Дата-центр по системе Станиславского: как устроен корпоративный театр DataLine

от автора

Знаете, тут с воскресенья обещают наконец весну, и так лирично на душе, что вот решились на оффтоп: рассказываем про Театр DataLine. Мы ведь не только ценный ЦОД и облака, у нас и маленький крепостной театр имеется.

Некоторых это слегка шокирует. Один из клиентов, получив приглашение на премьеру, переслал его аккаунт-менеджеру с вопросом “У вас что, почтовый сервер взломали?”. Вот когда мы на покер приглашаем, никто не переспрашивает почему-то…

Театру DataLine уже 8 лет. Он возник как внутренняя, совсем “домашняя” история для своих – и почти сразу стал главным ежегодным PR-событием компании. Тут можно было бы красиво завернуть про успешный синтез внутренних и внешних коммуникаций, но хочется сказать о другом: Театр DataLine – это наше “там, где сердце”. Возможно, поэтому и синтез задался.


6-я премьера театра DataLine — “Зойкина квартира”, 2015 год.

Как это устроено

Настоящие в нашем театре режиссёр, хореограф, декорации, костюмы и сцена, — а играем мы сами, от инженеров до генерального. Никто из нас не заканчивал (да и не начинал) ни Щуку, ни ГИТИС, но, как говорит наш (настоящий) режиссёр, “главное в театре – это живой человек на сцене”. Вот стараемся быть живыми, ну и просто много работаем над каждой историей и каждым персонажем.

Мы ставим один спектакль в год, играем его сначала для коллег и друзей, а затем для партнеров и заказчиков. Последний, “Вишнёвый сад”, сыграли аж три раза: наша любимая площадка, даром что зал в ней на 450 человек, уже не вмещает всех гостей.
Кстати, для тех, кто любит цифры: наш первый спектакль посмотрели около 200 человек, последний – более 1200. Растём.

Подготовка каждого спектакля занимает чуть больше полугода.

Выбор пьесы

Пьесу выбираем весной (вот только-только определились с репертуаром на этот год), в обсуждении вариантов принимает участие труппа предыдущего сезона. Задача — найти историю, которая одновременно вдохновит и нас, и режиссера, ведь настоящий театр возможен только по любви :). За 8 лет мы перечитали и обсудили несколько десятков пьес, написанных за последние 400 лет, “понадкусали” самых разных авторов от Мольера до Антонпалыча, а кое-что из категории “наше всё” прикопали на будущие юбилеи.

Был у нас, впрочем, и такой случай: выбрали мы “Ревизора”, распределили роли, начали репетировать и даже получили первые эскизы декораций, – как вдруг поняли, что чёт не зашло. То есть режиссёру зашло, а нам – нет. Растерялись поначалу, всё-таки и автор гений, и пьеса каноническая, и эскизы вот они, и время уходит… А не лежит душа.
Ну, собрались с духом, собрались с режиссёром, обсудили, поплакали друг у друга на плече – и неожиданно для самих себя поставили “Вишнёвый сад”.

Распределение ролей и репетиции

Если всё идет по сценарию, то уже в апреле, определившись с пьесой, запускаем всенародный кастинг по компании. Прослушивания длятся пару-тройку недель, и где-то к маю режиссёр наконец распределяет роли, попутно обретая в компании новых друзей и врагов.

Параллельно начинается работа над эскизами декораций и костюмов. Ах, эта благословенная пора для режиссера, когда мечты ещё не разбились о бюджет: тут у нас будет проигрыватель с пластинкой во всю сцену, там подиум, уходящий в зрительный зал, а здесь пара фонтанов…

Репетиции

Репетиции стартуют в мае. Репетируем в переговорных или на офисной кухне, чтобы, значит, поближе к станку и без лишних затрат. Начинаем с пары встреч в неделю, в июне переходим на три-четыре, а с сентября репетиции идут практически ежедневно (ну, кроме выходных). Каждая репетиция длится от полутора до двух часов. Нагрузка получается порядочная, ведь и работу никто не отменял, но, как говорится, охота пуще неволи.

В августе к репетициям добавляются многократные примерки костюмов и уроки танцев. Попутно спектакль начинает обрастать декорациями и реквизитом (специально для режиссёра звучит саундтрек из кинофильма “Реквием по мечте”). Работа же над персонажами и мизансценами не прекращается до самой премьеры, как и попытки заслуженных деятелей сцены выучить наконец текст.


Наша скромная репитиционная база для «Зойкиной квартиры» в одной из переговорок.


Примерка костюмов — это отдельный аттракцион перевоплощения.

Примерно с сентября участники труппы начинают разговаривать цитатами из пьесы на рабочих совещаниях и в деловой переписке. Потом внезапно наступает ноябрь, у режиссёра начинает дёргаться глаз – и вот уже генеральный прогон на площадке, а спустя пару дней премьера.


Вот в примерно такой вид приобретает текст роли главных героев ближе к премьере.

Премьера

Вообще мы люди современные, лишенные предрассудков, поэтому вокруг премьеры есть у нас пара священных ритуалов.
Утром мы встречаемся в одной заповедной кофейне, нервно шутим про недосып и суфлёров и, промаявшись так с полчаса, отправляемся на технический прогон и грим. А перед самым выходом на сцену накатываем “попиисят” и, взявшись за руки, издаем боевой клич, призванный убедить нас самих в том, что прямо сейчас нам не страшно, а вовсе даже весело.

В промежутке между этими обязательными процедурами — собственно технический прогон спектакля с настройкой света и звука, расстановка декораций и прочие оргмоменты.

Со звуком отдельная история: никто из нас не обучен сценической речи (это когда даже трепетный шепот слышно на последнем ряду), поэтому выступаем в петличках. А выступаем мы нечасто, привычки к обращению с девайсом нет, зато есть отчетливый риск, что кто-нибудь забудет включить микрофон при выходе на сцену или, что хуже, забудет выключить его, уходя за кулисы. На этот случай у нас есть специально обученные люди, задача которых — отчаянно махать руками из-за кулис, напоминая актерам про вкл. и выкл.

Рабочие монтируют декорации в день премьеры. Иногда какие-то важные детали приезжают на площадку за час до спектакля, а их ещё нужно правильно установить. Так перед “Зойкиной квартирой” гирлянду из китайских фонариков собирал весь мужской актерский состав с подкреплением из инженеров отдела эксплуатации ЦОД.

Технический прогон вещь хорошая, но, что называется, магию театра ещё никто не отменял. В “Вишневом саду”, например, есть сцена, в которой горничная Дуняша с испугу роняет и разбивает фарфоровое блюдечко. Так вот, это треклятое блюдечко исправно разлеталось на куски на всех генеральных и технических прогонах, но так и не разбилось ни на одном из трёх спектаклей. Списали это на мистическую “обратку” от Николая Васильевича за брошенного на полпути “Ревизора”

После технического прогона наступает черед грима. Усы, парики, кудри, обмен комплиментами в духе “а чего ты всегда в таких баках не ходишь”, вот это все.

За час до спектакля актеры разбредаются по закулисью, чтобы повторить текст и настроиться на волну. Метода тут у каждого своя: кто-то валандается на сцене, физически привыкая к площадке, кто-то включает “тематический” плейлист, кто-то в сотый раз гладит рубашку, пока рядом товарищи по искусству исполняют серию “антуражных” селфи, — а кто-то до последнего сидит на телефоне, разруливая рабочие вопросы, несмотря на мольбы режиссера отложить дела до завтра и сосредоточиться на роли.


“Театр — этот храм. Священнодействуй или убирайся вон”. Последние наставления режиссера перед премьерой спектакля “Ночь ошибок”, 2014 год


К чёрту! “Зойкина квартира”, 2015 год.

Третий звонок. Генеральный по традиции принимает удар на себя и первый выходит поприветствовать гостей и рассказать, чем будем удивлять сегодня.

Артисты на диспозициях. Вот-вот откроется занавес.

Поехали!

«Ложь на длинных ногах», 2013 год.


«Ночь ошибок», 2014 год.


«Зойкина квартира», 2015 год.


«Зойкина квартира», 2015 год.


«Вишневый сад», 2016 год.

За кулисами тоже все бурлит.

Как всё начиналось

В октябре 2008 года, когда мы ещё только собирались покорить мир, генеральный директор и директор по персоналу обсуждали варианты новогоднего корпоратива. Вести людей в кабак или боулинг не хотелось, ибо избито и безыдейно. “А почему бы не поставить спектакль?” – предложил генеральный. Или директор по HR. В общем, кого первого осенило, версии разнятся. Остановимся на примиряющем great minds think alike.

За несколько дней нашли режиссёра, выбрали одну из её готовых (проработанных до деталей) пьес, собрали всех желающих, распределили роли – и понеслась. Этот первый спектакль, “Лекарь поневоле”, поставили месяца за полтора. Все, конечно, немножко сгорели в аду, а на самой премьере случилась пара оговорок в духе “Он заболел, то есть умер”, – но успех у коллег и друзей был таков, что на следующую постановку, расхрабрившись, решили пригласить заказчиков и партнеров… В этой связи подготовка второго спектакля стартовала аж в сентябре, а к процессу в целом подключился маркетинг.


Самая первая премьера Театра DataLine — «Лекарь поневоле», 2010 год.

Как всё изменилось

После третьего сезона Театр DataLine окончательно перекочевал из HR в маркетинг, у нас появился новый – по совместительству гениальный – режиссер, и вообще мы как-то решили для себя делать не просто домашний, но по-настоящему хороший театр.

На практике это неизбежно привело к легкому конфликту между внутренней задачей Театра – сплачивать всех желающих вокруг прекрасного, и внешней – создавать качественный, извините за выражение, продукт, на который смогут два часа подряд смотреть не только наши мамы. Мы честно попытались совместить приятное с полезным, но выбирать все-таки пришлось – и мы выбрали качество.

Это сделало Театр, в общем, нишевой историей внутри компании, но позволило нам “дорасти” до Булгакова и Чехова — и создавать спектакли, которых ждут и о которых рассказывают друзьям и знакомым.


Поклоны, аплодисменты, цветы, браво — все по-настоящему. Вишневый сад, 2016 год.

Если вы прониклись историей нашего театра и хочется продолжения, все спектакли можно посмотреть на нашем Youtube-канале, кроме прошлогодней премьеры — ее выложим на следующей неделе.
ссылка на оригинал статьи https://habrahabr.ru/post/325334/


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *