Битрикс: от модулей к сервисам 2

от автора

Приветствую всех неравнодушных! Я являюсь руководителем разработки в компании DD Planet, и сегодня, наконец-то, дошли руки написать продолжение статьи

Битрикс: от модулей к сервисам
Приветствую всех не равнодушных! Хочу поделиться с вами историей о том, как мы рефакторили код проек…

habr.com

Во второй части статьи мы рассмотрим, как с помощью DDD структурировать домены, выстроить иерархию сервисов, настроить зависимости и внедрить DI-подход.

Продолжаем переводить архитектуру на DDD, и первым делом мы регистрируем пространство имен в файле init.php.

Внимание, копнем в этом моменте поглубже!

Сколько бы проектов, основанных на DDD, я ни изучал, каждый раз сталкивался с тем, что есть теория, которую мы все знаем, но практика у каждого своя, к примеру:

1 вариант. Автор делает доменную логику, отделяя ядро и общие независимые модули в отдельную структуру.

2 вариант. Автор выкладывает всю логику первого слоя на корневом уровне. Таким образом, первый слой будет состоять из наибольшего количества директорий.

   

3 вариант. Архитектура, основанная на фичах, где каждая фича живёт своей жизнью и полностью содержит в себе архитектурные наборы, — такой вариант хорош для распиливания на микросервисы.

Ссылки для тех, кому интересно почитать

Domain Driven Design на практике
Эванс написал хорошую книжку с хорошими идеями. Но этим идеям не хватает методологической основы. Оп…

habr.com

Clean Architecture, DDD, гексагональная архитектура. Разбираем на практике blog на Symfony
Всем привет! Давайте знакомиться 😉 Я Аня, и я php разработчик. Основной стек — Magento. С недавних …

habr.com

По итогу мы видим, что деление на слои есть, а вот в каком порядке — это не столь важно. Тут приведу пример, где в одном домене собрано вообще все, и это, надо признать, та же самая архитектура, как и в пункте 3 выше:

Какой напрашивается вывод? Нет правильной схемы — есть лишь иерархия, основанная на логике проекта.

Создадим нашу основную архитектуру 

local

App
                      Application сам Битрикс является этим слоем. Нам он не понадобится.

Domains — сюда складываем логику проекта.

Infrastructure — тут у нас будут лежать сервисы для интеграций.

Shared (Lib) — тут мы будем складывать сервисы, общие как для проекта, так и легко переносимые на другие проекты, и всякие хелперы, не завязанные на бизнес-логику.

Сервисный подход:

Для упрощения дальнейшей поддержки и доработок нужно сделать так, чтобы все разработчики действовали по аналогии, довольно сильно ограничивая свою фантазию относительно структуры, но не ограничиваясь в возможностях.

Таким образом, нам понадобится сервисный подход, который позволит одинаково обращаться к совершенно разным системам, а именно:

Layer\ServiceName\ServiceNameService::create($serviceId)->module()->methods()

Пример: 

App\Domains\Order\OrderService::create()->repository()->getElementById($id);

App\Infrastructure\Http\HttpService::create(HTTPEnums::GUZZLE->value)->client()->send(array $body, Url $url)

Практика

1.  В первую очередь смерджим наш composer.json в папке local с тем, который у нас в ядре, при помощи merge-plugin, чтобы не лезть в папку bitrix с доработками.

{   "version": "1.0.0",   "name": "name",   "description": "description",   "authors": [     {       "name": "name",       "email": "email"     }   ],   "extra": {     "installer-paths": {       "modules/{$name}/": [         "type:bitrix-module"       ]     },     "merge-plugin": {       "require": [         "../bitrix/composer-bx.json"       ]     }   },   "require": {     "php": ">=8.2",     "psr/container": "2.0",     "psr/http-client": "^1.0",     "psr/http-message": "^1.0",     "psr/log": "^3.0",     "...": "...",   },   "config": {     "vendor-dir": "../bitrix/vendor",     "allow-plugins": {       "composer/installers": true,       "php-http/discovery": true     }   },   "require-dev": {     "phpunit/phpunit": "11.3.0"   },   "scripts": {     "test": "phpunit"   }  }

Затем зарегистрируем нашу архитектуру, используя собранный набор вендоров в файле init.php, подключение классов будет автоматически, согласно PSR-4:

use Bitrix\Main\Application;  use Bitrix\Main\Loader;  require(Application::getDocumentRoot() . "/bitrix/vendor/autoload.php");  /*****  * Подключение архитектурных классов.  *****/  try {     Loader::registerNamespace(         "App",         Loader::getDocumentRoot() . "/local/App"     );  } catch (LoaderException $e) {  LoggerFacade::app()->error('Error include namespace: ' . $e->getMessage());  throw new \Exception($e->getMessage());  }

Слой домена: тут каждый домен будет являть из себя полный набор необходимых ему для жизни функций, чтобы в дальнейшем можно было легко начать распил на микросервисы.

Каждый доменный сервис, для единого подхода с другими слоями, в которых подключение сервисов идет через паттерн «абстрактная фабрика», будет подключаться через паттерн «простая фабрика» и через нее возвращать сам себя.

Создаем интерфейс для сервисов домена:

<?php  namespace App\Domains\Contracts;  interface BaseServiceInterface  {     /**      * Method create service by key.      * @return mixed      */     public static function create(): self;

И применяем к нашему классу:

<?php  namespace App\Domains\Order\Services;  use App\Domains\Contracts\BaseServiceInterface;  use App\Domains\Order\Services\Exchange\ExchangeService;  use App\Domains\Order\Services\Repository\OrderRepository;  use App\Shared\DI\Container;  use Bitrix\Main\ArgumentException;  readonly class OrderService implements BaseServiceInterface  {     /**      * @throws ArgumentException      */     public static function create(): self     {         return (new Container())->get(self::class);     }     public function __construct(         private OrderRepository $repository,         private ExchangeService $exchangeService     )     {     }     public function repository(): OrderRepository     {         return $this->repository;     }     public function exchange(): ExchangeService     {         return $this->exchangeService;     }  }

Теперь мы можем обратиться к сервису и вызвать его дочерние классы, которые мы в него внедрили через паттерн DI

public function __construct(         private OrderRepository $repository,         private ExchangeService $exchangeService     )

Так, мы можем получить доступ к методу по пути OrderService::create()->repository()->getDealRepositoryByDealId($id);

Но если заметили, в методе create() используется какой-то Container()? Так вот, если мы вернем DI-инъекцию классов, то они будут требовать объявления передаваемых объектов, и нам придется прописывать инициализацию для всей структуры в каждой зависимости, на каждом уровне, что очень кропотливо.

return new self(new OrderRepository(), new ExchangeService());

Если брать symfony и laravel, то там это решается при помощи хелперов app(). Вот выдержка из документаций:

If you are using it as in your example — you’ll get no profit. But Laravel container gives much more power in this resolving that you cannot achieve with simple instantiating objects.

  1. Binding Interface — you can bind specific interface and it’s implementation into container and resolve it as interface. This is useful for test-friendly code and flexibility — cause you can easily change implementation in one place without changing interface. (For example use some Countable interface everywhere as a target to resolve from container but receive it’s implementation instead.)

  2. Dependency Injection — if you will bind class/interface and ask it as a dependecy in some method/constructor — Laravel will automatically insert it from container for you.

  3. Conditional Binding — you can bind interface but depending on the situation resolve different implementations.

  4. Singleton — you can bind some shared instance of an object.

  5. Resolving Event — each time container resolves smth — it raises an event you can subscribe in other places of your project.

And many other practises… You can read more detailed here http://laravel.com/docs/5.1/container

В нашем случае мы вручную создадим динамический контейнер, который нам вернет инстанс со всеми иерархическими объявлениями:

<?php  namespace App\Shared\DI;  use Bitrix\Main\ArgumentException;  use Exception;  use Psr\Container\ContainerExceptionInterface;  use Psr\Container\ContainerInterface;  use Psr\Container\NotFoundExceptionInterface;  use ReflectionClass;  use ReflectionException;  /**  * Класс для генерации контейнеров.  * @package App\Shared\DI  */  class Container implements ContainerInterface  {     private array $objects = [];     /**      * @inheritDoc      */     public function has(string $id): bool     {         return isset($this->objects[$id]) || class_exists($id);     }     /**      * Метод возвращает инстанс класса по его ключу.      *      * @param string $id      * @return mixed      * @throws ArgumentException      */     public function get(string $id): mixed     {         try {             return                 isset($this->objects[$id])                     ? $this->objects[$id]()         // "Старый подход"                     : $this->prepareObject($id); // "Новый" подход         } catch (ContainerExceptionInterface|NotFoundExceptionInterface|Exception $exception) {             throw new ArgumentException($exception->getMessage());         }     }     /**      * @throws Exception      */     private function prepareObject(string $class): object     {         try {             $classReflector = new ReflectionClass($class);             // Получаем рефлектор конструктора класса, проверяем - есть ли конструктор             // Если конструктора нет - сразу возвращаем экземпляр класса             $constructReflector = $classReflector->getConstructor();             if (empty($constructReflector)) {                 return new $class;             }             // Получаем рефлекторы аргументов конструктора             // Если аргументов нет - сразу возвращаем экземпляр класса             $constructArguments = $constructReflector->getParameters();             if (empty($constructArguments)) {                 return new $class;             }             // Перебираем все аргументы конструктора, собираем их значения             $args = [];             foreach ($constructArguments as $argument) {                 // Получаем тип аргумента                 $argumentType = $argument->getType()->getName();                 // Получаем сам аргумент по его типу из контейнера                 $args[$argument->getName()] = $this->get($argumentType);             }             // И возвращаем экземпляр класса со всеми зависимостями             return new $class(...$args);         } catch (ReflectionException|ContainerExceptionInterface|NotFoundExceptionInterface $e) {             throw new Exception($e->getMessage());         }     }  }

Таким образом, все внедренные зависимости в сервис всегда будут одним и тем же объектом, и мы сможем изменять значения в дочерних классах, при этом в самих классах, используя зависимости, к примеру:

CurlService::create()->client()->setUrl($url);

CurlService::create()->actions()->send($message);

Так как в CurlActions такой же инстанс подключается через иерархическую зависимость:

readonly class CurlActions implements ActionsInterface  {     /**      * @throws ArgumentException      * @throws SystemException      */     public function __construct(         private CurlClient $client     )     {         $this->client->init();     }

2. Инфраструктурные сервисы

Раз мы заговорили о CURL, он является типичным представителем инфраструктуры, но легко заменяется тем же Guzzle, и большинство сервисов инфраструктуры легко взаимозаменяемы, как, например, разные провайдеры СМС.

Тут нам понадобится фабрика, построенная на интерфейсах, а не конкретной реализации. К примеру, у curl и guzzle должен быть метод init(), метод setBody() и метод send(). А вот их конкретная реализация нас мало интересует.

Подготавливаем родительский интерфейс для сервиса:

<?php  namespace App\Infrastructure\Contracts;  interface BaseServiceInterface  {     /**      * Method create service by key.      * @param int $typeId  ID сервиса.      * @return mixed      */     public static function create(int $typeId): mixed;  }

Через $typeId будем передавать, какой именно тип сервиса мы хотим получить. Чтобы разработчики не запутались в том, какие сервисы как называются, создаем константы в Enums:

<?php  namespace App\Infrastructure\Enums\Http;  enum ServicesEnums : int  {     case CURL = 1;     case GUZZLE = 2;  }

И интерфейс для класса с инъекциями, который он будет возвращать:

<?php  namespace App\Infrastructure\Contracts\Http;  interface ServiceInterface  {     public function client(): ClientInterface;     public function repository(): RepositoryInterface;     public function actions(): ActionsInterface;  }

Создаем сервис и в него передаем тип:

<?php  namespace App\Infrastructure\Services\Http;  use App\Infrastructure\Contracts\BaseServiceInterface;  use App\Infrastructure\Contracts\Http\HttpRequestInterface;  use App\Infrastructure\Contracts\Http\ServiceInterface;  use App\Infrastructure\Enums\Http\ServicesEnums;  use App\Infrastructure\Enums\Logger\TypeEnums;  use App\Infrastructure\Services\Http\Curl\CurlService;  use App\Infrastructure\Services\Http\Guzzle\GuzzleService;  use App\Shared\DI\Container;  use Exception;  class HttpService implements BaseServiceInterface  {     /**      * @throws Exception      */     public static function create(int $typeId = ServicesEnums::CURL->value): ServiceInterface     {         return match ($typeId) {             ServicesEnums::CURL->value => (new Container())->get(CurlService::class),             ServicesEnums::GUZZLE->value => (new Container())->get(GuzzleService::class),             default => throw new Exception('Unexpected match value'),         };     }     /**      * Логирование обмена данными.      *      * @param HttpRequestInterface $context      * @param TypeEnums $type Источник логов.      * @return void      */     public static function log(HttpRequestInterface $context, TypeEnums $type = TypeEnums::ORDERS): void     {         $method = debug_backtrace()[1]['function'];         $message = "Http: {$context->method}::{$method} [{$context->id_entity}]";         LoggerFacade::app('Http' . DIRECTORY_SEPARATOR . $context->service . DIRECTORY_SEPARATOR . $type->name . DIRECTORY_SEPARATOR )->info($message, (array)$context);         LoggerFacade::elk()->info($message, (array)$context);     }  }

 

Создаем классы для каждого сервиса по отдельности и возвращаем общие для сервиса интерфейсы:

Каждый сервис предоставляет функциональность через инъекции:

<?php  namespace App\Infrastructure\Services\Http\Curl;  use App\Infrastructure\Contracts\Http\RepositoryInterface;  use App\Infrastructure\Contracts\Http\ServiceInterface;  use App\Infrastructure\Services\Http\Curl\Actions\CurlActions;  use App\Infrastructure\Services\Http\Curl\Client\CurlClient;  readonly class CurlService implements ServiceInterface  {     public function __construct(         private CurlClient  $client,         private CurlActions $actions,     )     {     }     public function client(): CurlClient     {         return $this->client;     }     public function repository(): RepositoryInterface     {         // TODO: Implement repository() method.     }     public function actions(): CurlActions     {         return $this->actions;     }  }

В итоге получается, что мы имеем набор контрактов для каждого сервиса, чтобы эти сервисы имели не реализацию, а описание структуры.

Таким образом, мы сможем обращаться уже по тому пути, который приводился в примере выше:

App\Infrastructure\Http\HttpService::create(HTTPEnums::GUZZLE->value)->client()->send( $body, $url)

Итог:

По результату, у нас получилась архитектура 

local\App\Domains\<Name>\NameService.php

local\App\Domains\<Name>\<SubDir>\SubDirClass.php

local\App\Infrastructure\Services\<Name>\NameService.php

local\App\Infrastructure\Services\<Name>\<SubDir>\SubDirClass.php

local\App\Shared\Services\<Name>\NameService.php

local\App\Shared\Services\<Name>\<SubDir>\SubDirClass.php

И мы можем выстраивать архитектуру на любую глубину, к примеру:

App\Shared\Services\ManagementService::create()->filesystem()->modules()->psr()->actions()->registerSplByMask(mask: $mask, baseDir : 'local')

Плюс, перенос между проектами папки Infrastructure и Shared происходит простым копированием этих директорий.


ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/articles/869428/