Как вы отнесетесь, если я скажу, что в идеальной команде могут быть провокаторы, манипуляторы, токсичные, нервные, нерешительные, жесткие, нервозные и неконкретные люди?
Многие считают, что в «идеальной» команде нет места таким людям. А вот как бы не так! И в жизни такие «идеальные» команды довольно быстро разваливаются.
«Почему?» — спросите Вы.
Да потому, что в команде, как и в компании, все должны быть разными, и эта разность сплачивает людей.
Рэймонд Белбин (доктор психологии) выделил 9 типов поведения в команде и назвал их «командными ролями».
Командную роль он определил как: «Тенденция вести себя, вносить вклад в общее дело и взаимодействовать с окружающими определенным образом».
Приведу описание «отрицательных качеств» основных ролей идеальной команды «по Белбину» (9-ю роль осознанно пропускаю, поскольку она не всегда очевидна):
-
Слишком занят, чтобы делиться информацией
-
Теряет интерес к работе когда проходит энтузиазм
-
Манипулирует остальными и часто делегирует задачи
-
Провоцирует и обижает чувства других людей
-
Не может воодушевить остальных и медленно принимает решение
-
Нерешительный в спорах и принятии решений
-
Жесткий и непреклонный, не поддерживает новые возможности
-
Чрезмерно беспокоен, нервозен и не терпит случайностей
Круто — правда? Весь негативный список собран тут и кажется, что такая команда просто обречена на провал.
А теперь я опишу для каждого номера название роли и ее положительные качества — просто сравните каждый номер со списком выше:
-
Генератор идей — нестандартное мышление и способность решать сложные проблемы
-
Исследователь ресурсов — энтузиаст, не упускающий возможности и развивающий контакты
-
Координатор — уверен в себе, хорошо разъясняет цели и умело делегирует задачи
-
Мотиватор — динамично ищет решения и преодолевает препятствия
-
Аналитик‑эксперт — проницательность в анализе всех возможностей и точных оценках
-
Вдохновитель команды — дипломатия и умение предотвращать конфликты
-
Реализатор — надежный партнер, превращающий идеи в действия
-
Контролер — добросовестно находит ошибки и выполняет все вовремя
Другими словами, невозможно, чтобы человек обладал только положительными качествами без недостатков. Если вам нужен грамотный мотиватор, то будьте готовы, что провокации будут одним из его инструментов «брать на слабо».
И совсем не обязательно, чтобы команда состояла из 8 человек с разными ролями. Это может быть и небольшая команда из 3–4 человек, каждый из которых совмещает по 2–3 роли. По мнению профессора Белбина, оптимальная команда — это 4–6 человек.
Итак совет для ИТ‑команд. Если вы нашли у себя кого‑то, кто соответствует отрицательным качествам, перечисленным выше, то присмотритесь к нему повнимательней. Возможно, он обладает и положительными качествами этой роли, и они скажутся на команде гораздо лучше.
Подбирая команду, помните, что все роли должны быть кем‑то закрыты. Тогда Вы получите идеальную команду, которая не развалится в середине проекта.
А теперь поделюсь схемой «Треугольника Белбина».
Вершины треугольника — это фокус на трех блоках (трёх Китах), без которых команда не придет к успеху — Люди, Идеи, Задачи:
-
Люди — их воодушевление, работа с конфликтами, поддержание позитивного духа.
За эту вершину отвечает «Вдохновитель команды» -
Идеи — поиск новаторских необычных идей, их детальная проработка, анализ различных возможностей, которые открываются в проекте. Этот блок закрывается «Генератором идей», «Исследователем ресурсов» и «Аналитиком».
В то время как Генератор создает новые идеи, Исследователь ресурсов с радостью перенимает их у других компаний или людей. А уже Аналитик занимается подробным анализом и критикой всех идей, поступающих от членов команды -
Задачи — фокус на решение задач, достижение поставленной цели, реализации предложенных идей, закрытие рутинных задач, проверка и контроль качественной реализации проекта. Это зона ответственности «Реализатора», «Контролера» и «Мотиватора».
Реализаторы берут предложения и идеи своих коллег и превращают их в позитивные действия. Мотиватор обеспечивает необходимый импульс для того, чтобы команда продолжала двигаться и не теряла фокуса. Контролер делает все возможное, чтобы убедиться, что все дважды проверено и соответствует ожиданиям.
«Координатор» находится в середине этого треугольника — вероятный кандидат на пост председателя команды, поскольку у него есть талант отстраниться, чтобы увидеть общую картину. Координаторы уверены в себе, стабильны и зрелы, и, поскольку они признают способности других, они очень хорошо делегируют задачи и разъясняют решения, помогая всем остальным сосредоточиться на своих задачах.
Обратите внимание, что за Людей отвечает только один Вдохновитель (или Душа команды).
Он ведет себя дипломатично, умеет выслушать других и успокоить, предотвратить или сгладить конфликты. Он действует как «масло» между винтиками, которые обеспечивают бесперебойную работу машины, то есть команды. Из‑за нежелания принимать чью‑либо сторону он может быть не в состоянии предпринять решительные действия, когда это необходимо.
Если в вашей команде нет «Вдохновителя» (или Души Команды), то весь треугольник рушится. Команду накроет волна конфликтов и демотивации. Не будет того самого «клея», которые держит команду и не дает ей рассыпаться.
Если Вы нашли в своей команде «парня‑жилетку» или «девушку‑болтушку», которые не показывают нужной производительности и не помогают вам «быстро закрыть спринт», то приглядитесь к ним повнимательнее — а вдруг это тот самый Вдохновитель?!?
Необдуманное решение заменить их на более результативных сотрудников может сыграть с Вами злую шутку — Вы просто потеряете Вдохновителя. И, нарушив баланс в команде, рискуете развалить всю команду.
Задумайтесь над этим…
ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/articles/833026/
Добавить комментарий