработки логики, что упрощает View и улучшает тестирование.
Плюсы: лучшее разделение ответственности, простота тестирования.
Минусы: избыточность для небольших приложений.
Model-View-ViewModel
MVVM использует ViewModel для связывания данных и интерфейса, улучшая модульность и тестируемость.
Плюсы: удобное управление состоянием, модульность, улучшенная тестируемость.
Минусы: проблемы при динамичном обновлении интерфейса.
Clean Architecture
Паттерн делит приложение на уровни, улучшает абстракцию и тестирование. Внутренние уровни представляют бизнес-логику, а внешние — детали инфраструктуры.
Плюсы: низкая связанность, высокая абстракция, упрощённое тестирование.
Минусы: сложность внедрения и больший объём кода.
Рекомендации
Чтобы разработать приложение маркетплейса, лучше всего использовать Clean Architecture. Этот паттерн обеспечивает гибкость, высокую масштабируемость и лёгкость добавления новых функций, что особенно важно для растущего проекта. MVC также может подойти для начальных версий, если требуется быстрое решение, но позже возникнут сложности.
Определение сущностей и их атрибутов
Это ключевой этап проектирования базы данных и структуры приложения. Сущности представляют собой объекты или концепции, которые имеют важное значение для бизнеса, а атрибуты — характеристики или свойства этих сущностей.
Процесс определения сущностей и атрибутов
-
Идентификация сущностей:
-
Начните с анализа бизнес-процессов и требований.
-
Определите ключевые объекты, которые имеют значение в контексте приложения. Например, в мобильном маркетплейсе такими сущностями могут быть Пользователь (User), Товар (Product), Заказ (Order), Отзыв (Review).
-
Определение атрибутов:
-
Для каждой сущности определите необходимые атрибуты, которые нужно сохранять в базе данных.
-
Атрибуты должны точно описывать свойства сущности. Например, для сущности Пользователь атрибуты могут включать Имя (Name), Электронная почта (Email), Телефонный номер (Phone Number).
-
Установление отношений:
-
Выявите, как сущности связаны друг с другом. Эти отношения помогут вам определить, какие связи необходимо реализовать в базе данных.
-
Например, Пользователь может делать множество Заказов (отношение «один ко многим» между Пользователем и Заказами).
-
Нормализация:
-
Нормализуйте базу данных, чтобы избежать избыточности и повысить эффективность хранения данных.
-
Разделите данные так, чтобы каждый их логический элемент был сохранён только в одном месте.
Важность атрибутов
Атрибуты выбирают так, чтобы максимально эффективно и точно описать каждую сущность. Они должны:
-
быть релевантными для бизнес-процессов;
-
обеспечивать достаточную информацию для выполнения бизнес-операций;
-
поддерживать интегритет данных через валидацию и ограничения.
Инструменты и методики
В процессе определения сущностей и атрибутов часто используются инструменты визуализации, такие как ER-диаграммы (схемы «сущность — связь»), которые помогают представить структуру базы данных и отношения между сущностями.
Этот процесс требует тесного сотрудничества между аналитиками, разработчиками и бизнес-стейкхолдерами: необходимо удостовериться, что структура данных полностью соответствует потребностям приложения и поддерживает его функциональность.
Шаг 4. Панель администратора
Панель администратора нужна для управления пользователями, товарами, заказами, аналитикой и интеграцией с другими системами, что обеспечивает стабильную работу маркетплейса и высокое качество сервиса. Главный вопрос — разработка собственной админки или использование готового решения, такого как headless CMS. Оба подхода имеют свои преимущества и недостатки.
Кастомная админка
Кастомная админка позволяет настраивать функциональность под уникальные требования, интегрироваться с внутренними системами и API, а также обеспечивает высокий уровень безопасности. Это важно для автоматизации, масштабирования и управления большими объёмами данных в мобильных приложениях маркетплейсов.
Headless CMS
Headless CMS управляет контентом через API (REST или GraphQL), позволяя использовать его на любых платформах. Обеспечивает централизованное управление, масштабируемость и интеграцию с другими системами.
Популярные Headless CMS для мобильных приложений
-
Contentful — мощная коммерческая платформа с богатым API и широкими возможностями кастомизации.
-
Strapi — гибкая, открытая и модифицируемая headless CMS.
-
Sanity — уникальная платформа с возможностью реального времени и портативным текстом для лёгкого встраивания контента.
-
Prismic — пользовательский интерфейс и простота в использовании делают его хорошим выбором для команд, которые не хотят углубляться в технические детали.
Шаг 5. Проектирование пользовательского интерфейса
Изучите несколько популярных маркетплейсов, пройдя по их сценариям использования, сделайте скриншоты и задокументируйте пользовательские пути. Затем оставьте только нужные для первой версии приложения маркетплейса элементы.
Ниже мы рассмотрим основные функции и экраны, без которых пользоваться приложением будет практически невозможно. Несмотря на разнообразие маркетплейсов, основные функции остаются неизменными.
Регистрация и вход
Используйте валидацию данных на клиенте и шифрование для защиты информации. Предусмотрите регистрацию через электронную почту, телефон и социальные сети. Мы, например, уже писали о реализации доступа в личный кабинет с помощью Flet. В некоторых случаях может пригодиться генерация кодов верификации, гайд про Go тоже подойдёт.
Каталог товаров
Должны быть реализованы фильтры, сортировка и поиск. Используйте Lazy Loading для загрузки товаров по мере прокрутки, чтобы улучшить производительность.
Карточка товара
Страница должна содержать фото, цену, описание, характеристики, отзывы и рейтинг. Позже обязательно добавьте рекомендации других товаров — это мощный инструмент повышения продаж.
Корзина и оформление заказа
Для управления выбранными товарами сохраняйте данные в локальном хранилище, чтобы не потерять их при отсутствии интернета. Оформление заказа должно включать выбор способа оплаты и доставки.
Профиль пользователя
У пользователей должна быть возможность редактировать свои данные, добавлять адреса доставки, просматривать историю заказов с чеками.
Уведомления и сообщения
Реализуйте оповещения о статусе заказов и специальных предложениях с помощью push-уведомлений и SMS-рассылок. Добавьте возможность общения между покупателями и продавцами.
Поиск и фильтры
Поиск необходимо сделать эффективным, с автодополнением и оптимизацией запросов. Фильтры и сортировка помогут пользователям быстрее находить товары.
Оплата и доставка
Процесс оплаты должен быть простым, иначе люди не дойдут до последнего шага. Добавьте различные методы оплаты с указанием адреса для доставки товара и комментариев курьеру.
Не забудьте учесть сбор обратной связи после доставки, этот кейс разобрали чуть ранее.
Коммуникации с пользователями
Предусмотрите способы связи для получения обратной связи и решения проблем. Подключите систему тикетов, поддержку чатов и звонков через виртуальную АТС, например, с использованием мобильной SDK МТС Exolve, которая подойдёт для нативных и кросс-платформенных приложений.
Если решите запустить коммуникации между продавцами, курьерами и пользователями, то лучше позаботиться о виртуальных номерах при совершении звонков и отправке SMS. Это исключит дальнейший спам и улучшит аналитику по диалогам.
Шаг 6. Разработка фронтенда
Фронтенд приложения отвечает за пользовательское взаимодействие с интерфейсом, обработку ввода и отображение данных с сервера.
Работа с сетевыми запросами
Используйте библиотеки для сетевых запросов (Alamofire для iOS, Retrofit для Android, Axios для кросс-платформенных решений). Настройте корректное создание запросов и обработку ответов. Обязательно добавьте обработку ошибок и повторные попытки для временных проблем с соединением.
Обработка ошибок
Обрабатывайте сетевые ошибки и ошибки API, предоставляя пользователям понятные сообщения, чтобы они знали, как реагировать на проблемы.
Безопасность
Используйте HTTPS для шифрования данных и безопасное хранение токенов (например, Secure Storage). Совет: используйте многофакторную аутентификацию для критически важных операций.
Распределение логики между клиентом и сервером
Часть логики можно обрабатывать на клиенте для улучшения производительности, например фильтрацию данных. В том числе валидация данных, но окончательная проверка должна быть на сервере. Совет: избегайте излишней логики на клиенте, чтобы не усложнять приложение.
Оптимизация и масштабируемость
Повышайте производительность: загрузку, кеширование данных, плавность интерфейса. Фронтенд должен поддерживать масштабирование с увеличением пользователей и данных.
Разработка фронтенда для мобильного маркетплейса — это сложный процесс, требующий тщательного планирования и внимания к деталям.
Шаг 7. Тестирование мобильного приложения
Чтобы убедиться, что MVP готов к использованию, необходимо провести тестирование. Основные категории тестирования включают:
Функциональное тестирование
-
Пользовательские функции — проверка операций, таких как регистрация, добавление товаров в корзину, оформление заказа, процесс оплаты, работа с отзывами и сообщениями.
-
Проверка ролей — убедиться, что у разных пользователей (покупатели, продавцы, администраторы) есть доступ только к своим функциям.
-
Интеграция платёжных систем — проверить, что оплата работает.
Интерфейс
-
Проверка корректной работы интерфейса на различных устройствах и разрешениях.
Производительность
-
Нагрузочное тестирование — на случай успешного запуска.
-
Измерение времени отклика на основные операции.
-
Проверка устойчивости серверной части.
Безопасность
-
Авторизация и аутентификация — можно зарегистрироваться и войти.
-
Защита транзакций — проверка безопасности платежей и защиты данных от мошенничества.
Регрессионное тестирование
-
Повторное тестирование после изменений для подтверждения стабильности.
Тестирование совместимости
-
Проверка iOS и Android-версий на соответствие функциональности.
-
Оценка работы на разных моделях смартфонов и планшетов.
Тестирование сети
-
Проверка работы при низкой скорости интернета.
-
Оценка работы без доступа к интернету.
Запуск бета-версии для получения обратной связи и выявления багов. Это также помогает привлечь аудиторию и создать рекламную воронку через акции за найденные ошибки.
Заключение
Успешность мобильного приложения заключается в соблюдении основных методик разработки и налаживании коммуникации между участниками команды. Начните проект с выбора подхода разработки, технологий, подберите уже готовые механизмы, которые соответствуют вашим задачам. Затем настройте работу с данными, подготовьте панель администратора и личный кабинет пользователя. И только потом выделите ресурсы на фронтенд и мобильное приложение.
Если у вас был опыт создания подобных приложений для маркетплейса, поделитесь опытом в комментариях.
Подписывайтесь на наш Хаб, следите за новыми гайдами и получайте приз
Каждый понедельник мы случайным образом выбираем победителей среди новых подписчиков нашего Хабр-канала и дарим крутые призы от МТС Exolve: стильные рюкзаки, лонгсливы и мощные беспроводные зарядки. Победители прошлых розыгрышей и правила.
ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/articles/867332/
Добавить комментарий