Я встречал очень разное отношение к психологам. Кто-то считает их «шарлатанами и продавцами воздуха», кто-то «людьми, к которым надо обращаться, когда кукуха не в порядке», кто-то, что «психолог должен быть у каждого». Хочу рассказать, как менялось мое отношение к психологам, какие минусы и плюсы вижу в работе с ними и приглашаю вас рассказать про свой опыт.
Небольшое примечание: рискуя развести холивар, оговорюсь, что в этой статье я буду употреблять понятия «психолог» и «психотерапевт» как синонимичные, и вести речь про длительную разговорную и не медикаментозную терапию.
Оказывается, они существуют!
Психологией я увлекся в старшей школе и университете. Шел конец девяностых, и я с интересом читал книжки Роджерса, Ялома, Фрейда, Гриндера, Бендлера, Эриксона (Милтона, не Эрика), Бёрна, которые только недавно появились на полках магазинов.
Это было дико интересно и, одновременно, бесконечно далеко от моей реальности, в которой живые психологи не водились.
После института я устроился бухгалтером на Железную дорогу, но очень быстро понял, что работу свою не люблю до зубовного скрежета. Подумывая, куда сбежать и кем стать, обнаружил, что в Хабаровске есть институт психоанализа (!)
И я поступил в этот институт. Именно там и произошло мое первое массированное столкновение с психологами.
Сначала психологи меня покорили. Они казались ангелами во плоти. Они говорили прекрасные слова, рассказывали, как надо радоваться каждой минуте, как осознание себя дарит счастье и гармонию. Если вам кажется, это банальностью, напомню, шел 2004 год, про Лабковского знали лишь любители ночного радио, слова «коучинг» не знал никто, а мне было всего 23 года.
Однако конфетно-букетный период закончился, когда я решил устроиться в этот институт, чтобы быть поближе к своим кумирам. Оказалось, что психологини, излучающие на лекциях гармонию и рассказывающие, как грамотно разрешать конфликты, в учительской превращались в шипящих кошек, выясняя отношения по малейшему поводу.
Я разочаровался в психологах и стал относиться к ним как к ловким лицемеркам, которые утверждают, что легко создать гармоничную жизнь, в то время как у самих в жизни полный бардак. К слову, опыта личной терапии на этом этапе у меня не было, если не считать учебных сессий, где мы консультировали друг друга в рамках обучения.
Первый опыт
Первый опыт психотерапии (звучит, как сексуальный, но нет) случился примерно через год. Психотерапевт этот был, к слову, другом моих родителей. Сейчас бы за такое надавали по шапке: нарушение границ и все такое, но, повторяю, это Хабаровск, 2005 год, времена дикие, на весь город пара нормальных специалистов, так что подобные пересечения были нормой, хоть это и не норма.
И вот тогда я распробовал психотерапию. Это было очень похоже на то, что я читал у Ялома, Роджерса, Бюдженталя. Это была «взрослая», «настоящая» терапия в красивом кабинете, с кожаными креслами, сертификатами в рамках, прямо как в зарубежных книжках.
И одновременно, психотерапия была чем-то запретным. Когда я заходил в психологический центр, то оборачивался — не видят ли знакомые.
Ведь только психи ходят к психологам
В отличие от институтских психологов, мой психотерапевт вел совершенно недосягаемую для меня жизнь. У него был своя частная практика, он ездил на зарубежные конференции, рисовал, водил BMW и в обычной жизни, насколько я мог ее наблюдать, производил впечатление счастливого, гармоничного и успешного человек. Мне очень хотелось быть как он!
То, что получилось поменять в терапии
Этот первый опыт спровоцировал мое сильное увлечение психотерапией, которая длилась в общей сложности лет 5. Я ходил и в индивидуальную терапию, и на психодинамические группы, обучался терапии профессионально, и это сильно меня изменило. Я подробно писал об этом тут, но если суммировать ключевые перемены, то они касались следующего.
1. Я стал намного лучше понимать себя в том, что касалось моих реакций, эмоций и убеждений. У людей, подверженных саморефлексии (а я был именно таким), есть иллюзия, что они отлично знают себе и других. Но на деле психика находит способы обходить неудобные вопросы и больше занята поиском самооправдания и объяснений феноменов, а не поиском инсайтов, которые запускают реальные изменения.
Психотерапевт как раз помогает взглянуть на себя со стороны, задать себе все те неудобные вопросы и пройти очень неприятный период, когда старые способы жить отваливаются, а новые еще не возникают.
2. Возникло большее принятие себя. Это важный момент, поскольку качества, которые в себе не нравятся, часто демонизируются, и психика тратит огромное количество энергии на подавление и попытки их вытеснить.
Психотерапия дает возможность увидеть, что все наши качества зачем-то нужны, что они совсем не ужасны, а иногда очень полезны (как бывает полезна, например, злость). В результате перестаешь хотеть невозможного — перестать быть собой, и начинаешь себя больше ценить и принимать.
3. Я перестал бояться людей. Психотерапия хорошо прокачивает грамотную коммуникацию. Например, учит прямо декларировать свои потребности и отстаивать интересы. Учит понимать, что нужно другим и что может скрываться за их нападками или обидами.
В результате я перестал сторониться людей, научился строить с ними отношения, как личные, так и рабочие, и намного лучше чувствовать свои границы.
Повторюсь, это был достаточно долгий и непростой процесс, но я благодарен всем тем психотерапевтам и психологам, которые мне помогли, поскольку изменения были огромны, и я не знаю более эффективного способа их получить. Отвечая на собственный вопрос в заголовке статьи, у меня бы вряд ли получилось стать полноценным человеком без психотерапии.
То, что в терапии менялось плохо
Я не понимал это тогда, но ясно понимаю сейчас — психотерапевт может эффективно инициировать перемены только в тех областях, где компетентен сам, и научить тем качествам, которыми обладает сам.
Например, таким эфемерным, но важным штукам, как доверию, принятию или терпению невозможно научиться по учебникам. От того, что кто-то скажет вам: «Просто доверяй людям» или «Просто принимай себя», вы не научитесь себя принимать. Таким вещам мы учимся на примере других людей, когда кто-то значимый демонстрирует принятие и доверие по отношению к нам.
Если ваш психотерапевт не обладает какими-то качествами, он не сможет вас этому научить
Например, мой первый психотерапевт избегал конфликтов, не умел конфронтировать и хорошо выстраивать границы. Я учился этим навыкам, отчасти в бизнесе, отчасти на психотерапевтических группах, отчасти со вторым своим психологом.
Вторым ограничением выступало понимание контекста. Одно время я придерживался идеи, что психологу необязательно понимать контекст, ведь всегда можно задать нужные вопросы и все прояснить. Оказалось, что это не так.
Оба моих психолога становились крайне неэффективны, когда я поднимал проблемы, связанные с бизнесом. Причем, как оказалось позже, эти проблемы имели именно психологические причины, вот только мы до этого так и не добрались, поскольку психологи откровенно «плыли», задавали общие вопросы, не понимали, куда копать, и мы часами топтались на месте.
К сожалению, оба эти момента стали очевидны далеко не сразу, что привело и к потере времени и даже разочарованию в подходе, хотя как раз подход тут ни при чем. Нужно просто подбирать специалиста, который обладает необходимыми компетенциями и опытом.
А что у вас?
Мне очень интересно сравнить свои впечатления с вашими. Что вам нравится в психологах и психотерапевтах? Что цените в работе с ними, что было для вас полезным? А что, наоборот, не нравилось или было ужасно? Где они косячили? С чем не могли помочь? Но умоляю, указывайте, пишите ли вы про свой реальный опыт работы с психологом или про свои предположения об этих ребятах. Предположениями и фантазиями тоже можно делиться, просто укажите, что это не ваш кейс.
Один из выводов, который я сделал в ходе терапии, что для перемен к лучшему достаточно всерьез заинтересоваться собой. Одно это помогает начать лучше разбираться в своей жизни и экологично ее перестраивать. Я много пишу об этом у себя в телеграм‑канале, поэтому, если вам интересно, подписывайтесь.
ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/articles/861652/
Добавить комментарий