Привет Хабравчане!
В прошлой статье я писал про наше приложение “ЧтоПочитать?” — рекомендательную систему для поиска интересных книг. В начале статьи я говорил, что ощущаю кризис на рынке художественной литературы. Но существует ли этот кризис на самом деле? Параллельно с разработкой приложения мы решили провести небольшое исследование. В рамках исследования мы спросили читателей и писателей, как современный книжный рынок выглядит для них. По результату опроса я пишу эту статью.
Вначале будет моя субъективная часть, чуть-чуть истории, мое видение рынка и его проблем. Затем результаты опросов и выводы из них. И в конце пара пожеланий-предложений к участникам книжного рынка.
История и гипотезы
В Советском Союзе книжного рынка не существовало. Как и вообще рынка. Потом наступили девяностые, рынок закипел и забурлил, но у него не было законов. Отсутствовало и понятие авторского права. Точнее, понятие было, но его упоминание вызывало лишь смех. Книжный рынок жил нелегальной печатью низкосортных переводов зарубежной литературы.
К концу девяностых ситуация начала исправляться.
Сформировались официальные издательства, они стали печатать и российских авторов. Интернет был еще по карточкам и далеко не у всех. Книги даже новых авторов издавались тиражами по 15-20 тысяч экземпляров, что давало какие-то гонорары. При наличии долгосрочного договора с издательством писатель мог относительно уверенно смотреть в будущее и творить.
К концу 2000-ых затишье закончилось, и все начало стремительно меняться. Теперь уже интернет был у всех. В 2007-ом появился первый iPhone, и следом за ним пошли другие смартфоны. В 2009-ом был запущен сайт Флибуста, вместе с ним интернет заполонили и иные пиратские библиотеки. Стоило бумажной книге выйти на рынок, в тот же день ее сканировали и выкладывали в сеть.
В 2005-ом был запущен Литрес, но предложение платить за электронные продукты у большинства людей вызывало лишь усмешку. Да и не так это было просто — оплатить. Платежные системы оставались далеки от современного удобства. Покупка чего-то в интернете оставалась уделом гиков.
Тиражи произведений стали стремительно падать. К 2015-му году средний тираж для не раскрученного автора составлял пять, а то и три тысячи экземпляров. Ни о каких заметных гонорарах уже нельзя было говорить. Многие писатели впали в уныние и начали изыскивать другие способы заработка. Писать качественные произведения в таких условиях стало очень сложно.
В этот же период начал развиваться цифровой самиздат. В 2001-м был запущен сайт Самиздат, но до идеи просить с читателей самиздата деньги оставалось еще далеко.
Понадобилось порядка десяти лет, чтобы рынок перестроился под новую реальность и стабилизировался. Ужесточился контроль за соблюдением авторских прав, пиратские ресурсы начали блокировать, а какие-то из них даже стали самостоятельно закрывать доступ к произведениям по требованию правообладателей. Вместе с этим развивались и платежные системы, оплатить покупку в интернете стало не сложнее, чем расплатиться картой в обычном магазине.
Изменения произошли и в сознании людей. Конечно, о полном добровольном отказе от пиратского контента речи не идет, и вряд ли когда-нибудь зайдет. Однако и покупка такого контента больше не кажется людям глупостью, люди платят за игры, фильмы и книги. На текущий момент самый популярный из магазинов электронных книг находится на первом месте по трафику среди российских сайтов в категории “Электронная коммерция и шопинг” и на 140-м среди всех сайтов рунета.
В середине десятых годов начали появляться площадки, где авторы могли самостоятельно зарабатывать на своих произведениях. В 2015-ом году был запущен Литнет, в 2016-ом Author.Today, возникали и другие не ставшие такими популярными.
И вот к чему мы пришли сейчас.
Издание на бумаге перестало быть необходимым условием становления писателя и получения дохода. Бумага скорее тешит самолюбие, чем что-то приносит. Многие авторы даже не пытаются связываться с издательствами, считая более выгодным для себя выпуск произведения исключительно на электронных площадках.
Вместе с этим исчез издательский фильтр, не пропускающий на рынок совсем откровенную графоманию. И исчезла издательская редактура, теперь за качество текста несет ответственность только автор.
Ответственностью автора стало и продвижение. Не достаточно писать текст, нужно еще вести активную жизнь в соцсетях и заниматься маркетингом.
В сумме все это повышает разнообразие произведений. Если раньше неформатные произведения вообще не могли попасть к читателю, то теперь у них есть шансы. А ведь мы помним, что романы Толкина тоже долгие годы считались неформатом, и издатели отказывались их печатать.
И вместе с тем появляется огромное количество произведений уровня школьных сочинений. Впрочем, они тоже находят своего читателя.
Конечно, издательства не исчезли, и старый путь все еще существует. В основном они печатают тех, кто уже раскрутился самостоятельно, но попасть к ним, просто прислав рукопись, все еще возможно. Хоть и сложно. Впрочем, это никогда и не было легко.
Перейдем от абстрактных рассуждений к реальным данным.
Исследование
Начать хотелось бы не с опросов, а с оценки количества читающих людей в России. Сейчас принято говорить, что люди перестали читать книги. На популяризацию чтения даже государство выделяет какие-то деньги. Правда ли в России сейчас мало читают?
Посещаемость Литрес — двадцать шесть миллионов человек в месяц. Большинство из них из России. Население России на 2024 год порядка 146 миллионов. Понятно, что обе цифры очень условные, хотя ориентироваться на них можно
Добавим сюда еще посещаемость других литературных ресурсов.
Посмотрим и на количество скачиваний приложений в Гугл Плей.
Литрес — 500к,
Литрес-аудиокниги — 5млн,
Лайвлиб — 500к,
Букмейт — 1млн,
Литнет — 1млн,
Автортудей — 100к.
Можно сделать вывод, что существенная доля населения страны читает книги. И даже платит за них, а не только скачивает пиратские.
Теперь результаты опросов. Сами цифры и графики будут приведены в конце статьи, чтобы не усложнять чтение.
Читатели
-
Читают люди всех возрастов.
-
Почти все читают в электронном виде. Но 70% респондентов покупают и бумажные книги.
-
Платят за электронные книги.
-
Неизданные на бумаге книги на сайтах, вроде Литнет и АвторТудей, читает 45% респондентов.
-
Городскими библиотеками больше практически никто не пользуется. Лишь 10% ответили, что берут там книги.
-
Хотя раньше таких людей было большинство.
-
В основном читатели не ощущают никакого кризиса в сфере художественной литературы.
-
Хотя 23% чувствуют, что находить интересные книги за последние 10-20 лет стало сложнее.
-
40% респондентов испытывают сложности с поиском интересных книг.
-
При этом они активно пользуются различными ресурсами и рекомендациями.
-
Взгляды на то, как изменилось качество произведений с переходом в интернет, среди читателей разделились. 40% считают, что уровень упал, 25% — что стал выше, 30% вообще не заметили никаких изменений.
-
Интересно, что почти половина респондентов пробовали писать сами. Кто-то даже отправлял в издательство и зарабатывал на своих текстах в сети.
-
При этом только 32% респондентов среди читателей считают, что найти издателя в современном мире стало сложнее.
Писатели
-
В основном ответили писатели из нового поколения, начавшие писать уже в эпоху интернета и электронных книг.
-
Согласно опросу, институт литературных агентов не существует как класс.
Хотя знакомые из издательств утверждают, что есть в России и литагенты, и их объединения. Просто масштабы этого явления довольно скромные, значительно меньше, чем в Европе.
-
Долгосрочные договоры тоже не очень распространены, и есть лишь у 30% респондентов.
-
Лишь 30% авторов ощущают, что дохода от писательской деятельности достаточно для их комфортной жизни. При этом лишь двое из ответивших на этот вопрос положительно имеют долгосрочный договор с издательством.
-
65% респондентов столкнулись с тем, что с переходом литературы в интернет, тиражи на бумаге стали падать. Это стало ощутимо в период между 2005 и 2010 годами.
-
Почти все респонденты получают доход с продажи своих электронных книг.
-
При этом почти все публиковали электронные версии своих произведений сами, лишь в нескольких случаях это делал издатель
-
30% респондентов считают, что площадки незаконно продают их электронные книги. Трое из ответивших уверены, что их книги незаконно продаются на самой популярной из площадок, торгующих книгами.
Добавлю здесь от себя. Мне действительно интересно, кто стоит за этой ситуацией. Судя по статистике посещаемости, у платформы должно быть достаточно честного дохода, чтобы не идти на такие правовые риски. За незаконными продажами также может стоять издательство — выложили книги от себя, а автора не уведомили и не платят роялти. Либо какой-то человек выложил книги от лица автора. Впрочем, может и действительно сама площадка. Если так, это меня сильно расстраивает.
Знакомая журналистка посоветовала тем, кто столкнулся с такой ситуацией, обратиться в Российское Авторское Общество. Возможно, они смогут взять на себя разрешение этого конфликта.
-
Абсолютно все респонденты утверждают, что их произведения доступны на пиратских ресурсах. Судя по всему, все усилия по борьбе с пиратством никаким успехом не увенчались.
Впрочем, если вернуться к опросу читателей, то можно увидеть, что значительно выросла осознанность людей, и они покупают книги, даже имея возможность скачать их за бесплатно. Возможно, уже и нет такой большой необходимости в юридической борьбе с пиратством.
-
Среди респондентов-авторов 55% относятся к пиратству негативно, остальные — нейтрально. При этом 36% признаются, что сами читают книги с пиратских ресурсов.
-
Писатели в оценке изменений качества литературы более солидарны, чем читатели. 60% считают, что уровень упал, 30% — что не изменился.
-
Все писатели также являются и активными читателями; читают и бумажные, и электронные книги; 50% испытывают трудности с поиском книг.
Вопросы для писателей с развернутым ответом.
Ответы приведены без редактирования, с авторской орфографией и пунктуацией.
Чего не хватает Российской книжной индустрии.
-
Грамотных писателей и нормальных редакторов. Тексты должны проверяться на наличие сюжетных дыр и нелогичность повествования.
-
Разнообразия жанров
-
Издателей, которым не страшно доверить свою книгу
-
Поддержки издательствами неизвестных авторов
-
Продвижения
-
Книг без засилья жести, кровищи, насилия, ненастоящей любви
Сложно ли было найти издателя на первое произведение? Расскажите как это было.
-
Я не рассматриваю издательства, потому что меня не устраивает процесс и условия сотрудничества, которые они предлагают.
-
Мои рассказы были прочитаны людьми, имеющими отношение к издательству
-
Разные издательства обращались сами, первые 3 раза не договорились по разным причинам. В 2023 вышли 2 книги в бумаге, больше не планирую
-
Меня издатель нашел по конкурсным работам. Я предполагаю, они «хантят» все более-менее качественные книги новичков. Издателя найти легко, главное понимать ЧТО ты пишешь, ДЛЯ КОГО и ЗАЧЕМ. Замечательные авторы, которые создают романы о прошлом столетии, но при этом сами ничего подобного никогда не читали и не хотели читать, прекрасные товарищи, вываливающие в СИ свою автобиографию, и гении пера, которые пишут любовные романы, но стесняются сцен поцелуев, заменяя их научными рассуждениями о ракетостроении, издателя не найдут. Это все относится к неформату. Неформат — это произведение которое само не определилось, для чего оно существует. И даже если оно написано грамотным русским языком, это не увеличивает его ценность.
-
Я не искала никаких издателей, на кой они мне? Электронка выгоднее.
-
Легко, но разочаровывающе
-
Пока что невозможно, издатели сейчас смотрят на подписчиков в соцсетях и отсеивают писателей не-блогеров с маленькой аудиторией
-
Полностью самостоятельно и долго
Как сейчас быть молодому автору? Как выйти на издателя? Нужен ли издатель?
-
Издатель нужен, но выйти на него бывает очень сложно. Приходится полагаться на везение (конкурсы, встречи на конференциях с издателями) или оплачивать питчинги. Самотеком попасть в издательство шансы невелики. Чтобы был хотя бы шанс, нужно уметь писать сопроводительное письмо и синопсис в правильном, удобном издателю формате, и эту информацию приходится вылавливать по каналам и чатам писателей и редакторов, причем иногда требования одних редакторов противоречат требованиям других.
-
Не очень нужен
-
Идти в самиздат и качать соцсети. Сначала аудитория, а потом продажи.
-
Нет, бумага только самолюбие тешит)). Элетронка стабильнее, приносит доход лучше у большинства известных мне авторов.
-
Писать больше, сами найдут
-
Нужен. Но найти трудно
-
Зависит от жанра и целей. Если вы пишете детские сказки, очевидно, в си вам делать нечего (дети не читают электронки, это вредно для зрения). Если вы пишете современные любовные романы или фантастику, то бумага вам принесет три копейки, а вот электронка позволит спокойно жить и заниматься любимым делом. Если вам нужен издатель, приготовьтесь обивать порог крупного холдинга, который печатает литературу, похожую на вашу. Если такого нет, кстати, то это не вы новатор, а у вашей книги проблемы с самоопределением, либо вы вообще написали что-то не то. Если в си вашему жанру комфортно, работайте там. В любом случае, молодой автор должен быть готов к долгой и упорной работе. Если какой-то идиот сказал ему, что писателем быть легко… Что ж, жаль разочаровывать. В современном мире писатель должен иметь навыки редактора, корректора, иллюстратора, маркетолога (хотя бы базово), уметь в копирайтинг и продвижение собственного творчества, общаться с блогерами и всячески развивать свой медийный образ, также сразу можно готовиться неплохо так вкладываться (стартовый бюджет для электронки сейчас будет от 10к и выше, на бумаге придется выложить больше 50к — боксы, открытки, посты, совместные чтения, рся). До первого дохода молодому писателю сейчас придется трудиться от трех месяцев до нескольких лет. Ни литагент, ни издатель пальцем не пошевелит, чтобы вам помочь. Автор должен сам постоянно крутиться, узнавать информацию, мелькать на мероприятиях. В общем, путь тернист и долог, но любимое дело стоит того. Удачи!
-
нет, сами находят
-
Не морочить себе голову издательствами и идти на Литнет или АТ.
-
Нужен. Не знаю, как выйти. Хотела бы узнать)
-
Лучше сначала самостоятельно раскрутиться
-
Только пытаться опубликоваться через опен-коллы и конкурсы
-
Сам — лучший издатель
Выводы по результатам опросов.
В целом результаты опроса соответствуют моему видению, описанному в начале статьи. Однако есть несколько нюансов, которые привлекли мое внимание.
-
Среди респондентов-читателей лишь 45% читают книги, не издававшиеся на бумаге. При этом существуют еще люди, менее активно пользующиеся интернетом и не попавшие в выборку. То есть среди всех читателей такие книги доходят лишь до 30% аудитории.
Тогда как многие авторы от издания на бумаге принципиально отказываются. Получается, что большинство произведений не доходит до большинства читателей.
Вероятно, в будущем этот баланс будет смещаться.
-
Грань между писателями и читателями стирается. Многие люди пишут и выкладывают свои произведения, хотя писателями себя не считают. При этом среди тех, кто ответил на опрос для писателей, были и те, кто никогда не издавался и не зарабатывал на своих произведениях. Могу лишь предположить, что такое самоопределение зависит от того, насколько значимым для человека является его творчество.
-
В основном люди не чувствуют никакого кризиса в художественной литературе. Это ощущение оказалось моим субъективным. Хотя многие и замечают, что качество произведений стало ниже.
-
Многие испытывают проблемы с поиском книг. Это меня исключительно радует. Значит, не зря мы делаем наше приложение.
-
Авторы вынуждены быть блогерами. Это, вероятно, сказывается на выборке произведений, которые доходят до читателя.
Предложения к рынку
Не знаю уж на кого направлены эти предложения. Возможно, со временем наше собственное приложение раскрутится, и у нас появятся ресурсы, чтобы эти предложения реализовывать самостоятельно.
-
Каждый должен заниматься своим делом. Писатель — писать, издатель — издавать, маркетолог — продавать. Прекрасно, что сейчас писатель может все это делать самостоятельно. Но как быть с теми, кто не может? Я бы очень хотел читать не только произведения писателей-блогеров, но и тех, кто десять лет сидит на своем уединенном маяке посреди океана и кропотливо пишет нечто эпохальное, совсем не общаясь с людьми. Мне видится, что спасти ситуацию могли бы литературные агенты. Я бы очень хотел, чтобы этот институт активно развивался.
-
Давайте воскрешать оффлайн библиотеки. Библиотеки — это прекрасно. Уверен, что люди с удовольствием будут брать в них книги. Если появится соответствующий современным реалиям сервис. Последние годы на модернизацию библиотек выделялись большие деньги, и их перестроили в коворкинги. Это лучше, чем ничего, но мне лично хотелось бы сохранить именно библиотеки.
Я вижу, что это должно работать так. Я хочу прочитать книгу. Захожу на сайт/приложение библиотек России, выбираю город, ввожу название книги, получаю список библиотек, в которых она есть. Нажимаю кнопку “Заказать”. Далее мне доставляют книгу, или я забираю ее лично. При этом читательский билет не нужен, достаточно небольшого депозита. Если книга не возвращена в срок, стоимость автоматически списывается с депозита.
Эта концепция настолько удобна и актуальна, что для ее реализации участие государства не обязательно. Такие библиотеки могут прекрасно существовать в рамках коммерческих компаний.
-
И конечно — нужна хорошая рекомендательная система. Которая, сможет найти хорошие книги из числа не изданных на бумаге, и предложить их тем, кто не привык такие книги читать. Да и в целом помочь с поиском книг.
С этой задачей мы справимся. Наше приложение “Что почитать?” уже на этапе тестирования и скоро будет выложено в бета доступ.
А пока подписывайтесь на наш канал и следите за новостями проекта.
Спасибо за внимание!
И огромное спасибо тем, кто принимал участие в опросах.
Приложение. Результаты опроса
Читатели
Писатели
На этом все 🙂
Еще раз спасибо за внимание! Подписывайтесь на наш канал и следите за новостями проекта.
ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/articles/849002/
Добавить комментарий