Память – это не то, что мы про неё думаем

от автора

Когда речь заходит про работу мозга и когнитивные способности, кажется, что именно память человека — это некий оплот ресурсов, которые можно бесконечно прокачивать. Мол, достаточно принимать препараты А, В, С и делать какие-то умные дела и станешь умнее. На самом деле, все совершенно не так.

На написание статьи сподвиг достаточно долгий подкаст двух докторов нейробиологии. Суть в том, что представления большинства людей о мозге и памяти строятся не вокруг университетских курсов, а скорее по аналогии с тем, что нас окружает. Поэтому наличие жестких и ссд дисков, а также памяти в смартфонах, породили несколько искаженное восприятие человеком собственной памяти. Пришло время избавиться от шаблонов.

От хранилища к распределению. Пересмотр концепции памяти

Еще сэр Артур Конан Дойль описывал принцип работы памяти по аналогии с чердаком, в который можно «запихнуть всего побольше», разница лишь в том, насколько осмысленно ты сам подходишь к впитыванию фактов. Вот только память человека это не «мысленное путешествие к бэкапам», а ежесекундное сведение воедино трех своих положений на временной шкале координат. И когда в голове туман, сделать это сложно.

Как работают нейронные связи

Задача любой части нашего тела в том, чтобы адаптировать все тело к окружающей среде, и обеспечить ему две функции: выживание и размножение. Руки, ноги, челюсти, сердце и легкое, все работает, отталкиваясь от упомянутых двух мотивов. И то, что делает нас человеком, наше сознание и мозг, руководствуется этими же принципами.

Наш мозг, состоящий из нейронных связей разного толка, ежесекундно делает три вещи:

  • Ставит перед собой цель. Это некий мотив достижения или инстинкт ухода от угрозы, который расположен где-то в обозримом будущем, или который важен для человека. Для кого-то это завтрашний дедлайн или встреча с начальством. А для кого-то ежемесячный платеж по кредиту или ожидание свидания с близким человеком.

  • Использует опыт для достижения цели. Весь накопленный бэкграунд пережитого опыта, теоретических знаний, верований и убеждений – все это используется для желанного достижения цели.

  • И в моменте здесь и сейчас, человек предпринимает действия, чтобы согласовать прошлый опыт, будущую желанную награду и действия в моменте, чтобы выжить, размножиться и хорошо себя чувствовать.  

Наша память, это не абстрактный архив заученных дат, формул и мемов. Это неизменный процесс, схожий на работу ткацкого станка, который постоянно работает, переплетая новыми паттернами сырой опыт и создавая готовый продукт. При адекватной работе в моменте.

Дофамин как топливо реорганизации

То есть наша память, это не материальный кусок ресурса, а точка равновесия и движения, которую метафорически можно изобразить как канатоходца, двигающегося к цели. А принимаемые БАДы и добавки — это удобные штаны, шест для баланса и тальк на стопах для лучшего сцепления.

А вот поддерживает сопряжение этих трех паттернов — дофамин. Ключевое слово «поддерживает». Одна из самых больших проблем человека в наше время — это сложность с долгосрочным сведением этих трех паттернов. Обычно мы ловим себя или за грёзами/страхе о будущем, или за ностальгией/разочарованием в прошлом, а настоящее стремимся забить смешными видосиками или фоновой музыкой.

Наш фокус внимания очень избирателен и скачет между этими пластами времени, фрустрируя и раздражая ум. И только приложив силы можно временно замедлить его, заякорить и свести к какому‑то одному положению. И этому можно помочь.

Чем можно поддерживать уровень дофамина, и почему он бесполезен?

Сам по себе дофамин — это что‑то вроде денег. Если собрать его достаточно много, то он обесценится, и это отразится в капризности и «я не хочу ничего делать». Ключевым моментом для работы дофамина остается «искра любопытства». Если она присутствует, то адекватный буст дофамина позволит с головой окунуться в процессы, которые, по вашему видению, сопрягают прошлое, настоящее и будущее.

И вот здесь те самые ноотропные препараты начинают играть новыми красками. В частности, если взять тот же ежовик гребенчатый с его влиянием на bdnf/ngf факторы. Ведь фактически, полисахариды гриба не просто снабжают нейроны питательными веществами.

Вот в этом исследовании отмечалось влияние гриба на снижение депрессии, заболевание — которое возникает на фоне как раз низкого уровня дофамина. При этом, нет нужды гнаться за какими-то пиковыми показателями. Достаточно просто поддерживать адекватный уровень дофамина.

Что такое память?

Наша память — это непрерывный процесс согласования опыта прошлого с видением будущего через наши действия в настоящем. Если эти три фактора сведены воедино и есть силы постоянно их согласовывать — то ваша память проходит феноменальную тренировку, или даже кузню, в которой выковываются новые нейроны.

Пользуйтесь возможностями для прокачки памяти, поддерживайте работу мозга в бодрости. И новые возможности не заставят себя долго ждать.


ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/articles/855622/


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *