DevOps Conf — уже традиционная конференция, и в апреле 2025 года нас ждёт новый сезон. Вот только есть мнение, что DevOps как индустрия — скорее мертва, чем жива. Нужны ли нам в таком случае мероприятия по интеграции процессов разработки, тестирования и эксплуатации? Мы решили задать самые наболевшие вопросы Диме Зайцеву, директору программного комитета DevOps Conf 2025.

Высококвалифицированный профессионал с опытом работы в разных индустриях — gamedev, adtech, bigdata, fintech, marketing. Развивал DevOps- и SRE-практики и подходы тогда, когда это еще не было модным. Совмещал их с ITIL и Cobit, пока они еще были в моде. Один из организаторов devopsdays moscow, devops moscow, hangops_ru.
— Дима, привет! Какой сейчас самый больной вопрос в DevOps, на твой взгляд?
— Привет, Хабр! Это ты про то, жив DevOps или пора справлять поминки? По-моему, всё не так печально. Мы просто вышли на плато. У нас в прошлом году об этом был доклад — про NextOps. За 15-20 лет (сколько существует это понятие) ответа, что это, ни у кого так и нет. Сейчас как будто бы DevOps — это, с одной стороны, способ ответить на вопрос: что делать, когда два отдела должны работать вместе и у них искрит. А с другой — DevOps — это сообщество, которое пытается отвечать на эти вопросы. И оно очень даже живо. Да и новичков к нам приходит много, ведь теперь DevOps — ещё и профессия. Но если смотреть на DevOps глубже, как на парадигму, концепции, то именно там находят важные ответы, развивают tooling. Думаю, что когда говорят, что DevOps мёртв — это о том, что мы забыли его идеи и сфокусировались на автоматизации. И о том, что DevOps теперь продают и покупают, хотя его надо растить и строить.
Есть у меня пример — DevOps Enterprise Summit. Они сменили название на Enterprise Leadership Summit. То есть люди отказываются от слова DevOps, как мне кажется, потому что оно стало огромным зонтиком. Обо всём и ни о чём конкретно. Слишком много консалтинга, компаний, которые за деньги хотят вам это самое слово продать.
— Но ведь DevOps — это про огромную инфраструктуру, которой не могут заниматься просто фронтендеры, или бэкендеры, или системные администраторы, или SRE. Системы меньше не становятся. Откуда тогда возникает мнение, что DevOps умер?
— Это не про DevOps. Когда мы разговариваем о том, что есть люди, которые пишут пайплайны — это билд-инженеры, релиз-инженеры, у которых это основная работа. В компаниях, где DevOps существует как ценностная идея, разработчики это всё делают сами, и нет каких-то отдельных специальных людей. То есть, если мы хотим описать компанию, в которой есть DevOps, как культура — это когда ты написал, и ты за это отвечаешь целиком. И за алерты, и за метрики, и за всё-всё-всё.
— А как же отдельные специалисты, которые занимаются тем же Кубером, Докером и прочим? Люди, кто всё это разворачивает для разработчиков и тестировщиков?
— Это системные инженеры. Да, всё ещё у нас и на западном рынке, когда мы слышим слово DevOps, то думаем, что у сисадминов изменили имя, и они стали стоить дороже. Это распространённая идея. Но мы так не считаем. И эти люди никуда не уйдут. Очевидно, они всё ещё нужны. У нас всё ещё на них держится огромная инфраструктура. Над ней надо работать, её нужно развертывать.
Мы тут видим скорее рост интереса к внутренним платформам. Мы об этом разговариваем и в этом году. Хотим напомнить тем, кто решил, что DevOps — это только про процессы и CI/CD. Каждый сезон мы обязательно рассказываем про мониторинг и наблюдаемость в целом. И про разборы суровых инцидентов, и о том, как внедрять и использовать специфические практики. У нас всегда есть темы про то, как ребята из компаний-гигантов учились читать SLO. Мы хотим услышать про бюджет ошибок и практику применения в России. И каждый год ищем истории об этом.
В прошлый год мы разговаривали о том, что делать, если я хочу платформу у себя. А в этом году мы хотим поговорить немного о другом. Как измерить то, что уже есть. Что у нас достаточно хорошо, а что улучшить. Или как узнать, что мне ничего менять не надо?
— Ты говоришь, что парадигма в том, что каждый сам отвечает за то, что написал. Но если это большая компания с большой инфраструктурой, то не могут же сами разработчики ещё инфраструктуру делать и отвечать целостно за всё?
— Да, это как раз о том, что ты всегда стоишь на платформах. Я написал свой код, а дальше оно всё уехало само. Скорее всего, потому, что кто-то очень умный придумал, как собрать Docker, оформить тесты, и как оно затем уезжает в Kubernetes и там скейлится. DevOps, как индустрия, отвечает за целостность инфраструктуры, за то, чтобы все эти винтики правильно сходились и правильно взаимодействовали внутри неё.
— То есть к 2025 году DevOps просто изменился, как меняется всё остальное, и стал другим?
— Поэтому и конференция меняется. Нового будет много! У нас появились темы, на которые мы раньше не говорили. Например, для нас хаос-инжиниринг — это символ технологической зрелости. Он позволяет лучше понять ограничения вашей системы. А для этого вы её управляемо роняете. Сначала выдвигаете гипотезы, что если произойдёт вот это, то сервис умрёт. И предсказываете, а как именно умрёт. А затем воспроизводите своё предположение на практике, чтобы убедиться, что это реально. Так и есть. Смотрите, что получилось и улучшаете систему на случай подобных аварий.
— А тренд на тему с хаос-инженерингом связан с тем, что инфраструктура расширяется и системы становятся более сложными?
— Да, мы постоянно растём, и системы уже не умещаются в одного человека. Никто не может точно сказать, что будет если… Всё это нужно изучать, особенно для систем, которые запустились давно и постоянно масштабировались. Например, есть сервис Chaos Monkey: он просто роняет рандомный кусочек того, что у вас есть, и вы это чините. Это, мне кажется, уже высший уровень развития. А нормальный уровень — это ставить какие-то эксперименты с помощью хаос-инжиниринга. Эту тему будут раскрывать спикеры из ecom.tech, а курировать направление будет Женя Харченко из Райффайзен банка.
— То есть аудитория DevOps растёт? Теперь с вами системные администраторы и SRE-инженеры?
— Они всегда к нам ходили. Нам интересна инженерия и эксплуатация в целом. У нас много тем для SRE-инженеров. Но нам кажется, что и дата-инженеры очень плотно соприкасаются с эксплуатацией. В их работе есть своя специфика. Мы ещё не составили весь список тем, но точно хотим поговорить про CI/CD для дата-пайплайнов. Они явно отличаются от обычных CI/CD-решений. Ещё одна интересная тема — Data Quality. Что сейчас есть хорошего на рынке и как это использовать. Отдельная тема — раскладывание данных: как это лучше делать, под какие кейсы использовать Iceberg, Hudi и другие решения.
А аудитория у нас очень разнообразная. Мы регулярно видим на конференции CTO.
Поэтому будем говорить про орг.дизайн и другие темы, интересные им. Будут доклады о том, как изменять компанию, в том числе про опыт трансформаций гигантов рынка. Почти каждый финтех рассказывал нам про изменения. Например, в прошлом году Сбер рассказал о том, что с ними происходило за последние пять лет.
— Я так понимаю, что много тем сконцентрировано на высоконагруженных больших сервисах, инфраструктурах, больших данных. А тем, кто не работает в больших компаниях, будет интересно?
— У нас будут темы про железо и как жить на своём железе, или в облаке, или когда эти решения совмещены. А ещё всем нынче нужно думать про security. Ведь появились оборотные штрафы за утечки. А мы расскажем, как делать по-настоящему безопасно, не ограничиваясь SAST, DAST и прочими.
Мы хотим снова поговорить про искусственный интеллект в работе. Уже ясно, что идея с AIOps — сдохла. Все с этим согласны. Но мы хотим хоть какие-то результаты из этой смерти вытащить: исследовать, что люди попробовали и что не получилось. Поговорим, как использовать искусственный интеллект в разборе инцидентов, поиске аномалий в данных и метриках.
— Холиварный вопрос. Когда DevOps прекратит гнаться за каждым модным словечком?
— Не мы такие, жизнь такая. Частично это заслуга тех в индустрии, кто продаёт консультации и прочее. А ещё людям становится скучно делать одно и то же, поэтому они пытаются отыскать какие-то новые решения.
К слову, мне кажется, что сейчас у нас в индустрии гонка за новым сильно уменьшилась. Когда-то давно после каждого Highload появлялся новый storage. Например, Mongo. И все бежали ставить Mongo! Сейчас такого уже нет — люди подходят разумнее.
Мы обязательно поговорим про новый тулинг, тот же Cloud Native. Ожидаемо будут доклады про Kubernetes. Как с ним жить, что делать, и про новенькие штучки в нём. Они всем интересны, а небольшие компании обычно более охотно адоптят новые тулы.
— Но ведь DevOps-инструментов так много. Часто непонятно, зачем использовать новые, если старые тоже работают. Изменился ли этот тренд?
— С одной стороны, люди стали умнее, с другой — есть погоня за новизной. Это всегда будет! Мне кажется, это свойство нас, людей, как вида. Но серьёзно изменился подход менеджмента. Раньше было гораздо легче убедить руководителей, а сейчас нужны обоснования, аргументы. Менеджеры научились считать деньги и реже соглашаются каждый год всё полностью менять. Принятие таких решений стало более рациональным.
Ну и новых инструментов, как мне кажется, рождается сейчас гораздо меньше. То есть раньше у нас постоянно появлялось что-то новое, а сейчас новые инструменты и решения рождаются там, где реально есть незаполненная ниша. Боль, которую надо решить.
Я уже говорил, что сейчас всё стало более осознанным. Что DevOps-культура — это ответственность за продукт, за всё в целом.
— Значит, DevOps-культуру не надо спасать? Она просто изменилась, как меняется всё остальное? Или её всё-таки надо спихивать с плато?
— Мы живем в цикличном мире. Есть цикл интереса к чему угодно. Хайп, потом затухание, потом выход на плато.
Мы вышли на плато. Но мне кажется, что всем уже ясно, что DevOps как парадигма — нужна. Мы начали работать сколько-то лет назад, и у конференции была цель: объяснять всем, что DevOps нужен. Сейчас как будто бы объяснять не нужно. Все согласились. Теперь мы пытаемся объяснить другие вещи. Что всем нам нужна платформа Что нам нужно не забывать про инженерку и про то, что там вообще-то всегда есть люди, которые работают свою работу, на которой всё стоит. Мы хотим об этом говорить.
А как спасти? А зачем? Всё идёт так, как и должно. Идеи девопс сейчас прячутся за новыми словами «всё что угодноOps». Они также проходят путь хайпа и выходят на плато. Их заменяют новые слова, о них пишутся новые книги, делается новый тулинг. А мы, обладая знаниями про DevOps, смотрим на это и улыбаемся.
ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/articles/859330/
Добавить комментарий