Мечта юности — чехословацкая Jolana Disco из 1980-х

от автора

Привет, Хабр! Эта винтажная электрогитара с одним огромным звукоснимателем, да ещё и в средней позиции, может похвастаться очень интересной схемой темброблока, которую мы сегодня изучим.

В наши дни высокоточные станки с ЧПУ и передовые технологии обработки древесины сделали хорошие инструменты доступными всем любителям музыки. Может ли недорогая серийная гитара, произведённая почти полвека назад, конкурировать с аналогичными продуктами современности? — Увидим и услышим.

▍ Гитара Урал по имени Тоника

Моей первой электрогитарой в далёком 1997 году стала Тоника ЭГС-650 производства Свердловской диплома II-й степени фирмы клавишных музыкальных инструментов «Урал». Когда-нибудь снова приобрету себе такую не потому, что хорошая, а как часть моей личной истории.

Поверх деки, покрытой толстым слоем чёрного полиэфирного лака, привинчивался красный целлулоидный пикгард с блёстками. Переключатель звукоснимателей — галетный, поворотного типа с карболитовой ручкой-клювиком, как на приборах. Рычаг тремоло был, разумеется, утерян предыдущими владельцами.

Масса инструмента казалась мне просто огромной, а гриф был ультравинтажным — экстремально широким и толстым, «неуклюжим, как колбаса». Так тогда отозвался о нём преподаватель музыки, обучавший меня игре.

Сегодняшним лютиерам могу подарить идею назвать новую модель электрогитары Доминантой, а баса или восьмиструна — Субдоминантой, в продолжение славных традиций Тоники. Все эти три слова — названия ступеней музыкальной гаммы, а не то, что кто-нибудь мог подумать.

▍ Как работает дворовые аккорды

Тоника — это первая нота гаммы (звуковысотного лада народной музыки), определяющий, откуда она начинается. Например, от ноты ля (A). Это опорный, устойчивый тон. Далее идут ещё два устойчивых и четыре неустойчивых тона, итого семь.

Терция — это третья ступень, и она может быть большой (мажорной) или малой (минорной). Применительно к тональности от ля это может быть, соответственно, до (С) или до-диез (С#).

В первом случае мы получаем гамму ля-минор, а во втором — ля-мажор. Терция определяет мажорность или минорность тональности и представляет собой её второй устойчивый тон.

Как большая, так и малая терции являются консонансами, то есть звукосочетаниями, воспринимаемыми на слух как приятные.

Терция плюс терция равняются квинте — пятой ступени. В «нормальной» тональности квинта всегда чистая. Она просто идеально консонирует с тоникой. Это тоже устойчивая ступень лада.

Тоника плюс квинта образуют мощно звучащий квинтаккорд, который рокеры и металлисты называют просто квинтой, а по-английски «мощным аккордом» (power chord).

Третья ступень находится посередине между первой и пятой, отстоя́ от каждой из них на терцию. Одна из этих терций малая, а другая — большая. Получается трезвучие, например, ля — до — ми. Это аккорд ля минор (Am) — трезвучие первой ступени минорной тональности.

Ноты ми — соль — си образуют ми минорный (Em) аккорд — трезвучие пятой ступени от Am. Это и будет доминанта натурального ля минора — третья в списке его устойчивых ступеней.

Ми мажорное трезвучие (E) — это тоже доминанта, но уже гармонического ля минора, который встречается в песнях под гитару ещё чаще, чем натуральный.

Причина не только в том, что для перехода между Am и Е надо просто сдвинуть аппликатуру аккорда на одну струну поперёк грифа, но и в том, что гармонический минорный лад звучит «переживательнее». Думаю, что все поняли, о чём идёт речь.

Но чтобы в песне появилось гармоническое и мелодическое движение, нужна хотя бы одна неустойчивая ступень. Нужен диссонанс, который обозначит некоторое напряжение, которое затем последовательно разрешится сначала в хороший, а затем и в идеальный консонанс.

В простейшем случае этим аккордом-двигателем, заводящим пружину гармонии, служит субдоминанта — четвёртая ступень тональности. Для натурального и гармонического ля минора это будет аккорд ре минор (Dm): ре — фа — ля.

Поздравляю, мы получили базовую последовательность «дворовых» аккордов Am — Dm — E — Am! Вот как она работает.

Всё начинается с ля — до — ми. Идеальная тоника. И вдруг до и ми поднимаются на ступень выше, а ля остаётся на месте. Получается ре — фа — ля, аккорд с довольно грустным звучанием в контексте ля минорной тональности. Доминирующий, но не совсем. Субдоминанта.

Далее все три ноты этого грустного аккорда дружно взмывают на ступень вверх. Ми — соль диез — си! Это звучит сильно. Доминанта доминирует, но си, а особенно соль диез, стремятся разрешиться в ля. Получается кульминация, точка наивысшего напряжения. И, наконец, гитарист снова берёт аккорд первой ступени ля — до — ми. Напряжение разрешилось.

Звучит идеальная тоника, и можно двигаться дальше, к другим ступеням, либо завершать песню, тщательно гасить костёр, чтобы не было лесного пожара, убрать за собой весь мусор и отправляться домой, размышляя над услышанными строчками.

▍ А что такое форманта?

Форманта — это частота, имеющая отношение не к звуковысотному ряду, а к физическим особенностям музыкального инструмента. Это его резонансная частота, и их может быть несколько.

Когда некоторая гармоника от какой-либо из нот попадает в область форманты, получается обертон. Это одна из характеристик, по которым мы отличаем один инструмент, включая человеческий голос, от другого.

Электрогитара Форманта 241-БЛ, подарившая мне немало радостных моментов реставрации и игры, неспроста называется именно так. В её темброблоке предусмотрены формантные фильтры, а панель управления оформлена в стиле переключателя регистров аккордеона или орга́на.

Форманта произведена в СССР, на головном предприятии Борисовского производственного объединения музыкальных инструментов «Белмузпром» за несколько лет до героини сегодняшнего рассказа — Jolana Disco, выпускавшейся с 1985 по 1987 годы в чешском городе Крнов, славящимся производством орга́нов.

Мой экземпляр имеет серийный номер 1985. Известно, что существует Jolana Disco с серийным номером 4068. Поэтому предположу, что имею дело с гитарой, произведённой в первой половине 1986 года.

▍ Изучаем раритет

Экстремально тонкая (34 миллиметра) дека склеена из пяти кусков ольхи, что легко наблюдать благодаря предыдущему владельцу, удалившему всё лакокрасочное покрытие и обработавшему как корпус, так и гриф морилкой и маслом.

Коллекционной ценности нанесён значительный ущерб, зато получилось красиво и приятно на ощупь. Как мне известно, и краска, и логотип на пере грифа у этой модели были весьма непрочными, и сегодня многие экземпляры выглядят далеко не на все сто.

По нынешним меркам, дека из пяти дощечек склеена из обрезков, «scrapwood», как говорят англоязычные видеоблоггеры. Однако все они имеют красивый рисунок древесины и визуально хорошо сочетаются, несмотря на то, что изначально предполагалось их нахождение под слоем краски.

Ко всему прочему, доска, склеенная из нескольких частей с разным направлением волокон, гораздо более устойчива к самодеформации, чем цельная. Это вам подтвердит любой плотник. Поэтому я не разделяю снобизма некоторых гитарных ценителей, которые предпочитают деку из одного куска и гриф без склеек.

Давно ставшие мемом отваливающиеся головы самых престижных гитар в мире, а также то, что самые продвинутые грифы делают из трёх и более слоёв древесины и иных материалов, присоединяются к мнению плотника.

▍ Струнодержатель

Аутентичный узел кобылки дошёл до наших дней и до меня, но без одного из сёдел. Поэтому он просто лежит в пакетике артефактом былых времён, а на гитару предыдущий владелец установил фиксированный бридж стратовского типа, как на «народной рок-метал машине» Cort KX100.

Обратите внимание, что оригинальное чешское седло служило и струнодержателем: струна не проходила сквозь корпус, как у Aria Pro II Jet-TL или Harley-Benton R-457MN, и её бобышка упиралась не в станину кобылки, а в само седло.

Лично мне кажется, что это создаёт лишнюю нагрузку на резьбу регулировочных винтов — 5—10 и более килограммов силы для каждого винтика М3.

Станина и сёдла выгнуты из довольно толстой (соответственно, 3 и 2 мм) нержавеющей листовой стали со слабыми ферромагнитными свойствами. Неодимовый магнит притягивается едва ощутимо.

Это прочный материал, выдержавший проверку временем, как и деревянные части гитары, которые за почти сорок лет никуда не «повело». Но всё-таки я не вижу смысла цеплять струну за седло, когда есть основание бриджа.

К тому же, на новой кобылке сила давления струны более эффективно прижимает винтики регулировки высоты седла к станине. Видимо, это поняли и чешские лютиеры, поскольку уже в 1988 году новая модель Proxima оснащалась такой же кобылкой, но с креплением струн не за сёдла, а за станину.

Тем не менее, аутентичный бридж выглядит хорошо, а новый по сути такого же типа и не бросается в глаза как нечто чужеродное.

По эргономике лично я предпочитаю модерновые сёдла с плоским верхом, но их внешний вид сильно отличается от винтажных. Эта причина удерживает меня от искушения заказать для Йоланы очередной комплект любимых сёдел.

▍ Гриф

Гриф у этой гитары кленовый. Накладка буковая с инкрустациями в виде больших точек из натурального речного перламутра. Смотрятся просто волшебно. Профиль типа «модерновый C», удобный и быстрый. Радиус 10 дюймов, мензура гибсоновская.

По прошествии сорока лет аутентичные колки прекрасно работают и радуют взгляд. Они закрытого типа, с большими нарядными бутонами (пуговицами, флажками). Втулки колков забиты в отверстия пера грифа по винтажному стандарту, а не ввёрнуты на резьбе как модерновые.

Имеется один большой ретейнер для третьей и четвёртой струн. Анкерная гайка под вороток расположена в основании пера грифа и ничем не прикрыта. Лады заменены предыдущим владельцем. Их 22 плюс нулевой.

▍ Электроника гитары

И самое главное, что меня порадовало в этом инструменте, — это на все сто процентов аутентичный пикгард со звукоснимателем, темброблоком и разъёмом под джек.

Всё это выглядит так, как будто только вчера сошло с конвейера, хотя прошло почти сорок лет, и это был не конвейер, а цех, где неспешно работали лютиеры.

Сохранились оригинальные ручки переменных резисторов. Они напоминают гибсоновские и снабжены шкалой с числами от 0 до 10, на которой есть целые и половинные деления. На толстом двухслойном пикгарде из целлулоида нанесены белые точки, позволяющие безошибочно прочитать, в каком положении находится ручка.

Это сделано неспроста, поскольку электроника данной электрогитары весьма оригинальна. Звукосниматель называется «Сапфир» и выглядит как огромный активный хамбакер.

На самом деле он пассивный, зато содержит целых три катушки, аналогичных применяемым в звукоснимателях Jolana Spektrum! Сопротивление каждой из обмоток составляет порядка 6 килоом.

Датчик неразборный: его корпус залит эпоксидным компаундом. О конструкции магнитопроводов и взаимном расположении катушек остаётся только догадываться. Судя по показаниям индикатора магнитного поля на датчиках Холла, ближе к кобылке находится южный полюс магнита, а ближе к грифу — северный.

Так что перед нами не сдвоенный P-90, как у классической Jolana Diamant, а рельсовый хамбакер с дополнительной катушкой, выполняющей функции сингла.

Скорее всего, она просто надета на одну из рельс, а на вторую для выравнивания по высоте установлен пустой каркас или просто деревяшка. И по причине двойной высоты катушек единственный магнит выступает за пределы основной массы компаунда.

Богатый гармониками сигнал сингла подмешивается к сигналу хамбакера при повороте ручки тембра по часовой стрелке. А если бы в схеме не было этой дополнительной катушки, то получился бы самый стандартный регулятор тона, состоящий из переменного резистора и конденсатора.

Регулятор громкости у этой гитары тонкомпенсированный: при убавлении уровня сигнала в нём повышается доля верхних частот. Это сделано для того, чтобы учесть особенности слухового восприятия человека.

▍ А как она звучит?

Инструмент оказался весьма играбельным. Он прекрасно настраивается, строит и держит строй. Масса составляет всего-навсего два с половиной килограмма! Это самая лёгкая электрогитара из всех, что у меня когда-либо были.

Видео на Rutube

Видео на Youtube

Эта гитара однозначно не для металла. Если бы хамбакер стоял в бриджевой позиции, тогда… прибавилось бы гармоник, но «выхлоп» стал бы ещё ниже.

По звучанию Йолана Диско больше всего напоминает телекастер, причём самый ранний, с магнитами алнико 3 и переключателем для получения джазового тембра.

Для блюза и блюз-рока инструмент хорош. Для инди — да, если не требуется перкуссивность, которую можно добавить установкой «тяни-толкая», включающего конденсатор в разрыв выходной цепи хамбакера.

Только не факт, что пуш-пул потенциометр войдёт по высоте в углубление сверхтонкой деки. Можно уменьшить номинал конденсатора в регуляторе тембра, сдвинув диапазон регулировки из джазовой области в сторону рока.

Но я не буду вносить никаких изменений в прекрасно сохранившийся памятник гитаростроения. У этой гитары есть свой характер. На ней можно играть с большим удовольствием. А для других звучаний есть и другие гитары.

Зато можно применить наработки создателей Jolana Disco в других кастомных инструментах. Идеи уже есть, комплектующие заказаны, остаётся только дождаться и опробовать.

▍ P.S.

Когда в далёкие годы юности в комиссионном магазине висела Jolana Disco… возможно, даже эта самая, которая, наконец, пришла ко мне, у меня не было на неё денег. Зато когда они появились, мне удалось купить Jolana Diamant, причём весьма редкого натурального цвета.

Вместо оригинальных «Спектрумов» — сдвоенных рельсовых P-90 — там были установлены обычные безымянные хамбакеры с шестью полюсными наконечниками у каждой катушки. Также были добавлены микротумблеры отсечки и инверсии фазы. То есть, гитару до меня переделывали.

Может быть, однажды приобрету «Диамант» снова. Только обязательно с аутентичными звукоснимателями. Будет очень интересно их опробовать.

© 2024 ООО «МТ ФИНАНС»

Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT 💻


ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/articles/855402/