Methodcentipede

от автора

Когда-то в детстве я лежал на кровати и долго разглядывал узоры на старом советском ковре, видя в них животных и фантастические фигуры. Теперь я чаще смотрю на код, но в моем сознании по-прежнему рождаются похожие образы. Как и на ковре, эти образы складываются в повторяющиеся паттерны. Они могут быть как приятными, так и отталкивающими. Сегодня я хочу рассказать вам о таком неприятном паттерне, который встречается в программировании.

Сценарий

Представьте себе сервис, который обрабатывает запрос на регистрацию клиента и отправляет событие об этом в систему. В статье я покажу пример реализации, который считаю антипаттерном, и предложу исправленный вариант.

Вариант 1: Methodcentipede

В коде Java ниже представлен код класса RegistrationService, который обрабатывает запрос и отправляет событие.

public class RegistrationService {      private final ClientRepository clientRepository;     private final KafkaTemplate<Object, Object> kafkaTemplate;     private final ObjectMapper objectMapper;      public void registerClient(RegistrationRequest request) {         var client = clientRepository.save(Client.builder()                 .email(request.email())                 .firstName(request.firstName())                 .lastName(request.lastName())                 .build());         sendEvent(client);     }      @SneakyThrows     private void sendEvent(Client client) {         var event = RegistrationEvent.builder()                 .clientId(client.getId())                 .email(client.getEmail())                 .firstName(client.getFirstName())                 .lastName(client.getLastName())                 .build();         Message message = MessageBuilder                 .withPayload(objectMapper.writeValueAsString(event))                 .setHeader(KafkaHeaders.TOPIC, "topic-registration")                 .setHeader(KafkaHeaders.KEY, client.getEmail())                 .build();         kafkaTemplate.send(message).get();     }      @Builder     public record RegistrationEvent(int clientId, String email, String firstName, String lastName) {} }

Структуру кода упрощенно можно представить в таком виде:

Здесь видно, что методы образуют неразрывную цепочку, по которой перетекает поток данных, как по длинной узкой кишке. Методы в середине этой цепочки ответственны не только за логику, непосредственно описанную в их теле, но и за логику вызываемых ими методов и их контракты (например, необходимость обработки определённых ошибок). Все методы, предшествующие вызываемому, наследуют всю его сложность. Например, если kafkaTemplate.send имеет сайд-эффект в виде отправки события, то и вызывающий его sendEvent приобретает тот же сайд-эффект. Метод sendEvent также несёт ответственность за сериализацию, включая обработку её ошибок. Тестирование отдельных частей кода усложняется тем, что нет возможности проверить каждую часть изолированно без использования моков.

Вариант 2: Исправленный вариант

Код:

public class RegistrationService {      private final ClientRepository clientRepository;     private final KafkaTemplate<Object, Object> kafkaTemplate;     private final ObjectMapper objectMapper;      @SneakyThrows     public void registerClient(RegistrationRequest request) {         var client = clientRepository.save(Client.builder()                 .email(request.email())                 .firstName(request.firstName())                 .lastName(request.lastName())                 .build());         Message<String> message = mapToEventMessage(client);         kafkaTemplate.send(message).get();     }      private Message<String> mapToEventMessage(Client client) throws JsonProcessingException {         var event = RegistrationEvent.builder()                 .clientId(client.getId())                 .email(client.getEmail())                 .firstName(client.getFirstName())                 .lastName(client.getLastName())                 .build();         return MessageBuilder                 .withPayload(objectMapper.writeValueAsString(event))                 .setHeader(KafkaHeaders.TOPIC, "topic-registration")                 .setHeader(KafkaHeaders.KEY, event.email)                 .build();     }      @Builder     public record RegistrationEvent(int clientId, String email, String firstName, String lastName) {} } 

Схема представлена ниже:

Здесь видно, что метода sendEvent вовсе нет, и за отправку отвечает kafkaTemplate.send. Весь процесс построения сообщения для Kafka вынесен в отдельный метод mapToEventMessage. Метод mapToEventMessage не имеет сайд-эффектов, граница его ответственности четко очерчена. Исключения, связанные с сериализацией и отправкой сообщений, являются частью контракта отдельных методов и могут быть индивидуально обработаны.

Метод mapToEventMessage является чистой функцией. Когда функция детерминированная и не имеет побочных эффектов, мы называем её «чистой» функцией. Чистые функции:

  • проще читать,

  • проще отлаживать,

  • проще тестировать,

  • не зависят от порядка, в котором они вызываются,

  • просто запустить параллельно.

Рекомендации

Я бы предложил следующие техники, которые помогут избежать подобных антипаттернов в коде:

  • Подход Testing Trophy

  • Техника One Pile

  • Test-Driven Development (TDD)

Все эти техники тесно связаны и взаимно дополняют друг друга.

Testing Trophy

Это подход к покрытию кода тестами, при котором акцент делается на интеграционные тесты, проверяющие контракт сервиса в целом. Unit-тесты используются для отдельных функций, которые сложно или дорого тестировать через интеграционные тесты. Тесты с подобным подходом я описывал в своих статьях: Разносим по полочкам этапы тестирования http запросов в Spring, Повышение наглядности интеграционных тестов, Изоляция в тестах с Kafka.

One Pile

Эта техника описана в книге «Tidy First?» Кента Бека. Основная мысль: чтение и понимание кода сложнее, чем его написание. Если код разбит на слишком много мелких частей, может быть полезно сначала объединить его в одно целое, чтобы увидеть общую структуру и логику, а затем снова разделить на более понятные куски.

В контексте данной статьи предлагается не разделять код на методы до тех пор, пока он не будет обеспечивать выполнение требуемого контракта.

Testing Driven Development

Этот подход позволяет разделить усилия на написание кода для реализации контракта и на формирование дизайна кода. Мы не пытаемся сразу сделать хороший дизайн и написать код, соответствующий требованиям, а разделяем эти задачи. Процесс разработки выглядит следующим образом:

  1. Пишем тесты для контракта сервиса, используя подход Testing Trophy.

  2. Пишем код в стиле One Pile, добиваясь того, чтобы он обеспечивал выполнение требуемого контракта. Не обращаем внимания на качество дизайна кода.

  3. Делаем рефакторинг кода. Весь код написан, у нас есть полное представление о реализации и возможных узких местах.

Заключение

В статье рассмотрен пример антипаттерна, который может привести к сложностям в поддержке и тестировании кода. Подходы, такие как Testing Trophy, One Pile и Test-Driven Development, позволяют структурировать работу таким образом, чтобы код не превращался в непроходимый лабиринт. Инвестируя время в правильную организацию кода, мы закладываем основу для долговременной устойчивости и простоты сопровождения наших программных продуктов.

Спасибо за внимание к статье, и удачи в вашем стремлении к написанию простого кода!


ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/articles/837968/