Привет Хабр! Меня зовут Татьяна Ошуркова, я разработчик, аналитик и автор телеграм-канала IT Talks. Сегодня задачи системного аналитика включают в себя множество различного функционала, границы которого намного шире, чем просто работа с документацией. Одна из таких нетипичных задач, по моему опыту, с которой системные аналитики все чаще сталкиваются на сегодняшний день – проектирование пользовательских интерфейсов.
Задача проектирования заключается в создании эффективных, удобных и интуитивно понятных интерфейсов, которые удовлетворяют потребности пользователей и бизнеса. Для системного аналитика данная задача, можно сказать, выходит за рамки прямых обязанностей. Зачастую такие задачи аналитик берет на себя в случае нехватки необходимых ролей в команде. Для решения таких задач аналитику необходимо владеть основной теорией проектирования интерфейсов.
В этой статье мы рассмотрим основные аспекты проектирования интерфейсов для системных аналитиков, принципы UX/UI и теории проектирования, а также связь требований с прототипами.
15 января я проведу бесплатный вебинар: «Аналитик в команде. Актуальные проблемы и их решения», где я расскажу о проблемах в задачах системного аналитика и подходах к их решению. Запись на вебинар доступна по ссылке.
Понимание принципов UX/UI
UX (User Experience) и UI (User Interface) — это два важнейших аспекта проектирования интерфейсов, которые тесно связаны, но имеют разные задачи.
-
UX (пользовательский опыт) фокусируется на общем восприятии системы пользователем: насколько удобно, понятно и эффективно он может выполнить свои задачи. Это включает анализ сценариев взаимодействия, устранение точек неудобства и обеспечение логики действий.
-
UI (пользовательский интерфейс) отвечает за визуальную составляющую: кнопки, формы, меню, шрифты и цвета. UI направлен на обеспечение визуальной привлекательности и функциональности интерфейса.
Ключевая задача системного аналитика, решающего задачи проектирования — это объединить UX и UI для создания интерфейса, который соответствует требованиям бизнеса и удобен для конечных пользователей. Проектирование интерфейсов основывается на нескольких ключевых принципах, которые помогают создать интуитивно понятный и эффективный интерфейс. Рассмотрим несколько основных:
-
Ориентация на пользователя. Пользователь всегда должен быть в центре проектирования интерфейса. Это значит, что все элементы системы должны учитывать его потребности, задачи и ожидания. Аналитику важно определить ключевые сценарии использования. Например, если интерфейс разрабатывается для курьерской службы, водителям важно обеспечить быстрый доступ к маршрутам и статусам доставки, а диспетчерам — к инструментам управления заявками и мониторингу курьеров в реальном времени. Такой подход позволяет учитывать особенности работы каждой категории пользователей.
-
Простота и минимализм. Чем проще интерфейс, тем быстрее пользователь сможет освоить его и эффективно использовать. Минимализм помогает избежать перегрузки информацией и лишними элементами. Например, при разработке формы ввода данных стоит показывать только ключевые поля, а дополнительные параметры скрывать в выпадающем меню. Простота особенно важна для новых пользователей, которые еще не знакомы с системой.
-
Последовательность. Последовательность оформления и поведения элементов интерфейса снижает когнитивную нагрузку на пользователя. Все кнопки, шрифты, цвета и иконки должны соответствовать единому стилю. Например, если кнопка подтверждения в одном разделе интерфейса зеленая, она должна оставаться зеленой и в других разделах. Системному аналитику важно документировать эти правила, создавая гайдлайны или шаблоны интерфейсов.
-
Обратная связь. Интерфейс должен четко сообщать пользователю о выполнении его действий или об ошибках. Это позволяет повысить предсказуемость системы и снизить уровень стресса у пользователей. Например, после нажатия кнопки «Сохранить» система должна показать сообщение «Данные успешно сохранены» или указать на ошибочные поля, если сохранение не удалось.
-
Эффективность взаимодействия. Система должна помогать пользователю выполнять задачи максимально быстро и удобно. Это можно достигнуть за счет автоматизации рутинных процессов, использования автозаполнения или сокращения числа кликов. Например, в системе для обработки заявок можно реализовать функцию автоподстановки данных клиента по идентификатору или шаблоны для повторяющихся действий.
Основные теории и законы проектирования интерфейсов
При проектировании интерфейсов важно учитывать не только практические принципы UX/UI-дизайна, но и базовые теории и законы, которые объясняют, как пользователи взаимодействуют с системой. Эти законы помогают принимать обоснованные решения, создавая интуитивно понятные и эффективные интерфейсы. Рассмотрим ключевые теории и законы проектирования интерфейсов:
-
Закон Хика (Hick’s Law). Время, необходимое для принятия решения, увеличивается с ростом количества вариантов. Когда пользователь видит слишком много опций, он тратит больше времени на выбор, что замедляет взаимодействие с системой. Например, если в мобильном приложении банка в меню будут отображаться все функции сразу (выписки, переводы, кредиты, инвестиции и др.), это может вызвать путаницу. Вместо этого можно сгруппировать опции по категориям, чтобы сократить число видимых вариантов и облегчить выбор.
-
Закон Фиттса (Fitts’ Law). Время, необходимое для достижения цели (например, клика на кнопку), зависит от расстояния до цели и ее размера. Кнопки и элементы, которые пользователь часто использует, должны быть крупными и располагаться в легкодоступных местах. Например, кнопка «Оплатить» в банковском приложении может быть крупной и находиться в нижней части экрана, где ее легко нажать большим пальцем на смартфоне.
-
Закон Миллера (The Magical Number Seven). Человеческая кратковременная память способна одновременно удерживать около 7 ± 2 элементов. При проектировании интерфейсов важно не перегружать пользователя информацией. Например, если система отображает список операций, то вместо показа сразу всех транзакций за год лучше ограничиться последними 5–10 операциями с возможностью загрузить дополнительные данные по запросу.
-
Принцип близости (Law of Proximity). Пользователи воспринимают элементы, расположенные рядом друг с другом, как связанные. Это особенно важно для группировки данных. Например, при отображении информации о транзакциях в банковском приложении стоит визуально объединять дату, сумму и описание операции в один блок. Это помогает пользователю быстрее ориентироваться в данных.
-
Закон Якоба (Jakob’s Law). Пользователи предпочитают интерфейсы, к которым они уже привыкли. В банковском приложении стоит использовать знакомые элементы дизайна, такие как значок «лупа» для поиска, корзина для удаления операций или стандартное расположение навигационного меню. Это снижает когнитивную нагрузку и ускоряет адаптацию пользователя.
-
Теория загрузки памяти (Cognitive Load Theory). Интерфейсы должны минимизировать когнитивную нагрузку, предоставляя только ту информацию, которая необходима в данный момент. Например, если пользователь открывает раздел «Переводы», ему должны быть видны только опции, связанные с переводами, такие как выбор карты отправителя, получение шаблонов и ввод реквизитов. Остальные функции можно скрыть, чтобы не отвлекать внимание.
-
Закон Постела (Postel’s Law). «Будь строг к себе и терпим к другим». Интерфейсы должны быть гибкими в обработке ввода данных от пользователей. Например, если пользователь вводит номер банковской карты без пробелов, система должна автоматически форматировать его. Или, если клиент вводит дату платежа в разном формате (например, «01/01/2025» или «1 января 2025»), система должна интерпретировать их одинаково.
Требования к интерфейсам и их связь с прототипами
Проектирование интерфейсов начинается с формирования требований. Для системного аналитика в задачах проектирования интерфейса важно не только формализовать эти требования, но и связать их с визуальным представлением — прототипами. Этот процесс позволяет согласовать ожидания всех участников проекта и минимизировать риски недопонимания.
Требования к интерфейсам — это описание того, как система должна выглядеть и работать с точки зрения пользователя. Важно сформулировать как минимум функциональные и нефункциональные требования, дополняющие спроектированный интерфейс для того, чтобы детализировать и уточнить технические аспекты и алгоритм работы системы при взаимодействии пользователя и интерфейсом.
Функциональные требования. Описывают, что пользователь может делать в системе.
-
Возможность авторизации через логин и пароль.
-
Поиск по истории транзакций.
-
Создание шаблонов для регулярных платежей.
Нефункциональные требования. Определяют, как интерфейс должен работать.
-
Интерфейс должен адаптироваться под разрешения экранов от 1280×720 до 3840×2160.
-
Поддержка работы в офлайн-режиме с последующей синхронизацией данных при подключении к интернету.
По своему опыту могу сказать, что часто при детализированных прототипах может показаться, что нет необходимости дополнительного описания требований. Но это большая ошибка, так как очевидные для нас при проектировании интерфейса аспекты могут быть непонятны для разработки и тестирования, что может повлечь за собой несогласованность и разночтение требований. Прототипы не заменяют требования, а дополняют их, выполняя ряд ключевых задач:
-
Выявление пробелов в требованиях. Прототипы позволяют обнаружить отсутствующие или неучтенные аспекты. Например, при проектировании формы перевода средств прототип может показать, что не хватает функции выбора шаблона, хотя она важна для пользователей.
-
Обеспечение ясности сложных сценариев. Визуализация помогает упрощать сложные процессы. Например, сценарий восстановления доступа к аккаунту, включающий подтверждение через SMS и email, становится понятным благодаря прототипу, где показана последовательность экранов и действий.
-
Согласование с заинтересованными сторонами. Прототипы позволяют всем участникам проекта увидеть будущее приложение. Это помогает избежать недоразумений и получить обратную связь на раннем этапе. Например, заказчик может оценить расположение элементов интерфейса и предложить изменения, прежде чем начнется разработка.
-
Основа для тестирования. Прототипы становятся основой для проверки выполнения требований. Например, если требование предполагает отображение статуса перевода, прототип помогает убедиться, что этот элемент включен и соответствует ожиданиям.
Подведем итоги
Понимание принципов UX/UI, использование теорий проектирования и правильное формулирование требований являются ключевыми аспектами работы системного аналитика, решающего задачи проектирования интерфейсов. Эти знания помогут создавать интерфейсы, которые будут удобными, функциональными и соответствующими задачам пользователей и бизнеса.
В завершение делюсь литературой, которая поможет вам при решении задач проектирования интерфейса:
-
Веб-дизайн. Элементы опыта взаимодействия. Гарретт Джесс
-
Проектирование веб-интерфейсов. Скотт Билл, Нейл Тереза
-
Разработка интерфейсов. Паттерны проектирования. Тидвелл Дженифер, Брюэр Чарли
-
UX/UI дизайн для создания идеального продукта. Полный и исчерпывающий гид. Шуваев Ярослав Александрович
-
100 главных принципов дизайна. Уэйншенк Сьюзан
ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/articles/872168/
Добавить комментарий