Поиграем? Как геймификация превращает сотрудников в мотивированную команду

от автора

Привет, Хабр! 

А что, если работу можно сделать игрой, а рутину — захватывающим квестом? В этой статье мы исследуем, как игровые механики помогают прокачивать команды, увлекать сотрудников и добиваться реальных результатов. Катя Елькина, менеджер проектов по обучению и развитию в IT-компании «Автомакон», делится своим опытом превращения офисных будней в игру с высоким уровнем вовлеченности. 

Если вы задумывались, как сделать работу интереснее, а команду — сильнее, читайте дальше.

От скучных тренингов к увлекательным играм: новый формат обучения сотрудников

Вовлеченность сотрудников — один из главных факторов успеха компании. Но реальность такова: по данным Gallup, только 23% сотрудников действительно вовлечены в свою работу. Зато компании, где с вовлеченностью все в порядке, показывают на 21% более высокую прибыльность.

В последние годы геймификация из маркетингового трюка превратилась в мощный инструмент HR и обучения. Например, исследование Zippa в 2023 году показало: 69% работников заявили, что останутся в компании более 3-х лет, если она будет использовать игровые элементы в рабочем процессе.

Играйте с умом: как использовать геймификацию для роста бизнеса

Использование игр для решения бизнес-задач — идея не новая. С 1960-х годов она прошла путь от простых ролевых игр до современных комплексных бизнес-симуляций. Вот что работает сегодня:

  1. Бизнес-симуляции

    • Моделируют реальные процессы;

    • Помогают отработать навыки принятия решений в «безопасной песочнице»;

    • Учат видеть взаимосвязи в бизнесе.

  2. Командные квесты

    • Развивают soft skills и коммуникацию;

    • Помогают выявлять лидеров;

    • Сплачивают команду / укрепляют командный дух.

  3. Обучающие игры

    • Обеспечивают практику в ненавязчивой форме;

    • Дают мгновенную обратную связь;

    • Усиливают мотивацию через эмоциональное вовлечение.

Игры работают: причины и факты

Командные игры создают уникальную среду для развития soft skills и укрепления командного духа. В игровом формате сотрудники естественным образом учатся взаимодействовать, принимать решения и находить нестандартные подходы к решению проблем.

Игры — это не просто весело, но и эффективно. Это подтверждается и нейробиологией. Игры включают те механизмы мозга, которые отвечают за удовольствие и обучение. При участии в игре:

  • Активируется выработка дофамина, что усиливает мотивацию

  • Задействуются механизмы социального обучения

  • Создается эмоциональная привязка к получаемому опыту

Например, согласно LinkedIn Learning Report, геймификация на 32% снижает риск выгорания.

Кейсы из практики

Трансформация команды поддержки

Передо Катей стояла задача помочь крупной компании наладить работу службы поддержки. Изначальная ситуация была типичной для многих компаний: 

  • Проблемы с коммуникацией как внутри команды, так и с клиентами.

  • Отсутствие стандартов взаимодействия.

  • Низкий уровень эмпатии в работе с клиентами.

Решение проблемы потребовало комплексного подхода:

1. Внедрение стандартов цифрового этикета через практическое обучение: разработка гайдлайнов коммуникации, практические воркшопы.

2. Еженедельные разборы реальных кейсов из клиентской практики.

3. Квартальные командные игры для развития soft skills. Да-да, игры помогли команде не только наладить климат, но и выстроить коммуникации между друг другом и клиентами. 

Поделимся отзывом руководителя той компании:

«Екатерина проводила для команды Техподдержки несколько бизнес-игр, всегда на разные тематики, с разными сценариями. Особенно важны и полезны эти игры были для нас в самом начале, когда объединили в одну большую команду несколько разрозненных отделов и нужно было познакомиться с коллегами поближе. Некоторые сотрудники раскрылись с новых сторон, потом было гораздо проще выстраивать с ними рабочие отношения. Шутки некоторых помню до сих пор) Кто-то охотнее упоминал о своих хобби, о своем прошлом опыте. Оказывалось порой, что некоторые сотрудники уже стали закадычными друзьями друг другу. И порой становилось понятно, в чем действительно силен сотрудник, какую работу ему можно было бы поручить. Большое внимание в своих играх Екатерина уделяла корпоративным ценностям, мы много говорили о команде, о том, как бы нам объединиться для достижения одной цели.

«Игры напоминали в том числе и о том, в какой классной компании мы все работаем, поднимали рабочий настрой».

Особенно эффективными оказались две авторские игры:

«Таинственный остров»

«Таинственный остров» — игра-симуляция, которая создает ситуации, требующие совместного планирования и принятия решений, что естественным образом развивает навыки коммуникации и взаимодействия. 

  • Сценарий: спастись после авиакатастрофы и вернуться домой.

  • Навыки: планирование, командная работа, принятие решений.

  • Средняя оценка участников: 4,6 из 5. 

Отзывы участников об игре: 

«Все участники получили массу положительных эмоций и мне кажется, что оно сделало нас немного ближе с коллегами».

‍«Было здорово, такие мероприятия нужны команде на регулярной основе».

«Аватар: Дух команды»

«Аватар: Дух команды» — игра, объединяющая участников общей целью спасения дерева жизни. В процессе игры сотрудники не только учатся работать на общий результат, но и раскрывают свой лидерский потенциал, лучше понимают свою роль в команде.

  • Сценарий: спасти дерево жизни.

  • Навыки: лидерство, сплоченность, распределение ролей.

  • Средняя оценка: 4,9 из 5.

Отзывы участников об игре: 

«Интересно было наблюдать, как коллеги увеличивали свою концентрацию на деталях их команды (перки при выбросе определенных чисел) с учетом убывающих жизней у дерева. И порадовала сплоченность к концу игры, когда одна команда дошла до дерева — было принято правильное решение, как продвинуть быстрее самую отстающую. Игра интересна тем, что дает понять — работа в сплоченном коллективе приносит большее КПД, нежели тащить все в одного».

«Игра была поистине командной: мы договаривались о принятии решений, меняли роли участников так, чтобы каждый мог попробовать себя в новой «должности»: лидер, счастливая рука и вершитель судьбы».

«Сама концепция игры была выстроена последовательно: шаг за шагом мы приближались к назначенной цели, преодолевая препятствия: пропуск хода, опережение соперника (борьба морального характера)».

«Мы развивали не только командные навыки, но и личностные, выбирая между продвижением себя к цели или помощь другой команде».

«Проведение тренингов в формате игры, по моему мнению, формирует в людях вышеперечисленные качества гораздо быстрее, нежели это было по типу лекции по слайдам».

«Большое спасибо, нам это нужно! Ждём с нетерпением новых приключений по личностному и корпоративному росту!»

Результаты, которые удалось достичь

Результаты внедрения игровых практик превзошли ожидания:

  • Повысилось качество клиентского сервиса, что подтверждается позитивными отзывами клиентов;

  • Сотрудники стали увереннее применять полученные навыки в реальных ситуациях;

  • Улучшился психологический климат в команде;

  • Выросла способность сотрудников самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.

Рекомендации по внедрению игровых практик

Если вы хотите внедрить командные игры, вот что мы советуем:

  1. Начните с диагностики текущих проблем команды

  2. Выбирайте игровые форматы, соответствующие целям развития. Важно, чтобы игры помогали командам решать реальные задачи, а не просто развлекали.

  3. Обеспечивайте регулярность игровых практик

  4. Собирайте обратную связь и корректируйте подходы

  5. Поддерживайте связь игровых ситуаций с реальными рабочими задачами. Играть всегда здорово и весело, но важно, чтобы было весело с умом.

Заключение

Командные игры – это не просто модный тренд, а научно обоснованный и проверенный на практике инструмент развития персонала. Они помогают сотрудникам развиваться, командные связи, повышают эффективность работы и создают здоровую корпоративную культуру. Главное — подходить к геймификации системно и осознанно, с четким пониманием целей развития команды.

Делитесь в комментариях, какие игровые методики использует ваша команда и что из этого получилось.


ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/articles/872866/