Беседа с космонавтом Александром Мисуркиным

от автора

27 октября 2016 мы встретились с летчиком-космонавтом Героем России Александром Мисуркиным. Встреча проходила в рамках проекта «Космос без формул» в московском Музее космонавтики. Сегодня можно прочесть конспект нашей беседы.

Адександр Мисуркин участвовал в полете космического корабля «Союз ТМА-08М&raquo в качестве бортинженера, вместе с командиром Павлом Виноградовым и бортинженером Крисом Кэссиди. Полет впервые проходил по “быстрой схеме”, когда с момента старта ракеты до стыковки со станцией проходит всего 6 часов. Ранее такие полеты требовали двух суток. Александр входил в экспедицию МКС-35/36 в 2013 году, провел 167 суток на орбите, в том числе 20 часов в открытом космосе.

Александр сам, в меру сил и времени, занимается популяризацией космонавтики, ведет страницы в Facebook и Вконтакте, подпишитесь, если хотите знать о космосе и космонавтике из первых рук.

Я подготовил два текста интервью: здесь сокращенная версия, где выбраны основные тезисы ответов Александра. По ссылке можно прочесть полный текст нашей беседы. Тут видео встречи.

Дальше ответы Александра Мисуркина:

О Музее космонавтики

Я очень рад что в нашем музее проходят подобные встречи, поэтому с удовольствием я отвечу на вопросы.

О разнице «Союз ТМА-М» и «Союз МС»

«Союз МС» это достаточно большой шаг вперед, начиная с замены бортового цифрового вычислительного комплекса «Аргон» на более современную вычислительную машину ЦВМ, появление новых цифровых каналов связи, изменение датчиков аппаратуры, более совершенной и точной системы «Курс», «Вертикаль», блоков датчиков угловых скоростей. Переработана двигательная установка: кроме основного двигателя еще две степени дублирования.

Модернизация корабля «Союз» – это последовательное приближение к кораблю «Федерация». Часть электроники уже сейчас проходит летные испытания.

Про 6-часовую схему полета

Вестибулярный аппарат человека в невесомости подвержен расстройствам — их называют морская болезнь, или болезнь движения. В первые часы полета невесомость не сказывается, ты в состоянии работать активно.

Помогла замена бортового вычислительного комплекса «Аргон» на ЦВМ, позволив выполнять расчеты корректирующих импульсов автоматически. Мы смогли часть функций забрать у Центра управления полетом и отдать их кораблю под руководство экипажа. Это главная ментальная победа.

Я себе космонавтику представлял – в машину сел, бензина полный бак, еду куда хочу. Потом стал понимать, что скорее космонавтика — это воздушный шар, привязанный канатом к Земле. И куда тебе разрешат на этом канате отлететь, ты и отлетишь. Переход на быструю схему — это первый шажок в сторону межпланетных перелетов. Спасибо Владимиру Поповкину – тогдашнему руководителю Роскосмоса – это его командирское решение.

Про полеты на Марс

Если Маск позвонит, и позовет с ним на Марс, то я отвечу — «А у вас семья есть?» Раз ты готов рискнуть своей жизнью, помня о близких на Земле, я готов рискнуть с тобой. Я с детства в сторону Марса смотрю, и мне не сложно сделать выбор.

И если будет вариант на Луну, я займу очередь тоже.

Про коммерческие перспективы МКС

Сейчас сложная система допуска экспериментов на борту. Большинство экспериментов фундаментальные, на госфинансировании, коммерсанты в такое не вкладываются.

Возможно, поможет создание беспилотных посещаемых модулей для дистанционной науки, это упростит реализацию экспериментов.

Про эксперименты на МКС

Первое направление — это изучение факторов космического полета на здоровье человека. В течение многих лет разрабатывалась система профилактики воздействия невесомости, но происходит изменение и структуры мышц, происходят изменения в нервно-импульсном аппарате. Сегодня есть великолепный российско-европейский эксперимент, Sarcolab, где изучаются глубинные изменения в структуре мышц, в нервно-мышечном аппарате.

Очень интересный эксперимент «Плазменный кристалл». Мы изучаем поведение пылевой плазмы в условиях микрогравитации при воздействия магнитных и электрических полей. В таком состоянии находится очень большое количество межзвездного вещества. В будущем это явление можно привнести в производство микропроцессоров, чипов нового поколения. Это будет шагом в развитии компьютерных технологий.

О награде Герой России

Я ни в коей мере не считаю, что награждение космонавтов – это традиция. Мой коллега по экипажу выходя в открытый космос чуть не утонул в своем скафандре.

Я, и большинство моих коллег, не шли в профессию с целью стать Героем или получить другие награды. Я с 12 лет мечтал стать космонавтом, потому что хотел летать к звездам.

Герой России — это совершенно другой уровень ответственности перед обществом.

Мне вручали звезду второму, а первую звезду посмертно вручали родителям Магомеда Нурбагандова. Это сотрудник полиции, которого террористы не смогли сломить угрозой оружия, и он остался верен присяге. Для меня лично на всю жизнь моя звезда всегда будет второй после его.

Про сокращение российского экипажа на МКС

Трудиться будем усиленно.

Объем научной деятельности всегда составлял 1/3 от рабочего времени. В новых экономических реалиях придется об этом думать, и, я надеюсь, приведет к развитию науки и техники.

Про будущее после МКС

На сегодняшний день прилететь на Луну и улететь — это совершенно нерациональное расходование средств. Необходимо сравнить те задачи, которые можно решить на Земле, с теми, которые решать в космосе. Я очень надеюсь мы обязательно полетим на Луну с целью создания лунной базы, как подготовительного этапа к дальнейшим полетам, в том числе на Марс.
И я уверен новая орбитальная станция, будет.

Про Китай

Та картинка, которую мы себе рисуем, представляя американцев, европейцев, японцев, зачастую очень сильно зависит от того, где ты с ними познакомился: вживую или через телевизор. Я убежден – китайцы такие же люди, как и мы с вами, с такими же добродетелями и пороками, как в каждом из нас. Я уверен, с китайским тайконавтами мы бы нашли общий язык очень хорошо.

Если ты боишься, что твою технологию скопируют, то есть только один способ этого избежать – самому идти вперед.

Про ощущения при посадке

Перед самым приземлением срабатывают двигатели мягкой посадки, выбивают огромные клубы пыли, огня. Это мощный толчок, даже если ты заснул. Потом хочется выдохнуть, но еще рано.

Руку поднимаешь и думаешь – хм, тяжелая. Проходит несколько минут, а всё, уже привык.

После входа в атмосферу аппарат находится основной системе парашютирования в закрутке, вращается вокруг своей оси чтобы стабилизировать падение. Корабль раскачивается, вестибулярный аппарат снова в шоке.

Что чувствуешь, прилетая на станцию

Мы прилетели за шесть часов, провели видео-конференция с ЦУПом. Тут началось проявление болезни движения. Ребята мне налили чай, посмотрели на меня, привязали мне спальный мешок в каюте и сказали: «Иди». И я проспал часов 10. Проснувшись, я понял, что чувствую себя прекрасно. Командир экспедиции Крис Хэдфилд, говорит: «Полетели со мной, я тебе сейчас что-то покажу». Прилетаем в Cupola. Это модуль для наблюдения за Землей. Я смотрю на Землю, как сам с собой говорю: «Я не могу поверить, я здесь». А Крис, как себе продолжает: «Я тоже».

Она настолько красивая, наша планета, и настолько кажется маленькой и беззащитной. Наша атмосфера это тоненькая-тоненькая шелковая оболочка. Воздух для нас это такая обыденная вещь. Бежишь – дышишь, идешь – дышишь. А когда смотришь на нее со стороны – думаешь – какая же она хрупкая и какая она красивая.

Про мировоззрение космонавта

Каждый знает, что такое «земляк». Если мы живем в одном городе, то на разных улицах. Если мы встретились в другом городе, то не важно, на какой улице живем, мы земляки. Если мы из разных городов России, но на другом континенте, ближе людей нет – мы земляки. Эта пропорция логична и космосе, там даже кот – твой земляк. Поэтому в космосе мы должны работать вместе. Из космоса не видно границ. МКС является примером того, как мы должны сотрудничать и мирно жить.

Очень много факторов сложилось чтобы мы могли сегодня видеть в зеркале такое отражение, как видим. Вот и начинаешь задумываться, это все случайность, или не случайность? Ну я не буду отвечать, у меня нет фактов, подтверждающих тот или другой ответ.

Про поэтов и художников в космосе

У нас у всех есть свои природные способности, не думаю, что факторы внешней среды влияют на творчество. Я без музыки никуда, но сам становиться музыкантом не планирую. Предпочитаю оставить это профессионалам. И точно не считаю, что если музыканта отправить его в космос, то у него будет лучше получаться.

Про роботов и людей в космосе

Преимущество человека в любопытстве, Curiosity. Нам всегда будет интересно побывать там, где до тебя еще никто не был. Я абсолютно уверен – пилотируемая космонавтика будет жить. Я не уверен, что высказывания Илона Маска реализуемы сейчас, но если он сделает хотя бы два шага в эту сторону, я уверен, найдется тот, кто сделает третий и четвертый…

О многолетних экспедициях на МКС

Если наши ученые найдут эксперименты для таких длительных полетов, то я готов.

Про PR и популяризацию космоса у нас и у них

Есть сайты Центра подготовки космонавтов, и Роскосмоса. Сообщества в соцсетях.
Я веду страницы чтобы показать, что можно стать космонавтом, можно не только мечтать, но и стремиться к этому.

Кто действительно хочет найти информацию – найдет.

На телевидении рекламы мало, но лучше снимать хорошие фильмы типа «Аполлона 13».

Про ракету

Моя ракета сейчас создается в Самаре, космический корабль создается в РКК «Энергия» в Королёве, и я с трепетом слежу за этим процессом. Согласно сегодняшним планам наш полет это «Союз МС-06» сентябрь 2017 года.

Следующая встреча проекта «Космос без формул» в Музее космонавтики пройдет в четверг 10 ноября в 19:30 с летчиком-космонавтом Олегом Котовым. Дальнейшие встречи – с космонавтами, учеными и инженерами раз в две недели, не пропустите.
ссылка на оригинал статьи https://geektimes.ru/post/282442/


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *