Привет, Хабр! Вы когда-нибудь видели гитару в виде кота, да ещё и со светомузыкальным эффектом? Лично я — нет, поэтому и захотелось оформить самоделку из конструктора таким нестандартным образом.
Кроме обычного трёхпозиционного переключателя, здесь есть «секретная» ручка громкости, подъём которой предоставляет два дополнительных варианта звучания по мотивам самой дорогой в мире электрогитары Питера Грина, Гэри Мура и Кирка Хэмметта.
▍ Откуда пришла идея
Гитары с кошачьими глазами — уже давно не новость. Вспомним, например, фирменные стратокастеры Владимира Холстинина из группы «Ария».
А корпус Gibson SG вообще напоминает кота, хотя его рожки вызывают больше ассоциаций с чем-то огненным и карикатурно демоническим.
Несколько лет назад музыкальный Интернет-гипермаркет Thomann начал выпуск набора для самостоятельной сборки даблката (double cut, «два выреза», в отличие от синглката — гитары формы Les Paul с одним вырезом).
Форма деки получилась слишком похожей на прототип от именитой американской компании, и её руководство этому не обрадовалось, особенно с учётом того, что гитара из конструктора звучала и игралась весьма достойно.
Тогда дизайнеры Harley-Benton переработали форму корпуса, и лично мне кажется, что она стала гораздо более гармоничной. А ещё, рога инструмента стали ещё более похожими на ушки кота.
▍ Как нанести изображение?
Мне нравится оформлять деревянные предметы в технике «декупаж». На участок поверхности наносится акриловый лак, посредством которого наклеивается рисовая бумага с рисунком, предварительно смоченная водой для лучшего прилегания и проклеивания. И далее наносим требуемое число слоёв того же лака.
Декупажная бумага — это не новомодное изобретение, пришедшее на смену традиционным салфеткам, а просто грубый («сырой», raw) сорт сюаньской бумаги (Xuan paper) для китайской каллиграфии.
В продаже можно найти как широчайший ассортимент готовых изображений, выполненных типографским способом, так и чистые листы употребительных форматов — A4 и A3. Разумеется, рисунок должен быть водостойким, поэтому печатать нужно на лазерном или термосублимационном принтере.
Однако дека, доставшаяся мне в наборе, обладает очень красивой текстурой древесины ренгас (Melanorrhoea curtisii). Это родственник манго, фисташек и ореха кешью, но также и ядовитого плюща.
При работе следует соблюдать осторожность: пыль этой экзотической для нас и повседневной для Юго-Восточной Азии древесины является сильным аллергеном, раздражающим как органы дыхания и слизистые оболочки, так и здоровую кожу.
Наверное, именно поэтому деки в наборах Harley-Benton всегда хорошо обработаны заполнителем пор, что часто вызывает недовольство у тех, кто пожелал тонировать древесину морилкой.
Итак, в этот раз декупажа на корпусе гитары не будет. Вместо этого, я займусь выжиганием, для чего воспользуюсь старым добрым паяльником Quicko T12-907, куда установлю изношенное жало после предварительной очистки от свинца и его соединений.
▍ Как сделать светящиеся глаза?
В продаже имеется множество разновидностей глаз для игрушек, в том числе и такие, диаметром 30 мм, выполненные из прозрачной эпоксидной смолы. Гибкая шайба с цветными блёстками, изображающая радужную оболочку, представляет собой отдельный конструктивный элемент.
Хвостовик из чёрного пластика создаёт эффект зрачка и служит для крепления на мордочке игрушки посредством прилагаемого фиксатора. Форма дюбель-пробки позволяет надёжно закрепить глаз и в глухом отверстии предмета из твёрдого материала.
Уплотнителем может служить трубка из гибкого пластика, отрезок канцелярской резинки или кусочек нетканой салфетки. Я предпочитаю последнее, так как резина подвержена старению.
Можно посадить глаза и на клей, но вдруг впоследствии придётся что-то переделывать? Зачем усложнять себе жизнь неразъёмными соединениями?
Светодиоды — другое дело. Их лучше вклеить при помощи эпоксидного или гелевого цианоакрилатного клея. Мне нравится марка HOBO в чёрных бутылочках. На фото пикгард «Форманты», отремонтированный таким клеем.
Если возле места вклейки светодиода образовались подтёки клея, то их можно устранить специальными ластиками для шлифовки ладов. Они часто помогают мне при тонких работах.
В светомузыке котообразной гитары использованы «быстрые» RGB-светодиоды со встроенным контроллером и тремя кристаллами, излучающими свет в разных направлениях. Перед тем, как вклеивать такой светодиод, следует ориентировать его так, чтобы глаз светился максимально эффектно. В моём случае это — плюсовым (длинным) выводом вниз.
▍ Учим гитару подмигивать
Просто запитывать эту «гирлянду» от батарейки было бы очень скучно. Хочется, чтобы кот подмигивал в такт игре на гитаре. Подключаться к звукоснимателям для этого совсем необязательно и вообще вредно: не ровён час внести в аудиосигнал нежелательные искажения и помехи.
Однако самый обыкновенный миниатюрный электретный микрофон прекрасно улавливает вибрации корпуса, вызванные колебанием струн.
Существуют даже готовые решения — радиоконструкторы, в которых светодиоды моргают в такт окружающим звукам. В моём распоряжении есть два варианта, построенных по одной и той же схеме.
Фиолетовая плата с местом под держатель литиевого элемента CR2032, в отличие от платы стандартного зелёного цвета, не предусматривает одной «мелочи», очень важной в контексте электрогитары.
Речь идёт о блокировочном электролитическом конденсаторе по питанию, который убережёт гитарный аудиосигнал от помех, вызванных светомузыкой.
Плата эффекта будет располагаться под нековым хамбакером, а держатель для двух «мизинчиковых» элементов типоразмера AAA — в полости темброблока, чтобы не приходилось снимать струны и звукосниматель для замены батареек.
Благодаря электролитическому конденсатору, на длинных проводах, проходящих через весь корпус параллельно сигнальным, будет присутствовать постоянное напряжение батареи и течь медленно изменяющийся ток, а не импульсы в частотном диапазоне слышимых звуков.
Тем более, что самомигающие RGB-светодиоды генерируют по линии питания весьма значительные шумы. Зато они очень яркие, и выглядят интересно.
Если требуется ещё бо́льшая яркость, то можно запитать эффект не тремя, а четырьмя с половиной вольтами. Батарейный отсек под три элемента AAA также прекрасно войдёт в полость темброблока. Можно использовать и литиевый аккумулятор, но здесь я не вижу в этом смысла.
Плата светового индикатора звука предусматривает место под пять светодиодов, а нам нужно подключить всего два — правый и левый глаза кота.
Это даёт возможность разрезать лишние дорожки и расширить одно из отверстий под шурупчик для крепления в полости деки. Торец платы будет упираться в стенку полости, поэтому одного шурупа вполне достаточно.
Нужно, чтобы модуль эффекта уместился под звукоснимателем по высоте, для чего располагаем электролитические конденсаторы горизонтально. Трассировка это как раз позволяет: посадочные места электролитов располагаются с краю платы.
▍ Особенности хамбакеров
Экранировать полости под звукоснимателями здесь не требуется, поскольку последние полностью экранированные, и их провода тоже. Значит, изолирующая подкладка под платой светомузыки не понадобится.
Вещество, которым испачкано дно датчика, — это парафин, пропитка которым практикуется для предотвращения микрофонного эффекта, возникающего при вибрации витков катушек.
Под влиянием диэлектрической проницаемости парафина несколько повышается межвитковая ёмкость, и это может быть заметно на слух вследствие огромной индуктивности обмоток, резонансные частоты которых находятся в пределах диапазона слышимых звуков.
На звукоснимателях нет маркировки, но их можно различить по высоте рамки: у бриджевого с экранированным кабелем в красной изоляции она выше, чем у некового с жёлтым кабелем.
Омическое сопротивление некового хамбакера из набора составляет 9.88 кОм. Северный полюс встроенного магнита направлен в сторону винтовых магнитопроводов со шлицем под плоскую отвёртку.
Сопротивление бриджевого датчика — 9.79 кОм, на винтовых наконечниках южный полюс. Получается, что это два одинаковых звукоснимателя, но с противоположной магнитной полярностью.
Исходя из цены набора, это должны быть датчики с керамическим магнитом. В прошлый раз керамические хамбакеры из конструктора мне не понравились, и в конечном итоге были заменены на P-90 с Aliexpress.
Посмотрим и услышим, порадуют ли нас экранированные керамические хамбакеры нижней ценовой категории. Думаю, что да, поскольку Harley-Benton относится ко всей своей продукции с любовью, здраво воспринимает конструктивную критику и стремится комплектовать конструкторы и инструменты в сборе фурнитурой с наилучшим соотношением качества и цены.
▍ Скрытая функция
Итак, фрезеровку под датчики экранировать не нужно. Зато полость темброблока — весьма желательно. По древесине я использую графитовый лак, а по пластику — самоклеящуюся медную фольгу.
Чтобы исключить возможность короткого замыкания элементов питания, я помещаю держатель под них в зип-пакетик. Кроме всего прочего, последний не даёт батарейному отсеку болтаться под крышкой темброблока. А ещё, пакетик выручит в случае протекания батареек.
Так как один из четырёх переменных резисторов (а именно, регулятор громкости некового датчика) я собираюсь заменить на оснащённый «секретным» переключателем «тяни-толкай», не помешает заранее проверить и при необходимости расширить отверстие в деке, предназначенное под его резьбовую часть.
Однако инженеры Harley-Benton заранее предусмотрели отверстия 9-миллиметрового диаметра, ведь гитарные конструкторы очень часто приобретают люди, желающие поэкспериментировать с модификациями инструмента.
Многие слышали о легендарной электрогитаре «Грини» и её необычном «стеклянном» звучании в среднем положении переключателя.
Чудо получилось случайно: после перемотки оборванной катушки некового звукоснимателя гитарный техник установил магнит не той стороной. В результате хамбакеры оказались включены в противофазе, что вызвало необычное сочетание усиленных и подавленных гармоник.
Когда этот секрет стал достоянием общественности, многие энтузиасты перевернули магниты или просто переключили полярность катушек. Если из звукоснимателя выходит одножильный экранированный кабель, как в нашем случае, то для такого переключения необходимо разобрать датчик.
Чтобы проапгрейдить семиструн Harley-Benton R-457MN, мне пришлось поступить именно так. Однако в «котогитаре» я применю другой способ поворота фазы сигнала звукоснимателя.
Речь идёт о последовательном включении конденсатора. На эту идею меня натолкнула схема советской электрогитары Форманта 241-БЛ.
В итоге схема темброблока принимает такой вид. Стереофоническое (TRS) гнездо под джек выполняет функцию выключателя питания светомузыкального эффекта.
Здесь нет ошибки: все четыре переменных резистора в наборе имеют номинал 250 килоом, ассоциирующийся с синглами, а не 500, принятый для хамбакеров. Но хамбакеры у нас керамические, и это гитара типа SG, в звучании которой должно быть больше «жира», чем «звона». Отсюда такие номиналы компонентов темброблока.
▍ Свет, управляемый звуком
Светомузыкальный модуль устроен предельно просто. Статический коэффициент усиления по току транзистора S9014 с буквенным индексом «C» находится в диапазоне от 200 до 600, а номинал R2 — резистора смещения базы транзистора Q1 — всего лишь в 100 раз выше сопротивления коллекторной нагрузки R3.
Это позволяет навскидку сделать вывод, что при отсутствии входного сигнала с электретного микрофона Q1 будет не просто открыт, но и находиться в режиме насыщения.
В таком случае транзистор Q2 закрыт, и светодиоды не светятся. Однако отрицательная полуволна сигнала с микрофона запрёт Q1, отопрёт Q2 и включит светодиоды. Чем громче звук, тем ярче они будут светить.
▍ Слушаем и смотрим
Итак, у меня теперь есть светомузыкальная котогитара. Она весьма играбельна, хорошо строит, держит строй и звучит.
Керамические хамбакеры с крышками и 250-килоомными потенциометрами показали себя хорошо. У меня нет желания заменять их на что-либо иное. Получилось не просто забавное украшение комнаты, но и хороший инструмент, игра на котором доставляет удовольствие.
Напишите в комментариях свои мысли насчёт нестандартного дизайна и функционала электрогитар.
© 2024 ООО «МТ ФИНАНС»
Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT 💻
ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/articles/847492/
Добавить комментарий