Стагнация на мидле: когда работаешь, но остаёшься на месте

от автора

Годы идут. Джуниорское прошлое уже позади. Ты вроде бы уже тёртый калач, да и деньги платят хорошие. Не 300к в наносекунду, но на пшеничный смузи с вяленой рыбкой хватает. Но что-то не так. Есть стойкое ощущение пустоты впереди. Будто ты никуда не двигаешься. Стрелка компаса хаотично мечется в разные стороны, непонятно, что учить дальше, куда двигаться и «кем ты хочешь стать, когда вырастешь?».

Остановка в карьерном росте рано или поздно ждёт каждого разработчика. Но это не значит, что ты не сможешь пробить собственный потолок. Давай разберём, почему это происходит и как это можно исправить.

Почему это происходит

Обучающего материала много. Полно и курсов. Но большинство из них нацелены на разработчиков начального уровня: стажёр → мидл.

Очевидно, это связано с наполненностью рынка. «Вкатунов» очень много, и спрос на знания для новичков огромен. Как только воронка сужается, толпа джунов отсеивается, и лишь определённая часть становится мидлами. Учить джунов пачками куда легче и дешевле, чем передавать падавану (мидлу) джедайские практики.

В итоге: чем больше знаешь, тем сложнее искать более углубленную информацию. Если в самом начале тебя буквально вели за ручку, то теперь ты предоставлен сам себе. Преодолев этот рубеж, начинается реальная «прокачка» твоего профессионализма. Считай, что ты прошёл игровое обучение — и теперь начался основной сюжет.

Что делать

Для начала стоит понять, кем ты себя видишь в конечном итоге: сеньором, тимлидом, менеджером проектов и т.д. Это решение нужно принимать самостоятельно, в зависимости от твоих изначальных карьерных целей.

Скорее всего, первый вопрос, который ты себе задашь: «Как мне развиваться дальше, если мои задачи стали слишком простыми, рутинными и попросту неинтересными? Менять работу я пока не хочу.»

Окей, всё не так безнадёжно, как кажется. Даже в самой, казалось бы, застойной карьере всегда есть возможность прокачать себя как специалиста. Хватит возлагать ответственность за своё развитие на бизнес! У компании свои задачи, и она будет решать именно их — не больше и не меньше.

Не «Плато», а поле для экспериментов

В условиях кромешного «плато» можно превратить свою работу в поле для экспериментов. Собери воедино все процессы и проблемы, которые тебе не нравятся в команде, и начни их решать. Да-да, плевать, что это не твоя работа и за это тебе не заплатят. На кону стоит нечто большее, чем деньги. Главным призом станет твой переход на новую ступень.

Что я предлагаю? Выключай рабочую безинициативную лошадку и включай проактивного лидера. Не нравится, как коллеги пишут код? Внедри в команду стайл-гайд, добавь документацию и стандартизируй процесс код-ревью. Сложно продвигать идеи? Создай группу единомышленников. В группе идеи будет продвигать проще.

Твоя задача — стать негласным лидером среди ближайших коллег. Лидером в нормальном понимании: не «шефом», а тем, кто умеет вдохновить. Коллеги, которые боятся жаловаться или менять что-то в одиночку, первыми поддержат тебя. Просто стань голосом тех, кто уже давно опустил руки и смирился с несовершенством процессов.

Важно: я не говорю, что нужно взваливать на себя чужую работу. Я предлагаю сдвинуть камень с мёртвой точки. Если сможешь зажечь огонь надежды в глазах остывших коллег, они станут твоими руками. Вместе вы сможете улучшить многое. Даже если вас будет всего двое, это уже шанс что-то изменить.

Помни про правило Бойскаута

Сделай своей основной целью — улучшение процесса разработки для всей команды. Постарайся решать боли коллег настолько, насколько это в твоих силах. Главное — помнить, что мы играем в долгую: не стоит загораться и быстро выдыхаться. Тебе нужно удерживать этот ритм как можно дольше.

Кстати, недавно я писал о том, как беречь свой рабочий ресурс. Советую ознакомиться — вот статья.

Уходя с проекта, оставь его в лучшем состоянии, чем он был до твоего прихода.

Личный пример

Однажды мне стало скучно работать рядовым программистом. Я внезапно решил попробовать изменить что-то в общем рабочем процессе.

Одной из главных болей нашей команды фронтенд-разработчиков была группа кочующих от сервиса к сервису фулстеков, которые писали больше на скорость, нежели на качество. Годом ранее уже пытались бороться с этим, но без внятных лидеров мнений дело не сдвинулось.

Я начал с коллег-фронтендеров: прошёлся по ним и собрал обратную связь. Внезапно выяснилось, что эта проблема напрягает не только меня, но и остальных ребят. Тогда я решил объединить их, взять инициативу на себя и написать декларацию по работе с кодом (по сути, стайлгайд).

К написанию документации я привлёк коллег, чтобы каждый мог повлиять на итоговый результат. После нескольких созвонов и итераций мы довели документ до ума и объявили, что он вступает в силу с текущего момента. Мы обязали всех, кто причастен к фронтовому коду, соблюдать этот документ и проводить код-ревью, строго опираясь на его требования.

Параллельно я держал руководителя в курсе нашей «тайной вечери» и получил похвалу за инициативность.

Что мне дала эта небольшая инициатива?

  • Я засветился перед руководством.

  • Получил первый опыт управления.

  • Убедился на практике: под лежачий камень вода не течёт.

  • Научился комплексно решать большую проблему

Финальный вывод

Иногда стоит отбросить желание делать всё только за деньги и попробовать, пусть даже через небольшое самопожертвование, сдвинуть закостенелые и кривые процессы с мёртвой точки.

Возможно, в текущей компании твои усилия не приведут к повышению или не будут оценены по достоинству. Но это не главное. Главное — то, каким ты пришёл в этот проект и каким из него уйдёшь!

Как мне подобные инициативы помогли сдвинуться с мидловой позиции? Всё просто! Как только ты перестаёшь фокусироваться исключительно на линейной работе, начинаешь смотреть на процесс разработки в целом, анализировать, делать выводы и править что-то на операционном уровне, ты автоматически становишься ближе к следующей ступени.


ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/articles/864630/


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *