Функциональные опции — это парадигма в Go для чистых и расширяемых API. Она популяризирована Дейвом Чейни и Робом Пайком. Этот пост о практиках, которые появились вокруг шаблона с тех пор как он был впервые представлен.
Функциональные опции появились как способ создания хороших и чистых API с конфигурацией, включающей необязательные параметры. Есть много очевидных способов сделать это (конструктор, структура конфигурации, сеттеры и т. д.), но когда нужно передавать десятки опций они плохо читаются и не дают на выходе таких хороших API, как функциональные опции.
Введение — что такое функциональные опции?
Обычно, когда вы создаете «объект», вы вызываете конструктор с передачей ему необходимых аргументов:
obj := New(arg1, arg2)
(Давайте на минуту проигнорируем тот факт, что в Go нет традиционных конструкторов.)
Функциональные опции позволяют расширять API дополнительными параметрами, превращая приведенную выше строку в следующее:
// I can still do this... obj := New(arg1, arg2) // ...but this works too obj := New(arg1, arg2, myOption1, myOption2)
Функциональные опции — это, в основном, аргументы вариативной функции, которая принимает в качестве параметров составной или промежуточный конфигурационный тип. Благодаря вариативному характеру вполне допустимо вызывать конструктор без каких-либо опций, сохраняя его чистым, даже если вы хотите использовать значения по умолчанию.
Чтобы лучше продемонстрировать шаблон, давайте взглянем на реалистичный пример (без функциональных опций):
type Server struct { addr string } // NewServer initializes a new Server listening on addr. func NewServer(addr string) *Server { return &Server { addr: addr, } }
После добавления опции таймаута код выглядит так:
type Server struct { addr string // default: no timeout timeout time.Duration } // Timeout configures a maximum length of idle connection in Server. func Timeout(timeout time.Duration) func(*Server) { return func(s *Server) { s.timeout = timeout } } // NewServer initializes a new Server listening on addr with optional configuration. func NewServer(addr string, opts ...func(*Server)) *Server { server := &Server { addr: addr, } // apply the list of options to Server for _, opt := range opts { opt(server) } return server }
Полученный API прост в использовании и легко читается:
// no optional paramters, use defaults server := NewServer(":8080") // configure a timeout in addition to the address server := NewServer(":8080", Timeout(10 * time.Second)) // configure a timeout and TLS in addition to the address server := NewServer(":8080", Timeout(10 * time.Second), TLS(&TLSConfig{}))
Для сравнения, вот как выглядят инициализация с использованием конструктора и с использованием конфигурационной структуры config:
// constructor variants server := NewServer(":8080") server := NewServerWithTimeout(":8080", 10 * time.Second) server := NewServerWithTimeoutAndTLS(":8080", 10 * time.Second, &TLSConfig{}) // config struct server := NewServer(":8080", Config{}) server := NewServer(":8080", Config{ Timeout: 10 * time.Second }) server := NewServer(":8080", Config{ Timeout: 10 * time.Second, TLS: &TLSConfig{} })
Преимущество использования функциональных опций перед конструктором, наверное, очевидно: их легче поддерживать и читать/писать. Функциональные параметры также превосходят конфигурационную структуру, когда в конструктор не передаются параметры. В следующих разделах я покажу еще больше примеров, когда структура конфигурации может не оправдать ожиданий.
Прочитайте полную историю функциональных опций перейдя по ссылкам во введении. (примечание переводчика — блог с оригинальной статьей Дейва Чейни более не существует, не найдя перепечаток я заменил ссылку на статью ссылкой на видео с его доклада)
Практики функциональных опций
Сами функциональные опции — это не что иное, как функции, передаваемые конструктору. Простота использования простых функций дает гибкость и имеет большой потенциал. Поэтому неудивительно, что за эти годы вокруг шаблона появилось довольно много практик. Ниже я предоставлю список того, что я считаю наиболее популярными и полезными практиками.
Напишите мне, если вы считате, что чего-то не хватает.
Тип опций
Первое, что вы можете сделать при применении шаблона функциональных опций, это определить тип для опциональной функции:
// Option configures a Server. type Option func(s *Server)
Хотя это может показаться не таким уж большим улучшением, но код становится более читаемым благодаря использованию имени типа вместо определения функции:
func Timeout(timeout time.Duration) func(*Server) { /*...*/ } // reads: a new server accepts an address // and a set of functions that accepts the server itself func NewServer(addr string, opts ...func(s *Server)) *Server // VS func Timeout(timeout time.Duration) Option { /*...*/ } // reads: a new server accepts an address and a set of options func NewServer(addr string, opts ...Option) *Server
Еще одним преимуществом наличия типа опции является то, что Godoc помещает функции опции под типом:
Список типов опций
Обычно функциональные параметры используются для создания одного экземпляра чего-либо, но это не всегда так. Повторное использование списка параметров по умолчанию при создании нескольких экземпляров также не редкость:
defaultOptions := []Option{Timeout(5 * time.Second)} server1 := NewServer(":8080", append(defaultOptions, MaxConnections(10))...) server2 := NewServer(":8080", append(defaultOptions, RateLimit(10, time.Minute))...) server3 := NewServer(":8080", append(defaultOptions, Timeout(10 * time.Second))...)
Это не очень читаемый код, особенно учитывая, что смысл использования функциональных опций заключается в создании дружелюбных API. К счастью, есть способ упростить это. Нам просто нужно сделать срез []Option непосредственно опцией:
// Options turns a list of Option instances into an Option. func Options(opts ...Option) Option { return func(s *Server) { for _, opt := range opts { opt(s) } } }
После замены среза на функцию Options приведенный выше код становится:
defaultOptions := Options(Timeout(5 * time.Second)) server1 := NewServer(":8080", defaultOptions, MaxConnections(10)) server2 := NewServer(":8080", defaultOptions, RateLimit(10, time.Minute)) server3 := NewServer(":8080", defaultOptions, Timeout(10 * time.Second))
Префиксы опций With/Set
Опции часто являются сложными типами, в отличие от таймаута или максимального количества соединений. Например, в пакете сервера можно определить интерфейс Logger в качестве опции (и использовать для отсутствия логгера по умолчанию):
type Logger interface { Info(msg string) Error(msg string) }
Очевидно, что имя Logger не может быть использовано в качестве названия опции, так как оно уже используется интерфейсом. Можно назвать опцию LoggerOption, но это не совсем дружелюбное имя. Если посмотреть на конструктор как на предложение, в нашем случае на ум приходит слово with: WithLogger.
func WithLogger(logger Logger) Option { return func(s *Server) { s.logger = logger } } // reads: create a new server that listens on :8080 with a logger NewServer(":8080", WithLogger(logger))
Другим распространенным примером опции сложного типа является слайс значений:
type Server struct { // ... whitelistIPs []string } func WithWhitelistedIP(ip string) Option { return func(s *Server) { s.whitelistIPs = append(s.whitelistIPs, ip) } } NewServer(":8080", WithWhitelistedIP("10.0.0.0/8"), WithWhitelistedIP("172.16.0.0/12"))
В этом случае опция обычно присоединяет значения к уже существующим, а не перезаписывает их. Если вам нужно перезаписать существующий набор значений, вы можете использовать слово set в имени опции:
func SetWhitelistedIP(ip string) Option { return func(s *Server) { s.whitelistIPs = []string{ip} } } NewServer( ":8080", WithWhitelistedIP("10.0.0.0/8"), WithWhitelistedIP("172.16.0.0/12"), SetWhitelistedIP("192.168.0.0/16"), // overwrites any previous values )
Шаблон пресетов
Особые случаи использования обычно достаточно универсальны для их поддержки в библиотеке. В случае конфигурации это может означать набор параметров, сгруппированных вместе и используемых в качестве пресета для использования. В нашем примере Сервер может иметь открытый и внутренний сценарии использования, которые по-разному настраивают таймауты, ограничения скорости, количество подключений и т. д.
// PublicPreset configures a Server for public usage. func PublicPreset() Option { return Options( WithTimeout(10 * time.Second), MaxConnections(10), ) } // InternalPreset configures a Server for internal usage. func InternalPreset() Option { return Options( WithTimeout(20 * time.Second), WithWhitelistedIP("10.0.0.0/8"), ) }
Несмотря на то, что пресеты могут быть полезны в некоторых случаях, они, вероятно, имеют большую ценность во внутренних библиотеках, а в публичных библиотеках их ценность меньше.
Значения типов по умолчанию vs значения пресетов по умолчанию
В Go всегда есть значения по умолчанию. Для чисел это обычно ноль, для булевых типов это false и так далее. В опциональной конфигурации считается хорошей практикой полагаться на значения по умолчанию. Например, нулевое значение должно означать неограниченный timeout вместо его отсутствия (что обычно бессмысленно).
В некоторых случаях дефолтное значение типа не является хорошим значением по умолчанию. Например, значением по умолчанию для Logger является nil, что может привести к панике (если вы не защищаете вызовы логгера с помощью условных проверок).
В этих случаях установка значения в конструкторе (до применения параметров) — хороший способ определить запасной вариант:
func NewServer(addr string, opts ...func(*Server)) *Server { server := &Server { addr: addr, logger: noopLogger{}, } // apply the list of options to Server for _, opt := range opts { opt(server) } return server }
Я видел примеры с пресетами по умолчанию (при использовании шаблона, описанного в предыдущем разделе). Однако я не считаю это хорошей практикой. Это гораздо менее выразительно, чем просто установка значений по умолчанию в конструкторе:
func NewServer(addr string, opts ...func(*Server)) *Server { server := &Server { addr: addr, } // what are the defaults? opts = append([]Option{DefaultPreset()}, opts...) // apply the list of options to Server for _, opt := range opts { opt(server) } return server }
Опция структуры конфигурации
Наличие структуры Config в качестве функциональной опции, вероятно, не столь распространено, но это иногда встречается. Идея состоит в том, что функциональные опции ссылаются на структуру конфигурации вместо ссылки на фактический создаваемый объект:
type Config struct { Timeout time.Duration } type Option func(c *Config) type Server struct { // ... config Config }
Этот шаблон полезен, когда у вас есть множество опций, и создание структуры конфигурации кажется более чистым, чем перечисление всех опций в вызове функции:
config := Config{ Timeout: 10 * time.Second // ... // lots of other options } NewServer(":8080", WithConfig(config))
Другой вариант использования этого шаблона — установка значений по умолчанию:
config := Config{ Timeout: 10 * time.Second // ... // lots of other options } NewServer(":8080", WithConfig(config), WithTimeout(20 * time.Second))
Расширенные шаблоны
После написания десятков функциональных опций вы можете задаться вопросом, есть ли лучший способ сделать это. Не с точки зрения использования, а с точки зрения долговременной поддержки.
Например, что если бы мы могли определить типы и использовать их в качестве параметров:
type Timeout time.Duration NewServer(":8080", Timeout(time.Minute))
(Обратите внимание, что использование API остается прежним)
Оказывается, что, изменяя тип Option, мы можем легко сделать это:
// Option configures a Server. type Option interface { // apply is unexported, // so only the current package can implement this interface. apply(s *Server) }
Переопределение опциональной функции в качестве интерфейса открывает двери для ряда новых способов реализации функциональных опций:
Различные встроенные типы могут использоваться в качестве параметров без функции-оболочки:
// Timeout configures a maximum length of idle connection in Server. type Timeout time.Duration func (t Timeout) apply(s *Server) { s.timeout = time.Duration(t) }
Списки опций и структуры конфигурации (см. в предыдущих разделах) также могут быть переопределены следующим образом:
// Options turns a list of Option instances into an Option. type Options []Option func (o Options) apply(s *Server) { for _, opt := range o { o.apply(s) } } type Config struct { Timeout time.Duration } func (c Config) apply(s *Server) { s.config = c }
Мой личный фаворит — возможность повторно использовать опцию в нескольких конструкторах:
// ServerOption configures a Server. type ServerOption interface { applyServer(s *Server) } // ClientOption configures a Client. type ClientOption interface { applyClient(c *Client) } // Option configures a Server or a Client. type Option interface { ServerOption ClientOption } func WithLogger(logger Logger) Option { return withLogger{logger} } type withLogger struct { logger Logger } func (o withLogger) applyServer(s *Server) { s.logger = o.logger } func (o withLogger) applyClient(c *Client) { c.logger = o.logger } NewServer(":8080", WithLogger(logger)) NewClient("http://localhost:8080", WithLogger(logger))
Резюме
Функциональные параметры — это мощный шаблон для создания чистых и расширяемых API с десятками параметров. Хотя это создаёт немного больше работы, чем поддержка простой структуры конфигурации, она обеспечивает гораздо большую гибкость и дает намного более чистые API, чем альтернативы.
ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/post/489296/