Web-сервер на базе Cowboy

от автора

Привет!
В этом туториале я планирую показать тем, кто еще не знаком с веб-сервером Cowboy, как им пользоваться. Для людей, которые имеют опыт работы с ним, данный туториал врядли будет интересен, а вот для тех, кто знает о Ковбое лишь по наслышке — welcome!

Что мы будем делать:

  1. Простейшая установка и запуск сервера
  2. Краткий обзор роутинга, обслуживание статики
  3. Шаблонизация с помощью ErlyDTL (Django Template Language для Erlang)


Для удобства работы нам потребуется rebar, установка нехитрая:

> git clone git://github.com/basho/rebar.git && cd rebar && ./bootstrap 

Теперь у нас в директории появился исполняемый файл rebar — копируем (а лучше линкуем) его куда-нибудь в $PATH. Например:

> sudo ln -s `pwd`/rebar /usr/bin/rebar 

And here we go!

Простейшая установка и запуск сервера

Для начала создадим директорию и скелет для нашего будущего приложения, в этом нам поможет rebar. Переходим куда-нибудь, где будем создавать приложение и выполняем следующую команду:

> mkdir webserver && cd webserver && rebar create-app appid=webserver 

Команда rebar create-app appid=webserver создает скелет простейшего Erlang-приложения и теперь наша директория webserver должна выглядеть таким образом:

Следующее, что мы сделаем — добавим зависимость от Cowboy, Sync, Mimetypes и Erlydtl. Cowboy — наш web-сервер, Sync — утилита, которая позволит нам не перезагружать наш сервер при каждом изменении и будет сама перекомпилировать измененные модули при обновлении, Mimetypes — библиотека для определения соответствия расширения с mimetype (пригодится, когда будем заниматься отдачей статики), а Erlydtl — шаблонизатор. Создадим конфигурационный файл для rebar под названием rebar.config:

Содержимое rebar.config

{deps, [ 	{cowboy, ".*", {git, "https://github.com/extend/cowboy.git", {branch, "master"}}}, 	{sync, ".*", {git, "git://github.com/rustyio/sync.git", {branch, "master"}}}, 	{mimetypes, ".*", {git, "git://github.com/spawngrid/mimetypes.git", {branch, "master"}}}, 	{erlydtl, ".*", {git, "git://github.com/evanmiller/erlydtl.git", {branch, "master"}}} ]}. 

Создадим файл src/webserver.erl, с помощью которого мы пока будем просто запускать и останавливать наш сервер:

Содержимое src/webserver.erl

-module(webserver).  %% API -export([ 	start/0, 	stop/0 ]).  -define(APPS, [crypto, ranch, cowboy, webserver]).  %% =================================================================== %% API functions %% ===================================================================  start() -> 	ok = ensure_started(?APPS), 	ok = sync:go().  stop() -> 	sync:stop(), 	ok = stop_apps(lists:reverse(?APPS)).  %% =================================================================== %% Internal functions %% ===================================================================  ensure_started([]) -> ok; ensure_started([App | Apps]) -> 	case application:start(App) of 		ok -> ensure_started(Apps); 		{error, {already_started, App}} -> ensure_started(Apps) 	end.  stop_apps([]) -> ok; stop_apps([App | Apps]) -> 	application:stop(App), 	stop_apps(Apps). 

Теперь вызов webserver:start() запустит по-очереди приложения crypto, ranch, cowboy, webserver и автообновление с помощью Sync, а webserver:stop остановит все запущенное в обратном порядке.
Каскад готов, пора уже переходить к Ковбою. Открываем webserver_app.erl и редактируем функцию start/2:

Функция webserver_app:start/2

start(_StartType, _StartArgs) -> 	Dispatch = cowboy_router:compile([ 		{'_', [ 			{"/", index_handler, []}, 			{'_', notfound_handler, []} 		]} 	]), 	Port = 8008, 	{ok, _} = cowboy:start_http(http_listener, 100, 		[{port, Port}], 		[{env, [{dispatch, Dispatch}]}] 	), 	webserver_sup:start_link(). 

В правилах диспатчинга мы указали, что абсолютно все запросы кроме "/", которые будут приходить на сервер, мы будем обслуживать с помощью notfound_handler (будем отдавать 404 ошибку), а запросы к "/" будем обрабатывать с помощью index_handler. Значит, стоит их создать:

Содержимое src/index_handler.erl

-module(index_handler). -behaviour(cowboy_http_handler). %% Cowboy_http_handler callbacks -export([ 	init/3, 	handle/2, 	terminate/3 ]).  init({tcp, http}, Req, _Opts) -> 	{ok, Req, undefined_state}.  handle(Req, State) -> 	Body = <<"<h1>It works!</h1>">>, 	{ok, Req2} = cowboy_req:reply(200, [], Body, Req), 	{ok, Req2, State}.  terminate(_Reason, _Req, _State) -> 	ok. 

Содержимое src/notfound_handler.erl

-module(notfound_handler). -behaviour(cowboy_http_handler). %% Cowboy_http_handler callbacks -export([ 	init/3, 	handle/2, 	terminate/3 ]).  init({tcp, http}, Req, _Opts) -> 	{ok, Req, undefined_state}.  handle(Req, State) -> 	Body = <<"<h1>404 Page Not Found</h1>">>, 	{ok, Req2} = cowboy_req:reply(404, [], Body, Req), 	{ok, Req2, State}.  terminate(_Reason, _Req, _State) -> 	ok. 

Вот и все — мы создали простейший веб-сервер, который умеет обрабатывать запросы на localhost:8008 и localhost:8008/WHATEVER. Теперь осталось скомпилировать и запустить веб-сервер:

> rebar get-deps > rebar compile > erl -pa ebin deps/*/ebin -s webserver 

rebar get-deps подтянет зависимости из конфига, rebar compile скомпилирует код, а erl -pa ebin deps/*/ebin -s webserver запустит сам сервер. Кстати, самое время создать простенький Makefile для облегчения выполнения вышеперечисленных операций:

Содержимое Makefile

 REBAR = `which rebar`  all: deps compile  deps: 	@( $(REBAR) get-deps )  compile: clean 	@( $(REBAR) compile )  clean: 	@( $(REBAR) clean )  run: 	@( erl -pa ebin deps/*/ebin -s webserver )  .PHONY: all deps compile clean run 

Теперь компилировать проект можно будет вызовом make, а запускать вызовом make run
После того, как сервер был запущен, можно перейти сначала на localhost:8008, а затем на localhost:8008/whatever и убедиться, что сервер работает ожидаемо, отдавая «It works» на первый запрос и «404 Page Not Found» на второй

Краткий обзор роутинга, обслуживание статики

Роутинг в Ковбое не сказать, что самый удобный, однако вполне сносный — основные фишки вроде передачи параметров в URL и валидация этих параметров доступны. Пока у нас в правилах диспатчинга есть лишь два роута:

{"/", index_handler, []}, {'_', notfound_handler, []} 

Которые находится внутри другого, определяющего, для какого хоста мы будем использовать вложенные. Подробнее об этом и о роутинге в целом можно почитать здесь: github.com/extend/cowboy/blob/master/guide/routing.md а здесь я уточню лишь что атом ‘_’ означает, что роут будет матчить запросы к абсолютно всем адресам, notfound_handler — имя модуля, который будет обрабатывать заматченные запросы, а [] — список доп. параметров, передаваемых модулю
Хранить статику мы будем в директории priv в поддиректориях priv/css priv/js, priv/img и матчить ее будем по следующим правилам:

/css/WHATEVER -> /priv/css/WHATEVER /js/WHATEVER  -> /priv/js/WHATEVER /img/WHATEVER -> priv/img/WHATEVER 

Для этого добавим 3 роута соответственно:

Dispatch = cowboy_router:compile([ 	{'_', [ 		{"/css/[...]", cowboy_static, [ 			{directory, {priv_dir, webserver, [<<"css">>]}}, 			{mimetypes, {fun mimetypes:path_to_mimes/2, default}} 		]}, 		{"/js/[...]", cowboy_static, [ 			{directory, {priv_dir, webserver, [<<"js">>]}}, 			{mimetypes, {fun mimetypes:path_to_mimes/2, default}} 		]}, 		{"/img/[...]", cowboy_static, [ 			{directory, {priv_dir, webserver, [<<"img">>]}}, 			{mimetypes, {fun mimetypes:path_to_mimes/2, default}} 		]}, 		{"/", index_handler, []}, 		{'_', notfound_handler, []} 	]} ]). 

функция mimetypes:path_to_mimes/2 отвечает за отдачу верного mimetype по расширению файла.
Легко можно заметить, что предыдущие 3 роута почти полностью копируют друг друга за мелкими исключениями, давайте вынесем генерацию роута для статики в функцию и заменим ей роуты:

Static = fun(Filetype) -> 	{lists:append(["/", Filetype, "/[...]"]), cowboy_static, [ 		{directory, {priv_dir, webserver, [list_to_binary(Filetype)]}}, 		{mimetypes, {fun mimetypes:path_to_mimes/2, default}} 	]} end, Dispatch = cowboy_router:compile([ 	{'_', [ 		Static("css"), 		Static("js"), 		Static("img"), 		{"/", index_handler, []}, 		{'_', notfound_handler, []} 	]} ]). 

Теперь, чтобы новые правила диспатчинга вступили в силу, нам нужно либо перезагрузить сервер, либо воспользоваться функцией cowboy:set_env/3
Первое — неспортивно, да и перезагружать сервер на каждый чих в правилах роутинга замучаешься, поэтому добавим функцию для обновления роутинга в нашем файле webserver, чтобы можно было в консоли вызвать webserver:update_routing(). И, чтобы функция webserver:update_routing/0 знала о новых роутах — вынесем их определение в отдельную функцию. В итоге файл webserver_app.erl примет следующий вид:

Содержимое src/webserver_app.erl

-module(webserver_app). -behaviour(application).  %% Application callbacks -export([ 	start/2, 	stop/1 ]).  %% API -export([dispatch_rules/0]).  %% =================================================================== %% API functions %% ===================================================================  dispatch_rules() -> 	Static = fun(Filetype) -> 		{lists:append("/", Filetype, "/[...]"), cowboy_static, [ 			{directory, {priv_dir, webserver, [list_to_binary(Filetype)]}}, 			{mimetypes, {fun mimetypes:path_to_mimes/2, default}} 		]} 	end, 	cowboy_router:compile([ 		{'_', [ 			Static("css"), 			Static("js"), 			Static("img"), 			{"/", index_handler, []}, 			{'_', notfound_handler, []} 		]} 	]).  %% =================================================================== %% Application callbacks %% ===================================================================  start(_StartType, _StartArgs) -> 	Dispatch = dispatch_rules(), 	Port = 8008, 	{ok, _} = cowboy:start_http(http_listener, 100, 		[{port, Port}], 		[{env, [{dispatch, Dispatch}]}] 	), 	webserver_sup:start_link().  stop(_State) -> 	ok. 

Теперь добавим функцию update_routing в модуль webserver.erl:

Функция webserver:update_routes/0

update_routes() -> 	Routes = webserver_app:dispatch_rules(), 	cowboy:set_env(http_listener, dispatch, Routes). 

И не забудьте добавить функцию в аттрибут -export(), после чего он станет выглядеть так:

%% API -export([ 	start/0, 	stop/0, 	update_routes/0 ]). 

выполняем в консоли webserver:update_routes()., создаем директории для статики

> mkdir priv && cd priv && mkdir css js img 

и кладем туда какие-нибудь соответствующие файлы, после чего можно проверить, что они отдаются, как и предполагалось, по адресу localhost:8008/PATH/FILE

Шаблонизация с помощью ErlyDTL (Django Template Language для Erlang)

Evan Miller, автор небезызвестного web-фреймворка Chicago Boss под Erlang, портировал Django Template Language (https://docs.djangoproject.com/en/dev/topics/templates/) на Erlang и получилось это, откровенно говоря, довольно круто. Собственно, именно этот шаблонизатор я бы и порекомендовал к использованию в ваших будущих проектах — альтернатив лучше я пока не видел.
Создаем новую директорию webserver/tpl и сохраняем туда три шаблона:

Содержимое tpl/layout.dtl

<!DOCTYPE html> <html> <head> 	<title>Webserver</title> </head> <body> {% block content %}{% endblock %} </body> </html> 

Содержимое tpl/index.dtl

{% extends "layout.dtl" %} {% block content %} <h1>Hello, {{ username | default : "stranger" }}!</h1> {% endblock %} 

Содержимое tpl/404.dtl

{% extends "layout.dtl" %} {% block content %} <h1>URL <span style="color:red;">{{ url }}</span> does not exists.</h1> {% endblock %} 

Чтобы использовать шаблоны, их нужно скомпилировать. Делается это с помощью erlydtl:compile/3 следующим образом:

ok = erlydtl:compile("tpl/layout.dtl", "layout_tpl", []), ok = erlydtl:compile("tpl/index.dtl", "index_tpl", []), ok = erlydtl:compile("tpl/404.dtl", "404_tpl", []). 

Последний аргумент — список опций для компиляции шаблона, прочитать о которых подробнее можно здесь: github.com/evanmiller/erlydtl
Чтобы руками не компилировать все шаблоны каждый раз при изменении, создадим функции в модуле webserver, которые будут заниматься перекомпиляцией:

Функции для перекомпиляции шаблонов

c_tpl() -> 	c_tpl([]).  c_tpl(Opts) -> 	c_tpl(filelib:wildcard("tpl/*.dtl"), Opts).  c_tpl([], _Opts) -> ok; c_tpl([File | Files], Opts) -> 	ok = erlydtl:compile(File, re:replace(filename:basename(File), ".dtl", "_tpl", [global, {return, list}]), Opts), 	c_tpl(Files, Opts). 

и экспортируем их:

%% API -export([ 	start/0, 	stop/0, 	update_routes/0, 	c_tpl/0, c_tpl/1, c_tpl/2 ]). 

c_tpl/0 будет перекомпилировать все шаблоны из директории tpl без опций, c_tpl/1 будет делать то же самое, только с заданными опциями, а c_tpl/2 будет перекомпилировать заданные файлы с заданными опциями. Давайте скомпилируем все шаблоны выполнив в консоли Эрланга webserver:c_tpl().
Теперь редактируем наши хендлеры, чтобы они отдавали ответом скомпилированные шаблоны, а также передаем в шаблоны нужные переменные:

Содержимое src/index_handler.erl

index_handler.erl

-module(index_handler). -behaviour(cowboy_http_handler). %% Cowboy_http_handler callbacks -export([ 	init/3, 	handle/2, 	terminate/3 ]).  init({tcp, http}, Req, _Opts) -> 	{ok, Req, undefined_state}.  handle(Req, State) -> 	{Username, Req2} = cowboy_req:qs_val(<<"username">>, Req, "stranger"), 	{ok, HTML} = index_tpl:render([{username, Username}]), 	{ok, Req3} = cowboy_req:reply(200, [], HTML, Req2), 	{ok, Req3, State}.  terminate(_Reason, _Req, _State) -> 	ok. 

Содержимое src/notfound_handler.erl

-module(notfound_handler). -behaviour(cowboy_http_handler). %% Cowboy_http_handler callbacks -export([ 	init/3, 	handle/2, 	terminate/3 ]).  init({tcp, http}, Req, _Opts) -> 	{ok, Req, undefined_state}.  handle(Req, State) -> 	{URL, Req2} = cowboy_req:url(Req), 	{ok, HTML} = '404_tpl':render([{url, URL}]), 	{ok, Req3} = cowboy_req:reply(404, [], HTML, Req2), 	{ok, Req3, State}.  terminate(_Reason, _Req, _State) -> 	ok. 

Вот, собственно, и все. Открываем localhost:8008/?username=world или localhost:8008/qweqweasdasd и радуемся, что все работает ровно так, как мы ожидали.

На этом я завершаю свой рассказ, а в следующей статье расскажу о том, как добавить поддержку мультиязычности в наше написанное сегодня приложение. Вопросы, комментарии, замечания приветствуются 😉

ссылка на оригинал статьи http://habrahabr.ru/post/173595/


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *