Основным преимуществом CommunigatePro перед другими системами является один серверный язык для всех модулей — звонков, почты, календарей. То есть мы можем в одной программе принять звонок, проиграть голосовое меню, принять DTMF и сформировать на основе этого DTMF письма, SMS, календарные события.
В качестве примера напишем программу для записи контактного телефона клиента.
Программа должна будет:
- Проиграть стартовое меню с выбором специалистов по фамилии.
- В рабочее время у специалиста звонит телефон, в нерабочее включается программа «Мы вам перезвоним».
- Предлагаем ввести контактный телефон. После ввода отправляем письмо пользователю, которому звонил клиент.
Для полного понимания материала в этой статье, необходимо иметь представление об основных интерфейсах сервера — WebAdmin, WebUser и Pronto. C ними и с процессом установки бесплатной версии можно ознакомиться в этой статье
Для начала немного теории.
Сигналы
В CommunigatePro это сервер обеспечивающий коммуникации в «реальном времени» (дальше по тексту real-time) — IM, SMS, голосовая связь. Сигнал это элементарная задача выполняемая сервером для real-time коммуникаций, они используются всеми модулями обеспечивающими real-time связь — SIP, XMPP, SMPP, XIMSS для передачи информации о начале, разрыве, и изменения состояния соединения.
Для определения адресатов во всех этих протоколах используются AOR (address of registration), которые по формату соответствуют email адресу, поэтому на сервере AOR для сигналов совпадает с email адресом и является просто полным именем учетной записи.
Также как и для писем для сигналов доступен набор настроек, позволяющих изменять адресатов — таблица роутинга, forwarders, пользовательские правила для входящих сигналов.
Запуск программ.Язык CG/PL
CommunigatePro умеет выполнять программы на простом и мощном языке CommuniGate Programming Language (CG/PL). Для каждого модуля и функциональности есть набор встроенных в язык функций. Поддерживается два стиля:
// // A simple CG/PL application // Basic style // entry Main is myName = "Jim" + " " + "Smith"; if length(myName) > 10 then myName = Substring(myName,0,8) + ".."; end if; end;
/* * A simple CG/PL application * C style */ entry Main { myName = "Jim" + " " + "Smith"; if(myName.length() > 10) { myName = myName.substring(0,8) + ".."; } }
PBX программы так же пишутся на CG/PL и организованы в окружение/среду — набор файлов из CG/PL программ, вспомогательных файлов(например аудио) и папок для поддержки различных языков.
Существует общесерверная PBX среда (страница
Самый простой способ запустить CG/PL программу это отправить сигнал на адрес формата:
Пользователь pbx
Этот пользователь предназначен для функционирования большинства PBX программ установленных по умолчанию на сервере.
У этого пользователя изначально уже есть одно real-time правило:
Правило срабатывает на любой сигнал попавший в аккаунт и вызывает программу из файла «pbx.sppr» (PBX центр) от имени аккаунта pbx. Программа pbx.sppr довольно сложная и предоставляет разные функции в зависимости от того как ее вызывать.
Поскольку стартовый сигнал передается в программу, мы можем задать разное поведение программы в зависимости от имени/псевдонима пользователя осуществившего вызов, например, при вызове
Кроме этого у пользователя pbx есть алиас 200, который является добавочным номером. Предназначен для звонков с «железных» телефонов.
Авто-секретарь
Авто-секретарь это программа, реализующая стандартное иерархическое меню с выбором. Поскольку она поставляется в комплекте с сервером, в WebAdmin есть интерфейс для взаимодействия с ней на странице
Алгоритм программы следующий:
- проигрывает welcome.wav и dialknownextension.wav
- проигрывает for[name].wav для каждого пункта [name] из department menu. Каждому отделу ставиться в соответствии номер по порядку перечисления. При этом цифры из Directory Prefix пропускаются(они зарезервированы под экстеншены) и если в списке есть слово operator, то этот пункт всегда проигрывается последним и ему соответствует цифра 0.
- после выбора отдела звонок отправляется в аккаунт с именем, совпадающим с именем отдела.
Настроим ее таким образом, чтобы при запуске проигрывалось следующее сообщение:
Здравствуйте, это компания «Специалисты», для специалиста Иванова нажмите 1 для специалиста Петрова нажмите 3 или дождитесь ответа секретаря .
Поскольку сообщения будут на русском, нужно создать отдельную папку для языка в PBX среде домена и переключить язык интерфейсов пользователя pbx, от имени которого запускается программа, на русский. На странице
Отобразился список файлов образующих PBX среду в домене. Слово «parent» слева от имени файла означает, что файл берется с общесерверной среды.
Проматываем в нижнюю часть интерфейса и создаем подпапку для русского языка:
Записываем 4 файла и загружаем их в только что созданную папку russian.
welcome.wav //Здравствуйте
dialknownextension.wav //вы позвонили в компанию Специалисты наберите короткий номер абонента если он вам известен.
forivanov.wav // для специалиста Иванова
press.wav// нажмите
0.wav, 1.wav,3.wav // цифры
forpetrov.wav // для специалиста Петрова
tospeakopertator.wav // или дождитесь ответа секретаря
tryingextension.wav // набираю абонента
failure.wav // ошибка
Чтобы файлы for***.wav проигрывались нужно изменить настройки
Также нужно добавить в домен учетные записи с именами ivanov, pertrov и operator.
Для проверки открываем любую учетную запись в Pronto и набираем в Dialer модуле 200 или pbx.
Устанавливаем приемные часы для специалистов
Мы хотим, чтобы во вне рабочее для специалиста время звонки отправлялись в PBX программу с определенным именем, например callback (которая спрашивает у пользователя контактный телефон и обещает перезвонить).
Для этого в всех аккаунтах ivanov, petrov и operator заходим на страницу
Дальше нужно зайти в раздел
Поскольку во время настройки нам удобнее, чтобы звонки перенаправлялись всегда, установим временно
Если после этих настроек позвонить пользователю, то Pronto выдаст ошибку «Failed to load PBX application code» (при звонке через авто-секретаря будет проигран failure.wav).
Она связана с тем, что программы callback еще не существует в PBX окружении домена, ей мы и займемся в следующем пункте.
Пишем CG/PL программу
Программа выполняет 3 набора действий:
- Проигрывает вступление:
«На данный момент специалист не может поднять трубку. (callbackbusy.wav)
Если вы хотите, мы можем вам перезвонить в ближайшее время.(callbacklater.wav)
Наберите свой контактный телефон и нажмите решетку, (callbacknumber.wav)
в случае ошибки нажмите звездочку и наберите номер заново» (callbackclearnumber.wav) - Считывает телефон.
- Формируем email и завершаем разговор.
«Ваш телефон записан, наши сотрудники свяжутся с вами в ближайшее время» (создаем файл callbacktrailer.wav)
Если письмо отправить не получилось предупреждаем об этом и останавливаемся:
«Ошибка, сервис не доступен, перезвоните позже» (failure.wav + callbacknotavailable.wav)
Программу можно набирать в любом текстовом редакторе, файл сохраняет в Plain Text формате с именем «callback.sppr».
Текст программы не сложный, порядка 20-ти строчек, дополнительные пояснения в комментариях:
// "entry Main" является точкой входа для любой CG/PL программы entry Main is // принимаем входящий звонок, если не получилось останавливаемся if AcceptCall() != null then stop; end if; // проигрываем .wav файлы PlayFile("CallbackBusy"); PlayFile("CallbackLater"); PlayFile("CallbackNumber"); PlayFile("CallbackClearNumber"); // инициируем переменную в которой будет храниться номер accumulator = ""; loop // в цикле считываем из буфера по одной DTMF цифре с таймаутом 20 секунд input = ReadInput(20); // если решетка или не DTMF символ (функция ReadInput возвращает не только DTMF) заканчиваем запись номера exitif not IsString(input) or input == "#"; // если пользователь ошибся в процессе набора, можно начать заново нажав "*" if input == "*" then accumulator = "";PlayFile("CallbackClearNumber"); end if; accumulator = accumulator + input; // добавляем очередной символ end loop; //если в итоге номера нет - повесили трубку или просто не стали набирать, выходим: if accumulator == "" then stop; end if; // пытаемся отправить письмо если не получилось просим перезвонить if SendEmail("CallbackMailer@"+ MyDomain(),"Вам надо перезвонить на номер:"+ accumulator,MyEmail(),null,"") != null then PlayFile("Failure"); PlayFile("CallbackNotAvailable"); else PlayFile("CallbackTrailer"); end if; end;
По аналогии с аккаунтом pbx, на страницах
Для завершения установки callback.sppr загружаем в [Домен]->PBX, а все .wav файлы — в языковую подпапку «russian» на этой же странице. Большое количество файлов удобно загружать одним .tar архивом (сервер сам его распакует и добавит файлы в окружение)
Краткие итоги
Программы на CG/PL могут быть очень сложными, но в этой статье мы намеренно продемонстрировали только базовую функциональность (прием звонков и DMTF + отправка текстовой почты).
Нашу версию .wav файлов используемых в статье можно найти на Dropbox, так же как и итоговый callback.sppr.
Мы планируем в дальнейшем написать еще несколько статей с более функциональными примерами, так что, если у кого-то есть интересный случай, когда приходилось интергировать PBX с почтой, кадендарями или IM, присылайте в личку, постараемся продемонстрировать, как выполнить эту задачу с помощью CGPro.
ссылка на оригинал статьи http://habrahabr.ru/company/communigatepro/blog/189854/
Добавить комментарий